И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 20. Ветхозаветные пророчества о воскресенiи мертвых

– Христосъ воскресе!

– Воистину воскресе!

– Тридневный из гроба. Я хочу сказать, что приятнее для человеческого слуха приветствий не может быть, как вот эти слова: Χριστός ἀνέστι – ἀληθῶς ἀνέστι!

҆Αλήθεια– истина: воистину воскрес действительно, не призрачно, не как-то, а воистину!

И вот буквально дня четыре-пять мы ещё находились в Страстных днях, в Страстной Седмице. И никто не предполагал, если взять вот то время, когда происходили эти события, что Суббота завершится таким событием, как Воскресение Господа.

Вот в 15-й главе 1-го послания к Коринфянам говорится о том, что воскресение по телу для греков было проблемой. Да, воскресение духа, воскресение души, предсуществование души они, как платоники, как неоплатоники, допускали; но, чтобы человек воскрес по телу, от которого ничего не осталось, которое стало пищей червей или пищей огня, рассеяно было по пространству, по воде, над горами и чтобы это тело своими элементами соединилось в ту личность, какой она когда-то принадлежала, – это казалось невозможным и недопустимым.

Поэтому все стрелы лукавого были направлены против догмата о Воскресении. И то, что совершили на эту тему богословы либерального направления – я имею в виду немцы – после них атеистам делать нечего: читай, <смотри> по телевидению, делай окончательные выводы – вот вам атеизм чистой воды. Почему так? Да потому что с воскресением Христа религия или стоит, или падает. Если Христос не воскрес, – скажет Апостол, – то мы самые несчастные из людей, и вера наша тщетна (см. 1Кор. 15:17–19). Мы придумали себе иллюзию и тешим себя, что вот есть какое-то посмертное существование, в то время как ничего этого в действительности нет.

Откройте книгу Премудрости Соломона и посмотрите, как рассуждали люди в то время. Премудрость Соломона, и в ней надо нам найти (Господи, помилуй, и дай, и дай, Господи, найти!) 2-ю главу. Её нет в неканонических Библиях, протестантских – они не включают одиннадцать книг, – но вот нужно читать по этой Библии, по полной. 2-я глава: «Неправо умствующие говорили сами в себе: коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях нашихдым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснеттело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его. Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается [Вывод отсюда: будем же наслаждаться настоящими благами, <ибо в таком случае> целью жизни является гедонизм – наслаждение, разумное наслаждение]. Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться міром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; и никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении. Везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий».

Вот по таким стандартам хочет жить, да и живёт по существу весь мір сейчас. Человек не должен и мгновения находиться наедине с собой и задумываться над чем-то. А вот – наслаждение. Наслаждение, развлечение – неприлично говорить о смерти, о религии, о вере. Особенно в компании. Это личное дело каждого, поэтому поднимать эти вопросы, и будоражить, и тревожить <человека нехорошо>. Вот, последние парламентские решения во Франции – устранить во всех школах абсолютно все знаки религиозного культа; в том числе устранить и все кресты.

Этим арабкам надо запретить носить их платки, и <представителям других вероисповеданий указать вести себя соответственно с новыми требованиями закона>; в этом плане полное должно быть равенство перед законом и никакого приоритета для <каждой> стороны в зависимости от того, какую она религию использует: это частное дело; и в Англии договорились до того, что нельзя требовать от члена Церкви – признаёт он Христа своим Искупителем и Спасителем или нет. Это его личный вот уже вопрос. Под влиянием чего?

Вот, давным-давно уже растворили христианство в гуманизме, а гуманизм – он порождает и атеизм. Потому что человек – мера вещей, и вот заметьте – почему все гениальные люди, как правило, пантеисты? Как правило – все пантеисты. А вот потому, что они плетут религию из самих себя. Они обожествили себя, свой разум. Посмотрите, какие у них возможности умственные. Вообще – какие умственные способности у человека! Вот он плетёт религию из самого себя: «человек – мера вещей».

Он проецирует себя на Бога: он, <человек,> ведь должен иметь идеал, и этот идеал находит в самом же человеке, но только в превосходной степени. И если человек сильный, то Бог всесильный; если человек знающий, то Бог всевѣдущий. Вот он наделяет самого же себя атрибутами в превосходной степени, и в религии он поклоняется самому себе. Никакого надмірного Существа – Существа <вне материального міра>. Или деизм.

