Том I
Крест Христов – наше знамя.
Неделя Крестопоклонная! Сколько глубокого смысла и умилительной назидательности в этом обычае Церкви выносить крест для поклонения как раз в середине Великого Поста. Прекрасно разъясняется это в наших богослужебных чтениях и песнопениях. Крест выносится с особою торжественностью на середину храма для того, чтобы поднять наш дух, воодушевить нас к дальнейшему прохождению подвига постного, напомнить нам, что все мы, христиане – крестоносцы, и что, если мы желаем не напрасно носить имя Христовых последователей, то должны в жизни своей уподобляться Христу крестоношением и самораспятием.
Если мы постимся добросовестно, то есть ничего скоромного не едим, стараемся вообще есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказываем, с своими греховными склонностями и привычками решительно боремся – то мы не можем не почувствовать некоторого переутомления, некоторого упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И вот, при мысли о том, что поприще поста пройдено нами только наполовину, кое у кого невольно может вырваться вздох ропотливости и малодушия: «тяжко, не по силам это – когда же конец?»
Для того, чтобы ободрить нас и подкрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, Св. Церковь и устраивает нам утешение духовное – торжественно выносит для поклонения Крест Господень.
«Вам тяжело, вы ропщете», как бы так говорит она этим: «а каково было Господу страдать за вас на этом кресте? Или страдания Его были меньше ваших? Однако, Он все терпел, дабы вас спасти. Потерпите же теперь и вы, ради Него и во Имя Его! Тем более, что это терпение ваше и не Ему и никому другому, а лично вам самим нужно, лично для вас самих полезно и спасительно. Взирая на этот крест, вспомните про Его великую любовь к вам, которую проявил Он, добровольно предав Себя на такую позорную и мучительную смерть, вашего ради спасения, и – воспряньте духом! Эта любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит и укрепит ваши силы и поможет Вам до конца совершить, во славу Его, ваш постный подвиг и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоносного дня Его преславного Воскресения.»
Вот почему св. крест и сравнивается в богослужебных песнопениях недели Крестопоклонной и в так называемом «синаксарии» (объяснительном чтении) с «древом жизни», бывшем посреди рая, с «благосеннолиственным древом», под сенью которого находят прохладу и отдохновение путники, утомленные долгим и изнурительным путем, с древом, усладившим горькие воды источника Мерры во время сорокалетнего странствования евреев в пустыне по пути в Обетованную Землю, и, наконец, со скипетром и знаменем победоносного царя, появление которых предшествуют приходу самого царя.
Иными словами, крест Христов, износимый в неделю Крестопоклонную на середину храма это – Знамя наше, которое обычно выносится на полях сражений в трудные минуты для того, чтобы возбудить в воинах бодрость духа и мужество для продолжения борьбы с врагом и окончательной победы над ним. Взирая на свое славное знамя, воины невольно воодушевляются, ощущают прилив новых сил и подъем духа, бросаются на врага и побеждают его.
И мы, христиане, – воины Христовы, а Великий Пост есть поприще брани с врагом нашего спасения – диаволом. Главный источник нашего воодушевления в этой невидимой, духовной брани – Крест Христов, славное знамение победы нашего Божественного Искупителя над властью ада и смерти, знамение нашего спасения, знамение неизреченной Любви Божественной к падшему человеческому роду. Древом крестным «смертное жало и адова победа прогнася» – Распятый на нем Спас наш«предстал, вопия сущим во аде: внидите паки в рай!» (Кондак). Поэтому св. Церковь и призывает нас: «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство... Придите, вернии, древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы»... (стихира на поклонение кресту).
Вот потому-то и мы, христиане, воины Христовы, взирая на св. крест, поклоняясь ему и лобызая его, испытываем особый прилив новых духовных сил, забываем все трудности уже перенесенного постного подвига, – «задняя забывая», по Апостолу (Филип. 3: 13), «в предняя простираемся» и делаемся способными на дальнейшие духовные подвиги для окончательной победы над грехом и достижения«почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе» (Фил. 3: 14).
Но что такое, собственно, Великий Пост?
И разве только Великим Постом должны вести мы невидимую брань с врагом нашего спасения, а в другое время – отдаваться ему в плен?
Думать так – было бы крайним неразумием.
Великий Пост, приводящей нас к светлой радости Воскресения Христова, есть как бы символ всего течения истинно-христианской жизни, а вместе с тем – и ежегодное упражнение в подвиге этой жизни и ежегодное напоминание о том, как должен жить христианин и какова конечная цель его жизни.
