Источник

Пост как основание всех добродетелей

Священное Писание о необходимости поста. – Пример постных подвигов Иоанна Крестителя и Господа нашего Иисуса Христа. – Воздержание в пище как признак истинных учеников Христа. – Воздержание есть плод духовный. – Пост и духовные добродетели. – Пост должен идти рука об руку с рассуждением. – Можно ли мирянам не есть мясное? – «Будем есть рыбу, но не будем есть рыбака». – Должны ли дети поститься?

Мы продолжаем беседы о добродетелях и сегодня поговорим о необходимости поста.

Как известно, фарисеи пренебрегали духовной жизнью и вниманием к себе, заботились только о соблюдении предписаний Моисеева закона, в частности о том, чтобы не вкушать пищу неумытыми руками. Обличая их, Спаситель сказал: Слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека81. Толкуя эти слова превратно, многие делают такой вывод: можно есть все, что угодно, это человека не оскверняет.

Однако далее в Евангелии этим словам дается объяснение: Еще ли не понимаете, – говорит Спаситель, – что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека82. Здесь говорится об обычае того времени не вкушать пищу немытыми руками. И в наше время есть такой обычай, но мы следуем ему только ради здоровья, а в древности иудеи придавали мытью рук некоторое мистическое значение: они считали, что неисполнение этого предписания оскверняет душу.

Мы знаем, что Предтеча Господа, Иоанн Креститель, имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед83. Последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового Завета, величайший из всех рожденных женщинами, как сказал о нем Сам Спаситель, – был необыкновенным, строжайшим постником. Он вкушал такую пищу, которая у нас может вызывать даже отвращение: ел насекомых. (Моисеев закон разрешал употреблять в пищу саранчу.) И при этом мы нигде не видим, чтобы Спаситель упрекал Иоанна Крестителя в том, что тот подвизается чересчур строго. Наоборот, Он восхвалял его и, между прочим, говорил так: Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам84. Спаситель указывал на чрезвычайный подвиг Иоанна Крестителя как на один из способов привлечь людей к покаянию, в данном случае строгостью и ревностью.

Сам Господь наш Иисус Христос, перед тем как выйти на проповедь, также необыкновенно строго постился. Сразу после крещения Иисус возведен был Духом в пустыню для искушения от диавола и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал85. Сорок дней и ночей Спаситель не только не вкушал никакой пищи, но и не пил воды. Нам это, может быть, кажется невозможным, но из церковной истории мы знаем, что некоторые подвижники, правда весьма немногие, повторили этот подвиг Господа Иисуса Христа. Например, преподобный Симеон Столпник более восьмидесяти лет провел в подвиге столпничества. Он стоял на высокой башне – именно стоял, – день и ночь молясь. Когда он в Великий пост ничего не ел и не пил, то первые двадцать дней стоял, а остальное время от изнеможения сидел, но пост не нарушил. Возле него были хлеб и вода, которые он взял, как говорится, на всякий случай, но он к ним не притронулся. Отсюда, между прочим, можно сделать вывод, что он чувствовал большую пользу от такого поста, если не оставлял его несмотря на необыкновенное телесное ослабление. При этом в обычное время, которое мы называем мясоедом, он вкушал пищу только по воскресеньям.

И если при помощи благодати Божией такой строгий подвиг возможен для людей, то тем более он был возможен для Господа Иисуса Христа. Итак, если Спаситель подготовил себя к подвигу проповеди таким строжайшим постом, то никто после этого не может говорить, что Господь будто бы пренебрегал постом и не придавал ему никакого значения. Те, кто так думает, проповедуют ложную свободу. Апостол Павел говорит: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти86. Господь даровал нам свободу для того, чтобы мы проявили к Нему больше любви, больше ревности, чем требовал Моисеев закон, а не для того, чтобы мы, воспользовавшись этой свободой, впали в нерадение, как часто это у нас бывает.

Господь разрешил вкушение всякой пищи, но в тоже время призвал и к посту. В Новом Завете верующим было разрешено многое из того, что было запрещено в Ветхом, но, несмотря на это, мы видим, что многие и многие подвижники христианского времени совершали необыкновенно строгие постные подвиги. Например, так называемые воски – подвижники, жившие в Сирии, – питались только растениями. Они носили при себе серпы, выкапывали ими корни, скашивали траву и этим питались на протяжении многих лет. Вот пример свободы истинно христианской, которую люди употребляют для того, чтобы усугубить подвиг, придумать новые способы угождения Богу, а не наоборот, чтобы впасть в нерадение и саможаление под предлогом того, что Бог есть любовь.

Приведу еще одно евангельское повествование: В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидевши это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?87. Многие, желая оправдать свое нерадение в отношении поста и не понимая, какое значение имеет он для христианской жизни, пользуются этим изречением Спасителя для того, чтобы показать доброту Господа: если ты хочешь есть, то можешь нарушить пост. Однако в этом случае не было никакого нарушения поста. Поведение учеников не считалось и воровством, потому что Моисеев закон разрешал тем, кто проходит через сады, виноградники или поля, вкушать то, что там растет, только нельзя было ничего из этого брать с собой. И в этом смысле закон Моисеев был даже более человеколюбивым, чем наши современные взгляды на этот счет. Ученики ели то, что дозволялось. А фарисеи придрались именно к нарушению субботы.

Теперь я хочу привести слова Господа о необходимости поста и о том, что воздержание в пище и пост будут признаком Его истинных учеников впоследствии, после Его вознесения. Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию88. Рассмотрим смысл этих слов Спасителя. Он ел и пил не потому, что считал воздержание в пище неважным, а потому, что желал оказаться вместе с «больными», то есть теми людьми, которые не соблюдали заповедей. Христос делал это из любви к ближним. Однако имеем ли мы право подражать в этом Спасителю? Настолько ли мы бесстрастные, чистые, святые и, главное, действительно ли в нас есть такая любовь, что мы ради ближних могли бы нарушать общепринятые правила, в данном случае воздержание в пище? Не будет ли для нас это только предлогом, оправдывающим наше нерадение? По большей части нам совершенно безразлично спасение наших ближних, с которыми мы едим скоромное под предлогом того, что оказываем им любовь. Для нас имеет значение только одно: лишь бы они на нас не рассердились, не обиделись. Спаситель говорит: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Когда же мы едим скоромное, допустим с нашими родственниками, чтобы они на нас не обиделись, разве мы думаем о покаянии? Нет, мы угождаем своей плоти.

Подобно Спасителю поступали и апостолы. Когда они путешествовали и проповедовали, они вкушали все, что им предлагали. Но они были и подвижниками. Так, апостол Павел, перечисляя свои скорби, подвиги ради Христа, говорит между прочим, что он часто пребывает в посте. Если для того, чтобы войти с людьми в близкое общение и таким образом беспрепятственно проповедовать им учение о спасении и покаянии, он вкушал всякую пищу, то в другое время, когда он был свободен от этих апостольских обязанностей, он пребывал в подвигах. Мы знаем из житий других апостолов, что они также часто уединялись, предавались строгому посту и молитве и таким образом духовно отдыхали от апостольских трудов.

Христос постоянно находился среди людей, Он не пренебрегал ни богатыми, ни бедными, ни фарисеями, ни мытарями, ни людьми, которые казались праведными, ни явными грешниками. И если бы Он соблюдал строгие правила в отношении пищи, то это бы стало большим препятствием в Его служении проповедника и пророка. Вот как можно объяснить «пренебрежение» постом Господа Иисуса Христа и Его учеников в то время, когда они пребывали с Ним.

Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?89. Здесь звучит уже прямой упрек в нарушении поста. Мы не знаем точно, но можем предположить, что ученики Иоанна Крестителя в подражание своему учителю вкушали чрезвычайно скудную пищу. Что касается фарисеев, то известно, что они постились два раза в неделю (ревностные иудеи и сейчас соблюдают такой пост). Фарисеи вспомнили про учеников Иоанновых, которых на самом деле не любили, но упомянули их для того, чтобы лишний раз упрекнуть учеников Спасителя и не противопоставить одних себя открыто ученикам Спасителя.

Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?90. Господь Иисус Христос здесь намекает на то, что Он есть тот самый Небесный Жених душ и сердец, которого ждет каждый человек. Сыны чертога брачного – это, видимо, друзья жениха, которые не могут во время брачного пира воздерживаться в пище, потому что преисполнены необыкновенной, обильной радости. Подобно этому невозможны были воздержание в пище и прочие телесные подвиги, когда с учениками был Небесный Жених, общаясь с Которым они испытывали необыкновенную радость и утешение. Эти образные слова намекают на сильнейшее чувство любви, которое ученики испытывали к Спасителю даже как к человеку. Это мы видим, между прочим, из церковной истории в описании обычая апостолов: даже после вознесения Спасителя во время совместной трапезы они всегда оставляли часть для Господа, это были чаша с вином и хлеб, и, когда они заканчивали трапезу, поднимали их и говорили: «Иисус, помогай нам», потом разделяли все это и вкушали как святыню. О чем это говорит? О том, что они всегда помнили то необыкновенное время, когда они почти неразлучно были с Господом Иисусом Христом, и желали вновь навсегда соединиться с Ним. Как ученики Спасителя, исполненные в то время такой любви и такой духовной радости, могли думать о чем-то внешнем?

Пост – это не только выражение скорби но и, так сказать, искусственное средство для того, чтобы привести себя в состояние скорби. Поскольку мы люди в значительной степени живущие удовольствиями плоти, то, вкушая вкусную пищу, насыщаясь, мы испытываем утешение, радость. Воздерживаясь от вкусной пищи, лишая себя возможности плотно поесть, мы уже не можем испытывать таких чувств. И эта вольная скорбь, как ее называют святые отцы, доставляемая телу, распространяется и на душу: человек испытывает душевную печаль, которая способствует покаянию.

Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни91. То есть когда ученики лишатся этой радости, они естественно будут скорбеть о разлуке со своим возлюбленным Господом Иисусом Христом, и, для того чтобы приблизиться к Нему при помощи покаянной молитвы, они будут налагать на себя подвиги. Ослабляя и удручая плоть, легче высвободить дух из-под власти греха.

При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой92. О чем здесь идет речь? Спаситель сравнивает пост с новой заплатой. Если мы будем приступать к посту неразумно, не исправив свою жизнь во всем остальном, то будет только хуже – подобно тому, как если бы мы к ветхой одежде пришили новую заплату. Лучше было бы эту старую одежду совсем не трогать, а заменить ее новой. Так и всю нашу жизнь нужно переменить: стяжать не только один пост, но и все остальные добродетели. Это очень важно. Мы с легкостью налагаем на себя пост, думая, что это единственная существенная добродетель, потому что она видима и ясна. Иное дело, например, научиться послушанию или внимательной молитве – это очень тяжело. Также и любовь к ближним – необыкновенно трудная добродетель. А вот пост представляется нам очень простым: не ешь – и ты уже будто делаешь нечто существенное. Но это не так.

Если мы не обновим свою жизнь, а захотим только строго поститься, то эта добродетель может причинить нам зло: породит гордость, тщеславие и в конечном счете может привести к прелести. Неразумный пост без помощи благодати Божией может крайне ослабить тело и лишить нас возможности совершать самые главные, духовные добродетели, например молитву.

Симеон Столпник, о котором мы уже упоминали, когда в первый раз Великим постом ничего не пил и не ел, то вторую половину поста лежал, а в следующие посты в эти дни сидел. То есть потом ему как будто бы легче было нести пост. Отчего? Разве он стал крепче? Нет, человек, из года в год совершающий тяжкие телесные подвиги, стать физически крепче не может. Но благодать умножилась, и она его поддерживала.

Святой апостол Павел, перечисляя плоды духовные, говорит очень мудрые слова: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание93. Таким образом, воздержание есть плод духовный. Вот что более всего имел в виду Спаситель, когда говорил, что нельзя новую заплату пришивать к ветхой ризе. Телесные подвиги святые отцы древности налагали на себя по мере возрастания в духовном отношении, когда у них усугублялось внимание в молитве, ревность, смирение и в особенности покаяние. И им легко было переносить их, даже если они были физически немощные. А вот здоровый, крепкий человек, если не имеет такой благодати, не может перенести более или менее строгого поста.

Итак, нужно обновить свою жизнь – не только строго поститься, но и приобрести все добродетели в совокупности, снять с себя ветхую ризу и надеть новую. Нужно понимать, что обновление жизни, обновление ризы добродетелей происходит при содействии благодати Божией. Не нужно чересчур уповать на себя и думать: что я захочу, то и сделаю.

