Глава III
Оправданию не предшествуют никакие заслуги
6. Однако они не желают, чтобы воздавалась Ему слава за то, что нечестивые оправдываются безвозмездной (gatuita) благодатью. Они, не ведая Его справедливости, хотят установить свою13. Или же, будучи вынуждаемы к этому [воздаванию славы] голосами единодушно провозглашающих [благодать) верующих и благочестивых [людей], хотя и признают, что оказывается Божественная помощь для того, чтобы можно было иметь или творить нечто праведное, но делают это таким образом, чтобы предшествовало что-либо, относящееся к их заслуге, как будто бы желают первыми дать, чтобы было воздано им Тем, о Ком сказано: Кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?14 Они полагают, что некоторые имеющиеся у них заслуги предваряют Того, о Ком они слышат, а вернее – о Ком не желают слышать: Все из Него, через Него и в Нем15. Итак, к каким богатствам относится бездна Его премудрости и ведения16, из таких богатств и богатство славы Его, [являемой] над сосудами милосердия, которых призвал Он для усыновления; и это богатство пожелал Он сделать известным также посредством сосудов гнева, готовых к погибели. И какие пути неисследимы, как не те, о которых в псалме поется: Все пути Господни – милость и истина17? Итак, неисследимы Его милость и истина, поскольку кого хочет, милует, не по справедливости, но по благодати милосердия; а кого хочет, ожесточает18, не по несправедливости, но по истине отмщения. И эти милость и истина так соотносятся друг с другом (ведь написано: Милость и истина встретились19), что и милость не препятствует истине, по которой карается заслуживающий этого, и истина не мешает милости, по которой избавляется этого не заслуживающий. Итак, разве может освобожденный хвалиться своими заслугами? Ведь если бы ему было воздано причитающееся за его заслуги, то он непременно был бы осужден. Значит, нет вообще никаких заслуг у праведных? Разумеется, есть; иначе они и праведными не были бы. Но не заслуги сделали их праведными; они сделались праведными, поскольку оправданы, но, как говорит апостол: Получая оправдание даром, по благодати Его20.
Собственная анафема Пелагия на его учение
7. Итак, хотя продолжают они оставаться врагами и неприятелями этой благодати, но вот, сам Пелагий на церковном суде в Палестине анафематствовал тех, кто говорят, будто благодать Божия дается по заслугам (ведь иначе не ушел бы он оттуда без наказания). Однако ничего другого невозможно найти и в более поздних их рассуждениях, кроме как [утверждения], что по заслугам дается та благодать, которую более всего преподает апостольское Послание к Римлянам, [написанное апостолом с той целью], чтобы оттуда как из столицы мира проповедь благодати разлилась по всей вселенной. И это – та благодать, которой оправдывается нечестивый, то есть бывший прежде нечестивым становится праведным. И потому восприятию этой благодати не предшествуют никакие заслуги; ведь нечестивым за их заслуги причитается не благодать, а наказание; да и благодать не была бы благодатью, если бы не подавалась безвозмездно, а воздавалась по долгу.
Какая благодать преподается апостолом Павлом?
8. Но когда спрашивают у них, о какой благодати думал Пелагий, что дается она без всяких предшествующих заслуг, когда анафематствовал говорящих, будто благодать Божия дается по нашим заслугам, то они пытаются ответить, что подаваемая без всяких предшествующих заслуг благодать – это сама человеческая природа, в которой мы сотворены: ведь невозможно нам было что-то заслужить до того, как мы начали быть. Пусть это лукавство будет отброшено христианскими сердцами, ведь апостол преподает вовсе не ту благодать, которой мы созданы быть людьми, но ту, которой мы были оправданы, когда сделались злыми людьми. Ведь это и есть благодать Божия через Иисуса Христа, Господа нашего. Ибо Христос умер не за никого (non pro nullis), чтобы были созданы люди, но за нечестивых, чтобы они были оправданы; поскольку уже был человеком сказавший: Бедный я человек, кто избавит меня от тела этой смерти? Благодать Божия через Иисуса Христа, Господа нашего21.
Почему один человек верует, а другой – нет, зависит от Бога
9. Однако они могут еще сказать, что отпущение грехов – это благодать, подаваемая без всяких предшествующих заслуг; ведь разве могут грешники иметь нечто, относящееся к доброй заслуге? Но и это самое отпущение грехов происходит не без какой-либо заслуги, если его испрашивает вера, – ведь не ничтожна заслуга веры (meritum fidei). По этой вере [мытарь] сказал: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику! И ушел он оправданным благодаря заслуге верующего смирения, ибо всякий унижающий себя возвысится22. Потому остается нам саму веру, от которой берет свое начало всякая праведность, почему и говорится Церкви в Песни песней: Приди и пройди от начала веры23 остается, говорю, саму веру отнести не к человеческому решению, которое превозносят эти [еретики], и не к каким-либо предшествующим заслугам, поскольку от нее берут начало какие бы то ни было добрые заслуги, но признать, что [эта вера] безвозмездный дар Божий, если хотим мы мыслить об истинной благодати, то есть о подаваемой без заслуг, поскольку, как читаем мы в том же [апостольском] Послании: Бог каждому уделил меру веры24. Ведь добрые дела совершаются человеком, а вера действует в человеке, и без этой веры эти дела никаким человеком не могут совершаться. Ибо все, что не по вере, – грех25.
Вера – дар Божий
10. И потому пусть не превозносится также заслуга самой молитвы, даже если подается молящемуся помощь для победы над вожделением ко временным вещам или же для любви к вечным благам и Самому Источнику всех благ – Богу; ведь молится вера, поданная еще не молящемуся, и если бы не была дана эта вера, он не смог бы молиться. Ибо как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? Итак, вера от слышания, а слышание – от слова Христова26. Потому служитель Христов и проповедник этой веры есть по данной ему благодати27 насаждающий и поливающий; однако насаждающий и поливающий суть ничто, а все Бог взращивающий28, Который каждому дал меру веры29. Поэтому и в другом месте говорится: Мир братиям и любовь с верой; и чтобы не стали эту веру приписывать себе самим, [апостол] тут же добавляет: от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа30, поскольку не во всех, кто слушают слово, есть вера, но в тех [лишь], кому Бог уделил меру веры, так же, как не все, что посажено и поливается, растет, но [лишь] то, чему Бог подает возрастание. А почему один верует, а другой не верует, когда оба слышат одно и то же, и, если перед их глазами совершается чудо, оба видят одно и то же – это [относится к] бездне богатства премудрости и ведения Бога31, суды Которого непостижимы32 и у Которого нет несправедливости, когда Он, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает33; ведь нельзя эти суды считать несправедливыми [лишь] на том основании, что они сокрыты.
Христианская вера действует любовью
11. Далее, если после отпущения грехов не обитает в очищенном доме Дух Святой, то разве не возвращается туда нечистый дух с другими семью, и бывает для человека того последнее хуже первого34? А что касается обитания Святого Духа, то разве не дышит Он, где хочет35? И любовь Божия, без которой никто не способен жить добродетельно, излилась в сердца наши не от нас, но Духом Святым, данным нам36. А веру эту определяет апостол, говоря: Не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью37. Ибо именно это и есть вера христиан, а не демонов, поскольку и демоны веруют и трепещут38, но разве они любят? Если бы они не веровали, то не сказали бы: Ты – Святый Божий, или: Ты – Сын Божий39. А если бы любили, то не сказали бы: Что Тебе до нас?40
Бог заранее знает тех, кто уверуют
12. Итак, вера привлекает нас ко Христу, и, если бы не подавалась она нам свыше как безвозмездный дар, Он Сам не сказал бы: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец41. Потому и немного ниже говорит: Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. И евангелист прибавляет здесь же: Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его42. И чтобы не посчитал кто-либо, что верующие принадлежат к Его предведению точно так же, как неверующие, то есть [не посчитал], что не подается им свыше вера, но лишь предузнается их воля, евангелист тотчас прибавляет и говорит: И сказал [Иисус: для того Я и говорил вам, что никто не может прийти ко Мне, если не будет ему дано от Отца Моего43. Потому и получилось, что из тех, кто слушали Его слова о Его Плоти и Крови, некоторые, не веруя, отошли, а другие, веруя, остались; ведь никто не может прийти к Нему, кроме тех, кому дано это от Отца, а потому также и от Самого Сына и от Святого Духа. Ибо нераздельны дары и действия нераздельной Троицы, но Сын, воздавая здесь почесть Отцу, не предлагает свидетельства о неком расстоянии [между Ними], но показывает великий пример смирения.
