Том 3
Истинныя веры проповедник безбоязнен.
«В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять» – такой завет оставил нам наш небесный покровитель преподобный и богоносный Иов, Игумен и чудотворец Почаевский.
Все, что делается в Церкви от чистого сердца и с чистой совестью, несомненно имеет глубокий смысл и промыслительное значение. И то, что наш почивший Авва Архиепископ Виталий, столетие со дня рождения которого мы недавно отметили (8 августа 1873–1973 гг.), после Святой Троицы, избрал небесным покровителем нашей св. обители преподобного Иова было, конечно, не без особого Промысла Божия. Этим самым он как бы предначертал нам ясный и определенный путь, которым мы должны идти, как в деле нашего личного спасения, так и в деле служения церкви, сделав преподобного Иова нашим духовным вождем, указывающим нам этот путь – нашим путевождем.
В житии преподобного Иова мы видим гармоничное сочетание молитвы и труда, что требуется и от каждого истинного инока да, в сущности, – и от каждого желающего быть истинным христианином. Одна молитва, без труда, особенно, когда она творится самочинно, без надлежащего руководства, как и все подвиги благочестия, могут таить в себе опасность прелести – дьявольского обольщения через гордыню и тщеславие, и послужить не во спасение, а на падение и гибель. Мы знаем, что все великие подвижники с молитвой соединяли рукоделие, то есть телесный труд. И наш великий наставник святитель Феофан, Вышенский Затворник, неоднократно говорил, что без труда будет греховная праздность, а праздность, по учению свв. отцев-подвижников, есть «начало всех зол», начало всякого греха. Постоянное пребывание в одной только ничем не развлекаемой созерцательной молитве есть удел лишь «совершенных», то есть достигших высших степеней духовной жизни.
Преподобный Иов был великим молитвенником: он уединялся иногда для молитвы на 3 дня, а то и на целую седмицу в каменную пещеру, которая одна лишь была свидетельницей его молитвенных подвигов. Однажды, по свидетельству его ученика, Досифея, фаворский свет осиял пещеру и даже всю церковь и виден был в течение более двух часов.
Вместе с тем, преподобный с самого поступления своего в Угорницкую обитель еще в 10-летнем возрасте с усердием нес все возлагавшиеся на него послушания и с большим усердием старался всегда во всем услужить нуждавшимся в его помощи, а ставши игуменом, он «земли копаньем, древес саждением и гноя собираньем смирял себя», не гнушаясь, следовательно, никаким телесным трудом.
Отмечает жизнеописатель преподобного основные черты характера его, говоря, что он «зело братолюбив бысть, смирен, послушлив, кроток, милосерд и молчалив» настолько, что трудно было слышать от него что-либо иное, кроме постоянно-творимой им молитвы Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»
Это тоже все те черты, которыми должен отличаться каждый истинный инок, не напрасно желающий носить иноческие одежды, а вместе с тем и каждый истинный христианин: без взаимной любви, без смирения, послушания, кротости, милосердия и молчаливости, нет монашества, не может быть и истинного христианства.
Таков был наш небесный покровитель, и вот чему учит он нас самою своею жизнью.
Но это еще не все. Есть еще одна черта у преподобного Иова, которая делает его особенно близким и дорогим для нас именно в переживаемое нами лукавое время.
Боде трехсот лет тому назад, когда жил преподобный Иов, (в 1951 году мы праздновали 300-летие со дня его блаженного преставления), Православная вера и Церковь на крайнем западе Русской земли переживала весьма трудные времена, вследствие страшного гонения, начатого со стороны служителей папского Рима, а частично – и со стороны протестантизма, возставшего против извращений и злоупотреблений латинян, но не только не вернувшегося в Православие, а совершенно порвавшего с истинно-христианской верой и Церковью, поскольку крайние протестантские секты дошли даже до отрицания главных христианских догматов – догмата Святой Троицы и догмата о Божестве Господа нашего Иисуса Христа.
В эти трудные времена, когда даже епископы изменяли Православию и становились предателями нашей святой веры и Церкви, как напр., печальной памяти Кирилл Терлецкий и Ипатий Поцей, преп. Иов выступил безбоязненно и решительно в качестве борца за св. Православие.
Вместе с «освященным собором православных» в Богоспасаемом граде Киеве он дерзновенно исповедал «неврежденную веру» и к тому же увещевал «вся люди», принеся на мощах киево-печерских святых угодников страшную клятву: «В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять». Обходя землю Галицкую и Волынскую, преп. Иов всех просвещал светом Православия, «ревнителем веры сугубую ревность внушая» и «добрых сердца в Православии утверждая». Приняв на себя труд такой неустанной миссионерской работы, он «священные книги тиснением предавати во обители Почаевстей не преставал», за что и почтила его Святая Церковь, воспевая ему:
«Истинные веры был еси проповедник безбоязнен», «вся люди в православии утвердил еси»; «Явился еси истинные веры столп»; «Радуйся, скалы Почаевския твердейший адаманте!»
В молитве к нему она называет его: «Веры православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче!»
В наши дни мы не только окружены со всех сторон врагами Православия и еретиками латинянами и протестантами, но переживаем нечто гораздо худшее и более опасное для наших душ – отступление от истинного христианства самих православных, пусть они и продолжают считать и называть себя официально «христианами» и «православными». Это те рядовые миряне, священнослужители и даже высокие иерархи Церкви, которые, ради карьеры и денег, или просто «страха ради иудейска»,вступают в разные явные и тайные сообщества и организации, ставящие себе целью искоренение и уничтожение истинной веры Христовой и Святой Церкви.
Жуткая современность в своей полной аморальности, беспринципности и потере всякого здравого смысла дошла до того, что считающие себя «служителями Церкви Христовой» без зазрения совести заключают противоестественный союз с врагами Христа-Спасителя и явными богоборцами и не находят для себя зазорным пожимать им руки и садиться за один стол с ними, охотно с ними сотрудничая и помогая им в их адском плане обезбожения всего мира.
Все это они прикрывают и оправдывают благовидным предлогом «всепрощающей христианской любви» и «блага Церкви», а потому в основе всей их «деятельности» лежит, в сущности, измена, предательство, обман и лицемерие. Внешне, по наружности, они остаются как будто вполне православными, но это только – этикетка, рекламная вывеска, внутри же – «отступление истинное», о котором предрекал наш отечественный богослов, святитель Феофан Затворник.
Мы никогда не смеем забывать предостережения святого Апостола Павла о том, что «сам сатана преобразуется во Ангела светла, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор.11,14–15). Все это стало уже обычным явлением в наше злокозненное время, когда далеко не все то, что носит на себе имя «Православия» является действительно таковым, когда обман и лицемерие нередко господствуют даже в церковных кругах и вводят в заблуждение многих наивных, не умеющих или не желающих разбираться во всем ныне происходящем людей, когда истинную Церковь необходимо отличать от лжецеркви и истинных служителей Церкви – от служителей сатаны, облекающихся в церковные одежды.
Не забудем также и того, что в наши дни сатанисты стали выступать порою уже совершенно открыто, рекламируя себя, о чем свидетельствуют хотя бы радио-передачи и телевизионные программы, пропагандирующие на весь мир открытую в Сан-Франциско, так называемую «сатанинскую церковь», которая, кстати сказать, уже официально признана государственными властями США, как одна из легальных «деноминаций», и вступила недавно в Национальный Союз Церквей, а чрез него и в Мировой Совет Церквей – организацию, объединяющую все христианские вероисповедания, не исключая и православных.
Вот до чего дошли современные «христиане»! Ведь на собраниях этого Мирового Совета Церквей, согласно установившейся традиции, они должны будут теперь молиться сатане наряду с своими братиями – сатанистами!! Думают ли они об этом, или тут имеет место сознательное предательство и измена Христу-Спасителю?! Здесь ведь уже и маскировки никакой нет, а открытый кощунственный цинизм Богоотступничества, который, конечно, не пройдет даром для этих мнимых «христиан», поклоняющихся, во имя мнимой «христианской любви» и «единения всех», самому сатане!
Вот почему мы можем, по всей справедливости, считать, что переживаемое нами время хуже и страшнее всего того, что было раньше, что современное лжетолкование всеобъемлющей и всепрощающей христианской любви и безграничность компромиссов во имя «блага Церкви» гораздо хуже и зловреднее всех прежних ересей, ибо прямо толкает современных христиан в объятия противника Христова и врага Божия и человеческого спасения – сатаны.
Такая грозная современность повелительно требует от нас, если мы желаем остаться истинными христианами, следуя примеру нашего небесного покровителя преподобного Иова, ревновать не только о личных подвигах молитвы и поста – ведь и многие еретики в свое время были большими молитвенниками и подвижниками! – но, прежде всего об ограждении и хранении истинной веры и Церкви от всякого близкого и дружественного взаимообщения с современными богоборцами, врагами нашего Господа, и их приспешниками – предателями нашей святой веры и Церкви, чтобы не быть увлеченными на общий, ставший теперь модным, путь отступления.
В наши страшные злокозненные дни всяких лукавых обольщений, обманов и предательства, взирая на дивный образ нашего безбоязненного проповедника истинной веры преподобного Иова, и мы должны безбоязненно исповедовать и проповедовать истинную веру, мысленно повторяя данную им клятву:
«В вере отеческой, православной крепко и неизменно стоять и об отступлении никогда не помышлять!» Аминь.