Русская подвижница схиигумения Мария (Дохторова), жившая в середине ХХ века, несла сверхъестественые подвиги. У нее была благодать непрестанной молитвы и необыкновенная брань с демонами: когда она углублялась в молитву, то демоны начинали кричать, пугать ее, притом так, что люди, случайно оказавшиеся рядом, слышали их крики. Эта подвижница, чтобы, как она говорила, умилостивить Господа, наложила на себя такой подвиг: она зимой и летом носила один подрясник, ходила босиком. В то время она подвизалась в Румынии, где бывают и холода, и морозы, а послушание у нее было носить воду. Можно себе представить: человек босой и почти нагой носит зимой воду, которая, естественно, проливается, замерзает… Она рассказывала, что ее тело боялось зимы, подобно животному. Тем не менее на протяжении многих лет она этот подвиг не оставляла. Почему? Потому что благодать Божия, с одной стороны, вызывала в ней ревность, с другой – укрепляла ее на несение невероятно жестоких подвигов. Обыкновенный человек никогда этого не выдержит.

Приведу другой пример. Один священник, попавший в советский лагерь, испытывал необычайные скорби и мучения, так что впал в отчаяние. Ему во сне явился преподобный Серафим Саровский и сказал: «То, что ты терпишь невольно, я терпел добровольно: ты носишь камни – и я носил, ты голодаешь – я постился еще строже…» О чем это говорит? О том, что этот священник не мог выдержать лишений, которые преподобный Серафим Саровский, укрепляемый благодатью Божией, переносил с радостью и любовью. Поэтому пост, конечно, необходим, но соразмерно нашему духовному преуспеянию, соразмерно обновлению ризы нашей души, чтобы, наложив на себя строгий пост, мы, будучи людьми немощными, малодуховными, нерадивыми, не нанесли себе еще больший вред, и эта новая заплата не разодрала окончательно ветхую ризу наших добродетелей.

И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут94. Внешнюю добродетель, пост, Спаситель сравнивает с заплатой, а внутреннюю добродетель, молитву – с вином, которое вливается в мехи. Напомню, что фарисеи упрекали Спасителя в том, что ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, значит, здесь речь должна была идти и о посте, и о молитве. И эта вторая притча о молитве. Мы не должны вливать молодого вина в мехи ветхие, потому что молодое вино может еще бродить и бурлить и старые мехи прорвутся. Итак, нужно обновить душу и сердце, сделать их способными вынести благодать Божию. Потому что и благодать Божия, и молитва, если мы в ней будем преуспевать, пренебрегая всем остальным, может прорвать мехи: мы и благодати лишимся, и душа наша окончательно погибнет. Это страшные слова, но это так.

Впасть в гордость можно и от молитвы. Бывает, что человек будто бы преуспевает в молитве и в то же самое время совершает грубые проступки. В первое время я удивлялся: «Как же так? Человек имеет такую благодать и при этом не может справиться с собой в элементарных искушениях!» Но притча Спасителя как раз показывает, что это возможно. Известны случаи, когда подвижники, имевшие великую молитвенную благодать, впадали в смертные грехи. Например, Иаков-постник имел такую благодать, что и бесов изгонял, однако же, впал в блуд и убийство (конечно, он потом покаялся). «Как же так?!» – скажете вы. А так – человек свободен. Не было в нем окончательного, полного смирения, и потому он пал: новое вино благодати прорвало мехи его души, и он едва-едва не погиб.

Молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое95. Не будем преждевременно стремиться стяжать молитвенную благодать, а будем стремиться обновить душу и сердце, в которое благодать должна быть влита. И Господь Сам вольет ее. Если же мы будем ревностно искать только преуспеяния в молитве, то Господь, как нелицеприятный, ради нашей ревности даст нам молитвенную благодать, но из-за нашего нерадения во всем остальном эта благодать принесет нам вред, потому что мы не будем готовы ее воспринять и сохранить.

Кратко подводя итоги нашей беседы, напомню то, что мы должны усвоить. Прежде всего, не станем оправдывать себя тем, будто мы нарушаем пост ради любви к ближним, потому что мы не имеем совершенной христианской любви; далее, не будем говорить, что пост не имеет никакого значения и что главное – внутренние добродетели, потому что это не так: Сам Спаситель сказал, что придет время, когда Его ученики будут поститься, и пост будет выражением их любви к Богу, выражением печали от разлуки с любимым Учителем. А тот, кто не хочет поститься, на самом деле никакой любви к Господу не имеет – вот что обличает пренебрежение к посту.

