Том 3
Судьбы России и всего мира.
В последнем № 50 от мая-июня 1973 года журнала «The Orthodox Word», издаваемого Братством преп. Германа Аляскинского на английском языке, помещен портрет выдающегося архипастыря, бывшего одним из основателей и главных идеологов Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященного Феофана, Архиепископа Полтавского и Переяславского, и напечатан его ответ на поставленный ему вопрос о судьбах России и о «последних временах».
Почивший еще 6 февраля 1940 года во французском городке Mosnes Владыка Архиепископ Феофан был редчайшим в наше время святителем Православной Церкви. В прошлом ректор С.-Петербургской Духовной Академии, он еще с молодых лет был весьма почитаем, как великий молитвенник, настоящий монах-аскет, честнейший, справедливейший и незлобивый человек, глубокий ученый богослов и канонист, большой знаток святоотеческих творений. Будучи безкомпромиссным ревнителем настоящего строгого Православия, он всегда выступал принципиальным противником всякого вольнодумства и модернизма, и никогда не склонял главы своей пред сильными и славными мира сего и в архипастырской деятельности своей, руководясь указанием святого Григория Богослова, которого он особенно чтил и любил, следовал всегда по прямому пути церковному, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Все это заставляло весьма многих высоко ценить и уважать его, но это же нажило ему много врагов и злостных завистников-клеветников.
Вот что ответил этот великий столп нашей Церкви, к сожалению, рано ушедший в затвор и скоро покинувший этот во зле погрязший мир, на заданный ему вопрос:
«Вы спрашиваете меня о ближайшем будущем и о последних временах. Я ничего не говорю сам от себя, а только передаю откровения старцев. А они передали мне следующее. Пришествие антихриста приближается, и оно уже очень близко. Время между нами и его приходом надо считать годами или, по крайней мере, десятками лет. Но до прихода антихриста Россия должна быть возстановлена, – вероятно, лишь на короткое время. В России должен быть Царь, предызбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Вот все, что открыто о нем. Будем же ждать исполнения открытого.
Судя по многим знамениям, это уже приближается, если только из-за наших грехов Господь Бог не отсрочит и не изменит того, что было обещано. По свидетельству Слова Божия это бывает».
Написанное здесь вполне, почти дословно отвечает тому, что мы лично слышали, из уст самого Владыки Архиепископа Феофана еще в 1926 году в Болгарии, когда он проживал в здании Св. Синода Болгарской Православной Церкви в Софии. С тех пор прошло уже несколько «десятков лет» и, следовательно, мы вплотную приблизились к исполнению предсказанного, если только наши грехи не изменили Божия определения.
Вот, с этой точки зрения жалким лепетом представляются все толки и наивные разсуждения о возможностях спасения России без нашего деятельного в том участия и, конечно, участия отнюдь не в виде какой-либо политической работы (Ох уж это политиканство, которое не приносит нам ничего, кроме ссор, дрязг, разделений и, зачастую, звериной слепой ненависти друг к другу!), а в виде работы над самими собой, над своим нравственным состоянием, над моральным очищением наших душ от всякой мерзости, гнусности и греховной нечистоты, над духовным просвещением наших братьев и сестер во Христе и, особенно, нашего молодого поколения, которое до нельзя заброшено, запущено или ведется по совсем ложному пути, чуждому истинного Православия – пути нездорового политиканства, экуменизма и примиренности с миром сим, во зле лежащим, вплоть до больного компромисса с явно-греховной порочной жизнью, темные стороны которой, слишком бросающиеся в глаза, искусно вуалируются.
И вот потому-то столь отрадное для нас предсказание о спасении и возстановлении России может не исполниться по нашей же вине, если мы окажемся недостойными такой милости Божией, по нашим грехам и упорной нераскаянности в них.
Каяться надо и исправляться, а не разглагольствовать!
«Проговорили, протанцевали Россию», как кто-то остроумно выразился: не праздными, хотя бы и много-вещательными разговорами, речами и танцами до утра можем мы ее возстановить!
Сколько пишут на эту столь дорогую нашим сердцам тему, но очень-очень редко удается встретить хоть одну здоровую мысль, близкую к истине, которая прямо указывает на сущность дела. Выискивают без конца всевозможные причины гибели России и предлагают самые разнообразные способы ее спасения и возстановления, а главное ускользает из внимания. А об этом главном неустанно говорил и проповедовал наш великий всероссийский праведник св. Иоанн Кронштадтский:
«Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога-Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству... Господь вверил нам русским великий спасительный талант православной веры ... Возстань же, русский человек! … Кто вас научил непокорности и мятежам бессмысленным? Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России!...»
И грозно прорекал:
«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Если в России так пойдут дела, и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвержены праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».
Что же нам было нужно?
«Бедное отечество, когда-то, ты будешь благоденствовать? Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов".
Увы! Глухи остались русские люди к призывам своего великого праведника: вот, и докатились до страшного кровавого безбожия, конца-края которому все еще не видно!
Странно только, что и в эмиграции нашей все еще так много людей, которые, несмотря на все пережитое, до сих пор держатся совершению нелепых взглядов, настроений и убеждений, приведших Россию к гибели. Не хотят они понять самого главного: за что русский народ понес такую страшную кару Божию, продолжают и за границей свою легкомысленную жизнь, думая только об устройстве своего материального благополучия, об удовольствиях, увеселениях и наслаждениях, интригуя, ради этого, друг; против друга, злобясь и неистовствуя против брата своего, и в то же время совершенно безосновательно надеются, кто еще, в потоке своей порочной жизни, не совсем забыл Россию, что Россия может воскреснуть как-то автоматически, сама собой, без коренной перемены к лучшему в душах русских людей. Не хочется и говорить о тех несчастных, которые, крича о своей непримиримости к большевикам, сами частично или вполне разделяют безбожную материалистическую идеологию большевизма, не признавая ничего святого и с грубым цинизмом вышучивают веру в духовный мир и учение нашей Святой Церкви, как самые отъявленные безбожники.
Для тех же, кто еще не утратил голоса совести и здравого смысла, остается и теперь в полной силе пламенное увещание нашего великого пастыря-пророка святого праведного Иоанна, ибо в нем-то и заключается главное условие спасения России:
«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские: очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом, и Он примирится с нами!»
Без исполнения этого главного условия нечего и думать и говорить о спасении России, конец всему тогда близок – «при дверех» (Мф.24,33), как предупреждал нас Сам Господь Иисус Христос.
Пора понять это всем, наблюдая все ныне происходящее. Кое-кто, видимо, уже и начал понимать. В добрый час!
Нечего самоуверенно с надутым апломбом лжемудрствовать, вопреки ясному учению Слова Божия, Святых Отцов и угодников Божиих, которым столь многое было открыто из уже происшедшего на наших глазах.
«Горе тем, которые мудры в своих глазах», говорил Господь через св. пророка: «и разумны пред самими собою» (Ис.5,21).
«Горе тем, которые зло называют добром, а добро – злом, тьму почитают светом, а свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис.5,20).
Крайнее время уже наступило. Вместо праздного разглагольствования, последуем лучше призыву нашего великого всероссийского пастыря!