Вот деизм тоже: Бог, как Творец, оставляет мір и о нём не промышляет. В міре действуют законы – и ничего больше. Не будем втягивать в наше горе, в наши дела Бога. Всё совершается по неизменным законам. Отсюда до учения о фатуме, о судьбе, о роке, о случае – вот, один шаг. Если нет Промысла, то кто же управляет міром? Случай, рок. А рок – он безлик, он не разбирается: награждает или унижает кого – без всякого тут размышления о заслугах и недостатках. Вообще, мысль о воскресении в Ветхом Завете мало была открыта. Отдельные только пророчества есть, но это опять- таки пророчества, а по сути тексты очень многие говорят о том, что со смертью человека заканчивалось его бытие. Давайте посмотрим некоторые на этот счёт тексты. Откроем псалом шестой.

Шестой псалом – это первый псалом в Шестопсалмии: «Господи! да не в ярости Твоей обличай меня» Вот шестой стих: «ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» – вопрос. Ответ: Никто. Со смертью заканчивается всё: «в смерти нет памятования о Тебе». Открываем 29-й псалом.

Находите 29-й псалом. Смотрим. Читаю с 9-го стиха: «Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа моего умолял: “Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою? <...>» Вопрос. Вопрос – пророку не открыто.

Смотрим 93-й псалом. 93-й. Находим 93-й псалом и смотрим 17-й стих: «Если бы не Господь был мне помощником, вскоре бы вселилась бы душа моя в страну молчания». Вот вам конец: Адис – страна молчания. Посмотрим 87-й псалом.

87-й. Что здесь мы найдём? Читаю вам, чтобы понятно было, с 4-го стиха: «ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный,как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил меня».

Смотрим 113-й псалом. Это отмечайте: 113-й. И находим с вами в 113-м псалме 25-й стих: «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы живые будем благословлять Господа отныне и вовек». Вот даже такому пророку, как Давиду, и то не всё было открыто. Вот, если собрать эти все тексты – так вот это только несколько их, – что и сделал Уриель д'Акоста, предшественник Спинозы, вот он и говорит: пожалуйста! Само Писание говорит, что воскресения нет. Со смертью физической заканчивается бытие человека.

Посмотрим, как этот вопрос рассматривал Иов. Вот эвтаназия, вот решается вопрос: а не разрешить ли человеку самому определиться со своей жизнью? А ведь предсказано это уже было всё, и он бы <Иов> мог это над собой это сделать, и совет ему давала жена: похули Бога и умри. Где вся твоя праведность? Где твои добродетели? Похули Бога и умри (см. Иов. 2:9), – потому что по закону за хулу полагалась, значит, смертная казнь. Ты умрёшь – Бог тебя поразит. Что он ей говорит? Ты говоришь как одна из безумных (см. Иов. 2:10). А ведь она ему по существу-то рекомендует вот это – над чем сейчас работают в парламентах. «А почему бы не разрешить?» Смотрим 3-ю главу. В 3-й главе Иов проклинает день своего рождения. И что он говорит? 11-й стих: «Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром [это намёк на пирамиды, на мавзолеи, на места захоронения, какие по религиозным представлениям своим делали себе египтяне и другие], или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. [И вот он рисует – что же там:] Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат крика приставника. Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего. На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душою, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком? [Ну, возьмите положение всех людей недвижимых! Недвижимых. Вот спортсменов: сломал позвоночник. Пришли, поздравили, букет цветов, – и ушли, и он больше не нужен. И вот он лежит годами – с иссохшими конечностями – и не может, и не имеет надежды, что встанет и пойдёт. На что дан страдальцу свет, путь которого сокрыт, и которого Бог окружил мраком?] Вздохи мои предупреждают хлеб мой, и стоны мои льются, как вода, ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне». – Конечно, после такого-то богатства и славы, какие были у Иова!

Но в самой категоричной форме – категорической форме – этот вопрос поставлен в 14-й главе. Это – вопрос всего Ветхого Завета. Открываем с вами 14-ю главу и смотрим. Смотрите, какое он берёт сравнение, во-первых. Читаю с 7-го стиха: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок, и потом вспомнил обо мне».

