Глава XX
Господь властвует над волениями людей
41. Я полагаю, что уже достаточно поспорил с теми, кто яростно нападают на благодать Божию, благодаря которой воля человеческая не упраздняется, но изменяется из злой в добрую, а также получает помощь, когда уже сделалась доброй; при этом спорил я так, что скорее не сам я говорил с вами, а Божественное Писание беседовало при помощи очевиднейших свидетельств истины. И если внимательно всмотреться в [слова] Божественного Писания, то они покажут, что во власти Божией находятся не только добрые воления (bonas voluntates) людей, которые Он Сам делает добрыми из злых и, сделав добрыми, направляет к благим деяниям и вечной жизни, но и те воления, которые остаются творением, принадлежащим этому веку (illas quae conservant saeculi creaturam)228. Он, когда это угодно Ему. заставляет эти воления склоняться туда, куда Ему угодно, или для того, чтобы явить кому-то Свои благодеяния, или для того, чтобы на кого-то наложить наказание по Своему суду, хотя и вполне сокровенному, но, без всякого сомнения, также и вполне справедливому. Ибо мы находим, что некоторые грехи суть не что иное, как наказание за другие грехи. Так было в случае сосудов гнева, которые апостол называет готовыми к погибели229; таково и ожесточение фараона, причем говорится и о причине его: [это совершилось], чтобы проявилась на нем сила Божия230. Сюда же относится и бегство израильтян от врагов близ города Гая; ибо в душе у них возник страх, так что они бежали, и это совершилось, чтобы грех был отмщен так, как надлежало ему быть отмщенным. Поэтому и говорит Господь Иисусу Навину: Не могли сыны Израилевы устоять перед врагами своими231. Что значит: Не могли устоять? Почему не устояли при помощи свободного решения, а бежали из-за страха, когда смутилась их воля? Не потому ли, что Бог властвует над волей людей и, кого желает, в гневе обращает в трепет? Разве не по своей воле сражались враги израильтян против народа Божия, который возглавлял Иисус Навин? И однако Писание говорит, что от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля для того, чтобы преданы были они заклятию232. Разве не по своей воле нечестивый человек, сын Геры, злословил царя Давида? И однако, что сказал Давид, будучи исполнен истинной, высокой и благочестивой мудрости? Что он сказал тому, кто хотел побить камнями злословящего? Что мне и вам, говорит он, – сыны Саруины? Оставьте его, и пусть злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. И кто скажет Ему: «Зачем Ты сделал так?»233 Затем Божественное Писание, как бы снова желая передать полное изречение царя, говорит: И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: «Вот, если сын мой, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина. Оставьте его, пусть злословит, ибо Господь сказал ему, чтобы увидел Господь смирение мое и воздал мне благостью за злословие его в день сей»234. Кто поймет и уразумеет, каким образом сказал Господь этому человеку злословить Давида? Ведь Он сказал не в смысле повеления, чтобы здесь можно было похвалить послушание, но Он по Своему праведному и тайному суду склонил ко греху волю этого человека, злую из-за собственной ее порочности, почему и говорится в Писании: сказал ему Господь. Ибо если бы этот человек подчинился повелевающему Богу, то его следовало бы скорее хвалить, чем наказывать, а мы знаем, что он был позднее наказан за этот грех. Не следует умалчивать и о причине, по которой сказал ему Господь подобным образом злословить Давида, то есть склонил или преклонил его злое сердце к этому греху. Как говорит сам Давид, [Он сделал так], чтобы увидел Господь смирение мое и воздал мне благостию за злословие его в день сей235. Вот как можно доказать, что Бог пользуется даже и сердцами злых людей для похвалы и помощи добрым. Так воспользовался Он Иудой, предающим Христа, так воспользовался иудеями, распинающими Христа. И какие блага посредством этого предоставил народам, которым предстояло уверовать! Пользуется Бог и самим диаволом, худшим из всех, – но пользуется наилучшим образом, для упражнения и утверждения веры и благочестия людей добрых. Не для Себя делает Он это, ибо Он знает все, прежде чем это произойдет, но для нас, которым необходимо, чтобы подобное происходило с нами. Разве не по своей воле Авессалом выбрал тот совет, который повредил ему? И однако сделал он так, поскольку Господь услышал его отца, молящегося, чтобы так случилось. Поэтому Писание говорит: Так Господь судил разрушить хороший совет Ахитофела, чтобы навести Господу на Авессалома всякое зло236. Писание называет этот совет хорошим, ибо он был полезен в это время, поскольку он мог послужить Авессалому против его отца, с которым он сражался, так что Авессалом смог бы одолеть его, если бы Господь, действуя в сердце Авессалома, не разрушил совета, который дал Ахитофел, и потому Авессалом отверг совет последнего, а избрал другой, который был для него неблагоприятен.
* * *
De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.
Т.е., по-видимому, злые воления.