Том I
Покаяние.
«Покайтеся!» зовет к нам Господь, то есть переменитесь, станьте другими по сравнению с тем, чем вы были до сих пор, измените коренным образом к лучшему не только ваш внешний образ жизни, ваше поведение, но и все ваше внутреннее настроение: ваши мысли, ваши чувства, ваши вкусы, ваши стремления – обновитесь духовно! Каждый вступающий в пределы какого-либо земного царства или государства, тем самым обязуется исполнять законы этого государства, без чего он не сможет получить разрешения жить в нем. Если законы этого государства идут вразрез с его обычаями и привычками, то он должен переделать себя, заставить себя отказаться от этих привычек и обычаев, – точно также и всякий желающий вступить в Царство Небесное должен заставить себя отказаться от всего того, что противно законам Небесного Царства, искоренить свои прежние греховные привычки и обычаи и добровольно подчинить себя всем требованиям Закона Божия.
В этом именно и состоит то покаяние, без которого нет спасения. «Покаяние есть возобновление крещения», говорит великий проповедник покаянной подвижнической жизни преподобный Иоанн Лествичник: «Покаяние есть обещание Богу нового жития. Покаяние есть примирение с Господом посредством добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести». (Слово 5). «Покаяние есть второе возрождение от Бога», говорит другой великий наставник покаяния преп. Исаак Сирин. Иными словами: покаявшиеся – это как бы вновь родившийся, ставший как бы другим, новым человеком, неспособным вести прежнюю греховную жизнь и решившимся вести жизнь добродетельную, во всем согласную с Законом Божиим.
Увы! многие в наше время не только сделали себя неспособными к такому покаянию, но далеки даже и от правильного понятия о покаянии. Едва ли не большинство современных христиан искренно думают, что «покаяться» это значит – придти на исповедь к священнику и, пересказав ему свои грехи, выслушать разрешительную молитву, чтобы потом, выйдя из церкви, вновь продолжать свою былую безстыдную и безстрашную греховную жизнь, почти без всякого зазрения совести или всячески оправдывая себя. А некоторые даже и грехов своих не называют, а просто молча слушают священника и считают себя вправе получить от него разрешение грехов своих, в коих и не каялись. Немало есть среди нас упрямых неразумных людей, коснеющих в своих греховных привычках, которые на все призывы к подлинному покаянию, требующему исправления жизни, упорно твердят одно: «Нет уж, оставьте! мне не приходится переделывать себя: каков я родился, таков и умру!» А некоторые, в оправдание своего окамененного нечувствия (как именует такое губительное состояние св. Церковь) осмеливаются даже возводить кощунственную хулу на Самого Бога. «Таким меня Бог создал», говорят они, дерзко перелагая вину своей греховности на Бога и показывая тем свое полное невежество – отсутствие самых элементарных знаний истин своей веры, так ясно и понятно учащей нас о первородном грехе, о наследственности греховной порче и об искуплении нас от этой гнетущей силы греха крестными страданиями Воплотившегося Сына Божия.
Но, может быть, и в самом деле такое полное перерождение закосневшего уже в греховной жизни человека невозможно? Да! «Человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу» (Марк. 10: 27). И мы знаем, что сила благодати Божией, привлекаемой искренними слезами покаяния, творила великие и дивные чудеса полного внутреннего перерождения душ, казалось бы, даже безнадежно погрязших в глубочайшей силе греха людей. Сколько поразительных примеров такого покаянного обновления мы находим в житиях святых, повествующих нам о том, как многие великие грешники и грешницы становились великими ангелоподобными праведниками и праведницами.
А привлечь к себе эту всесильную возрождающую благодать Божию зависит всецело от нас – стоит только захотеть.
Но в этом-то и беда современного человека, что нет у него этого желания, не хочет он каяться, не чувствует он нужды в этой возрождающей благодати Божией. Он доволен собой, и не видит, в чем ему надо каяться. А если и приходит еще на исповедь к священнику, то лишь по привычке, по установившейся традиции. Приходит – и молчит, и ждет, пока священник прочтет над ним разрешение от грехов, губительности которых для себя он не чувствует и к которым сам он, даже если и признает их грехами, относится в высшей степени снисходительно. «Грешен всеми обычными человеческими грехами», так нередко говорят на исповеди многие, считая при этом, что самая эта «обычность» для людей их грехов дает им полное право на их извинение, легкое их отпущение, без всяких трудов, без всяких усилий воли над собой, направленных к коренному изменению всей своей жизни и всего своего внутреннего настроения. Мы не говорим уже о том, что все большее и большее количество людей в наше время начинают считать вообще излишней для себя исповедь и совсем не бывают у таковой.
Откуда это все более и более утверждающееся в людях окамененное нечувствие?
Оно есть естественное следствие все усиливающегося обуяния людей духом той сатанинскойгордыни, уврачевать которую Своим Божественным смирением и приходил на землю «смиривший Себя до смерти, смерти же крестныя» господь наш Иисус Христос. В процессе попущенного Богом «отступления» (2 Фессал.), руководимого в мире слугами и предтечами грядущего антихриста, современный человек все дальше и дальше отходит от истинного учения Церкви, забывает Своего Творца и Промыслителя Бога и, в самоупоении своими «культурными достижениями», самого себя начинает считать как бы богом, все принося в жертву самому себе – своим прихотям, своим греховным вожделениям, своим порочным страстям. Вместо того, чтобы воздать славу Богу за носимый им образ Божий, за все силы и способности, которые делают его царем твари, господином этой созданной Богом и премудро устроенной Им природы, человек, отходящий от Церкви, надмевается всем этим, идя все тем же путем диавольского обольщения, которому подпав пал залюбовавшийся своими совершенствами Денница и нарушили заповедь Божию прельщенные в раю змием наши прародители.
Эгоизм, самопревозношение, самолюбие, самолюбование, самодовольство, самохвальство, самооправдание, иногда самое безстыдное, во всех своих страстях и пороках, проистекающее из крепко укоренившейся в сердцах бесовской гордыни – вот чем характеризуются господствующие настроения современного человечества, увлеченного в процесс «отступления». «Зачем мне каяться и переделывать себя, когда я и так хорош, во всяком случае, лучше многих других», так, если не говорят вслух, то думают про себя многие современные лже-христиане, обнаруживая этим то фарисейское настроение души, которое так решительно обличает св. Церковь перед наступлением Великого Поста, призывая нас «смирить себя воздыханиями мытаря». Безконечно трудно бывает теперь положение христианского пастыря, которому весьма многие пасомые отказывают даже в его естественном праве «обличать, запрещать, увещавать» (2Тим. 4: 2), злобствуют и негодуют на него, когда он, повинуясь своему пастырскому долгу, указывает им на их грехи – нарушения заповедей Божиих и установлений Церкви. А многие доходят даже до такой дерзости, что требуют от пастыря похвалы и возвеличения за совершаемые ими беззакония. Горе тому пастырю, который снижает свое богодарованное пастырское достоинство до такого человекоугодничества, губя этим и свою паству и самого себя! (см. Исаии 5: 20 и Иезек. 33: 7–9).
Вот вновь наступает Великий Пост – время, нарочито установленное Церковью для покаяния, для очищения наших душ от загнездившейся в них греховной скверны, для исправления нашей жизни, для благодатного возрождения. Используем это «время благоприятное»: задумаемся над отвратительной силою гнусного греха, неизбежно влекущего нас в погибель, сознаем себя блудными сынами, поспешим в храмы Божии, благо, они еще открыты, и Богослужение в них пока невозбранно совершается, с глубоким вниманием отнесемся к наставлениям и поучениям Церкви, призывающим нас к покаянию и принесем искреннее раскаяние во всех своих грехах перед Богом поставленным духовником, с твердой решимостью не повторять их более.
Так-то, братие! Будем помнить, что «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Коринф. 6: 9–10). Всех упорствующих в этих и подобных сим грехах ожидает неизбежная, страшная, вечная погибель, ибо без покаяния нет спасения.