Рон Хаббард. «Церковь сайентологии»

Основателем этого «нового религиозного движения» был Лафайет Рон Хаббард (1911–1986). В молодости он вместе с отцом «путешествовал по странам Азии», где якобы изучал восточные религии. Был участником второй мировой войны (служил в ВМС США). В настоящее время существует две версии биографии этого человека: первая – придуманная Хаббардом во время распространения своих учений и поиска приверженцев, которая усиленно распространяется сайентологами в наше время; и вторая – биография действительная, страницы которой становились известны во время судебных разбирательств деятельности Хаббарда и его последователей из его собственных дневников, показаний очевидцев и данных разнообразных архивов, причем во многих фактах эти биографии противоречат друг другу.

Вот что пишет о Хаббарде известный исследователь новых религиозных движений Томас Гандоу. Л. Рон Хаббард родился 13 марта 1911 г. в Тилдене, Небраска, в семье капитана второго ранга ВМС США Гарри Роса Хаббарда и педагога Лоры Мэй Хаббард. Мальчик рос у дедушки, торговца углем. Вместе с матерью дважды на короткое время ездил к отцу на Гуам (Марианские о-ва); позже эти поездки абсолютно безосновательно стали называть «экспедициями в Азию». 1925/26 учебный год – школа в Брементоне, штат Вашингтон и первая поездка на Гуам; в 1926/27 учебный год – школа в Сиэтле в том же штате; 1927/28 учебный год – колледж в Хелене, штат Монтана (обучение не завершено из-за несчастного случая); 1928/29 год – вторая поездка на Гуам; обучается на дому с матерью, преподавателем по профессии; 1929/30 год – подготовительные курсы в Менесси, Виргиния; переутомление глаз и глазное заболевание препятствуют поступлению во флот; 24 сентября 1930 года поступил в Университет Джорджа Вашингтона с намерением получить профессию инженера-строителя. Проучился до первого семестра 1932 г., после чего вынужден был уйти из-за плохой успеваемости; отец послал его на выучку на корабль Красного Креста (в дальнейшем это расписывалось как «экспедиция»). Во время войны он призывается во флот, где не поднимается выше лейтенантского звания (в котором и был призван). Высокие чины и воинские отличия, упоминаемые в биографиях, распространяемых внутри секты, – чистой воды выдумка. Согласно документам флота, Хаббард находился на действительной службе 1609 дней, из них 147 дней – на борту корабля, 90 дней – в госпитале и 1781 день – в запасе; ни один из тех кораблей, на которых он находился, не вступал в это время в бой. Никаких наград, кроме памятных медалей, которые получал каждый военнослужащий, у него нет. Когда началась война в Корее, Хаббард (предусмотрительно?) ушел в отставку. Он получал маленькую пенсию за разные болезни, в том числе за язву двенадцатиперстной кишки и т. п. В документах нет ни малейшего упоминания о декларируемой слепоте и тяжелых ранениях. Звание «доктора», которое Хаббард носил много лет, получено на своего рода заочных курсах, где важно не столько обучение, сколько деньги, вносимые за «диплом» (который научные учреждения не признают).20

О послевоенном периоде жизни Хаббарда приводятся противоречивые сведения. Его критики утверждают, что после окончания войны Хаббард жаловался в Управление по делам ветеранов на «склонность к самоубийству», и «серьезно пострадавший рассудок»21. А годы спустя в брошюрах, выпущенных его «Церковью», он изображался «многократно награжденным» героем Второй мировой войны, который во время боевых действий был ранен и частично утратил зрение, а затем чудесным образом исцелился по собственной методике, которая легла в основу его «Дианетики».

В 1984 г. Лондонский Верховный суд пришел к следующим выводам:

Для рекламы своей секты и себя лично Лафайетт Рональд Хаббард привел многочисленные ложные факты, в том числе следующие:

Что он получил множество наград за героизм на войне. Ничего подобного не было.

Что он командовал эскадрой корветов. Ничего подобного не было.

Что он был награжден «Пурпурным сердцем» – медалью за ранение в ходе боевых действии. Ни ранения, ни награждения не было.

Что в результате боевых ранений он был искалечен, потерял зрение и исцелил себя с помощью изобретенной им дианетики. Он не был искалечен и не терял зрения.

Что он по заданию военно-морской разведки разоблачил секту черных магов и сатанистов в Калифорнии. Ничего подобного не было. Он сам был членом этой секты и активно занимался магическими сексуальными ритуалами.

Что он закончил Университет Джорджа Вашингтона и получил специальность физика-ядерщика. На самом деле он окончил лишь один университетский курс и прослушал единственный вводный курс по ядерной физике, но так и не смог сдать по нему экзамена.

Все эти факты неоспоримы. Ни одно свидетельство не было опровергнуто.

Хаббард называет себя «доктором». Единственная докторская степень, которая у него есть, – это степень «доктора сайентологии», которую он сам себе вручил. Г-н Хаббард является типичным шарлатаном...22

После войны Хаббард стал писать, сочиняя научно-фантастические романы, и имел умеренный успех. «Жажда убийства сверкала во взгляде чудовища. Зонгри схватил самый большой и тяжелый меч, сорвав его со стены вместе с ножнами. Раскрытыми от ужаса глазами Ян увидел, как одним могучим ударом Зонгри рассек профессора от головы до пят. Бездыханное тело повалилось на пол. Потоки крови пропитали ковер…» Такими пассажами в 40-е годы радовал своих читателей Хаббард, публиковавшийся в популярной серии «Удивительные научно-фантастические истории».23 «Карнавал смерти», «Король убийц», «Воздушные киллеры» – вот названия, позволяющие судить о культурно-образовательном уровне и «творческом гении» автора. Его произведения разных стилей и жанров стали так часто публиковать, что он использовал множество псевдонимов, чтобы не примелькаться на обложках журналов. Среди них: Винчестер Ремингтон Кольт, Лейтенант Джонатан Дейли, капитан Чарльз Гордон, Бернард Хюбель, Майкл Кейт, Легионер 148, Рене Лаффайет, Кен Мартин, Б.А. Норсрап, Скотт Морган, Курт фон Рахен, Барри Рандольф, Лейтенант Скотт Морган, Легионер 14830, Капитан Гумберт Рейнольдз.