Жизнь истинного христианина есть ни на один миг непрекращающаяся борьба со своими греховными страстями и похотями, которая по своей тяжести, болезненности уподобляется крестоношению и самораспятию. Вот почему св. Апостол говорит: «иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 6: 24). В этой непрестанной борьбе со страстьми и похотьми и состоит та «невидимая брань» с врагом нашего спасения, которая должна составлять главное содержание нашей земной жизни. Но как Христово крестоношение и распятие привело к светлой несказанной радости Его преславного Воскресения, так и наше крестоношение и самораспятие, если будем законно подвизаться, приведет нас к воскресению из мертвых и к вечной нетленной Пасхе в светлых чертогах райских.
Итак, каждый истинный христианин есть подвижник. Без подвига нет и не может быть подлинной христианской жизни. Этого подвига ждет от Своих последователей Сам Подвигоположник-Христос, говорящий: «подвизайтеся внити сквозь тесная врата» (Лук. 13: 24), ибо «широки врата и пространен путь, ведущие в пагубу, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и мало их есть, иже обретают его» (Матф. 7: 13–14). А Апостол Павел говорит:«подвизаяйся от всех воздержится» (1Кор. 9: 25) и сам о себе тут же свидетельствует:«умерщвляю тело мое и порабощаю» (1Кор. 9: 27), тем самым указывая, что подвиг жизни христианской состоит в воздержании – в умерщвлении и порабощении плоти своей. А это как раз и есть то, к чему особенно призывает нас Церковь Великим Постом, но что вместе с тем является обязательным для каждого истинного христианина в течение всей его жизни.
Для таких христиан-подвижников Крест Христов и является ободряющим и вдохновляющим знаменем, в котором они, на протяжении всей своей жизни, почерпают неистощимый запас благодатных сил. Крест Христов – их единственная радость и похвала, и они ничего другого не желают даже знать, повторяя с Апостолом: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мир распяся, и аз миру» (Гал. 6: 14). Прекрасно объясняет эти слова преп. Авва Дорофей: «когда человек отрекается от мира, тогда распинается ему мир... когда же, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений, или против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается миру». Это отречение от мира, в известном смысле, обязательнодля всех христиан, а отнюдь не для одних монахов, как некоторые ошибочно думают, ибо иначе не говорил бы Апостол: «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4:4) и не увещевал бы нас:«не любите мира, ни того, что в мире» (1Иоан. 2: 15). Это потому, что «все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Иоан. 2: 16) и «весь мир лежит во зле» (1Иоан. 5:19). Как ясно видим мы это особенно в нынешнее время!
И вот, несмотря на столь определенное учение Слова Божия, несмотря на весь многовековой явно-аскетический строй церковной жизни, так ясно выраженный и в канонах Церкви, и в богослужебном чинопоследовании, и в святоотеческих творениях и в житиях святых, в последнее время в недрах самой нашей Православной Церкви все больше и больше «возстают люди, которые говорят превратно» (Деян. 20: 30). Пуская в ход всевозможные приемы нечестной диалектики, пользуясь доводами туманной философии и пустого обольщения, «по стихиям мира, а не по Христу» (от чего предостерегает Апостол в Колос. 2: 8), они прельщают многих своими вкрадчивыми словами, пытаясь убеждать всех, будто прежний аскетический строй нашей Церкви «устарел», «отстал от жизни», далеко, мол, ушедшей вперед, и что все прежние канонические правила и предписания Церкви о посте и воздержании в настоящее время подлежать отмене. Эта зараза, поражающая самое существо Св. Православия в его учении о подвиге, как необходимом средстве спасения, настолько глубоко проникла в наши церковные круги, что вылилась в целое движение, получившее название «Живой Церкви», или «обновленчества», а в 20-ых годах мы слышали даже с высоты одной из наших патриарших кафедр призыв к 8-ому вселенскому собору, который упразднил бы все эти стеснительные для плоти, воюющей на дух, канонические правила и ввел бы ряд реформ, в числе коих откровенно назывались: женатый епископат, второбрачие духовенства, упразднение монашества, упразднение постов, и разрешение для духовенства иметь вполне светский внешний облик и вести светский образ жизни, ничем не отличаясь от мирян. И хотя эти реформы до сих пор формально еще не проведены, многие насквозь пропитаны их разлагающим духом, а некоторые, без стыда и зазрения совести, явочным порядком проводят их в своей жизни.
Что можно сказать о таких «развратителях истины» и как смотреть на них нам, ревнующим о чистоте Православия?
