Том I
Торжество девства и хула на девство
Нынешний радостный праздник Благовещения – это праздник торжества девства, ибо это праздник Той, Которая, дав обет девства, сподобилась стать Материю Самого Воплотившегося Бога, это – праздник Той, Которую ваша св.Церковь ублажает, как “Матерь Божию и Деву, рождшую и девствующую паки», как Трижды Дивную деву – Деву до рождества, Деву в рождестве и Деву по рождестве, именуя Ее поэтому Приснодевой.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
После Верховного Подвигоположника девственной жизни – Божественного Девственника Господа нашего Иисуса Христа – Богочеловека, Пречистая Дева Мария, как подобострастный нам человек, по всей справедливости, должна почитаться Основоположницей девства. Так и учила всегда св.Церковь от самых первых времен христианства. «Некогда в раю существовало девство, – говорит великий Златоуст, – и от змея растлело; посему в средние времена его не видно было; когда же пришел родившийся от Девы Иисус Христос, тогда оно снова явилось». «С того времени, как Дева учинилась Божиею Материю, – говорит св. Григорий Богослов, – уже открытым образом стали провождать безбрачную жизнь».
Основанием для девственной жизни в Новом 3aвете являются слова Самого Господа Иисуса Христа: «Суть бо скопцы, иже от чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже исказиша сами себе Царствия ради Небеснаго» (Мф. 19:12). Здесь различаются три вида скопцов: одни, от самого рождения неспособные к брачной жизни, другие, насильственно оскопленные людьми; третьи – сами себя сделавшие скопцами, но не физическими скопцами, ибо это строго воспрещалось законом Божиим, а духовными. Под этими “скопцами», оскопившими себя Царствия ради Небесного, Церковь всегда понимала девственников, ради угождения Богу давших обет всегдашнего девства.
Узаконив таким образом для Своих последователей обет девства, Христос-Спаситель сейчас же добавил: «Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: ...могий вместити да вместит» (Мф. 19:11–12). То есть: не все обязываются быть девственниками, но те, которые «могут это вместить», которые чувствуют себя способными к этому. Этим самым девство, как высший подвиг, к которому не все способны, поставляется выше супружества. Хотя и честное супружество благословлено (см. Евр. 13:4), но чистое девство выше супружества, как это всегда учила Церковь: «брак – серебро, а девство – золото» (4-ое огл. сл. св. Кирилла Иерусалимского). «Нет подвига более девства», – говорит св.Феогност, и это потому, что, как учит св. Иоанн Лествичник, «выше природы ставший малым чим или если позволено сказать, ничем не умален есть от ангел». Справедливо поэтому многие из Свв. Отцев называют девство «совершенной святостью» (cв.Иоанн Лествичник), «печатью совершенства» (св.Антоний Великий), «цветами в саду Церкви» (св. Киприан), «красою и прославлением благодати, образом Божиим, сообразным святыне Господа» (св. Киприан), «приятнейшим благоуханием Господу Иисусу Христу» (св. Амфилохий Иконийский).
Из житий Святых мы знаем, что многие девственники и девственницы, ради сохранения девства, готовы были пожертвовать всем, даже жизнью своей.
Но почему так высоко ценится девство и ставится выше брака, если брачная жизнь установлена Самим Богом еще при сотворении первых людей, которые созданы мужем и женою?
Цель и высокое достоинство девства в том, что оно есть подвиг, в котором человек добровольно отказывается от дозволенного ему, ради того, чтобы всецело посвятить себя Богу, жить только ради Бога и в Боге. Об этом ясно говорит в 7-ой главе своего 1-го послания к Коринфянам св.Апостол Павел: «А о чем вы писали мне, то хорошо человеку не касаться женщины… ибо желаю, чтобы все люди были, как и я (девственниками)… вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков… таковые (то есть вступившие в брак) будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль… я хочу, чтобы вы жили без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужней и девицей: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения. Посему выдающий замуж свою девицу, поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1Кор.7).
Можно ли сказать яснее и убедительнее о преимуществах девства, чем это сказано в вышеприведенных словах св.Апостола Павла?
Итак, цель обета девства – Богоугождение. «Угождение Богу и для сего освящение духа и тела есть цель подвизающихся в девстве, – говорит Московский Митрополит Филарет, – по сему стремлению всею силою ума и любви ко Господу и по направлению всей деятельности к благоугождению Ему, девствующая душа и называется невестою небесного Жениха».
Такое учение о высоте и святости девства исповедывала вся христианская Церковь в течение первых 15-ти веков своего существования, вплоть до так называемой “эпохи Возрождения». “Эпоха Возрождения», бывшая по существу ничем иным, как возрождением язычества, принесла с собою новые веяния, в том числе и языческий культ плоти. Конечно, с культом плоти девство было несовместимо, а потому и началась якобы идейная борьба с девством. Девство было провозглашено противоестественным, противным природе, а потому и вредным. Начало этой мнимо-идейной борьбе с девством в недрах христианства, правда, уже отколовшегося от единения с истинной Церковью, положил знаменитый основатель протестантизма, римско-католический монах и ученый, богослов др. Мартин Лютер.