А вот вопрос: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» Вот. Вопрос всего Ветхого Завета: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена. Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих <...>». Вот пожелание Иова.

Откройте – смотрим пророка Исаию. За Иовом идёт Псалтирь, а потом идут пророческие книги. Открываем 8-ю главу Исаии и находим 19-й стих: «И когда скажут вам: “обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, и шептунам и чревовещателям”,тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мёртвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». Вот вам ответ, к кому нужно обращаться: не к экстрасенсам, не к спиритам, не к ясновидящим – ни к каким целителям, – а к Откровению и его свету. Обращаются ли к вызывателям умерших и к чародеям?

А вот, между прочим, если бы не было, что вызывать, то чего же тут и вызывать-то? А вот закон запрещал. Категорически – чревовещание, и некромантию, и хиромантию – и запрещал, вот, спиритизм. Если от человека ничего не осталось – что же вызывать? Значит, вот это косвенное доказательство, что есть, что вызывать, что от человека остаётся субстанция, которая продолжает своё существование, хотя тело становится пищей червей. А вот то, что и тело-то станет <другим>, и возобновит своё существование, – вот эта проблема никак <не решается> без откровения: люди преодолеть не могут.

Смотрим 38-ю главу Исаия, 38-я глава. В этой главе дана прекрасная молитва Езекии, царя Иудейского. Пророк Исаия приходит к нему и говорит: «Сделай завещание о доме твоём, ибо ты умрёшь». Вот когда он услышал эти слова, он повернулся к стене и произнёс такую покаянную молитву, с такой силой, что Бог его услышал, и отменил Своё решение, и продлили ему жизнь ещё на 15 лет. Вот эта молитва, 10-й стих: Я сказал в себе, – вот не нужно кричать, вслух молиться – всё это он сказал внутри себя. Бог эту внутреннюю молитву и услышал. Из глубины воззвах Тебе, Господи! (см. Пс. 129:1). Из глубины сердечной.

«Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых, не увижу больше человека между живущими в міре; жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину. Я ждал до утра; подобно льву, Он сокрушал все кости мои; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину <...>». Ну вот, на его такую молитву Господь продлил ему дни.

63– ю главу откройте Исаии. И в этой главе мы найдём такие стихи – читаю с 15-го: «Призри с небес и посмотри из жилища святыни Твоеяй и славы Твоей: где ревность Твоя и могущество Твое? благоутробие Твое и милости Твои ко мне удержаны. Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: “Искупитель наш”».

Но вот если есть Авраам, если есть Израиль, то саддукеям, которые как раз отрицали жизнь будущего века, наличие души, вот – Господь и ответил этими словами: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Он не будет соединять Своё имя с людьми, от которых осталась только историческая память. Поэтому Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых (см. Мф. 22:32). И они замолчали.

И однако, и у пророков есть прямые указания на воскресение из мёртвых. И давайте в первую очередь опять посмотрим одно из самых ярких этих пророчеств в книге Иова. Оно одно, это пророчество, в 19-й главе. Открывайте 19-ю главу, и вот – 25-й стих: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаивает сердце мое в груди моей!» – от радости, от сладости, от того, что ему было открыто: я узрю Его сам. Мои глаза, не глаза другого увидят Его. Он восставит распадающуюся кожу мою сию.

Давайте посмотрим Исаию и найдём – да! <сначала> 15-й псалом у Давида давайте откроем. 15-й псалом у Давида, и вот этот псалом – мессианский, очень важный. Его использует в первой своей речи в День Пятидесятницы, после воскресения Христа – уже это событие произошло, – Апостол Петр в проповеди (см. Деян. 2:25–28). Давид пишет – 15-й псалом, 7-й стих: «Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя». Вот это очень важное указание: даже и ночью учит меня внутренность моя.

