Эдди Мэри Бэйкер и «христианская наука»

Церковь Сайентологии, получившая широкое распространение во многих странах мира, принципиально отличается от традиционных христианских конфессий по своему вероучению, традициям и практике. Учрежденная в 1954 году в США, она возрастала на подготовленной почве: предшественницей Сайентологии была «Христианская наука» (Christian Science) – Церковь, основанная во второй половине XIX в.

Вот что сообщалось, например, об этом в мартовском номере журнала «Миссионерское обозрение» за 1915 год: «С половины прошлого (Х1Х-го) столетия в христианских странах Нового Света возникло и к настоящему времени развилось до весьма больших размеров особое движение, так называемое духовное врачевание (mind cure movement). На почве этого течения за последнее время возникло много сект, в главных чертах очень сходных между собой, – писал автор статьи священник Д. Ахматов. – Наиболее ранней и резкой формой этого движения и более других распространенной ветвью его в настоящее время является секта «Христианская наука» (Christian Science). Весьма многочисленные последователи ее (сциентисты) представляют из себя организованную секту с определенным катихизисом и многими большими роскошными храмами в городах Соединенных Штатов Северной Америки и отчасти Европы»6.

Основательницей «Христианской науки» была Эдди Мэри Бэйкер (1821–1910), написавшая трактат под названием «Наука и здоровье». Эта книга была опубликована в 1875 году и стала главным духовным руководством последователей Э.М. Бэйкер. Первоначально сочинение состояло из 8 глав, а в 1884 г. к нему был добавлен «Ключ к Священному Писанию», и с этого времени книга выходила много раз.7

Но и у Эдди Мэри Бэйкер, в свою очередь, были предшественники. В 1775 году австрийский врач Франц Антон Месмер выдвинул учение о «животном магнетизме» (точнее: «магнетизме живого тела»), которое рекламировал как выдающееся научное достижение. Путем регуляции воздействия на человека особой световой субстанции («флюидов»), доказывал он, можно излечивать психические заболевания, прежде считавшиеся безнадежными, и нередко демонстрировал это на своих сеансах. Позже стало ясно, что Месмер, сам того не подозревая, использовал механизм воздействия на человека гипноза.

Один из последователей Месмера – Финеас Квимби, успешно практиковал в Северной Америке и, в частности, вылечил страдавшую от припадкрв истерии Мэри Бэйкер – основательницу «Христианской науки». Э.М. Бэйкер объявила себя «пророчицей» и «спасительницей» мира, а ее труд «Наука и здоровье» заменил Библию ее многочисленным последователям. Она создала дисциплинированную организацию и нажила миллионное состояние.

Основной тезис «Христианской науки» состоял в следующем. Болезнь, доказывала Бэйкер, – это иллюзия; христианину нет необходимости обращаться к врачам: истинная вера – абсолютный залог здоровья. Кстати, сомнительный характер этих рассуждений удивительно проявился в жизни самой М. Бэйкер, когда на склоне лет она тайком стала обращаться к врачам.8

В 1880 г. Э. М. Бэйкер основала Массачусетский метафизические колледж (Бостон, США) и стала его президентом. В 1881 г. Э. М. Бэйкер приняла «духовный сан» (через «посвящение» ее учениками); с этого времени она усвоила себе духовный титул и стала подписываться «Reverend M. Baker G. Eddy». В 1892 г. в Бостоне была организована так называемая «Церковь-Мать» (Mother Church), которую возглавила сама Э. М. Бэйкер, приняв титул «Pastor Emeritus». К этому времени в ее «Церкви» насчитывалось около 2-х тысяч человек.9

С самого начала своей деятельности Э.М. Бэйкер поставила все на твердую финансовую основу. Одно из ее начинаний в этой сфере относится к 1868 году, когда она поместила в газете такое объявление: «Лица, желающие изучать, как лечить болезни, могут получать от нижеподписавшейся наставление, которое научит их лечить по принципу науки (science) с успехом, гораздо большим, чем при современных способах. Не требуется ни медицины, ни электричества, ни физиологии или гигиены для несравненного успеха в самых тяжелых случаях. Не требуется платы, если это искусство не совсем усвоено»10. В учрежденном Э.М. Бэйкер «метафизическом колледже» «курс врачевания» состоял из 12 лекций; плата за обучение составляла 300 долларов с человека.11 Продажа книги «Наука и здоровье» также приносила доход; в целом он составил около 500 тысяч долларов.12

В 1890-х годах в США «Христианская наука» располагала 30 «институтами», где последователи Э.М. Бэйкер вели «курсы врачевания»13. «Под твердой и властной рукой Эдди дело миссии шло очень успешно, – ведь ее ученики были обязаны продавать издания своего «учителя» и притом без комиссионных, а отказ от выполнения этой повинности грозил увольнением из «Церкви»14, – отмечалось в «Миссионерском обозрении». В 1907 г. количество членов церкви «Крисчен сайенс» насчитывало 60 тысяч человек. К этому времени «Христианская наука» имела уже 710 общин, 58 из них – за границей. В «Церкви» насчитывалось 3515 дипломированных «целителей»; из них 3268 – в Соединенных Штатах, остальные – за границей.15

Эдди Мэри Бэйкер скончалась 3 декабря 1910 года на 89-м году жизни.16

По этому поводу в одном американском церковном журнале была приведена такая оценка ее деятельности: «Одна из наиболее выдающихся глав в истории американских религиозных заблуждений приходит к своему концу». В заключение автор передовой статьи выражал надежду на то, что «массы, основанные на песке, обратятся к Камню, Который есть Христос»17.

Однако в год смерти Э.М. Бэйкер основанная ею «Церковь» насчитывала около 100 тысяч человек; общины «Христианской науки» появились в ряде стран Европы. В российской печати в то время отмечалось, что в 1907 г. «были брошены семена сциентизма и на русскую почву: уже тогда в России завелся какой-то сциентист-целитель. А если был врач, то, нужно думать, были и пациенты и, возможно, адепты новой религии»18.

На одной из книг библиотеки Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии имеется штамп с надписью (на англ. яз.): «Читальный зал «Христианской науки». Ленинград, ул. Марата, 17, 2-й этаж. Открыт: понедельник, четверг, суббота – с 12 до 14 час.; вторник, среда, пятница – с 6 до 8 вечера». Отсюда следует, что община «Христианской науки» имелась в Петербурге еще после 1924 года (год переименования города, названного партийной кличкой вождя); она была «самоликвидирована», вероятно, в конце 20-х годов.

В своей статье, опубликованной в 1915 г., священник Д. Ахматов писал: «Возможно, что в недрах «Христианской науки» после известного внутреннего брожения и произойдут некоторые перемены в системе сциентизма, тем не менее ждать полного распада ее было бы по всему преждевременно»19. И вряд ли этот автор мог предполагать, что в начале 90-х годов неподалеку от улицы Марата – на Пушкинской ул. (д.10, офис, кв. 25) будет размещено представительство «Сайентологической Церкви» – «Центр Дианетики»...

* * *

6

Ахматов Д. свящ. Американская секта «Христианская наука» (Исторический очерк ее возникновения) // Миссионерское обозрение. 1915, № 3. С. 355.

7

Русское издание: Наука и здоровье с ключом к Священному Писанию. Бостон, 1961, изд.1. (2-е изд. – 1971 г., 3-е изд. – 1978 г. и след. гг.)

8

Митрохин Л. Н. Религии «Нового века». М. 1985, С.123–124.

9

Ахматов Д., свящ., указ. соч., С. 370.

10

Там же, С. 362.

11

Там же, с.367.

12

Там же, с.364.

13

Там же, с.370.

14

Ахматов Д., свящ. Американская секта «Христианская наука» (Исторический очерк ее возникновения). Миссионерское обозрение. 1915, № 3. С. 370.

15

Там же, с.373.

16

Подробнее о жизни и деятельности Э.М. Бэкер см.: Стефан Цвейг. Очерки. М., 1985.С.159–297; об учении «Христианской науки» см. Харм Фредерик. Как противостоять «научным» религиям. Спб. 2000, 8–27; Уолтер Мартин. Царство культов. Спб. 1992, С. 123–165.

17

Цит. по: Ахматов Д., свящ., указ. соч., С. 374

18

Ахматов Д. свящ., указ. соч., с.357.

19

Там же, с. 375.

Комментарии для сайта Cackle