Но мы не должны думать и так, что пост – это единственная добродетель, которая сама по себе может спасти человека, сама по себе может принести ему пользу. Но надо стремиться, чтобы она действовала в нас в совокупности с другими добродетелями и соразмерно им. Подобно тому как одежда сшита из отдельных кусков материи, так и каждая добродетель составляет ту или иную часть скроенного платья. И приобретая их все, человек благоприлично облекается в ризу добродетели. Нашу разодранную греховную жизнь одной только добродетелью не залатаешь.

Одна из высших христианских добродетелей – это рассуждение. И пост, конечно же, должен идти рука об руку с рассуждением, для того чтобы он не оказался скорее вредным, чем полезным. Существуют общепринятые посты, которые все мы обязаны исполнять. Церковный устав в отношении поста довольно строгий, сформировался он в обители Саввы Освященного. В то время считалось, что это ослабленный устав для немощных монахов, но для современных людей и даже для современных монахов он довольно строг. Поэтому будем применять этот устав с рассуждением: в чем-то будем к себе снисходить и немножко его ослаблять, но в то же время постов нарушать не будем. Здесь необходимо рассуждение. Преподобный Нил Сорский говорит, что человеческие тела по своей крепости имеют такое же различие, как железо по сравнению с воском. Поэтому одному достаточно просто не есть скоромного, другому нужно воздерживаться более строго. Кому-то можно есть сколько угодно, а кому-то достаточно есть один раз в день. И все это нужно учитывать, но так или иначе даже самому немощному, самому больному человеку хоть какой-то пост необходим. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что видел людей, которые испытывали блудную страсть и на смертном одре, и в тяжкой болезни. Если мы из-за того, что у нас простуда, начнем есть шашлыки, то от этого простуда не пройдет, а вот страсти усилятся.

Итак, пост – добродетель необходимая, но подходить к ней нужно с осторожностью. Не предпочитать ее добродетелям духовным, а понимать, что телесные добродетели всегда следуют рядом или даже следом за добродетелями духовными: за молитвой, послушанием, покаянием, смирением, любовью к ближним.

Все вы помните, что Адаму и Еве было запрещено вкушать плоды от древа познания добра и зла. Это был слабый, нестрогий пост. Любое ограничение в пище в каком-то смысле можно назвать постом. И наши прародители согрешили через нарушение поста. Древо познания добра и зла было названо так не потому, что оно было каким-то особенным. Нет, это было обыкновенное фруктовое дерево, предположительно смоква, но вкушением плода от него Адам и Ева нарушили заповедь Господа о послушании, нарушили пост и познали отличие зла и добра. Адам и Ева говорили сами себе: «Плоды этого древа так прекрасны на вид, неужели оттого, что мы вкусим один из них, благодать Божия отступит от нас? Не может этого быть». И когда они вкусили, благодать Божия от них отошла. И узнали они, что наги96, то есть телесная природа возобладала над ними, а духовная жизнь совершенно расстроилась. Так и мы сейчас, подобно Адаму и Еве, говорим себе: «Ну что страшного в том, что я в пост поем мяса? Это же не убийство и не кража». На поверхностный взгляд, ничего страшного в нарушении поста нет. Однако с людьми, нарушающими пост, не пребывает благодать Божия. Они остаются нагими от благодати, они живут только плотскими интересами, для них ничего духовного даже не существует.

Святые отцы совершенно справедливо говорят, что, как из-за нарушения поста Адам и Ева были изгнаны из рая, так и войти в рай нельзя без соблюдения поста.

* * *

Можно ли мирянам не есть мяса? И хорошо ли это?

Все нужно делать по благословению. Нет ничего плохого в том, что человек ест мясо, и нет ничего хорошего в том, что человек не ест мяса. Мясо не едят для того, чтобы ослабить свою плоть. По крайней мере, в России монахи постоянно воздерживаются от мясной пищи, для нас это только минимальное ограничение. Но для чего это делается? Человек, ограничивая себя в количестве пищи и принимая ее только в определенное время, таким образом ослабляет свою плоть и подчиняет ее духу – уму. Конечно же, не без помощи благодати Божией, потому что как бы строго подвижник ни постился, если он не будет молиться, пользы не получит. Но уповать на одну только молитву и отказываться от поста тоже нельзя. Как говорит Исаак Сирин, даже высокопреуспевшие люди если отказываются от воздержания в пище, то терпят ущерб в бесстрастии. Этот вопрос лучше решать с духовником и нужно понимать, что это делается с определенной целью. Если вы просто не будете есть мяса, то святее от этого не станете.