Вот дар Иисусовой молитвы, дар сердечной молитвы, которую стяжал пророк. И его молитва не прекращалась и ночью, и внутренность учила его и ночью. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление». Вот Пётр приводит эти слова и говорит: они никак не могут относиться к Давиду, потому что гробница с его прахом у нас до сих пор. Идите в Царскую долину, и там гробница Давида. Но как пророк, которому Бог обещал и открыл, что Он посадит от чресл его на престоле Христа – с клятвой это было сказано, Он это сказал о воскресении Христа – что не оставлена будет душа Его во аде, и Он не даст святому Своему увидеть тления (см. Деян. 2:29–32).

И действительно, вот проводится аналогия между первой Субботой, когда Господь сотворил мір, и почил от дел міротворения, и благословил этот день, и Субботой, которая вот была Великая, когда Он субботствует – упокоился – почему? Да потому что накануне в Пятницу Он совершил дело нашего спасения, воссоздав нас на кресте крестом и смертью. А телом? Телом находился во гробе, но, поскольку Его тело не имело греха, оно не подверглось тлению – а в том климате тело подвергается тлению буквально через несколько часов. Значит, <это доказывает нам, что Христос был действительно по человеческому Своему естеству безгрешен>.

А душою где Он был? А душа с Божеством сошла во ад. И вот ад-то и думал, что заглотал очередную жертву, но оказалось, <ему> Эта Жертва не по силам. Эта Жертва – душа Христа, над которой не тяготело проклятье. Вот над всем міром тяготело проклятье, а над Христом – как Сыном Человеческим – такого не было. Поэтому Его изблевал, образно говоря, ад, как некогда изблевал Иону кашалот – таким, каким принял: Изъ утробы Іону младенца изблева морскій звѣрь (см. Ирмос Канона Рождеству Христову), – как младенца изблевал. Он не сварился там – а ведь пробыл три дня – и вышел таким, каким был. Так и Христос: разрушил царство адово, вывел всех, кто верил в Него до этого. И Предтеча ведь там был, и Давид, и Авраам, и все святые шли; и их души ад удерживал. А вот душу Христа, как тех святых, ад не мог удержать, ибо над ней не тяготело проклятье.

Но всё-таки смерть Он вкусил, и смерть разделила Его душу с телом. И вот телом Он живоноснымъ сномъ (см. Синаксарь во Св. Вел. Субботу) почивает во гробе, а душой с Божеством находится во аде и там проповедует. Вот мы видим воскресение Христово: ворота, запоры, вереи валяются в стороне – Он разорил царство тьмы, темнообразное царство, все адовы глубины; и вот существует определённое верование Церкви, что всё находящееся и сейчас в преддверии ада в день воскресения Христа также получают облегчение. Какое-то облегчение, потому что, если я сойду во ад, – и там Ты. И если я опущусь в морские бездны – и там рука Твоя удержит меня (см. Пс. 138:7–10). Поэтому Ориген вот высказывал смелую мысль: наступит всё-таки время, когда Господь простит всех; в том числе обратится и покается и тёмное царство во главе с диаволом.

Но вот эта мысль о всеобщем апокатастасисе не воспринята и осуждается Церковью, а как будет в действительности – это такая тема, которая нам не открыта, и лучше не спекулировать на ней; и блаженный Августин, своим могучим умом ворочая вопрос о происхождении зла, сказал, что я счёл необходимым поговорить с вами об этом, показав, от каких вопросов человеку следует воздерживаться. Вот любопытство просто не даёт нам покоя, но надо его пресечь волевым усилием. Не открыто нам. Не открыто. Есть теологумены, святоотеческие мнения, – и то они делали это с великой осторожностью по неусыпной просьбе своих учеников, дабы не угасить у них желание, вот, знать Священное Писание. Они иногда соглашались и отвечали на трудные вопросы, как это делал Феодорит. А лично для себя, – сказал, – он бы никогда этих вопросов и не поднимал.

26-ю главу от Исаии откройте. Пророк Исаия, и найдите 26-ю главу, 19-й стих: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов». И земля извергнет мертвецов! В Великую Пятницу, а считайте: вечером это уже Великая Суббота – после того как было Изнесение Плащаницы, она устанавливается посреди храма – Богослужение завершается только посреди <храма >. И перед Плащаницей читается пророчество Иезекииля. Пророчество Иезекииля, 37-я глава.