Не будучи в силах бороться с одолевавшей его плотской похотью, он попрал данный им монашеский обет девства, женившись на монахине же. Как и всегда бывает в подобных случаях, этот шаг с целью оправдать свой противозаконный поступок был предварительно подготовлен “идеологически». Протестантизм объявил монашество упраздненным и начал яростную борьбу против девства. В крайнем увлечении своём этой борьбой, протестанты, а за ними и все столь многочисленные ныне сектанты, не остановились перед дерзкой хулой на Основоположницу девственной жизни – Пречистую Деву Марию. Они не пожелали исповедывать Ее Приснодевой, как исповедывала Ее на протяжении 15-ти веков вся христианская Церковь, и стали нечестиво учить – да простит нам Пречистая Дева это вынужденное повторение мерзкой хулы! – будто, после рождения от Нее Спасителя мира, Она вступила со св.праведным Иосифом в брачное сожительство и имела от него других детей. Основание для такой хулы на Приснодеву протестанты и сектанты видят в упоминании в Евангелии о “братиях и сестрах Иисуса», а также в словах Евангелиста Матфея, заканчивающих повествование о Рождестве Христовом: «и не знаяше Ея, дoндеже роди Сына Своего Первенца» (Мф.1:25).
Что касается “братьев и сестер Иисуса», то этот вопрос давно разрешен преданием, ведущим начало от первых веков христианства. К сожалению, протестанты отвергли Священное Предание, а с ним отвергли и истину. Эти “братья и сестры» не были родными братьями и сестрами Господа, а только считались таковыми в очах народа, как и св. праведный Иосиф считался “отцом Его», не будучи таковым в действительности (см., напр. Лк.2:48). Это были дети Иосифа-обручника от его первого брака. По другому преданию, они были детьми двоюродной сестры Пресвятой Девы Марии – Марии Клеоповой. Оба эти предания могут быть легко согласованы, если принять во внимание существовавший у евреев закон ужичества1. Во всяком случае, известно, что у евреев назывались “братьями» вообще близкие родственники. Из весьма древнего предания известно, что св.Иаков, брат Господень, сопровождал св.Семейство во время его бегства в Египет будучи уже взрослым, и, следовательно, он был старше Господа Иисуса Христа, и не мог быть рожден после Него от св.Иосифа и Пресвятой Девы Марии, как то утверждают протестанты.
Справедливо замечает Златоуст, что такой праведник, как Иосиф, не мог бы решиться познать Деву после того, как Она столь чудесно – от Духа Святого – сделалась Матерью Самого Сына Божия. И Сама Она несомненно дала обет всегдашнего девства. Иначе совершенно непонятен был бы и лишен смысла вопрос, который задала Она Архангелу Гавриилу в ответ на предречение его о рождении от Нее Сына Божия: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лк. 1:34).
Поэтому ничем иным, как кощунственной хулой звучит толкование протестантами слова “дoндеже» – по-гречески: “эос» – употребленного св.Евангелистом Матфеем в вышеприведенных словах его повествования о Рождестве Христовом. Они переводят это слово, в смысле: “до тех пор, пока не», то есть, что Иосиф не знал Девы Марии до рождения от Нее Спасителя, но после познал Ее. Словно предвидя эту кощунственную хулу протестантов, св.Златоуст, еще за тысячу лет до их появления, учил: «Здесь Евангелист употребил слово “дoндеже», но ты не подозревай из того, будто Иосиф после познал Ее. Евангелист дает этим только знать, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенной». И далее св.Златоуст приводить целый ряд мест из Священного Писания, где это же греческое слово “эос» употребляется в смысле, противоположном тому, которое приписывают ему в данном месте Евангелия протестанты. «Это слово не означает определенного времени, – говорит он, – то есть не полагает предела, дальше которого действие не продолжалось, не означает никакого срока. Так в повествовании кн. Бытия о всемирном потопе сказано: «не возвратился вран в ковчег, доколе (“эос») не иссякла вода от земли (Быт. 8:7), но он и после не возвратился. Также о Боге Писание говорит: «от века и до века Ты еси» (Пс. 89:3), но тем не полагает пределов». Равным образом и в Пс. 109 читаем: «Рече Господь Господеви Моему: седи одесную Мене, дoндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Пс. 109:1), но и после покорения врагов Своих Сын Божий сидит одесную Бога Отца. У пророка Исаии находим: «Аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дoндеже напоит землю» (Ис.55:10), но очевидно, что и напоивши землю, дождь не возвратится. В притче о немилосердном должнике говорится: «И прогневався господь его, предаде его мучителем, дoндеже воздаст весь долг свой» (Мф.18:34), то есть в сущности навсегда, ибо как и чем мог он уплатит свой долг, находясь в руках мучителей? Это же слово “эос» употреблено и в прощании Господа с учениками: «И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20); ведь не значит же это, справедливо замечает блаженный Феофилакт, что после скончания века Христос уже не будет с нами? Нет! тогда-то именно тем более будет.
