«Символ веры» мунистов и его истоки

Своеобразным «Символом веры» «Церкви Объединения» (ЦО) является так называемая «Декларация»40, сформулированная группой мунистов-богословов в 1976 году. Приведем ее текст полностью41.

Декларация, теологического исповедания Объединения, Берритаун, Нью-Йорк, 14 октября 1976 года.

Мы, нижеподписавшиеся, провозглашаем следующие двенадцать теологических положений исповедания в знаменательный день 14 октября 1976 года перед Небесами и Землей:

Для содействия единству

1. христианских теологии,

2. христианских деноминаций, и

3. христианских церквей и

4. для завершения межвероисповедного движения, которое Небесный Отец дал нам как великую заповедь прежде, чем настанет Славный День Господа Второго Пришествия для построения Царства Небесного на Земле для всего человечества для того, чтобы всегда жить в мире и порядке и радости.

Аминь.

Теологическое исповедание Объединения

1. Бог. Существует один живой, вечный и истинный Бог, Личность вне пространства и времени, который обладает совершенными интеллектом, чувством и волей, чья глубочайшая природа есть сердце и любовь, кто сочетает как мужественность, так и женственность, кто есть источник всей истины, красоты и добра и кто есть творец и вспомоществователь человека и Вселенной и всех вещей видимых и невидимых. Человек и Вселенная отражают Его личность, природу и цель.

2. Человек. Человек был создан Богом как особое творение, создан в Его образ как Его дети, подобные Ему в личности и по природе, и созданные для того, чтобы отвечать на Его любовь, быть источником Его радости и разделять Его способность к творчеству.

3. Божье желание о Человеке и Творении. Божье желание о человеке и творении является вечным и неизменным; Бог хочет, чтобы мужчины и женщины исполнили три вещи: первое, каждому вырасти до совершенства таким образом, что стал бы единым в сердце, воле и действии с Богом, объединив тела и души вместе в совершенной гармонии, направленной к Божьей любви; второе, быть соединенными Богом как муж и жена и дать жизнь безгрешным детям Бога, тем самым устанавливая (образуя) безгрешную семью и, в конечном итоге, безгрешный мир; и третье, стать господами сотворенного мира, устанавливая любящее владычество во взаимных отношениях отдавания – принятия с ним. Из-за человеческого греха, однако, ничто из этого не произошло. Следовательно, Божье нынешнее желание состоит в том, чтобы проблема греха была решена и чтобы все эти вещи были восстановлены, таким образом принося с собою земное и небесное царство Бога.

4. Грех. Первые мужчина и женщина (Адам и Ева), до того как стали совершенными, были искушены архангелом Люцифером к незаконной и запрещенной любви. Через это Адам и Ева по своей воле отвернулись от воли Бога и цели для них, таким образом вводя себя самих и человеческую расу в духовную смерть. Как результат грехопадения, Сатана узурпировал положение истинного отца человечества таким образом, что впоследствии все люди рождались в грехе как физическом, так и духовном, и имели расположение к греху. Человек, следовательно, имеет склонность противостоять Богу и Его воле и жить в невежестве о своей истинной природе и родительстве и о всем, что было им утеряно. Бог тоже страдает о Своих потерянных детях и потерянном мире и должен был бороться непрестанно за восстановление их к Нему. Творение стонет в муках, ожидая объединения через истинных детей Бога.

5. Христология. Падшие люди могут быть восстановлены к Богу только через Христа (Мессию), который приходит как новый Адам для того, чтобы стать новым главой человеческой расы (замещая греховных родителей), через которого человечество может быть возрождено в семью Бога. Для того чтобы Бог мог послать Мессию, человечество должно выполнить определенные условия, которые восстанавливают то, что было утеряно в грехопадении.

6. История. Восстановление происходит через плату искупления (возмещения) за грех. Человеческая история есть запись попыток Бога и человека сделать эти возмещения за какое-то время для того, чтобы эти условия могли быть выполнены, так что Бог мог бы послать Мессию, который приходит для начала процесса полного восстановления. Когда некоторое усилие по выполнению некоторого условия возмещения не исполняется, оно должно быть повторено, обычно кем-то еще, после некоторого разделительного временного периода; история, следовательно, показывает циклический образец. История достигает своей наивысшей точки при пришествии Мессии, и в это время старая эра кончается, и начинается новая эра.

