«Божественный принцип» и Библия

Корни всего богословия «Церкви Объединения» находятся в книге Муна «Божественный Принцип», которая, по его словам, может разрешить «любую политическую и экономическую ситуацию в любой области».51 Эта книга якобы является «неизменной Божьей истиной»52, которая «наследует и развивает стержневые истины, открытые Богом через иудейские и христианские писания, и превосходит глубочайшую мудрость Востока».53

Главная вероучительная книга ЦО, «Божественный Принцип» (Divine Principle), представляет собой синкретическую смесь идей, выхваченных из христианства, восточной философии, даосизма, учения мормонов и спиритизма, воспринятых через призму психосексуальных идей Сан Мен Муна.54 Ведущие христианские богословы отвергают принадлежность богословия Муна к христианству, и не в последнюю очередь потому, что, по мнению «преподобного» Муна, Библия необходима мунистам только для того, чтобы использовать ее для объяснения «Божественного Принципа».

Следует иметь в виду, что английская версия этой книги не совсем совпадает с корейской – на английский язык выборочно переводилось лишь то, что наиболее приемлемо для христианского мира. Большинство переводов «Божественного Принципа» на другие языки мира выполнено уже с английского. Таким образом, большая часть мунистов, не знающих корейского языка, естественно, не знает самого главного в этой книге. Русский перевод «Божественного Принципа» также выполнен с английского, смягченного и сглаженного «адаптированного» издания.

Хотя доктрины Муна содержательно противоречат христианству, сам основоположник нового движения утверждает, что все они были открыты ему Иисусом Христом: «Возможно, вы захотите спросить меня: „Чей авторитет стоит за этим?» Я разговаривал с Иисусом Христом в духовном мире. И еще я разговаривал с Иоанном Крестителем. Вот источник моих полномочий»55.

Насчет «уникальности» явления Сан Мен Муну Спасителя уже говорилось: еще в 1820 году Христос якобы явился Джозефу Смиту, основателю секты мормонов. Теперь об Иоанне Крестителе. Здесь Мун тоже идет проторенной тропой. В «Повествовании пророка Джозефа Смита» читаем: «В мае 1829 года однажды мы пошли в лес помолиться. <...> В то время как мы молились и взывали к Господу, небесный вестник снизошел в облаке света и, возложив на нас руки свои, посвятил нас в духовный сан... Вестник, посетивший нас в этот раз и возложивший на нас священство, сказал, что имя ему было Иоанн, что он тот самый, который в Новом Завете называется Иоанном Крестителем»56. Вспомним слова Господа, Который Сам устами пророка Иеремии обличал такого рода «харизматиков»: «...не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас; рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних» (Иер. 23:16). Этим словам созвучно увещевание святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин. 4:1).

Создатель первой версии «Божественного Принципа» Хе Вон Ю был выходцем из христианской среды, что позволило ему сформулировать учение Муна как соотносящееся с Библией, однако весомость того факта, что в книге приводится множество цитат из Библии (всего 880), часто переоценивают. «Это приводит к пониманию книги „Принципа» если уже не полностью наивному, как откровения, то все же, как комментария к Библии, всецело связанного с христианской традицией, – пишет Томас Гандоу. – Однако, по сути, речь идет о местах, излагаемых для иллюстрации собственных мыслей, – например, для нахождения исторических параллелей»57. Мунисты понимают и толкуют Библию в соответствии с последней редакцией «Божественного Принципа». Они не принимают Библию такой, как она есть, – она должна быть обязательно «объяснена» нынешнему поколению «пророком Божиим» Сан Мен Муном.

Для членов ЦО «Божественный Принцип» является единственной авторитетной книгой, превосходящей даже Библию. «Принцип» понимается как завершающее новое открове­ние о Боге, смысле творения и Вселенной, а также как отмена священных книг всех религий, включая Библию, утратив­ших свое значение с появлением этого откровения.

«Божественный Принцип» известен как Полный (или Завершенный) Завет, потому что «включает и современную истину, которая раньше была неизвестна». Сегодня в книгах и воззваниях Муна и его приверженцев периодически еще используется Библия, тем не менее, в одной из проповедей Мун говорит о своем намерении отказаться от нее после того, как она выполнит свое назначение: «Пока работа с Христианской Церковью не закончена, мы должны цитировать Библию и использовать ее для объяснения Божественного принципа. После того как мы получим наследство Христианской Церкви, мы сможем учить и без Библии»58.

Утверждения Муна полностью противоречат Библии. Священное Писание говорит, что Слово Божие никогда не исчезнет, но будет вечно: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:8). Иисус Христос сказал: «...небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24:35). Мысль о том, что слова Иисуса когда-либо утратят свою силу, чужда Библии.

Более того, Библия строго осуждает того, кто что-либо добавляет к Священному Писанию: «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом» (Прит. 30:6). Писание ясно показывает, что вера «однажды предана святым» (Иуд. 1:3). Все так называемые «откровения» не заслуживают признания, ибо они противоречат тому, что было открыто раньше. Именно к таким «откровениям» принадлежит «Божественный Принцип» Муна.

* * *

51

Сан Мен Мун, Master Speaks, 17 мая 1973 г. Цит. по: Зонтаг Фредерик. Sun Myung Moon and the Unification Church. Nashville: Abington, 1977, 122.

52

Сан Мюн Мун, интервью данное Фредерик Зонтаг 3 февраля 1977 г. Цит. по Зонтаг, 122.

53

Сан Мен Мун, Exposition of the Divine Principle (New York: The Holy Spirit Association for the Unification of World Christianity, 1996), xxii.

54

Льюис Джеймс Р. Предисловие к сборнику Cults and New Religions: W The Unification Church HI под ред. Дж Гордона Мелтона (New York: Garland Publishing, 1990), вторая страница предисловия, без нумерации.

55

Moon S. M. Christianity in Crisis. New Hope. HSA-UWC. 1986. P. 98. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 106.

56

Повествование пророка Джозефа Смита. Солт-Лейк-Сити (шт. Юта, США), б/г. С. 18.

57

Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. С. 47.

58

Говорит Господин. 1967. Апр. С. 1. Цит. по: Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. С. 107–108. Помимо «Божественного Принципа» вероучительным источником для сегодняшних мунистов являются так называемые откровения Муна, явленные в его речах-проповедях, которые продолжают и развивают «Божественный Принцип». Все они постоянно публикуются в изданиях под названием «Отец говорит», или «Учитель говорит», или «Говорит Господин» («Father Speaks», «Master Speaks»).

Комментарии для сайта Cackle