Вот почему в русском синодальном переводе Евангелия слово “эос», или по-гречески: “дoндеже», передано по смыслу: “как наконец» – «И не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца» (Мф.1:25). Но протестантам и сектантам такой перевод, конечно, был не по вкусу. Им хотелось внести в это место мысль о том, что после Рождества Христова у Пресвятой Девы Марии были другие дети, рожденные естественным путем от Иосифа. Такое их желание для нас нисколько неудивительно, ибо они давно известны нам, как хулители девства и ненавистники Приснодевы. Но удивительно для нас и крайне прискорбно то, что нашлись среди русских православных богословов и даже священнослужителей лица, которые согласились сотрудничать с протестантами в такой тенденциозной порче евангельского текста. Мы имеем в виду предпринятые в эти последние два-три года Британским и Иностранным Библейским Обществом новый перевод Священного Писания Нового Завета на русский язык. В прошлом году многим лицам был разослан “пробный выпуск» этого перевода, содержащий новый текст Евангелия от Матфея. В сопроводительном листке и предисловии было указано, что этот новый перевод исполнен переводческой комиссией Британского Общества, во главе которой стоит православный епископ – профессор Священного Писания в Православном Богословском Институте в Париже и в которую входят “компетентные лица из разных православных кругов».
Очевидно в угоду протестантам и сектантам, эта комиссия перевела вышеуказанное место, повествующее о Рождестве Христовом, в чисто-протестантском духе: И не знал Ее до тех пор, пока не родила Она… Это “пока», усиленное к тому же словами “до тех пор», явно свидетельствует о проведении здесь переводчиком протестантской тенденции, тем более, что в целом ряде других мест того же Евангелия “эос» переведено иначе и ему не придается значения: “до тех пор, пока». Тут очевидно выражена кощунственная мысль протестантов о том, что, после рождения Христа Спасителя, Пресвятая Дева Мария уже не хранила Своего девства, а вступила в брачное сожительство с праведным Иосифом.
Страшно за православного Епископа-профессора, страшно за православных русских богословов, которые согласились принять участие с протестантами и сектантами в этой отвратительной хуле на Пречистую и Пренепорочную Матерь Бога нашего, Которую наша св.Церковь прославляет, как “Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим». Вот к чему приводит эта тесная дружба с протестантами и сектантами и, особенно, материальная от них зависимость! Это далеко не единичный факт. Все современное мнимо-научное “православное» богословие, в большей или меньшей степени, уже пропитано духом протестантского либерализма, модернизма, скептицизма и критицизма. А особенно характерно для него отталкивание от подвига христианской жизни, состоящего по учению Слова Божия и Св.Отцев в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми. Более же всего ненавистно ему девство, как высшая степень этого подвига, а потому и Приснодеву готово признать оно лишь обыкновенной женщиной.
Во всем этом нельзя не видеть подрыва устоев подлинного православного христианства, поскольку учение о подвиге борьбы со страстьми и похотьми и о девстве, как о высшем равноангельском состоянии, проходит красной нитью через все учение Слова Божия, через всю жизнь и Творения великих Отцев Церкви и подвижников, признанных Церковью святыми. Это – уже отступление от Православия, это – яд измены нашей св.Вере, тем более опасный, что преподается он весьма искусно подмешанным к здоровой духовной пище, и остается неприметным для представителей современного расцерковленного общества, утратившего здоровый духовный вкус. И этим губительным ядом многие уже отравлены, да так, что и слышать не хотят, когда им, на основании Слова Божия и Свв.Отцев, ясно показывают, что они неправославно мыслят, неправославно чувствуют, неправославно строят свою жизнь.
На всех ревнующих о чистоте своей веры лежит долг борьбы за веру. Трудная эта борьба! Но это и благословенная борьба, ибо это – борьба за Веру Апостольскую, Веру Отеческую, Веру Православную, Веру, которая вселенную утвердила. Главный залог успеха в этой борьбе – чтобы мы сами в своей личной жизни шли подлинно-православным путем подвига борьбы со страстьми и похотьми и были, по возможности, безукоризненны. И тогда в этой священной борьбе за веру с нами будет Бог и Сама Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария!
* * *
Согласно данному закону вдова должна была выйти замуж за родственника умершего мужа – прим.ред.