7. Воскрешение. Процесс воскрешения есть процесс восстановления к духовной жизни и духовной зрелости, в конечном итоге объединяющий человека с Богом; это переход от духовной смерти к духовной жизни. Он осуществляется частично человеческим усилием (посредством молитвы, добрых дел, и т. д.) с помощью святых в духовном мире, а завершается действием Бога по приведению человека к возрождению через Христа (Мессию).

8. Предопределение. Божья воля о том, что все люди будут восстановлены к Нему, предопределена абсолютно, и Он избрал всех людей ко спасению, но Он также дал человеку часть ответственности (которая должна быть выполнена по свободной воле человека) для исполнения как Его изначальной воли, так и Его воли для осуществления восстановления; эта ответственность остается человеку неизменно. Бог предопределил и призвал определенных людей и группы людей для (исполнения) определенных обязанностей; если они не справляются, другие должны принять их роль (занять их место, взять на себя...), и большее возмещение должно быть сделано.

9. Иисус. Иисус из Назарета пришел как Христос, Второй Адам, единственный возлюбленный Сын Бога. Он стал единым с Богом, говорил слова Бога и делал работу Бога, и открывал Бога людям. Люди, однако, отвергли и распяли его, посредством этого помешав построению Царства Божьего на земле. Иисус, однако, одержал победу над сатаной в его распятии и воскрешении, и таким образом сделал возможным духовное спасение для тех, кто возрождается через него и Святого Духа. Восстановление Царства Бога на земле ожидает Второго Пришествия Христа.

10. Библия. Писания Ветхого и Нового Заветов являются записями Божьего последовательного откровения людям. Цель Библии есть приведение нас ко Христу и раскрытие сердца Бога. Истина единственна, вечна и неизменна, так что любые новые послания от Бога будут в согласии с Библией и будут освещать ее более глубоко. Все же, в эти последние дни, новая истина может прийти от Бога для того, чтобы человечество было способно выполнить то, что еще не сделано.

11. Полное восстановление. Правильное понимание теологии сосредотачивается одновременно на отношениях человека с Богом (вертикальных) и на отношениях человека с ближними (горизонтальных). Человеческий грех разорвал оба этих типа взаимоотношений, и все проблемы нашего мира происходят от этого. Эти проблемы будут решены через восстановление человека к Богу через Христа, а также через такие меры, как введение правильных нравственных норм и действий, образование истинных семей, объединение всех людей и рас (таких, как восточные, западные и негроидные), разрешение напряженности между наукой и религией, исправление экономических, расовых, политических и образовательных несправедливостей и преодоление отрицающих Бога идеологий, таких, как коммунизм.

12. Второе Пришествие, или эсхатология. Второе Пришествие Христа произойдет в нашу эпоху, эпоху очень похожую на время Первого Прихода. Христос придет, как и прежде, как человек во плоти, и он установит семью через бракосочетание с его Невестой, женщиной во плоти, и они станут Истинными Родителями всего человечества. Через наше принятие Истинных Родителей (Второе Пришествие Христа), послушание им и следование им, наш первородный грех будет изъят, и мы в конечном итоге станем совершенными. Истинные семьи, исполняющие Божий идеал, начнут свое существование, и Царство Бога будет установлено как на земле, так и на небе. Этот день грядет.

Мы исповедуем и провозглашаем перед Богом и людьми эти теологические положения как утверждение нашей веры в четырнадцатый день октября в год нашего Господа, тысяча девятьсот семьдесят шестой.

[Следуют подписи тридцати восьми студентов семинарии]

Итак, «Символ веры» ЦО сформулирован, и прежде чем перейти к анализу выраженных в нем элементов учения Сан Мен Муна, попробуем обозначить истоки этого достаточно сложного явления.

Известный французский исследователь Мишель Малерб в своей книге «Религии человечества» пишет: «Если встать на позиции азиатского мышления, то можно заметить, что мунизм вписывается в новые религиозные движения буддистского толка, распространившиеся в Японии с начала века. В частности, нельзя не вспомнить движение Сока гаккай – тоже политизированное движение, которое опирается на Нитирен сосу – разновидность реформированного буддизма, приспособленного к современному миру»42.

Известные религиоведы Джон Макдауэлл и Дон Стюарт рассматривают «Божественный принцип» Муна как попытку оригинального истолкования Библии, причем основу новой интерпретации они видят в одной из восточных философий – даосизме43. Согласно ее доктрине, все двоично и взаимно противоположно, все обладает «инь» и «янь» – положительным и отрицательным, мужским и женским началом. Двойственность начинается с Бога и пронизывает все его творения, включая вселенную.

Эти наблюдения могут быть дополнены высказыванием видного специалиста в области исследования новых религиозных движений Томаса Гандоу, лютеранского богослова: «Для движения Муна типична опора на восточноазиатскую космологию. Образ Божий определяется представлениями даосизма: Бог – принцип, первосила, но не личностный свободный Творец. „Бог» такого типа полностью определен, несамостоятелен и несвободен. „Бог один не в силах выполнить Свою волю». Но при этом речь не идет о синергетических представлениях христианства (Бог и человек должны взаимодействовать), как можно было бы предположить. „Бог принципа» не способен к собственному свободному действию. Воля Бога предопределена на 100%, и никакое изменение невозможно»44.

Как же Мун собирается спасти человечество? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как Мун представляет себе Бога. По учению Муна, Бог одновременно является «мужчиной» и «женщиной», т.е. обладает и мужскими и женскими особенностями. Это понятие отражает влияние даосизма – восточной религиозной философии, утверждающей, что все творение проникнуто космической энергией, которая имеет две стороны: «мужскую» (янь) и «женскую» (инь). Мун признает, что его богословие уходит корнями в даосский принцип инь/янь, равно как и в даосское учение о «Великом Высшем» или «Высшей Пустоте», из которой произошли янь и инь.45 Однако он придает даосизму христианский оттенок, утверждая, что Великое Высшее – это «Бог, обладающий личностью» (т.е. библейский Бог-Личность).46

Другим немаловажным фактором, повлиявшим на богословскую систему Муна, было религиозное движение Тонхак. Оно появилось в Корее около 1860 года как реакция на миссионерскую деятельность католиков. («Тонхак» переводится как «Восточное учение», в противовес «Западному учению», т. е. католичеству.) Основные принципы этого вероучения сформулированы в исследовании Т. Н. Кузнецовой «Мунизм».

«Учение Тонхак вобрало в себя элементы нескольких религий: „пять житейских отношений» конфуцианства; от даосизма – следование Пути и очищение; из буддизма – „очищение сердца»; от католичества некоторые идеи и традиции. Основатель Тонхак Чхве Джеу и его последователи не принимали христианскую идею надмирного Бога, но считали Его некоторым потенциалом божественности, который наследует от Него и человек. В правилах поведения членов этого течения было сказано: „Человек – это Бог, оскорбляя человека, оскорбляют Бога"»47.

В 1892 году движение Тонхак подняло восстание, но потерпело поражение, выжило и в 1905 году поменяло название на «Религия (Общество) Небесного Пути». Тогда же были провозглашены восемь основных принципов доктрины этого движения:

1. Единство (неотделимость) Бога и человечества.

2. Единство духа и материи.

3. Согласование религии и политики.

4. Доктрина о переселении духов.

5. Жертвование физическим для духовного.

6. Единение порядка.

7. Единение веры.

8. «Определение религии» – религиозность может быть

достигнута через знание, любовь и волю.

Адепты движения верили, что людьми рано или поздно будет познан смысл истинного Небесного Пути, и как только это случится, все религии объединятся в одну.

К сказанному добавим, что в Японии широко распространено движение Тэнри-ке, основанное в 1838 году. Именно тогда, в «9-й год эры Тэнпо», устами простой японки Накаяма Мики заговорил Оягами (Бог Отец): «Я – Основатель – настоящий и единственный Бог. Имея предопределение к этому дому, Я спустился с небес, и так как Я хочу спасти все человечество, Я хочу получить от вас Мики, как живой храм Моей Церкви».

Далее в «житии» Мики повествуется: «Ее родственники и домашние были очень испуганы этими неожиданными словами Бога Отца, они неоднократно отказывались, но так как Он никак не хотел изменять Своей Воли, то в конце концов они решили последовать Его Воле, даже не учитывая семейные обстоятельства и забыв свои человеческие заботы»48. С тех пор в течение пятидесяти лет «Основательница, как было угодно душе Его, осуществляла Волю Его не только проповедями и печатным словом, но и показала людям пример праведной набожной жизни. <...> Прийти же к жизни, полной радости, люди смогут только осознав, что все они – дети Бога Отца, т. е. братья и сестры»49.

К 1975 году учение Тэнри-ке стало весьма популярным не только в Японии, но и в ряде зарубежных стран. Движение насчитывает более 2 миллионов последователей, объединенных в 16 тысяч общин. Вот еще несколько отрывков из брошюры о доктрине Тэнри-ке. «Город Тэнри, в котором находится Главное управление религии Тэнри-ке, представляет собой религиозный центр, растущий вместе с распространением и развитием религии. <…> Здесь всегда пребывает, согласно Истине бессмертия, Основательница нашей религии, которую верующие считают своей Матерью и любят безгранично и которая оказывает человечеству, как детям своим, покровительство. Именно поэтому это место мы называем Родиной или Оясато... Первоначальное место рождения человечества мы называем Дзиба, именно оно является святым местом всего человечества, т. е. его родиной... Паломничество в Дзиба мы считаем возвращением на родину всего человечества и приездом к Матери, поэтому мы обычно говорим: „Идем домой в Дзиба!», „Вернемся на родину к Родителям!"»50. (Добавим только: и над входами в здания ЦО висят приветствия: «Добро пожаловать домой!», «Добро пожаловать к Истинным Родителям!» Воистину, «...нет ничего нового под солнцем» (Екк. 1:9)...)

Стоит ли удивляться тому, что именно в Корее, стране, где издавна переплелись корни многих верований и вероучений – шаманизма, буддизма, конфуцианства, даосизма, христианства (с VIII века) и др., с особой силой вспыхнула в принципе не новая идея религиозного объединения (унификации); ее быстрое распространение было предопределено особенностями религиозного сознания корейцев середины XX столетия – эклектичного, впитавшего в себя восточные и западные учения наряду с генетически исконным для этой страны шаманизмом. Ритуальная сторона христианства имела здесь явно католическую окраску, но главными его отличительными признаками были харизматичность едва ли не каждого руководителя общины (которых в Корее насчитывалось в ту пору около 170); мессианские ожидания; спиритуалистические наклонности различных псевдохристианских сект с их практикой исцелений и пророчеств. Нередко религиозная деятельность таких объединений приобретала характер крайней политизированности, что тоже вполне объяснимо долгими годами освободительной борьбы и навыками выживания в условиях гонений за веру. Все эти особенности религиозной жизни были возможны лишь в обстановке невысокого уровня христианского образования.

И, тем не менее, нельзя не заметить, что все исследователи генезиса ЦО, в первую очередь, говорят о преобладании в ее доктрине восточных элементов – реформированного буддизма, теории амбивалентности сущего, даосского представления о Боге как принципе (первосиле), идеи наследуемого человеком от Бога потенциала божественности и многого другого.

Именно синтезированное вероучение, дерзнувшее слить воедино доктрины мировых религий, новых религиозных движений и традиционные «народные» практики, имело шанс предложить миру, который захватила идея глобализации, движение Объединения, и ЦО пошла по этому пути.

* * *

40

См.: Sontag F. Sun Myung Moon and the Unification Church. Abingdon-Nashville, 1977. P. 102–105.

41

Текст «Декларации» приводится по книге Т. Н. Кузнецовой «Мунизм: Вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мен Муна». 2-е изд. М., 1999. С. 15–19. При анализе документа следует учесть изменение статуса Муна, произошедшее в 1992 году, – считается, что именно тогда он исполнил свое предназначение Мессии, или Христа. (Стиль, а также орфография и пунктуация перевода правке не подвергались.)

42

Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997. С. 290.

43

Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики. М., 1993. С. 108.

44

Гандоу Т. Империя «преподобного» Муна. М., 1996. С. 121.

45

Сан Мен Мун. Exposition of the Divine Principle (New York: The Holy Spirit Association for the Unification of World Christianity, 1996,119.

46

Там же, С. 121.

47

Кузнецова Т. Н. Мунизм. С. 71.

48

Доктрины Тэнрикио. Оясато (Япония), 1960. С. 3. (На рус. яз.)

49

Оясато: [Буклет]. 1975. С. 2.

50

Там же. С. 1.

Комментарии для сайта Cackle