Трудно в конце Великого поста, глядя на красивый торт, думать: «Фу, какая гадость!» Наоборот, приходят помыслы: «Как хочется!» Значит, я уже согрешила, даже если не позволила себе съесть хотя крошку. Но ведь удержаться от таких помыслов невозможно, как же быть?

Если это единственное, что мучает человека, значит, он уже близок к бесстрастию.

Почему про торт надо думать, что он гадость? А что должна думать женщина, которая на Страстной седмице печет пасхальный кулич, она ведь тоже не может его попробовать? «Ой, какой отвратительный кулич я пеку! Ой, какой он мерзкий!» Это же глупо.

Есть разные степени бесстрастия и разные степени чревоугодия. Для нас, новоначальных христиан, прекрасно и то, что мы не нарушаем пост: пусть нам и хочется иногда съесть что-нибудь вкусное, но мы себя удерживаем и не колеблемся. А были такие подвижники, которые вкушали пищу, как лекарство, только для поддержания тела. Были такие подвижники, которые нарочно вкушали совершенно безвкусную пищу. Некоторые перемешивали в тарелке разную пищу.

Один русский подвижник, Иордан, подвизавшийся на Кавказе в ХIХ веке, ел одну только кукурузную кашу, больше ничего, даже хлеба. Можно ли испытывать от такого питания какое-то удовольствие? Один раз его ученик хотел поесть ягод, которые сам собрал, но одному ему было неудобно, и он решил предложить их старцу: мол, старцу дам и сам поем. Пришел и говорит: «Отец, поешь ягод». Старец отвечает: «Хорошо, хорошо, положи, положи». Ученик положил ягоды, они так и сгнили – старец их не тронул.

Один из египетских монахов, которые постились не так строго, как сирийские, рассказывает о себе следующее. Им выдавали на год кувшин масла. И многие подвижники это масло вообще не употребляли, через год приносили нераспечатанный сосуд. Он однажды не выдержал, просверлил дырочку и попробовал немножко масла. А потом, когда все принесли свои сосуды обратно полными, чувствовал себя так, будто блуд сотворил. Вот как они подвизались. Конечно же, про торт тут не могло быть и речи. Один египетский монах на Пасху предложил своему старцу: «Отец, сейчас Пасха, давай вкусим масла». Он имел в виду, конечно, растительное масло. Обычно они ели сухари с водой; если кто-то приносил овощи, то вкушали их сырыми – у них было запрещено разводить огонь. И вот, когда ученик предложил ему поесть масла, тот ответил: «Мой Учитель вкусил уксус с желчью, а я буду есть масло? Не будет этого никогда».

Конечно, по сравнению с такими подвижниками мы чревоугодники. Но надо же здраво смотреть на вещи. Можно ли, живя в миру, питаться так, как древние отцы-пустынники? Кто это выдержит? Даже и среди подвижников выдерживали такие подвиги лишь немногие. Мы не можем мерить себя по этим людям. Лучше мы, как говорит русская пословица, будем есть рыбу, но не будем есть рыбака. Будем есть мясо, но не будем есть мясника. Лучше мы будем есть то, что нам Бог послал, и из-за своей немощи смиряться, но не будем гневаться и осуждать ближних. Может быть, кто-нибудь когда-нибудь дойдет до такого состояния, что станет питаться одной травой и не будет вкушать масла. Но не нужно думать, что это цель. Это только средство, а цель – это исполнение евангельских заповедей. Поэтому не нужно уделять внешним подвигам, таким как пост, чрезмерно большое внимание.

Как бороться против чревоугодия при болезни желудка?

Если по болезни тебе необходима какая-то особенная еда и тебе она нравится, кажется вкусной, то это не чревоугодие. Надо просто укорять себя в том, что ты вынужден себе, так сказать, поблажать по болезни. Если будет Божие благословение, тогда и лечение поможет, а не будет благословения – не поможет.

Надо, как сказано в Священном Писании, когда заболеешь, принести жертву Богу, а потом призвать врача, ибо это ремесло от Бога. Редко так бывает, что Бог непосредственно исцеляет, в большинстве случаев надо лечиться. Конечно, прежде всего надо молиться, обращаться к Богу за благословением, а потом уже к врачам.

Если же мы совершенно отказываемся от медицины, то по большей части это происходит от самонадеянности, от чрезмерной ревности, иначе говоря от гордости.

Церковь для путешествующих разрешает послабление поста, но когда я в дороге, то никак не могу решиться нарушить пост, так как не знаю нормы и боюсь согрешить. Насколько можно без греха послабить в дороге пост?

Мне кажется, что в наше время все-таки можно соблюдать пост даже в дороге. Можно, например, купить рыбные консервы. Если уж совсем безвыходное положение, тогда можно, конечно, и нарушить, но, честно сказать, я тоже не решаюсь так делать. Правда, я по лесам, по полям не путешествую. Может, там я тоже съел бы что под руку попадется – поймал бы какого-нибудь зайца… Но у меня такого случая не было. А если мы едем в поезде или летим на самолете, то всегда можно найти что-нибудь постное или немного потерпеть.

В Успенский пост моя восьмилетняя дочь поедет в деревню к бабушке, которая является противницей постов. Что делать? Уступить бабушке или настаивать на соблюдении поста?

Если ваша дочка каждое лето будет в деревне и не будет там соблюдать пост, значит, она из года в год будет приучаться к тому, что постом можно пренебрегать. Мне кажется, нужно либо настаивать, либо, если это невозможно, не отправлять девочку к бабушке. Она, может быть, не получит пользы для здоровья, не отдохнет на воздухе, на природе, но зато не получит и вреда для души.

Как сохранить пост, если пришлось оказаться в гостях?

А вот так и сохранить: не есть, и всё. Как его еще сохранить? А почему тебе «пришлось оказаться в гостях», когда пост? Разве ты не знал, что тебя там будут угощать скоромным? Пост можно нарушить только в том случае, если мы путешествуем и нет никакой постной пищи.

Должны ли дети поститься?

Не нужно впадать в крайность и прежде времени делать из детей подвижников. Если они захотят, то сами ими станут. Лишать скоромной пищи маленьких детей, которые в ней нуждаются, плохо. С другой стороны, нужно детей приучать и к воздержанию в пище, и к посту. Тут дело не в том, чтобы они умерщвляли плоть, им это не нужно, а в том, чтобы они приучались к порядку, чтобы для них пост стал тем, что само собой разумеется.

Как поступить, если муж очень редко ходит в храм, не постится, надо ли его убеждать измениться или проще развестись?

Расторжение брака – это сложный вопрос. Конечно, нужно стараться сохранить семью. В данном случае надо с некоторыми оговорками придерживаться слов апостола Павла: «Откуда ты знаешь, может быть, неверующий муж спасется верующей женой?»97. Есть вещи, которые недопустимы. Это касается некоторых моментов супружеской близости, препятствующих деторождению.

Конечно, когда один из супругов мешает религиозному воспитанию детей, то возникают серьезные проблемы. Но и здесь принять правильное решение очень сложно. Если, допустим, мужчина верующий, а женщина неверующая и муж с ней разведется, то он тем более не сможет повлиять на воспитание детей. У нас сложилась традиция – дети, как правило, остаются с матерью, хотя из закона это не обязательно следует.

То, что муж не соблюдает поста, не ходит в церковь, не является причиной для развода. Вот если он препятствует соблюдать пост и ходить в церковь, то это можно рассматривать как причину для развода, но это еще не окончательное решение. Если же он сам не ведет церковной жизни, но и не препятствует вести ее семье, в особенности детям, то тут нужно проявить снисхождение, слишком принципиальной быть нельзя. Нужно иметь в виду, что когда женщина, даже верующая, воспитывает ребенка одна, то отсутствие мужа, мужчины, все равно отрицательно сказывается на воспитании. Так что женщине нужно очень хорошо подумать, прежде чем сделать шаг к разводу, даже если он вынужденный. А тем более не руководствоваться таким, например, мотивом: «Он мне разонравился, я его разлюбила». И принимать решение не самой, а советуясь со священником.

Еще насчет того, что супруг «не постится». Постная пища ведь может быть разной. Возможно, он против поста, потому что ему каждый день картошку в мундире дают, – и он говорит: «Я не могу больше это есть, сделай что-нибудь другое». А если ему приготовить что-нибудь вкусное, так он, может быть, и не заметит, что пост идет, и будет есть с удовольствием. Вот и все.

* * *


Источник: Я избираю простоту…: беседы с прихожанами о духовной жизни / схиархимандрит Авраам (Рейдман). - Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, 2019. - 699, [1] с.: ил. ISBN 978-5-94512-135-5.

Комментарии для сайта Cackle