Это – «враги креста Христова; их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их в сраме» (Филип. 3: 18–19), которому они безстрашно и безстыдно предаются, не помышляя о будущем суде и вечном воздаянии, очевидно потому, что просто не веруют «в жизнь будущаго века», как подобает христианам..
«Они мыслят о земном» (Фил. 3: 19), а нам заповедано: «горняя мудрствуйте, а не земная» (Колос. 3: 2), потому что «мудрование плотское есть смерть... закону бо Божию не покаряется» и«живущие по плоти Богу угодить не могут» – удел таких – неизбежная вечная погибель (Рим. 8: 5–13).
Всем ревнующим о подлинном христианском благочестии надо, как огня, бояться этих современных лжеучителей и не иметь с ними никакого общения, ибо они доверяющихся им лишают надежды вечного спасения. И в этом отношении, они ничуть не лучше, а скорее даже хуже многих древних еретиков, лжеучения которых были более явными и очевидными.
Считаем долгом оговориться, что мы имеем здесь в виду не личные слабости и немощи, которые легко (была бы на то добрая воля!) врачуются покаянием, а именно распространяемую этими лжеучителямиидеологию, которая направлена на ниспровержение основ православно-христианской аскетики.
Так – в личной жизни современного человека, иногда еще носящего, по инерции, имя христианина. Но то же мы наблюдаем и в общественной жизни. И здесь – полное пренебрежение крестом Христовым, как единственным спасительным знаменем, под которым все мы должны были бы объединиться, чтобы строить подлинно-разумную и осмысленную (а не скотскую) общественную жизнь на здоровых христианских началах. Сколько сейчас у нас всевозможных организаций, объединений и политических партий, для которых Креста Христова как будто совсем не существует. Мало того: о Кресте Христовом и о связанной с ним православно-христианской аскетической идеологии здесь и вспоминать не хотят, как будто это вовсе чуждая и даже какая-то враждебная современному человеческому обществу сфера. И если, напр., в такой организации кто-либо подымет голос о том, что нельзя за общественным обедом в постные дни подавать скоромные блюда или устраивать постом увеселения, то на такого, посмотрят, если не все, то большинство, как на какого-то чудака или «отжившего» человека.
Точно также и Россию думают спасать у нас, большей частью, одними своими собственными силами, конкурируя друг перед другом в выработке наилучших, как им кажется, политических программ, где Вере и Церкви дается в лучшем случае лишь какое-то «почетное» место, а все надежды возлагаются на какие угодно чисто земные факторы, но не на единственно-спасительную силу Животворящего Креста Христова. И нет мысли о том, что Россию постигла такая страшная катастрофа за богоотступничество, за то, что русские люди оставили Крест Христов и пошли под антихристово знамя безбожия и разврата, разнузданных страстей и похотей, попрания всех священных установлений, Церкви и всяческого духовного самочиния и безчиния. Нет сознания того, что не спасем мы Россию «балами» и «вечерами», а что для такого великого дела нам всем необходимо прежде всегонравственно очиститься и не о увеселениях и развлечениях думать, а о приближении к Богу, оцерковлении своей жизни, покаянном возрождении.
О, если бы поняли все русские люди, что служит ко спасению их и Родины нашей! Решительно оставили бы они тогда всякое своеумие, своекорыстие и самолюбие, отказались бы от рабского служения своим греховным страстям и похотям, попирая Закон Божий и уставы Св. Церкви, прекратили бы тогда свои взаимные распри и раздоры – объединились бы все вместе в одной существенно необходимой «организации» – Церкви Христовой и составили бы одну для всех спасительную «партию» –Честного Животворящего Креста Господня. И тогда явили бы мы собою такую несокрушимую мощь и силу, что и всех врагов своих видимых и невидимых посрамили бы, и Россию бы давно спасли, и врата жизни вечной для себя отверзли.
Не пора ли, наконец, хотя пред лицом грядущих бедствий, всем нам образумиться и поспешить под знамя Креста Господня? Вот теперь – Великий Пост, «время благоприятное», «время покаяния» – «отложим дела тьмы и облечемся во оружия света!» (стихира при начале поста) и, следуя призыву Св. Церкви всем сердцем возопием ко Кресту Господню, как бы к живому существу: (ибо в нем сокрыта животворящая сила Господня):
«Кресте всечестне, освяти наши души и телеса силою твоею, и от всякаго вреда сопротивных соблюди неврежденны, благочестно поклоняющихся тебе!»
(Стихира недели Крестопоклонной).