Откройте 37-ю главу. И не случайно – ведь это дело читается как раз перед Плащаницей: «Была на мне рука Господа [37-я глава, Иезекииль], и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля [То есть вывел меня духом: человек может сидеть дома или лежать в постели, а духом находиться за тридевять земель от этого места и видеть вот то, что он видел, – и поставил меня среди поля], и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот, весьма много их на поверхности поля, и вот, они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “<кости сухие! слушайте слово Господне!” Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что ЯГосподь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. Ия изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:1–10).

Вот такая картина. Церковь недаром читает её вот как раз перед Плащаницей как указание на всеобщее воскресение мёртвых. И вот пусть плетут афинейские плетения люди, которые не признали при жизни во Христе Начальника жизни и смерти и сейчас не хотят слушать свидетельства Церкви на весь мір: «Христос воскресе!»

Вот пускай и ломают голову и объясняют, почему гроб-то оказался пустым. Ведь гроб-то оказался пустым! И какие только теории не сочинили: и теорию воровства, и теорию мнимой смерти, и визионерскую теорию – что Он воскрес не в действительности, <а в> воображении Своих учеников. Ну чего-чего только не сплели. И всё это не <объясняет произошедшего> всё это, знаете, вот чтобы не признавать Действительности Воскресения>! Вот чувствуют, что с Воскресением стоит и христианство: если Христос не воскрес – действительно ведь трагедия!

Трагедия. Мы самые несчастные из людей, – скажет Апостол, – и вера наша тщетна. Надеялись на Него, как на Искупителя, а это, видите ли, один из смертных, пускай и гениальных, людей. Гениальность ещё никого не спасла. Гении, как правило, и злодеи – и в злодействе гении.

Даниила откройте, пророка. За Иезекиилем Даниил, и вот вам, пожалуйста, у Даниила 12-ю главу. И вот, во 2-м стихе мы читаем следующее: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правдекак звезды, вовеки, навсегда. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее и умножится ведение».

Вот такая проблема стоит для многих, даже христиан, по сие время. Вот не верят в своё посмертное существование: «Как же может быть, если моё тело распалось на те составные элементы, которые встречаются в земле. Вот сожгите труп – мы на восемьдесят процентов – Н20 – формула воды. Остальные проценты – это те металлы, которые встречаются и в земле. Тут и железо, и кремний, и магний, и всё что угодно есть. Вот исследуйте золу после человеческого трупа: ничего там нет такого, что бы свидетельствовало о его вечной жизни. Что мы должны на это сказать? Мы должны сказать, что это, действительно, тайна. Она в Ветхом Завете не открывалась сразу, но чем ближе к Новому, тем больше и больше прояснялось, так что уже в Маккавейских книгах мы встречаем определённые указания. Скажем, после одной битвы Иуда Маккавей посылает деньги в Иерусалим – в жертву на Храм для поминовения воинов, убитых в битве (ср. 2Мак. 12:43), – значит, вот уже определённое верование в существование посмертной жизни. В существование посмертной жизни.

Так же и в 12-й главе 2-й Маккавейской книги тоже передаётся об этом (см. 2Мак. 12:38–45). А вот мать Маккавеев, Соломония – она укрепляет их в вере и боится, чтобы только они не отреклись, и говорит им о вечной жизни (см. 2Мак. 7:20–23, 27–38).

Поэтому не нужно дорожить этой жизнью. Не нужно напрашиваться на страдания, проявлять здесь самоволие такое, которое, как правило, у самовольных таких мучеников заканчивалось отречениями; но если они придут – не по нашей воле, то вот здесь каждый должен проявить веру от дел своих: какая вера, какая крепость. И мы видим, что крепость-то, вот, в наших новомучениках была как и у древних. Вы почитайте: два тома Данилушкин выпустил. Вот два таких тома в красной обложке: Новомученики. Святые, канонизованные в двухтысячном году на Соборе13.

Вот отец Георгий Митрофанов. Знаете – он преподаёт <историю Русской Церкви>. Кстати, он защитился и стал магистром богословия! Защитил магистерскую работу. Вот он состоит в Комиссии по канонизации святых14 – так вот, всё новые и новые поступают материалы о новомучениках.