(Лишь десятилетия спустя, когда имя Хаббарда стало широко известно во всем мире в связи с сайентологией, его ранние «пробы пера» были отмечены в литературных кругах. В 1983 году Академия научной фантастики присудила Рону Хаббарду «Награду Сатурна» за его научно-фантастическое произведение «Поле боя – Земля».24 С 1985 года еще ряд книг Хаббарда попал в список американских бестселлеров. Среди них и десятитомник научной фантастики объемом 5 тысяч страниц («Черный генезис», «Враг внутри», «Чужое дело» и др.) Многие из своих научно-фантастических идей Хаббард позже ввел в сайентологию.

Вокруг имени Хаббарда постоянно циркулировали противоречивые слухи. Так, ему приписывают слова, которые он; якобы, произнес в сентябре 1949 года, выступая на съезде писателей-фантастов в Нью-Джерси (США): «Писать, чтобы получать пенс за слово, смешно. Если человек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ – основать свою собственную религию».25 Эта фраза широко тиражировалась в средствах массовой информации, но сайентологи пытались опровергнуть ее. Так, в «Литературной газете» от 31.01.1996 было опубликовано письмо Д. Мазаника «директора по связям с общественностью Сайентологической Церкви Москвы». Обращаясь к членам редколлегии «ЛГ», он пишет: «Предлагаемые вашему вниманию документы полностью опровергают это и показывают, что автором этого утверждения является известный писатель Джордж Оруэлл (приложение А) »26.

Уже в своих ранних рассказах Хаббард не чурался непритязательной мистики и откровенной чертовщины. Так, в рассказе «Порабощенные души» он писал: «Дым становился все гуще и затенял лампу, горевшую на столе. Вверху что-то блестело. Можно было различить два рога и затем пару сверкавших сатанинских глаз».27 А в августе 1945 г. на одной из вечеринок Хаббард знакомится с человеком по имени Джон (более известным под именем Джек) Уайтсайд Парсонс, учеником Алистера Кроули. Кроули жил в Англии и был главой тайной сатанинской ложи, которая называлась «Орденом восточного храма». В Калифорнии имелось отделение этой ложи, которое и возглавлял Парнсонс.28

Лично с самым известным сатанистом ХХ-го века Алистером Кроули Хаббард никогда не встречался. Однако в печати приводятся сведения о том, что Хаббард являлся последователем учителя черной магии Кроули. Вот что сообщалось, например, в газете «Рабочая трибуна» от 4.04.1995 г. Упомянув о том, что «часть учения Хаббарда является чистым плагиатом, в частности, из писаний сатаниста Алистера Кроули», автор статьи – Александр Дворкин продолжает: «По словам сына, Хаббард, предававшийся различным сексуальным извращениям, долгие годы страдал от венерических заболеваний и душевных болезней. Глава Сайентологии был вовлечен в самые отталкивающие формы оккультизма и в конце жизни пришел к убеждению, что является ни кем иным, как зверем из Апокалипсиса, обладающим властью над всем человечеством»29.

Пытаясь защитить Хаббарда от серьезного обвинения, Д. Мазаник пишет: «Упоминание о том, что Дианетика содержит информацию по оккультизму и черной магии и о связи Хаббарда с учителем магии мистером Кроули, искажает истинное положение дел. Еще будучи офицером Военно-морских сил США, Хаббард получил задание изучить деятельность группы черной магии, возглавляемой Кроули. В результате действий, предпринятых Хаббардом, была спасена девочка, которую те использовали. Группа магов была распущена и запрещена. Эти факты опубликованы в английской газете «Санди Таймс» в декабре 1969 года»30. Заодно опровергалось утверждение о том, что калифорнийский суд признал Хаббарда параноиком и шизофреником. «Данное утверждение является одним из слухов и не имеет под собой документальных свидетельств»31, – заявил Д. Мазаник.

…В эпоху Брежнева-Андропова КГБ отказалось от физической ликвидации лиц, неугодных режиму. Была избрана другая тактика. Скажем, в какой-то второразрядной западной газете местный журналист («агент влияния» Лубянки) публикует «компромат» на «объект оперативной разработки» (Сахаров, Солженицын и др.). А потом эта «деза» перепечатывалась в центральных советских газетах в качестве достоверной информации со ссылкой на «прикормленный» листок. Так формировалось «общественное мнение»… А теперь приведем полный текст статьи из «Санди Таймс» (декабрь 1969 г.), на которую ссылается Д. Мазаник (лишь выделив жирным шрифтом первую строку):

«Церковь Сайентологии прислала нам следующую информацию.

Хаббард развалил черную магию в Америке. Доктор Джек Парсонс, Пасадена, Калифорния, был американским экспертом Номер Один по ракетному топливу. Он был вовлечен в одну группу с печально известным английским черным магом Алистером Кроули, который называл себя «Зверь 666». Кроули возглавлял организацию, которая во всем мире называлась Орденом Восточного Времени и в которой были дикие, зверские ритуалы. Доктор Парсонс был главой американской ветви, размешенной на авеню Оранж Гроув, 100 в Пасадене, Калифорния. Это был огромный дом, в нем за плату размещались гости – ядерные физики США, работающие в Калифорнийском Технологическом Институте. Определенные агентства, связанные с ядерными физиками, также размещались под одной крышей этого дома. Л. Рон Хаббард все еще был офицером ВМФ США и, поскольку он был хорошо известен как писатель и философ и у него было много друзей среди физиков, его послали, чтобы справиться с ситуацией. Он переехал жить в дом и расследовал ритуалы черной магии и общую обстановку и обнаружил, что они довольно ужасны.

