Учреждение «Церкви Объединения»

В 33-летнем возрасте Мун перебрался из Пусана в Сеул. Здесь он вскоре познакомился с тремя людьми, которые круто изменили его судьбу. Это были богослов, профессор историк и молодой офицер. Благодаря их союзу 1 мая 1954 года в мансарде дома № 391 по улице Пукхак родилось «Движение Объединения». Оно было названо «Ассоциацией Святого Духа за объединение мирового христианства» (HSA-UWC) и впоследствии получило широкую известность как «Церковь Объединения» (ЦО) или «Церковь Унификации».

Первоначальное название этой организации по-корейски – «Тонг иль до», что означает «Движение Объединения». Вскоре она приобрела название «Спиритическая (духовная) ассоциация за объединение всемирного христианства», но до сих пор члены движения кратко называют ее между собой «Тонг иль». Официальное название ЦО – «Ассоциация Святого Духа...» – образовано с незаметной подменой понятий, потому что буквальный перевод с корейского означает «Спиритическая ассоциация...», но мунисты сознательно переводят это выражение на европейские языки как «Ассоциация Святого Духа...» Весной 1997 года Мун дал указание своим последователям более не употреблять названия «Движение Объединения» и «Церковь Объединения», а использовать только одно – «Всемирная ассоциация семей за мир во всем мире».

Среди основателей «церкви» было двое христиан: господин Хе Вон Ю (Ой Е Вон) и госпожа Ким Ян Ун. Господин Ю встретился с группой последователей Муна в конце 1953 года в Пусане, куда удалился семь лет назад из-за острых приступов ревматизма, заставивших его отказаться от занятий медициной. Он с пользой потратил время своего преждевременного досуга – глубоко изучил Библию. Своеобразное прочтение текстов Библии, предложенное Муном, привлекло его. Он ознакомился с заметками, сделанными молодым «пророком» за пятнадцать лет, и понял, какую пользу можно из них извлечь.

Хе Вон Ю не уходил из общины до самой смерти, которая последовала через шестнадцать лет после его знакомства с мунистами. Он стал первым теоретиком «церкви». Фактически он, а не Мун написал «Божественный Принцип», вложив в текст новой вероучительной книги все свои библейские познания. Мун сделал доктора Ю первым президентом ЦО.

Госпожа Ким Ян Ун – тоже образованный человек. Она родилась и воспитывалась в состоятельной протестантской семье, затем много путешествовала по всему миру, изучала историю религий в университете Кансей Гакуин в Японии, в методистском университете в США и в колледже Эммануэль при Торонтском университете. Ее вступление в общину Муна оказалось плодотворным для ЦО. Специалист по различным религиям, она осуществила синтез доктрин ЦО и классического протестантизма36.

Молодая женщина преподавала в университете Эвха в Сеуле, где несколько лет читала курс лекций по Новому Завету и сравнительному богословию. Этот частный университет зависел от Национального Совета Церквей, объединяющего протестантские церкви Южной Кореи. В 1954/55 учебном году, «с подачи» госпожи Ун, к ЦО примкнули пять профессоров и пятнадцать студенток. Власти Эвхи потребовали от «еретиков» сделать выбор между Муном и университетом. Все выбрали Муна. В марте 1955 года эти профессора, сама госпожа Ун и студентки были изгнаны из университета.

4 июля 1955 года южнокорейское правительство Ли Сын Мана арестовало Муна и четырех членов руководства ЦО, в том числе и Хе Вон Ю. Мун был обвинен (помимо неуплаты налогов) в половой распущенности. Воспоминания людей, бывших тогда членами ЦО, показывают, что это обвинение возникло не без причин, ибо в обрядовой жизни общины, по всей видимости, практиковались сексуальные обряды. Христианин Джеймс Бьорнстад приводит такие признания очевидца: «Один из давнишних приверженцев „священника» Муна сообщил знаменательную деталь. Он сказал: „Очень может быть, что сексуальные обряды являлись частью богослужения в новой корейской „Церкви». Грех пришел к человеку после общения женщины (Евы) с Люцифером, в котором ей передалось его зло, поэтому вполне логично считать, что если женщина, наоборот, вступит в половой акт с совершенным мужчиной, то через это она может получить от него совершенство, которое устранит первородный грех. Затем, как Адам, вступив в отношения с Евой, перенял у нее грех, так и мужчина обретет совершенство, вступив в связь с этой очищенной женщиной"»37.

Однако суд не поддержал ни одного обвинения, и 4 октября того же года Мун покинул тюрьму, приветствуя ожидавших его учеников. Итак, Мун был оправдан, но на одной из студенток, 18-летней Хак Джа Хан, вынужден был жениться. «Брак агнцев» (так его назвал Мун), состоялся в 1960 году. Хак Джа Хан получила титул «матери мироздания» и заняла одно из двух самых высоких мест в муновской иерархии.38

Изгнанная из университета Эвха госпожа Ким Ян Ун начала поиски новой работы. Она предложила свои услуги Верховной Ставке размещенных в Корее американских войск. Благодаря своим связям и знанию английского языка ей удалось получить там место секретаря-переводчика. В том же бюро работал молодой майор, тоже хорошо владевший английским языком. Его звали Пак Бо Хи. У профессора Ун было достаточно времени, чтобы познакомить его с учением ЦО. Официально Хи вступил в движение в 1957 году.

Появление Пак Бо Хи рядом с Муном коренным образом меняет положение ЦО, так как вместе с майором к Муну потянулись другие молодые честолюбивые офицеры, которым было предназначено сыграть важную роль в истории страны. Двое из них, столь же хорошо владевшие английским, как и Пак Бо Хи, вскоре станут доверенными лицами Ким Чон Пиля, организатора государственного переворота 1961 года, когда был смещен Ли Сын Ман, а на его место поставлен полковник Пак Чжон Хи. В отличие от Пак Бо Хи они не сделают карьеры в ЦО, но, будучи активистами «Церкви» с конца 1950-х годов, откроют перед ней новые возможности для миссионерской деятельности.

Мун познакомился с авторитарным лидером Южной Кореи, генералом Пак Джон Хи. Антикоммунизм Муна и его сочувствие к политике правительства привели к установлению хороших рабочих взаимоотношений с Паком. Деловые предприятия Муна также начали расти, и он стал председателем правления нескольких южнокорейских концернов – от фармацевтической компании, специализировавшейся на чае с женьшенем, до корпорации, производившей оружие.

В июле 1957 года Мун начал миссию одновременно в Японии и Южной Корее, в 120 ее городах и деревнях. А госпожа Ким Ян Ун получила в помощь Цой Сан Ика, энергичного миссионера, который менее чем за четыре года сделал японскую ЦО равной своей корейской сестре. Именно в это время Хе Вон Ю, теоретик ЦО, приступил к разработке гипотезы, сделавшей «Божественный Принцип» оригинальным: коммунизм – враг Бога и враг мунизма. Первый вариант «Божественного Принципа» на корейском и английском языках появился в июле 1957 года.

В 1959 году «Церковь Объединения» направила миссионеров в Америку под руководством Йонг Оон Кима, бывшего университетского профессора, владевшего английским языком. А в 1961 году, после того как в Южной Корее к власти пришел Пак Чжон Хи, позиции ЦО в Америке упрочились. Пак Бо Хи уже работал в посольстве в Вашингтоне, а Ким Ян Ун готовилась к официальному основанию ЦО в Калифорнии. Почва там для этого была благоприятная: на западном побережье, обращенном в сторону Дальнего Востока, живет множество выходцев из Японии и Кореи. Мадам Ким получает в помощь Цой Сан Ика, энергичного миссионера, который менее чем в 4 года сделал японскую ЦО равной своей корейской сестре.

В 1962 году ЦО признало американское правительство. После долгих колебаний власти предоставили ей статус бесприбыльной организации, освобожденной от налогов. Годом позже Пак Бо Хи основал «Корейский фонд культуры и свободы». Этот фонд управлялся американцами и корейцами, стремившимися укрепить связи между двумя странами. В 1964 году почетными президентами Фонда стали экс-президенты США Г. Трумэн и Д. Эйзенхауэр. В следующем 1965 году Мун совершил свое первое миссионерское турне по миру, посетив 40 стран, а в 1969 году им было осуществлено второе кругосветное путешествие39.

* * *

36

Цит. по: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С. 97–98.

37

Bjornstad J. The Moon is not the Sun. Minneapolis, 1976. P. 31. Цит. по: Мартин У. Царство культов. С. 278–279.

38

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 486.

39

О лидерах ЦО и ее первых шагах подробнее см.: Буайе Ж. Ф. Империя Муна. С.101–106.

Комментарии для сайта Cackle