Что ответил бы пелагианам апостол Павел
13. Здесь вновь эти защитники свободного решения (а вернее – обманщики, поскольку гордецы, и гордецы, поскольку самонадеянные), намереваясь говорить не против нас, но против самого Евангелия, что другое могут сказать, кроме того, что сам апостол привел себе в возражение, говоря как бы от лица их: Ты скажешь мне: «За что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»44. Это возражение он предложил сам себе как бы от кого-то другого, приводя словно бы голос тех, кто не желают принимать сказанного им выше: Итак, кого хочет, милует, а кого хочет, ожесточает45. Потому и мы вместе с апостолом скажем подобным [людям]: А ты кто, человек, что возражаешь Богу?46 – ведь не сможем мы найти, что сказать лучше его.
Почему одни ожесточаются, а другие избавляются
14. И если поищем мы вину, [по причине которой происходит] ожесточение, то найдем ее. Ибо из-за вины в грехе осуждена вся смесь [людей]; и ожесточает Бог, не наделяя злобностью, но отказывая в милосердии. Кому не уделяется милосердие, те недостойны этого и не заслуживают этого, но скорее достойны и заслуживают того, чтобы им не уделялось [милосердие]. А если поищем заслугу для [явления] милосердия, то не найдем ее, поскольку нет тут никакой заслуги, чтобы не лишилась силы благодать, если окажется, что она не подается даром, но воздастся за заслуги47.
Нет никакой заслуги, которой приобреталась бы вера
15. Ведь если мы скажем, что вера предшествовала [благодати], и в ней заключалась заслуга, [способствующая получению] благодати, то какую же заслугу имел человек до веры, чтобы получить [саму эту] веру? Что он имеет, чего бы не получил? А если получил, что хвалится, как будто не получил?48 Ибо как не имел бы человек ни премудрости, ни разума, ни совета, ни крепости, ни ведения, ни благочестия, ни страха Божия, если бы не получил в соответствии с пророческим изречением Духа премудрости и разума, совета и крепости, ведения, благочестия и страха Божия49, как не имел бы он силы, любви и целомудрия, если бы не получил Духа, о Котором говорит апостол: Ибо вы приняли Духа не боязни, но силы, любви и целомудрия50, так точно и веры не имел бы он, если бы не получил Духа веры, о котором тот же [апостол] говорит: Имея тот же Дух веры, как написано: «Я веровал, и потому говорил», и мы веруем, и потому говорим51. И то, что получают [этот Дух веры] не по заслугам, но по милосердию Того, Кто милует, кого хочет52, [сам апостол] вполне ясно утверждает, когда говорит о себе самом: Я получил милосердие, чтобы быть верующим53.
* * *
J. -P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 874–891. Места с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vо1. 57. Р. 176–214.
Рим 7:24–25. В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию. а плотию закону греха.
См.: Лк 18:13–14; 14:11; Мф 23:12.
Песн 4(по LХХ). В Синод, пер. эта фраза отсутствует. Ср. церковнослав. пер.: Прииди и прейди из начала веры.
Рим 10:14–17. В Синод пер.: Слышание от слова Божия.
Ср.: Рим 15:16, 15; 1Кор 3:5–6; Рим 12:3.