Том 3
«Что есть Истина?» (Ин.18,38).
Этот Пилатов вопрос выражал собою то отчаянное неверие в Истину, до которого дошел в свое время умственно и нравственно растленный древний языческий мир перед пришествием Христа-Спасителя. Появились тогда даже так называемые «софисты», которые доказывали, что Истины вообще не существует, что всякая истина только относительна, ибо «человек есть мерило всех вещей».
То, что так думали и учили язычники, это не удивительно, ибо они не знали истинного Бога, не знали евангельской Истины, принесенной на землю Самим Воплотившимся Сыном Божиим Христом-Спасителем.
Но, вот, как это ни странно, этот Пилатов вопрос: «Что есть истина?», зачастую с большим или меньшим оттенком иронии и даже насмешки, мы слышим и в наше время, причем нередко от людей, считающихся, по крайней мере, официально христианами. Современные люди, не исключая христиан, а иногда и христианских священнослужителей, призванных проповедовать Истину, по-видимому, теперь тоже утратили самое понятие об Истине, не верят, что существует Истина и порою просто слышать не хотят,что есть Истина.
Наше страшное и жуткое во многих отношениях время мы смело можем определить, как время неслыханного еще попрания Истины и господства лжи. Даже в обычной повседневной жизни рядовые люди забыли наставление святого Апостола Павла: «темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему» (Еф.4,25) и, чуть не на каждом шагу, лгут, лгут и лгут, нисколько даже не боясь этой ложью, которая часто вскрывается, уронить в глазах других свое человеческое достоинство и стяжать себе славу лживого, неискреннего и нечестного человека, которому ни в чем нельзя доверять. Лгут эти люди Богу, принося Ему неискреннюю притворную молитву, лгут другим людям, лицемеря и фальшивя пред ними, говоря одно, а делая другое, лгут самим себе, уверяя самих себя в полной своей доброкачественности и безукоризненной честности и правдивости.
Но лгут современные люди не только в своей частной жизни, а и в жизни общественной, политической, государственной, даже – совсем страшно сказать! – церковной. Лгут всевозможные общественные и политические деятели, не исключая даже самых правых, для которых Истина, казалось бы, должна быть дороже всего, лгут все современные государственные мужи, члены правительств, министры и президенты, даже современные монархи, среди которых весьма трудно теперь найти хотя бы одного действительно честного и правдивого человека, поступающего по совести. Но что страшнее всего – лгут теперь многие священнослужители всех вероисповеданий и даже весьма высоко стоящие на свещнице церковной. Доверять им и положиться на них почти невозможно, и вот – одна из причин современного неверия и безбожия и отхода от Церкви.
При виде такой кажущейся почти безнадежной мрачной картины можно было бы совсем впасть в уныние и отчаяние, если бы мы не знали, что так и должно быть в «последние времена», так именно и предсказано все это Словом Божиим и Святыми Отцами Церкви. Предсказано даже большее и еще более страшное: это то, что люди не только будут говорить ложь, но настолько изолгутся, что и сами будут верить лжи. Это то «действо льсти», о котором говорит святой Апостол Павел в своем 2-ом послании к Солунянам (гл.2, ст. 11), и которое он указывает, как один из ярких признаков наступления царства антихриста.
Нам ничего не остается, как сделать из этого вполне законный и логичный вывод, хотя, конечно, отсрочки в промыслительных Божиих планах всегда возможны, в случае нашего покаяния.
В свете всего вышесказанного что можно сказать о нашей Русской Зарубежной Церкви? Слышатся все чаще и чаще разговоры, а в последнее время доходят до нас статьи и целые листовки, направленные против нашей Русской Зарубежной Церкви, с целью доказать ее несостоятельность и даже порочность. С этой целью не только лгут наши враги, измышляя разные небылицы, но приводят и действительные факты недолжных и недобрых поступков и поведения представителей нашей Русской Зарубежной Церкви, стремясь чрез это дискредитировать и унизить самую нашу Церковь, как не являющуюся хранительницей Истины и не заслуживающую доверия и уважения, преимущественно перед другими.
Что можно на это сказать?
Среди двенадцати Апостолов, избранных на свое служение Самим Христом-Спасителем, один оказался Иудой – предателем, совершившим страшное, беспримерное злодеяние – предание на смерть Самого Бога, пришедшего на землю спасти людей от вечной погибели.
Что же? Разве можно сказать, что этот Иуда – предатель омрачил и дискредитировал своим предательством весь лик Апостольский, всю Церковь Христову? А ведь таких Иуд могло быть и два и три! На протяжении всей истории Церкви сколько подобных «иуд», в виде разных злостных лжеучителей и раскольников появлялось в ней. Можно ли сказать, что они окончательно скомпрометировали Церковь Христову и сделали ее не заслуживающей никакого доверия и уважения?
Люди – всегда люди, и ничто человеческое, в том числе и предательство, и прочие грехи и пороки им не чужды, как гласила еще древняя латинская поговорка. Но это не значит, что грехи отдельных, даже высоко-стоящих в Церкви, лиц падают компрометирующей тенью на всю Церковь в целом, и делают ее самой несостоятельной и порочной, как это пристрастно хотят представить наши враги. Мы не можем не пожалеть и не поскорбеть глубоко о случаях Иудина предательства в нашей среде, как, конечно, глубоко скорбели и святые Апостолы о страшном предательстве своего бывшего собрата Иуды Искариотского, но эти случаи отнюдь не свидетельствуют о том, что вся наша Русская Зарубежная Церковь сошла со своего прямого и честного пути стояния в Христовой Истине среди всеобщего современного шатания и отступления от Истины.
Важна – основная идея, во имя которой вот уже свыше 50-ти лет как основана и существует наша Русская Зарубежная Церковь. Эта идея – безкомпромиссное отрицание, решительное отвержение того антихристова зла, которое уже почти во всем мире захватило в свои руки и церковную и светскую власть, всем теперь дирижирует и всем заправляет. Эта идея – быть заграницей законной преемницей прежней нашей Российской Православной Церкви – неизменной хранительницей богопреданного апостольского учения веры и благочестия, ревнительницей отеческих преданий и священных канонов, всех благочестивых традиций и заветов Святой Руси.
Лозунг нашей Русской Зарубежной Церкви – знаменательные слова святого Афанасия Великого, именуемого «Столпом Церкви»: «мы должны служить не времени, а Богу».
Только морально-нечестные люди могут все так извращать и передергивать и, основываясь на проступках и недолжном поведении некоторых отдельных лиц в нашей Церкви, сколь бы ни был высок их сан, порочить всю нашу Церковь и подвергать сомнениям и оплеванию идеологию нашей Церкви – чистую и безупречную.
Мы никогда не утверждали и не утверждаем, что в нашей Церкви все и всегда, без всякого исключения, были вполне чисты и безупречны и являлись и являются каким-то совершенным идеалом истинно-христианской веры и жизни, а говорим только об идейном направлении, идейной установке нашей Русской Зарубежной Церкви, как таковой, которой она отличается от всех других, склонивших свою выю под ярмо антихристова зла.
И пока все возглавление нашей Русской Зарубежной Церкви, в лице ее епископата – ибо высшая власть в Церкви принадлежит всему ее епископату в целом, а не какому-либо одному епископу или даже группе епископов, – не отошло от этой чистой и непорочной идеологии – хранения чистой и, неповрежденной Христовой Истины, без всякого компромисса с ее врагами, до тех пор и Русская Зарубежная Церковь будет существовать, нравится ли это кому-нибудь или не нравится.
С нами Бог! Лишь бы и мы не отступали от Него и продолжали быть с Ним! «Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны!»