Парсонс написал Кроули о Хаббарде. Кроули, «Зверь 666», сразу же распознал врага и предупредил Парсонса. Все это доказано корреспонденцией, имеющейся в распоряжении «Санди Таймс». Задача, постааленная перед Хаббардом, была выполнена, с результатом, превосходящим все ожидания. Дом был разделен. Хаббард спас девушку, которая использовалась в ритуалах. Группа черной магии была развалена и разрушена никогда не была создана заново. Физики, среди которых были 64 лучших американских ученых, были позже объявлены неблагонадежнымн и уволены с государственной службы без особого публичного шума».

Прочитав эту заметку, сработанную, по-видимому, в «Морконторе» (см. далее), российский читатель уже с большим доверием воспримет следующий аргумент: «Обвинять Хаббарда в «сатанизме» – это все равно что требовать повесить Штирлица за работу в гестапо».

Но есть и другие сведения об этом периоде жизни Хаббарда. Наш герой лишь только писал письма в ФБР и ЦРУ, в которых предлагал свои услуги в качестве тайного осведомителя, чтобы выявлять коммунистов. На письмах есть пометка сотрудника ЦРУ о том, что человек этот, по всей видимости, психически не здоров и лучше с ним не связываться».32

…Алистер Кроули. Мистик, искатель приключений, интеллектуал. «Первертный посвященный» – называют его современные философы. «Зверь 666» – так представлял он самого себя. В его практиках оккультизм и инициатическое использование наркотиков, магических сексуальных обрядов, йоги, алхимии, учения каббалы. Его ученики и жены сходили с ума. Его изгнали шокированные его образом жизни «братья-масоны».

Но смерть игнорирует все экзотические причуды пусть даже и самоназванных «зверей». Он умер почти незаметно 1 декабря 1947 года от бронхита и сердечной недостаточности в 72 года. В его «Книге законов», продиктованной «демоном Айвассом» в Египте (он посылал ее Ленину, Троцкому, Гитлеру, Черчиллю), первый закон гласил: «Делай, что хочешь, и это будет твоим единственным законом». Вряд ли он «сделал» свою смерть…33 (В 2001 г. впервые на русском языке была опубликована часть очерка Алистера Кроули «Сердце святой Руси» о Москве).34 Вот что пишет об этом персонаже известный публицист Павел Георгиевич Тищенко-Романченко.

Рождение Зверя

Эдвард Александр (Алистер) родился 12 октября 1875 года в небольшом городке Лимингтоне в семье богатого английского пивовара. Родители Алистера являлись ревностными членами пуританской христианской общины «Плимутские братья». К этому времени его отец, уже основательно разбогатевший, окончательно удалился от дел и посвящал все свое время сочинению христианских проповедей.

Таким образом, с самого раннего детства Алистер воспитывался в жесточайшей строгости и почтении к христианству. Тогда же в жизнь Алистера плотно вошло понятие «Зверь». В доме постоянно читали Библию. Ребенка пугали не троллями и Бабой Ягой, а апокалиптическим Зверем. Именно этим словом маленького Алистера, когда он вел себя слишком шумно, называла мать.

Не стоит удивляться тому факту, что Кроули вырос с прекрасным знанием Библии, но также с глубоким отвращением к религии и всему, что с ней связано.

В том же 1875 году умирает «отец оккультизма» – знаменитый французский мистик Элифас Леви. Впоследствии Алистер будет считать себя очередным воплощением Леви, которого, в свою очередь, будет считать воплощением Калиостро и папы римского Александра IV Борджиа.

«Зверь» пробует когти

В 1895 году Алистер поступил в Тринити-колледж при Кембриджском университете. Его отец, умерший от рака, когда мальчику было двенадцать лет, не только оставил ему огромное состояние, но и заблаговременно позаботился о хорошем образовании для сына. В колледже Алистер приобрел первый гомосексуальный опыт и напечатал свой первый стихотворный сборник «Акелдама, место, где похоронены чужаки». В это же время он начинает свои эксперименты с наркотиками и всерьез занимается практическим оккультизмом.

В 1896 году Кроули описал свой первый мистический опыт следующими словами: «Это был опыт ужаса и боли, сочетавшийся с определенным душевным дискомфортом и в то же время он представлял собой ключ к наиболее духовному экстазу, какой только возможен».

Нельзя не отметить, что сфера увлечений Алистера на протяжении всей его жизни была очень широка: он блестяще играл в шахматы, занимался альпинизмом (во время путешествия по Гималаям он совершил восхождение на две из пяти высочайших вершин – Чагори и Канченджангу). Всю свою жизнь Кроули очень много путешествовал. Он объездил всю Европу, Индию, Цейлон, Китай, ездил в Мексику, какое-то время жил в Америке. В 1913 г. Кроули посетил Москву, где написал поэму «Город Бога». Как тут не вспомнить о Воланде?

Но все это будет позже, а в 1898 году, во время одного из своих восхождений на Альпы, Алистер познакомился с алхимиком Джорджем Сесилем Джонсом, после чего вступил в герметический орден «Золотой зари», приняв имя «брат Пердурабо».

«Золотая заря», возглавляемая Мак-Грегором Матерсом, была самым авторитетным оккультным обществом. Его адептами были известные личности, такие как Дион Форчун и Уильям Батлер Йейтс. В обществе изучался стандартный набор герметических дисциплин: каббала, таро, алхимия, астрология. Особое внимание уделялось изучению магии.

Оказавшись в обществе, Кроули в кратчайшие сроки прошел все известные ступени посвящения. Однако ему этого было явно недостаточно. Безудержное стремление к власти всегда являлось одной из наиболее сильных (а с другой стороны, одной из наиболее слабых) сторон «самого испорченного человека в мире». Практически сразу возник конфликт между Алистером и Мак-Грегором Матерсом. Именно этот конфликт привел в дальнейшем к расколу «Золотой зари» и стал отправной точкой в истории создания Общества телемитов.

Для того чтобы более наглядно проиллюстрировать, что же представляет собой оккультизм, будет уместно рассказать про «астральную войну» между Кроули и Матерсом. Сами оккультисты относились к этой истории очень серьезно. Биограф Кроули Джон Саймондс рассказывал, что после того, как в начале XX века Алистер задумал лично встать во главе общества, обеспокоенный Матерс наслал на зарвавшегося ученика вампира. Конечная цель достигнута не была, поскольку Кроули сразил вампира «своим собственным потоком зла», однако погибла вся свора легавых, принадлежавших Алистеру, а его собственный слуга внезапно сошел с ума и попытался убить хозяина. Ответом со стороны Кроули послужил вызов из преисподней демона Вельзевула и его 49 помощников. В тот раз Кроули проиграл и был исключен из «Золотой зари», однако когда в 1918 году Мак-Грегор Матерс умер, большинство оккультистов были убеждены, что это дело рук Кроули.

Между прочим, поклонники Кроули дают своё объяснение одной из главных загадок XX века – загадки лох-несского чудовища. По их мнению, чудовище это не кто иной, как демон Буэр – учитель философии и повелитель 50 адских легионов. Именно его Алистер Кроули пытался вызвать в 1899 году в собственном поместье на берегу Лох-Несса. Спустя семьдесят лет этот дом станет собственностью большого поклонника Кроули гитариста «Led Zeppelin» Джимми Пейджа.

Телема

Слово «телема» в переводе с греческого означает волю. Провозглашенный Алистером Кроули «закон телемы» вполне можно определить как «руководствуйся лишь собственной волей». Следованию и утверждению этого закона Кроули посвятил остаток жизни, он же стал главной причиной, по которой Алистера Кроули по очереди будут изгонять из всех европейских стран.

Поэт и писатель Кроули был прекрасно знаком со многими известными деятелями культуры своего времени. В Париже он познакомился с Сомерсетом Моэмом, который изобразил его в романе «Маг», сотрудничал с Огюстом Роденом.

В 1903 году Кроули женился на Роуз Келли, сестре будущего президента Королевской академии искусств Джеральда Келли. Жена обладала сильными медиумическими способностями. Именно с ее помощью была написана знаменитая «Книга закона», в которой провозглашалось наступление нового зона бога Гора, который будет управляться «законом телемы». Однако вскоре Роуз Келли начинает спиваться. Сославшись на этот факт, в 1909 году Алистер с ней разводится, а в 1911-м она сходит с ума.

Мистическая философия Кроули требовала новых адептов. В 1907 году вместе со своим старым сподвижником Джорджем Сесилем Джонсом он основал орден «Серебряной звезды». Принципиальным отличием нового общества стала его относительная доступность. Этот факт вызвал бурное возмущение со стороны английских оккультистов. Мак-Грегор Матерс от лица «Золотой зари» даже подал на Кроули в суд за то, что он открывает непосвященным тайны общества. Впрочем, этот суд Матерс проиграл.

Как известно, нет пророков, в своем отечестве. Однако так случается, что в других странах их иногда почитают. Для Кроули, например, такой страной стала Германия. В 1910 году он познакомился с главой Ордена восточных тамплиеров Теодором Ройсом. Кроули стал членом ордена, а в 1921 г., после того как у Ройса случился удар, он возглавил его. Таким образом, именно в среде немецких оккультистов Алистер Кроули стал пользоваться наибольшим авторитетом.

По большому счету Кроули воспитал то поколение, которое в дальнейшем станет оказывать магическую помощь Третьему рейху. Однако в дальнейшем Алистер разругался даже с немцами. Последний раз он посетил Германию в 1938 г. С итальянскими же фашистами у Кроули никогда не было хороших отношений. В 1920 г. с небольшой группой своих последователей он провел свою последнюю крупномасштабную акцию – открыл на Сицилии аббатство «Телема».

Но уже в апреле 1923 г. после специального указа Муссолини итальянская полиция распорядилась, чтобы Кроули и его последователи немедленно покинули страну. Вождю итальянских фашистов Бенито Муссолини не пришлись по вкусу распространившиеся по всей Италии слухи об оргиях и мрачных ритуалах ордена.

Несложно догадаться, в каких ритуалах и оргиях участвовал человек, руководствовавшийся «лишь собственной волей». Для полноты картины можно привести знаменитый ритуал Кроули посвящения самого себя в маги в 1916 году. Он был уверен, что в мире не существует другого, более достойного человека, способного это сделать. В частности, в действе фигурировала жаба, названная Иисусом Христом, которую он распял.

Закат «Зверя»

Последняя часть жизни Алистера Кроули прошла под знаком изгнания. Европейские правительства, одно за другим, требовали, чтобы он покинул их страну. У него закончились деньги. В 1935 году после решения суда Алистер Кроули официально признал себя банкротом.

Однако до самого конца он усиленно работал. В 1930 г. вышли два первых тома «Исповеди», в 1937 г. была опубликована книга «Равноденствие богов». За год до окончания Второй мировой войны в печати появилась знаменитая «Книга Тота» с картами таро, выполненными художницей Фридой Харрис. В год своей смерти Кроули закончил третью антологию стихов «Олла».

Умер он 1 декабря 1947 г. По официальной версии, от бронхита, по неофициальной – от передозировки героина. Однако намеренной или случайной была эта передозировка, не знает никто.35

Бывший сайентолог Джон Атак утверждает, что LRH (употребляемое в сайентологии сокращение имени и фамилии Лафайетта Рональда Хаббарда.) активно интересовался оккультизмом. Еще в 1940 г. он вступил в ложу «древнего мистического общества розенкрейцеров» (Ancient and Mystical Order Rosae Crisis – AMORC). Прежде чем Хаббард покинул это общество, он прошел две ступени для неофитов. Позднее ряд лиц жаловались, что он включил в доктрину сайентологии ряд розенкрейцеровских учений, которые обязался хранить в строгой тайне.36 В 1945 г. Хаббард подружился с Джеком Парнсонсом, главой Пасаденской ложи, основанной Алистером Кроули секты «Орден восточного храма» (Ordo Templi Orientis, OTO).37

Поэтому неудивительно, что «Церковь Сайентологии», которую впоследствии основал Рон Хаббард, во многом была похожа на масонскую ложу: иерархия, военная организация, кодекс «ордена», язык «посвященных», стратегии социально-вирусологического проникновения в «ткань» бессознательного общества с целью получения возможностей «тайного управления» развитием общества по направлению к состояниям, известным только высшим иерархам масонства и др.38

«Сайентологическая Церковь» признает восьмиконечный крест, представляя символически его части как «восемь динамик жизни» – сфер существования, в которых человек стремится выжить (как индивид, как член семьи, коллектива, человечества, природной среды, физической вселеной, как духовное существо и верховное «Я» в бесконечности).39

Сайентологический крест, который, по словам Хаббарда, он видел в старой испанской церкви в Аризоне, весьма напоминает розенкрейцеровский крест, а также крест «Ordo Templi Orientis» Кроули. «Сайентологический крест можно интерпретировать и как перечеркнутый крест с соответствующим сатанинским подтекстом, – пишет Джон Атак. – Весьма странно, что Хаббард, называвший сайентологию «лучшей» деятельностью, чем христианство, считавший Христа «фантазией» и заявлявший, что «Творца Неба» можно найти «под камнями среди жуков», назвал организацию христианским словом «Церковь», одел ее служителей в униформу протестантских пасторов и использовал крест в качестве ее символа»40.

В 1950 году, сменив амплуа писателя-фантаста на ученого-философа, Хаббард опубликовал один из основных трудов Сайентологии под названием «Дианетика: современная наука душевного здоровья». В нее он включил описание основ психотерапевтического метода, который он назвал аудированием. В этой книге автор дал способ «раскрытия неиспользуемых интеллектуальных способностей и гениальных возможностей».

Концепция Хаббарда – симбиоз европейской философской мысли с восточно-религиозным сознанием и современным естественно-научным мышлением. Он выражал благодарность «человеческим умам, без умозрений и наблюдений которых в течение 50 тысяч лет – от Анаксагора, Аристотеля, Вольтера и Фрейда до преподавателей атомной и молекулярной физики и гуманитарных дисциплин университета в Вашингтоне и Принстоне, – не было бы и «Дианетики».41

Научная общественность отнеслась к открытиям Хаббарда с ироническим скепсисом. Дианетику назвали «поп-психологией», нападки Хаббарда на западную психологию, ориентированную на Фрейда, отнесли на счет его собственной психической ущербности (вспомнили, что в годы войны Хаббард был контужен и ему вовремя не оказали психиатрическую помощь).42

Тем не менее «Дианетика» (буквальное значение греч.: «через разум») стала бестселлером. И не потому, что, по словам противников Хаббарда, «известные сведения из психологии он упаковал в модную терминологию кибернетики». Дианетика объявляет свободу разума от природной заданности, исключает из области бессознательного все фрейдистские «комплексы», обусловленные «либидо» и «танатос». Мозг человека, по Хаббарду, уникальный компьютер с краткосрочной (сознательной) и долгосрочной (бессознательной) памятью. Через разум человек овладевает искусством «оператора». По специальной технологии он обучается «понимать, чего хочет и как добиться желаемого», и даже более того: дианетика обещает научить, как добиться желаемого поведения от другого, то есть как «оперировать» чужим компьютером-мозгом.43

«Дианетику» раскупали и по причине того, что в 1950-е гг. в моде был психоанализ. Если в Советском Союзе работяга после разноса, учиненного начальством, шел в 1-й отдел ближайшего гастронома, то американец садился в собственный «кадиллак» и ехал к своему психоаналитику, которому выговаривал свои проблемы. Но это было весьма дорогое удовольствие, дианетика же стала психоанализом для бедных – все дружно начали друг друга аудитировать. И Рон Хаббард, что называется, «попал в жилу».44 К концу 1950 г. в США было зарегистрировано 750 групп, применявших «Дианетику».

Вот какой отзыв о «Дианетике» опубликовал выдающийся американский философ и психолог Эрих Фромм (1900–1980), современник Хаббарда: «"Дианетика» не знает ни почтения к сложности человеческой личности, ни ее понимания. Человек – это машина, а рациональность, ценностные суждения, психическое здоровье, счастье достигаются с помощью работы инженера ... Ничего не нужно знать или понимать, требуется применять хаббардовскую теорию инграмм. Если кто-то не принимает эту теорию, то у него должны быть скрытые мотивы, либо он находится во власти «отрицателя», каковым является всякая инграмма, заставляющая пациента считать, что инграмм не существует. Все так просто. Если вы прочли книгу Хаббарда, то вы знаете, что следует знать о человеке и обществе, поскольку вам известно, на какие кнопки нажимать»45.

Это – по существу содержания. А что касается стиля изложения, то Эрих Фромм не менее критичен. «Но хуже всего то, как написана «Дианетика», – отмечает американский философ. – Смесь известного числа упрощенных истин, полуправд и явного абсурда, пропагандистская техника ошеломления читателя своим величием, непогрешимостью и новизной системы автора, обещания неслыханных результатов, достигаемых простым следованием за «Дианетикой», – вот техника, которая ведет к самым злосчастным результатам в области патентованной медицины и политики. Применительно к психологии и психиатрии она будет не менее вредоносной»46.

Что же касается соотношения концепций Эдди Мэри Бэйкер и Рона Хаббарда, то, по мнению отечественного исследователя В. Е. Кагана, «в отличие от М. Б. Эдди с ее Сайентистской Церковью Христа и Христианской Наукой, Хаббард пытается не подменить науку прагматизацией религии, а вывести из накопленных человечеством знаний некую философию жизни. Объединяет же их восприятие здоровья не только и не просто как явления биологического, телесного, но и – прежде всего – как следствия и проявления духовной жизни, хотя сама духовная жизнь воспринимается очень по-разному».47

К этому времени американским физиком Д. Мэзисоном уже был изобретен «детектор лжи». Используя этот принцип, Хаббард сконструировал упрощенный вариант детектора лжи, названный им «электропсихометр» (Е-метр). Этот прибор предназначался для измерения изменений электрических импульсов на коже во время обсуждения с клиентом интимных подробностей его прошлого. Хаббард утверждал, что ощущение несчастья происходит вследствие помрачений ума (или энграмм), вызванных полученными прежде душевными травмами. Сеансы, проводимые с помощью Е-метра, по его словам, могли устранить эти энграммы и даже повысить умственные способности.

Былая причастность Хаббарда к научно-фантастическому жанру способствовала появлению вокруг его новой доктрины разного рода интерпретаций. Так, например, сообщалось о том, что в 1960-х годах Хаббард «объявил, что люди созданы из сгустков духа (или тетанов) (с ударением на первый слог), сосланных на Землю 75 миллионов лет назад жестоким галактическим правителем по имени Ксену, и что эти тетаны надо аудировать»48.

«Результат «исследований» Хаббарда был странным сочетанием «научной» фантастики и весьма старомодной магии. Согласно Хаббарду, 75 миллионов лет назад некто Ксену, властелин 76 планет, собрал большую часть населения своей империи – в среднем по 178 миллиардов на каждой планете – и переместил его на Землю, – пишет Джон Атак. – Там он взорвал всех в вулканах при помощи водородных бомб, в результате чего духи тетанов оказались связанными «электронными лентами». Полностью дезориентированные в результате побоища, лишенные своих тел, «тетаны» были подвергнуты 36-дневной гипнотической «имплантации» и связаны вместе. От семи инородных духов в человеке Хаббард перешел к тысячам. В этих «имплантах» за 75 миллионов лет до Христа будто бы содержались планы развития всех будущих цивилизаций, и даже христианского учения»49. (Согласно Хаббарду, все последующие культуры и религии происходят от этих гипнотических инородных прививок. Например, он утверждал, что Христос не более чем иллюзия, привитая в то время. После имплантирования группы тетанов связали пучками; каждое живое существо – это масса таких пучков).50

Хаббард велел хранить содержание «Краткого курса» в строжайшем секрете, так как неподготовленный человек, случайно узнавший его содержание, скончается в двухдневный срок.51

Вот еще одно подобного рода сообщение, в котором анализируется доктрина сайентологов. «Первый их принцип: вы – это не ваше тело. По их мнению, вы – Тетан. Тетан – существо-дух (подобное душе), предположительно существовавшее 300 триллионов лет. Большую часть этого времени Тетан провел за тем, что поселялся в какое-то тело, только чтобы умереть, а затем вновь входил в какую-то жизненную форму где-то во Вселенной»52. Тетан – своего рода духовное существо; по Хаббарду, человек состоит из тела, сознания и собственно тетана. После смерти тела тетан тотчас же находит себе новое тело. Пока он не стал действующим тетаном, он постоянно связан со все новыми телами, но затем может двигаться и вне тела.53

Сайентологи создали собственную терминологию, в их «глоссарии» (терминологический словарь) имеется понятие «ОТ» или ДТ (англ. Operating Thetan, OT) (оперирующий, действующий тетан): «Это человек, являющийся причиной относительно материи, энергии, пространства, времени, формы и жизни. «Действующий» происходит от определения «способный действовать без зависимости от вещей», а «тетан» – от греческой буквы «тета», которой древние греки обозначали понятие «мысль» или, может быть, «дух», с добавлением «н», чтобы создать существительное в современном стиле так, как это делается в технике. Это также «тета в степени п», т.е. неограниченный или огромный»54.

Тета – название греческой буквы «Θ», которое Хаббард сделал символом английского слова thought – «мысль, сознание». В своем словаре Хаббард пишет: «Тета – энергия, свойственная жизни или тетану, влияющая на материю в физической Вселенной и оживляющая ее, приводящая ее в движение и изменяющая ее; природная творческая энергия тетана…»55 Оставим на совести сайентологов эту математическую эквилибристику с возведением в степень N буквы «тета». На то Хаббард и писатель-фантаст, чтобы давать волю своему воображению.

Но на этом полет фантазии Хаббарда не закончился, – в «научный оборот» был введен термин МЕSТ (matter, energy, space, time, т.е. материя, энергия, пространство, время). Это искусственное слово, обозначающее физический универсум как состоящий из материи (М), энергии (Е), пространства (S) и времени (Т). Тетан, будучи действующим тетаном, может сам создавать МЕSТ-универсум.56

Дианетические курсы делают из загрязненного различными инграммами (энграммами) преклира очищенного от них «клира» (чистого человека). После этого очищения с помощью одитинга (аудитинга) человек освобождается от всех болезненных воспоминаний негативного характера из прошлой жизни (инграмм) и становится клиром – «Тетаном», бессмертным духовным существом, тем, кем он был до заражения себя инграммами. Это заражение происходит по вине МЕСТа. Тетан не только освобождается от МЕСТа, но и обладает способностью творить МЕСТ. Изменить, очистить себя означает вернуть себя в первоначальное состояние духовной чистоты, избавиться от воспоминаний о прошлой боли и потрясений негативного характера.57

Так как Дианетика вначале возникла как форма самопомощи, ориентированная на тело и ум и не содержащая каких-либо элементов религии, Хаббард приступил к созданию Сайентологии как науки о знании в полном смысле слова, в котором Дианетика была только частью. Первоначально дианетика трактовалась Хаббардом как наука на стыке психологии и психиатрии, позволяющая решать проблемы, не подвластные этим наукам.

Сам термин «сайентология» адепты расшифровывают как «изучение знания»: латинское scio («знаю») и греческое «логос» («слово) – «слово о знании». В английском языке термин «сайентология» обычно употребляется как «наукообразие». Вначале Хаббард пытался подать свою дианетику как науку, но встретив полное неприятие со стороны ученых, вынужден был дать ей религиозное «прикрытие».58 Таким образом возникла «небывалая и спасительная» двухступенчатая «религиозная» система. На первой ступени работала «безрелигиозная» технология – дианетика, обращающаяся к уму и телу человека, цель которой – получение человека-«клира». На второй ступени (собственно сайентология) указывается путь освобождения уже духа человека – тетана, который был бы уже не подвластен пространству и времени.

Сформулировав сайентологическую доктрину, Хаббард и его приверженцы в 1954 году основали в Лос-Анджелесе Церковь Сайентологии. Рон Хаббард возглавлял ее до 1966 года, после чего он отошел от дел в качестве Исполнительного директора и передал эту функцию своим помощникам. Продолжая проявлять интерес к делам «Церкви», он «в основном занимался исследованием высших уровней Сайентологии и систематизацией технологии»59.

Как уже было сказано, одним из изобретений Хаббарда был «Е-метр» (или «И-метр» – «Электропсихометр»), применяемый в одитинге «в качестве духовного путеводителя»60. «Сам по себе «Е-метр» не делает ничего, – читаем в сайентологическом буклете. – Это электронный инструмент, измеряющий душевное состояние и перемены состояний человека, а также способствующий четкому и быстрому проведению одитинга»61. Е-метр пропускает через тело очень слабый электрический ток, напряжением примерно 1,5 вольта. «Е-метр используется для помощи человеку, которого одитируют, чтобы выяснить правду»62.

Вся история сайентологии – это история постоянной борьбы с налоговыми органами, судами, силовыми структурами, официальными медицинскими учреждениями, прессой, социальными службами и т.д. Уже в 1950-х годах Хаббард впервые был привлечен к судебной ответственности за присвоение денег из фонда основанного им дианетического общества. Избежав ареста, он основал Международную ассоциацию сайентологов Хаббарда в Фениксе, штат Аризона. Постепенно она обросла любительскими группами, которые вынуждены были отчитываться перед центром о своей деятельности каждый месяце

В 1967 г. Федеральное налоговое управление США лишило церковь льготного статуса, освобождавшего ее от налогов.63 В 1971 году Федеральный суд США постановил, что медицинские притязания Хаббарда являются неправомерными и что аудирование (одитинг) при помощи Е-метра нельзя считать научным методом лечения. В ответ на это Хаббард объявил свою методологию чисто религиозной, ища защиты для необычных обрядов Сайентологии в первой поправке к Конституции США. Его советники демонстративно надели реверенды, какие носят духовные лица. Началось строительство часовен; торговые представительства стали «миссиями»; плата за обучение – «фиксированными пожертвованиями»; фантастические истории Хаббарда – «священным писанием». Хаббард защищал свои капиталы.64

Однако в начале 1970-х годов налоговое управление США в ходе ряда проверок доказало, что Хаббард уклоняется от уплаты налогов; речь шла о сумме в 200 млн. долларов из «церковной» казны. В начале 1970-х годов Федеральное налоговое управление США провело ревизию, доказавшую, что Хаббард утаивает миллионные суммы, которые затем «отмываются в подставных корпорациях Панамы и кладутся на счета в швейцарские банки».65 В 1977 г. в США был осужден ряд членов СиОрга за систематическое похищение тайных документов армии, флота, таможенной службы, ЦРУ, Судебной палаты и т.п. В 1983 г. за решеткой оказались 11 руководителей секты, включая жену Л. Р. Хаббарда Мери Сью. Сам отец-основатель окончательно ушел в подполье.66

К концу 1985 года налоговое управление было готово привлечь Хаббарда к уголовной ответственности.67 Однако Рон Хаббард «покинул свое тело» до того, как это дело можно было передать в суд. Он скончался 24 января 1986 года на своем ранчо в предместье калифорнийского города Сан-Луис-Обиспо. Вот как сообщалось об этом в сайентологической печати: «В 20 часов 00 минут, 24 января 36 года АД (After Dianetics) Л. Рон Хаббард сбросил тело, которое он использовал во время этой своей жизни в течение 74 лет 10 месяцев и 11 дней. Ура! Кричите: «Гип-гип, ура!».68 Тело его было сожжено, а прах развеян над Тихим океаном.

Большой резонанс получило в конце 1980-х годов дело братьев Фешбахов, ставших грозой фондовых бирж. Фешбахи играли на понижение, дискредитируя различные компании и отыскивая компромат, представляясь сотрудниками государственных органов. Церковь сайентологии получала от своих приверженцев, Фешбахов, немалые взносы. Внедрение во Всемирный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд с целью узнавать заранее, каким странам будет отказано в кредите, чтобы использовать данную информацию на бирже, – сайентологический план, ставший в то же время достоянием общественности.69

После смерти Хаббарда во главе Сайентологической Церкви встал американский сайентолог Дэвид Мискейвидж (Давид Мицкевич). Сам Хаббард был объявлен «тетаном 36-й степени»; Мицкевич – «тетаном 8-й степени»70. Выкупив ""дело́» за 80 миллионов долларов, Мискэвидж провел некоторые реформы – демонстративно распустил «Гардиан офис», подчинил себе разведывательную группу «Б-1», ранее руководимую Мери Сью. Именно эти организации похищали документы из адвокатских контор, которые вели дела против сайентологов, они же инициировали пропагандистские кампании против общественных организаций, органов печати, государственных структур. Тогда же был образован Центр религиозной технологии как главный держатель авторских прав на все созданное Хаббардом, проведена чистка руководства.71

Из досье Апелляционного суда Соединенных Штатов Америки

Теща Дэвида Мискэйвиджа, Мэри Флоренс Фло Барнет погибла от четырех винтовочных выстрелов: трех в грудь и одного в голову. Вначале дело классифицировалось как самоубийство, но при более тщательном исследовании из баллистической экспертизы и роста мисс Барнет было определено, что ранения могли быть произведены самостоятельно. Были представлены доказательства, что за неделю до смерти мисс Барнет угрожала подать в суд на Церковь (Сайентологии) и встречалась с Дэйвом Майо, бывшим культистом, который был ярым врагом Дэвида Мискэйвиджа.

Более того, одна из сестер Дэвида Мискэйвиджа покончила жизнь самоубийством после окончания ОТ-УП. Другая сестра ушла из Церкви и стала проституткой после начала уровней ОТ. Собственный отец Дэвида Мискэйвиджа был арестован за изнасилование.72

* * *

20

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.120–121.

21

Бехар Ричард. Наследие жестокого Ксену // 3а рубежом, 1991, № 32 (1621). C.16,

22

Судья Лэйти. Постановление Лондонского Верховного суда 1984 г. Цит. по: Дворкин А. Л. Воинствующая посредственность (сайентология в России) // Капкан безграничной свободы. С.47

23

Митрохин Л. Н., указ. соч., С. 114.

24

Хаббард Рон. Поле боя – Земля-1 (Сага 3000 г.), Смоленск, 1995 г.; Хаббард Рон. Поле боя – Земля-2 (Сага 3000 г.). Смоленск, 1995.

25

Цит. по: журнал «Призвание», № 6, 1996, С. 11.

26

Мазаник Д. Рон Хаббард и черная магия // Литературная газета, № 5, 31.01.1996 (приложение находится в редакции).

27

Цит. по: Митрохин Л. Н., указ. соч., С. 114–115.

28

Дворкин А. Сектоведение. Н. Новгород, 2000, С. 170.

29

Рабочая трибуна, 4.04.1995. Подробнее см.: Атак Джон. Хаббард и оккультизм. (Доклад, прочитанный на Международном семинаре «Взрыв оккультного тоталитаризма в современном мире» (г. Орхус, Дания, 10–15 июля 1995 г.) // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.76–100.

30

Газета «Петровка, 38», №16 (8456),1995.

31

Литературная газета, №5, 31.01.1996.

32

Дворкин А. Сектоведение. Н. Новгород, 2000, С. 169–170.

33

Литературная газета, № 27, 7.07–13.07 1999.

34

Философская газета. (Традиция – религия – культура), № 1, 2001.

35

Тищенко-Романченко Павел. Самый испорченный человек в мире // НГ-Религии, № 2 (174), 1. 02. 2006, С. 8.

36

Атак Джон. Хаббард и оккультизм // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С. 81.

37

Атак Джон. Капкан безграничной свободы // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.13.

38

Субетто А. И. Хаббардиада как феномен социальной вирусологии // Антисаентология.., С.96.

39

Прокошина Е. С. Сайентологическая Церковь. Дианетика // Неокульты: «Новые религии» века. Минск, 2000, С.200.

40

Атак Джон. Хаббард и оккультизм // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С. 91

41

Прокошина Е. С., указ. соч., С.198.

42

Ушакова Юлия. Сайентология – новая песня на старый мотив // Журнал «Новая Европа». Милан – Москва, 1997, № 11, С. 106.

43

Ушакова Юлия, указ. соч., С. 106.

44

Дворкин А. Сектоведение. Н. Новгород, 2000, С. 173.

45

Фромм Э. Дианетика: искателям сфабрикованного счастьях // Журнал «Человек», 1996, № 2, С.56.

46

Там же.

47

Каган В. Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы // Независимый психиатрический журнал, № 3, 1999, С. 53.

48

Бехар Ричард. Наследие жестокого Ксену // 3а рубежом, 1991, № 32 (1621), С.16.

49

Атак Джон. Хаббард и оккультизм // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С. 96.

50

Там же, С. 24.

51

Там же, С. 96.

52

Макдауэлл Джош, Стюарт Дон. Обманщики. М., 1993. С.146.

53

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.118.

54

Сиверцев М.А. Экспертиза. Путь духовной самоидентификации. М., 1995, С.29–30.

55

Гандоу Томас. «Словарь хаббардизмов» // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии. М. 1996, С.118.

56

Там же, С.127.

57

Швечиков А. Н., Мороз А. Деструктивные тоталитарные секты в России. Спб. 2005, С. 65.

58

Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Изд. 2-е. Белгород, 1997, С. 61.

59

Глава 32 из книги «Что такое сайентология? ». М.: Гуманитарный центр Хаббарда, 1994, с. 10. (Далее – «Глава 32»).

60

Глава 32, с. 17.

61

Там же, с. 17.

62

Там же, с. 17.

63

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 402.

64

Там же, С. 402–403.

65

Там же, С. 406.

66

Там же, С. 409.

67

См. Секты против Церкви. М. 2000, С. 282–283.

68

Дворкин А. Сектоведение. Н. Новгород, 2000, С. 188.

69

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 406.

70

Душкина Е. Контакты особого рода // Санкт-Петербургские ведомости, 22. 03. 1998.

71

Карнацевич В. Л. 50 знаменитых сект. Харьков, 2004, С. 409.

72

Цит. по: Анти-Саентология. Спб. 1999, С. 285.

Комментарии для сайта Cackle