О новомучениках идут такие свидетельства прекрасные, что мы вот <только удивляться можем>! Диптих этот нужно и увеличивать, и увеличивать.

Вот это основные такие тексты, которые говорят о том, что никак не могли – и Марфа-то с Марией не могли <поверить>:

– Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Он говорит:

– Воскреснет брат твой.

Она не допускает и мысли, что это сейчас произойдёт:

– Знаю, что в воскресение мертвых, – относит вот на конец веков, на παρουσία – на Пришествие в конце міра. Но вот слова: Ідѣ положисте Его? – слова человека. Спрашивает как человек. Лазарь! Гряди вон! – воскрешает как Бог (см. Ин. 11:1–46). Поэтому вот это воскрешение Лазаря удостоверяет всеобщее воскресение. В тропаре так и поется: Общее воскресеніе, – вот, – <преждѣ Твоея страсти увѣряя>, – удостоверяя, – изъ мертвых <воздвигл> – воскресилъ, – ecu Лазаря, Христе Боже15. – Удостоверяя, что будет всеобщее воскресение, Ты воскрешаешь Лазаря.

В 1-м Послании к Фессалоникийцам определённый даётся ответ на эту тему. В 4-й главе мы читаем следующее – 13-й стих: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним». Вот посмотрите, в зависимость от чего ставится: если мы веруем, что Иисус умер и воскрес. Никаких других доказательств мы с вами не имеем: всё отводится на веру. Вот поэтому без веры нет и чуда.

И, когда комиссия, которая издавала юбилейное издание «Жития святых» Димитрия Ростовского – вот эти XII томов Четьи-Миней, – и там действительно ведь есть в житиях такие чудеса, которые смущают верующего-то человека – небывалые, похожие на эти <сказки>, на фантазии. И вот говорили: стоит ли вот эти чудеса включать? Может быть, их не включать в повествование, в ткань эту? И вот Василий Осипович Ключевский выступил – хотя он и не в сане был, а выступил, – что надо включать. А почему? Да потому что с уменьшением веры уменьшаются и чудеса; а у неверующих – у них вообще чудес нет. С уменьшением веры. Так вот, если вы верите – то вот так.

Дальше. «<…> то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещеніи, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами». Вот, что он сказал тогда.

Теперь откройте Евангелие от Иоанна, 5-ю главу. И на этом мы закончим эту тему, которая связана вот с воскресением из мёртвых. В 5-й главе Господь говорит – смотрите, что Он говорит, – 21-й стих: «Ибо как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца <...> Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие злов воскресение осуждения». Вот нам никаких свидетельств на эту тему и не нужно.

И вот в силу того что вот – такие рассуждения: а зачем продлевать бездельную жизнь, зачем на человека тратить дорогостоящие уколы, лекарства, когда <он сам хочет уже уйти из этого міра>, если он просит – удовлетворить его просьбу и прекратить его жизнь, никому не нужную, – она и ему в тягость <, и окружающим его>! Вот мы не имеем так права с вами рассуждать. В лучшем случае, если непереносимые страдания, давать просто вот наркотические обезболивающие средства; но умерщвлять – такого права не дано никому: ни врачам, ни самому человеку. Апостол Павел всю жизнь нёс эту скорбь – жало в плоть (см. 2Кор 12:7), – и как он страдал, как он говорил: Вы приняли меня как Ангела Божия, хотя во внешнем моём облике, когда я был у вас, и было это обострение болезни, и смотреть-то на меня было неприятно. Но вы не презрели страдания моего по плоти, а приняли меня как Ангела Божия и готовы были вырывать свои глаза, чтобы дать их мне (см. Гал. 4:13–15).

Очевидно, у него такое глазное <воспаление было>, глазная была болезнь, и обострение её такое, что невозможно от боли, от воспаления, было и смотреть. И он говорит: Вы не возгнушались видом моим. Ну действительно, какой это проповедник, какой это Апостол, который сам-то ходит едва живой, сам себя исцелить не может. И действительно, других исцеляли, а самих себя не могли исцелить: Трижды просил я Господа об исцелении, но услышал ответ: не проси о сем (см. 2Кор. 12:8). Вот есть болезни, которые посылаются промыслительно.

Человеку определено: болеть, не вставать с одра болезненного! А вот других исцеляет. Сам себя исцелить не может! Не нужно искать самим болезней. Если мы виновны в своих заболеваниях – некого винить. Промысл Божий нечего винить – виновны сами и должны нести эту вину свою. А вот когда они посылаются промыслительно – вот тогда это спасительно; а когда сами наживаем эти болезни – это вовсе не спасительно; но нужно тогда просто терпеть, а не озлобляться.

Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа? Вот это в слове Иоанна Златоуста на Пасху. А ведь эти слова находятся у пророка Осии! Вот пророк Осия предсказал о воскресении: ад, где твоя победа? Смерть, где твое жало? (см. Ос. 13:14). Нет. Сокрушил Господь жало смерти. А жалом смерти является грех (см. 1Кор. 15:56). Вот, как у змеи – отравляется укусом и умирает человек, так вот такой яд содержит, подобно жалу ядовитому, грех. Но поскольку в Спасителе не было не только греха, но и тени греха (ср. Иак. 1:17) – Его тела не коснулось тление, а Его душа оказалась свободной, и ад её не мог удержать, – вот в лице Богочеловека мы видим полное торжество над смертью и адом. А чтобы мы не сомневались в этом, Господь воскрешал и мёртвых – при жизни и в момент Своей смерти – многие телеса святых усопших восстали и явились многим (ср. Мф. 27:52). Вот, что можно сказать на тему о воскресении Христа и связанную с ним вот, тему о нашем всеобщем воскресении.

По-прежнему смерть косит косой, по-прежнему дней человека семьдесят лет, и большая часть их – труд и болезнь, а потом он отходит, и мы летим; кто покрепче – для того жизнь восемьдесят лет, а что сверх этого, то сплошной труд и болезнь (см. Пс. 89:10). Но вот воскресший-то Христос – Он и придаёт смысл всему нашему бытию. А так, многие не выдерживают и не могут смириться со своей кончиной: и веры нет, и вот это – трагическое состояние человека. И они не знают, что бы дали <за такое обетование>. Блажен, кто верует – легко ему на свете16 – вот блажен, кто верует. Вот за этот дар Божий – веры – надо Бога благодарить; потому что мы без веры самые слабые становимся люди. Главное – никакой надежды, сколько ни живи.

Почитайте Экклезиаста. Вот последнее, что мы должны прочесть, это Экклезиаст, 9-я глава. Псалтирь, Притчи, Экклезиаст. И вот в Экклезиасте найдите 9-ю главу. Вот его пессимистические рассуждения. Пессимистические, прямо скажем! 2-й стих: «Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы. Это-то и худо во всем, что делается под солнцем, что одна участь всем, и сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, в жизни их; а после того они отходят к умершим. Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их, и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем».

Вывод: Есть, пить с весельем, наслаждаться жизнью с женой, которую любишь во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем и – трудиться все суетные дни, потому что это – доля твоя в жизни и в трудах, какими ты трудишься под солнцем. Вот пессимизм чистой, так сказать, воды – без веры. И конечно, тугу смертную переживают все – даже святые люди переживают тугу смертную, когда приближается этот час. Вот опыт смерти. Церковь – она имеет этот опыт и является для нас великим в этом плане утешением и целительницей, потому что подаёт нам такую надежду – надежду неиждиваемую. И в основе этой надежды, – вот, Воскресший тридневно от гроба: Очистишь чувствія, и узримъ Христа блистающася, и радуйтеся рѣкуща ясно да услышимъ, побѣдную поющее17, – когда это? Когда очистим чувствие, – вот тогда узрим.

Я благодарю вас – Свѣтися, свѣтися18 мы должны петь.

* * *

13

Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших: В 2-х т. / Авторы-сост. Данилушкин М. Б., Данилушкина М. Б. – СПб., 2001 – Ред.

14

Протоиерей Георгий Митрофанов входил в состав Комиссии по канонизации святых до 2009 года – Ред.

15

Тропарь праздника Входа Господня в Иерусалим – Ред.

16

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» (слова Чацкого в пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедова) – Ред.

17

См. Пасхальный канон. Песнь 1-я.

18

Ирмос 9-й Песни Пасхального канона.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle