Источник

Слово в день памяти Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла – 29-го июня.

(Сказано 29 июня 1936 года в Ужгороде на Карпатах.)

«Отвещав же Симон Петр рече. Ты еси Христос, Сын Бога Живаго! И отвещав Иисус рече ему: блажен еси Симоне, вар Иона … и Аз же тебе глаголю, яко ты еси ПЕТР, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ее».  (Мф.16,18).

Великое торжество празднует сегодня, братие, Церковь Христова. Она прославляет в сегодняшний день славную мученическую кончину двух величайших Апостолов, более всех потрудившихся для проповеди Евангелия – святых Петра и Павла. В своих богослужебных песнопениях она едва находит слова, чтобы достойным образом почтить их и прославить их апостольскую ревность и самоотверженные апостольские труды.

«Апостолов первопрестольницы», «вселенные учителие», «Богопроповедников первостоятели», «руце Евангелия благодати», «нозе истинного проповедания», «реки премудрости», «страшные духа мечи», «всея вселенные питатели», «нового завета Богописанные скрижали», «основания Церкви истинные столпы и стены», «всего мира предстатели» – такими возвышенными именами прославляет Церковь своих верных служителей, обоих равно, заметьте это, братие, не делая предпочтения одному перед другим, но обоих именуя «первостоятелями» и «первоверховными».

Велика радость, велико ликование верующих, сошедшихся на этот праздник, к которому недаром Церковь готовит нас продолжительным постом, и, казалось бы, в этом торжестве веры должны были бы объединиться все христиане, забыв свои взаимные распри, обиды и огорчения.

Но, увы! силен враг рода человеческого, и то самое, что должно было бы служить поводом к объединению, он хитро сделал предметом разделений. Не что иное, как возвышенное учение Господа об основании и непоколебимости Церкви, изложенное в вышеприведенных нами словах Господа Апостолу Петру, враг умудрился сделать поводом к возникновению великого раскола в Церкви Христовой. Болью сжимается сердце каждого верующего христианина при мысли о губительных последствиях этого раскола и страшно становится за виновников оного. Невольно вспоминаются грозные слова великого столпа Церкви св. Иоанна Златоуста: «Ничто не возбуждает так гнева Божия, как разделение в Церкви. Даже, если бы мы делали самые совершенные дела, – разрывая единение, будем наказаны, как если бы мы разрывали тело Господне … Даже мученичество не заглаживает такою греха» …  (Том XI).

Где же коренится причина этого разделения? Причина подобных самочинных разделений – всегда одна и та же. Разделение возникает тогда, когда кто-либо, забывая свое законное и прямое назначение и данное ему свыше положение, начинает возноситься и надмеваться своим званием – оставляет заповеданное Христом-Богом, смиренномудрие и увлекается душепагубной гордыней, которая возводит человека в его мыслях на безмерную высоту, а затем с позором и стыдом извергает его в бездну нравственного падения.

«Не мудрствуйте о себе паче, еже подобает мудрствовати» (Рим.12,3) – учит святой Апостол. И что характерно: с этим предостерегающим наставлением он обращается… к Римлянам. Это глубокомысленное и весьма важное предостережение, которое многими и по сие время забывается, было забыто на христианском Западе, где силен был дух гордыни и властолюбия древнего языческого Рима. Оставили его без должного внимания и некоторые епископы этого «вечного города», орошенного мученической кровью прославляемых ныне нами свв. первоверховных Апостолов. Не довольствуясь и без того великой честью и славой епископского звания, они стали о себемудрствовать более, нежели подобает мудрствовать, и, подкрепляемые человеческой лестью, дошли, наконец, до того, что провозгласили себя «непогрешимыми наместниками Сына Божия» на земле, как бы заместителями Самого Бога, заявив притязание на абсолютную власть над всем христианским миром, власть не только духовную, но и светскую, Забыв об истинном характере пастырского служения, которое есть именно «служение», а не «начальствование», не «властвование» и должно быть проходимо в духе смирения и кротости и в сознании своего несовершенства, своей греховности и непотребства пред Богом, Единым Владыкой всех земнородных, как пастырей, так и пасомых, они восхитили себе честь, принадлежащую Единому Богу, и стали требовать, чтобы весь христианский мир воздавал им Божеские почести и повиновался им во всем, не только, как пастырям Христова стада, но и как «заместителям Бога на земле», как «земным богам».

Надо было чем-то оправдать такое невероятное, просто кощунственное для здравого христианского чувства, притязание, и вот они измыслили новое, неведомое древней Церкви, учение о том, будто бы Христос-Спаситель всю Свою власть над Церковью передал не всем Апостолам равно, но одному лишь Апостолу Петру, которого Он якобы бы поставил «князем над Апостолами», что самая Церковь будто бы воздвигнута Христом-Спасителем на личности Апостола Петра, как на своем основании, а так как папы римские являются будто бы «преемниками Апостола Петра», то, следовательно, им принадлежит вся чрезвычайная власть и Божеские права над всей Христовой Церковью во всем мире.

Братие-христиане! Наша Православная Церковь, как вы видите из богослужения сегодняшнего праздника, нисколько не меньше чтит святого Апостола Петра, как величайшего из Апостолов, как «первоверховного», наряду с святым Апостолом Павлом, чем западная, римская церковь, но она никак не может принять того новоизмышленного учения о личности Апостола Петра, на которое нет ни малейшего намека ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, и о котором ничего не знал и сам святой Апостол Петр, как это ясно видно из его соборных посланий. Прочитайте от начала до конца все Евангелие и даже весь Новый Завет, просмотрите все Апостольские правила и определения Вселенских и Поместных Соборов, и вы нигде не найдете никакого указания на то, что Апостол Петр был поставлен «князем» над прочими Апостолами и главой всей Церкви, ни того, что он эти свои мнимые права и полномочия передал по наследству римским папам. Совсем напротив: из Евангелия мы видим, что Христос-Спаситель неоднократно предостерегал своих Апостолов от горделивого желания главенствовать и властвовать друг над другом и внушал им, что они – все равны между собой, равно всем Он дал власть вязать и решить грехи человеков, равно всем ниспослал благодать Святого Духа.

Что касается утверждения папистов, будто Христос-Спаситель основал Свою Церковь на Петре, когда говорил: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою», то такое толкование противно не только Слову Божию, но и здравому человеческому смыслу. Как Церковь, этот вечно-живой организм, находящийся в постоянном духовно-органическом единении с своим Главою Самим Христом-Спасителем, может быть основана на личности обыкновенного смертного человека, со всеми его немощами и слабостями, коим в большей или меньшей степени подвержены все смертные люди, не исключая святых: святость не есть безгрешность и непогрешимость, ибо свят только Господь Бог наш, Он Един токмо – «кроме греха».

Мы, православные, веруем так, как веровала и принимала древняя Апостольская Церковь и как учили и тол ковали святые отцы: камень, на котором Христос основал Свою Церковь, это отнюдь не человеческая личность Апостола Петра, а произнесенное Апостолом Петром от лица всех Апостолов великое исповедание веры в Божество Господа Иисуса Христа – основная истина христианства: «Ты еси Христос Сын Бога Живаго!  (Мф.16,16). На этой великой истине, на этой непоколебимой, как камень, вере в Божество Иисуса Христа, воздвигнута Церковь Христова и будет стоять неодолимой вратами адовыми до скончания века.

Об этом говорит в своем соборном послании и сам святой Апостол Петр, отнюдь не считая себя «камнем», на котором основана Церковь Христова, а называя этим «камнем» Божественное достоинство Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа: «приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Петр.2,4–5).

И второй первоверховный Апостол, сподвижник Петров, великий «Апостол языков» небошественный Павел говорит прямо и решительно: «камень же был Христос» (1Кор.10,4).

Но особенно, конечно, важно для нас свидетельство Самого Господа Иисуса Христа, Который, разсказывая иудеям притчу о злых виноградарях, в конце ее ветхозаветное пророчество о «Камне, егоже небрегоша зиждущии», но Который «бысть во главу угла», совершенно явно отнес к Себе (Мф.21,42–44).

Чувствуя всю шаткость и несостоятельность своего лжеучения, служители папского Рима с крайней нетерпимостью относятся ко всем, кому совесть не позволяет разделять это их противное Слову Божию и здравому человеческому смыслу измышление. Отсюда – непримиримая вражда, страшный фанатизм и невероятное извращение евангельского учения в виде так называемой «святой инквизиции», иезуитской доктрины и прочих злоупотреблений папской власти.

В результате этих злоупотреблений, извращавших дух истинного христианства, явился бурный протест, в увлечении своем совсем порвавший с Церковью, а как крайнее выражение этого протеста – полноебезбожие и, наконец, ожесточенное, неистовое богоборчество.

Вот, к чему привела гордыня и забвение слов Павловых: «не мудрствуйте о себе паче, еже подобает мудрствовати!» (Рим.12,3).

К чему мы все это говорим?

Будем осторожны, братие, сугубо осторожны! Мы живем среди поклонников папского Рима. Не будем смущаться их речами и, порою, насмешками над нами, не будем поддаваться их увещаниям и угрозам, но будем твердо и мужественно стоять за свою святую родную православную веру, которая со времен апостольских и доселе хранит свою девственную чистоту. Будем любить ее и ценить, дорожа ею, как неоценимым сокровищем, превыше всего на свете. А что касается служителей папского Рима, то не будем уподобляться им в их неразумной злобе против пас. Будем в духе кротости и христианской любви увещевать их, разъясняя им их заблуждения, и призывая их вернуться в лоно Единой Истинной Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Это – наш святой долг, наше миссионерское призвание, которое возложил на нас Сам Господь Бог, поселив нас между иноверцами.

А сами мы, воздавая честь святому первоверховному Апостолу Петру и прославляя его наравне со святым Апостолов Павлом за их великие труды и заслуги в деле проповеди евангельского учения, будем помнить, что, делая это, мы дерзаем ни им, ни кому бы то ни было из смертных воздавать почестей, принадлежащих Единому Богу, но прославляем в них Бога, дивного во святых Своих»,Которому Одному только, в собственном смысле, принадлежит всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святом Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Ужгород. Подкарпатская Русь. 29-го июня 1936 года.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle