Источник

Слово в неделю двадцать шестую по Пятьдесятнице

Якоже чада света ходите (Еф. 5:9).

Человек был некогда тьмою: глубокий мрак невежества затмевал ум его; он не знал ни истинного Бога, ни спасительных для себя самого путей. Нельзя было ожидать от него в сем состоянии его чего-либо доброго. Он был тьма, значит и дела его были темные, и потому безплодные.

В сем помрачении он вымышлял для себя различные божества, приносил богатые жертвы четвероногим и гадам и освящал самые постыдные страсти; не ведая путей спасения, он ходил по путям погибели, по князю власти воздушные (Ефес. 2:2) – по миродержителю тмы века сего (Еф. 6:12), всею душою прилеплялся к красным благам мира дольного, нимало не помышляя о небесном своем отечестве и не возводя к нему взоров своих и на краткое мгновение; следовал только влечению вожделений плоти и, увлекаясь неукротимыми порывами страстей, и в нечаяние вложшеся, предавал себя студодеянию в делание всякия нечистоты в лихоимании (Ефес. 4:19).

Но ныне, слава и благодарение всеблагому Богу, ныне свет благодати и истины, явленный во Христе Иисусе, рассеял глубокий мрак сей, и те, которые уверовали в Иисуса Христа и чрез то вступили в общение света Его, из тьмы соделались светом. Почему к уверовавшим во Христа ефессеям Апостол говорит уже: бесте иногда тма, ныне же свет о Господе (Еф. 5:8). Теперь почти всюду пали идолы, сокрушились кумиры, изчезло богомерзкое курение, и человек познал Владыку всяческих – Творца неба и земли; теперь познал он и свое высокое назначение и свое истинное величие и достоинство; почему и Пророк так приветствует Церковь Христову: светися, светися новый Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе воссия (Ис. 60:1).

Но сие благодатное состояние, или что тоже, состояние духовного света, налагает на нас, слушатели-христиане, обязанность оставить прежния дела тьмы, дела неверия и дела нечестия. Не приобщайтеся к делом неплодным тмы, увещевает апостол Павел ефесских христиан, но якоже чада света ходите (Еф. 5:11:8). То есть, мы, как сыны веры, осененные благодатным светом Христовым, должны во всю жизнь свою являть дела веры и благодати, и преуспевать в святости и благочестии.

Являть дела веры, значит мыслить и действовать так, как учит слово Божие и святая Церковь. Являть дела благодати, значит обуздывать в себе страсти и ходить, или жить не по плоти, но по духу (Рим. 8:1). А преуспевать в святости, значит от менее совершенного восходить к более совершенному; значит, по возрождении водою и Духом, постепенно восходить в духовной жизни, – из младенческого состояния в отроческое, из отроческого в юношеское, а из юношеского в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес. 4:13).

Но будет ли христианин христианином, если он не будет мыслить и действовать так, как учит слово Божие и святая Церковь? Первая и существенная черта, по коей христианин отличается от всех иноверцев, есть сходство его мыслей и действий с учением Божественного откровения и учением св. Церкви, так что в ком не примечается черта сия, тот и не есть истинный христианин. Что за христианин тот, кто ум свой не пленяет в послушание веры (2Кор. 10:5, Рим. 1:5), кто не хочет принимать и верить тому, что превышает его понятия, кто самые глубокия тайны Божии силится подвесть под начала разума? Это не христианин, но кичливый мечтатель и мудрец мнимый века сего, забывающий немощь естества своего; это человек душевный, неприемлющий яже Духа Божия (1Кор. 2:14); это маловер, если не совершенный безвер, инако учащий и не приступающий к здравым словесем Господа нашего Иисуса Христа, и учению, еже по благоверию и благочестию (1Тим. 6:3).

Но если христианин и будет мыслить согласно с учением Божественным и учением святой Церкви, но не будет действовать так, как мыслит: то и сего недостаточно для того, чтоб быть истинным христианином, ибо таковый будет не больше, как лицемерный фарисей, почивающий на законе Божием, а закона неисполняющий (Рим. 2:17); часто взывающий к Богу: Господи, Господи, а Господа неслушающий (Матф. 7:22); очищающий внешняя сткляницы и блюда, а вящшая закона оставляющий (Матф. 23:25). Недостаточно также для христианина действовать так, как учит слово Божие и святая Церковь, а мыслить иначе, нежели как действует. Таковый христианин есть христианин только по имени: ибо он только верует во имя Христа, а не знает самого Христа; покланяется Богу, а не ведает, что такое Бог; исполняет постановления Церкви, а не понимает ни знаменательности их, ни силы, ни намерения, и исполняет их потому только, что видит других исполняющих оные. Нет, таковый недостойно носит достославное имя христианина: это не больше, как суеверный афинянин, служащий неведомому Богу (Деян. 17:23), между тем как истинный христианин должен поучаться в слове Божием день и нощь, дабы и свой ум обогатить познанием Божественных истин и быть довольну и других наставлять в вере и благочестии. Испытайте писаний, завещано нам Начальником веры нашея Христом Иисусом, яко вы мните в них имети живот вечный (Иоан. 5:39). Его мысли должны быть чисты и возвышенны: ибо сказано: горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3:2). Его слова должны быть здравы и назидательны. Его душа, как обрученная единому мужу Христу дева (2Кор. 11:2), должна быть чиста и целомудренна, Его одного любить и Его одного искать, взывать часто с Пророком: когда прииду и явлюся лицу Твоему, Господи, и насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Псал. 31:3). Вот что значит являть дела веры христианину, и вот сколь необходим сей долг его!

Но ему не менее необходимо являть и дела благодати, кои состоят, как мы сказали, в умерщвлении страстей и хождении по духу. Христиане при самом возрождении своем в таинственных водах крещения, и при занечатлении нас печатию даров Духа Святого в тайне миропомазания, дали обещание отложити, по первому житию, ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных, обновлятися же духом ума своего, и облещися в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины (Ефес. 4, 22–24). Они усыновились Богу, сочетались Иисусу Христу и даже облеклися Им (Гал. 3:27), и чрез то естественно пред лицем всея Церкви, Бога и Ангелов обязались быть всегда верными сынами Богу, истинными последователями Христу, и отселе начатую святую жизнь твердо хранить до конца оной: следовательно и должны они, яко новая духовная тварь (2Кор. 5:17), ходить всегда во обновлении жизни (Рим.6.4); яко сынове света (1Сол. 5:5), стараться быть чистыми и непорочными, подражая Богу; яко последователи Христовы, поступать так, как поступал Христос, теже иметь мысли чувствования и желания, какия были во Христе (Фил. 2:15:5); яко храмы Божии и удове Христовы (1Кор. 3:16), содержать в совершенной и чистоте, или, по выражению Апостола, приносить оные в жертву живу, святу и благоугодну Богови (Рим. 12:1), и потому представлять уды тела своего не греху в орудие неправды, но Богу в орудие правды во святыню (Рим. 6:13). Не весте ли, говорит тот же Апостол, яко телеса ваша удове Христовы суть? взем ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? да не будет (1Кор. 6:15).

Если же христиане, ниспадши из высшей духовной сферы в низшую сферу чувственности, так будут жить и действовать, как бы и совсем не имели в себе духовной природы, и подобно ветхому, неотрожденному свыше человеку, всецело предадутся тройственной похоти мира: то не сотворятся ли чрез то врагами креста Христова (Фил. 3:18), и нарушат обеты Богу, данные при крещении, – не приимут ли на себя греха тягчайшего? И даже вместе с сим не потеряют ли права на самое имя христиан? Ибо Апостол отличительным признаком христиан поставляет жизнь не плотскую, а духовную, не раболепное угождение страстям и похотям своим, но постоянное умерщвление оных: иже Христовы суть, говорит он, плоть распяша со страстми и похотми (Гал. 5:24).

И сколь они жалки несчастные! Каких безценных благ лишаются они чрез свое неразумие, и на какия ужасные бедствия обрекают они себя за свою необузданность! О таковых Апостол с прискорбием говорит, что лучше бе им не познати пути правды, нежели познавшым возвратитися вспять от преданные им святые заповеди. Случися бо им истинная притча: пес возвращся на свою блевотину, и свиния омывшися, в кал тинный (2Петр. 2:21:22). Так бедственно их настоящее положение, и так горька и безотрадна их судьба грядущая!

Тщетно захотели бы они прикрыть себя от праведного суда и осуждения Божия ходатайственными заслугами Христовыми: сии оправдательные заслуги для них, и для тех, кои живут не по плоти, но по духу. Ни едино ныне осуждение, говорит Апостол, но кому? – сущым о Христе Иисусе, не по плоти ходящым, но по духу (Рим. 8:1). Напрасно также стали бы взывать к Отцу небесному о Его милосердии и помиловании их: в то время, когда они дерзнут рещи к Нему: Отче наш! Он конечно отзовется им: «Я не Отец ваш, и вы не Мои дети; вы отца вашего диавола есте, и его похоти, а не Мою волю творили (Иоан. 8:44); сего ради отыдите от Мене во огнь вечный к отцу вашему диаволу и аггелом его (Матф. 25:41). О! как тяжко им будет услышать сей грозный ответ! Посему, дабы и нам, братия, не подвергнуться той же горькой участи, будем по крайней мере отныне ходить духом, и похоти плотския да не совершаем (Гал. 5:16).

Но христианин виновен бывает против обязанностей своего звания не только в то время, когда ведет жизнь плотскую, но и в то время, когда не подвигается вперед в жизни духовной. Он и для цели своего создания, и для цели восстановления, должен непременно и непрерывно все более и более преуспевать в святости. Ибо для чего человек и сотворен и восстановлен? – Для того, чтобы он более и более усовершался в добре, и таким образом, переходя от славы в славу, мало-по-малу преобразовывался бы в образ Божий, и чрез то уподоблялся Богу (2Кор. 3:18).

Мы выходим на свет не такими, какими должны быть навсегда, но являемся сперва слабыми и немощными по душе и по телу; и особенно нравственная наша природа в начале бытия нашего не имеет ничего совершенного; но ей даны силы и способности возводить нас к большему и большему совершенству. Премудрая десница Божия, сколь ни совершенным устроила первого человека, но и он даже в состоянии невинности должен был усовершаться, и ему повелено было делати рай (Быт. 2:15), дабы чрез употребление сил своих он мог переходить от одних совершенств к другим еще большим совершенствам, и таким образом постепенно достигал единения с всесовершеннейшим Творцем своим. В состоянии же падения сия потребность или обязанность человека становится еще более настоятельною и неизбежною: ибо в сем состоянии и самая правда праведника, по словам Пророка, столь же нечиста пред Богом, как и одежда жены нечистые (Ис. 64:6). Посему-то Дух Божий и самому праведнику предписывает: праведный правду да творит еще, и святый да святится еще (Апок. 22:11); а всем вообще заповедует: будите совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Матф. 5:48).

Да и единородный Сын Божий для того и снизшел на землю и претерпел крест и смерть, чтобы очистить себе люди избранны, ревнители добрым делом (Тит. 2:14), и представить нас пред Собою непорочными и святыми, как свидетельствует Апостол: Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню; да освятит ю, очистив банею водною в глаголе; и да представит ю себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Ефес. 5, 25–27). Посему мы, освободившись страданием и смертию Христовою от греха и осуждения, должны неотложно и непрестанно подвизаться в приобретении и в приумножении святости, дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Ефес. 4:13), или, говоря словами самого Ходатая нашего к Богу в последней Его на земле молитве, дóндеже вси едино будем, якоже Отец в Сыне, и Сын в Отце, да и мы в Них едино будем (Иоан. 17:2).

Что же после сего делают те из христиан, которые нимало не заботятся о преуспеянии в святости жизни? Что, как не противятся намерениям своего Создателя и Искупителя? Что, как не дерзновенно попирают кровь заветную Сына Божия (Евр. 10:29), и подобно неблагодарным и жестокосердым иудеям, второе распинают и поносят Его (Евр. 6:6)? Великий Боже! Ничто в мире не дерзает Тебе противиться, но все покорно и послушно пред Твоим мановением, все внемлет Твоему слову всемогущему и безпрекословно исполняет святую и благую волю Твою. Или скажем лучше словами Псалмопевца Израилева: Во век Господи, слово Твое пребывает на небеси. В род и род истина Твоя: основал еси землю, и пребывает (Псал. 118:89:90). Повеление положил еси им, и не мимо идет (Псал. 148:6). Один только человек противится намерениям Твоим; один только он отступает от целей, Тобою положенных, и не покаряется святым велениям Твоим.

Неблагодарное творение! Рассуди, ослепленный человек, чьей ты воле не повинуешься, и кому ты дерзаешь противиться? Не Тому ли, Который, не имея в тебе никакой надобности, воззвал тебя из небытия в бытие? Не Тому ли, Который возвеличил тебя пред всеми тварями, тебя окружающими, и поставил владыкою над делы руку Своею (Псал. 8:7)? Не Тому ли, Который если отвратит лице Свое, то ты и всяческая с тобою возмятутся, и в персть свою возвратятся (Псал. 103:29)? Не Тому ли, Который за твое нечестие и из любви к тебе благоволил лучше, уничижив Себя до зрака рабия, сам страдать и умереть смертию поносною, нежели тебя видеть совершенно и на век погибшим? И ты, который паки создан о Христе Иисусе на дела благая (Ефес. 2:10), чем Ему платишь, благом или злом? Спешишь ли тещи в след за Ним, по Его призыванию, дабы достигнуть туда, идеже пребывает Он во славе Своей? Хранишь ли залог святыни, тебе вверенный при твоем возрождении, и стараешься ли о приумножении сего небесного стяжания? О! нет, нет, не то у тебя на уме, не то в сердце. Ты заботишься и заботишься много и непрестанно, но заботишься о богатстве тленном, о стяжаниях скоропроходящих, о жизни плотской, об удовлетворении страстей. Ты любишь созидать для себя златоблестящие чертоги, намащать главу свою благовониями, утучнять тело свое вкусными яствами и избранными винами, и облекать его дорогими одеждами. Но христианское ли это дело? Не говорил ли нам напротив Христос Господь: не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех бо сих язы́цы мира сего ищут (Матф. 6:31, Лук. 12:30)?

«Но вот скоро может быть ты оставишь свои великолепные палаты; скоро может быть стоящая невидимо позади тебя смерть, с мечом уже подъятым на поражение твое, совершит удар свой, и ты вселишься в мрачную могилу: тогда глава твоя, вместо нынешних благовоний, будет издавать от себя злосмрадный запах; утучненное тело твое, привыкшее облекаться и покоиться на мягком шелку, – произведении червей презренных, покроется самыми червями и соделается для них сладкою снедию. И что тогда будет с тобою, несчастный? Что начнешь и что предпримешь для облегчения своего злополучия? Покусишься ли однакоже, не смотря на свое внутреннее безобразие, явиться на брачное пиршество Жениха Христа, на которое в жизни ты многократно был призываем словом Божиим и Церковию? Но там возлежат только имеющие одеяние брачное и облеченные в светлый виссон чистоты и святости (Апок. 19:8), а тебе будет сказано Царем царствующих: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна? и потом речет Царь слугам Своим: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите в тму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом (Матф. 22:12).

«Востани убо, христианин, усыпленный в плотоугодии и нечестии, востани, что спиши? конец приближается; востани, и изыди на дела благая, хотя в единонадесятом часу (Матф. 20:9), дондеже день есть: приидет же нощь, егда никтоже может делати (Иоан. 9:4). Небесный Домувладыка наш милосерд: Он повелит дать тебе такую же мзду, какую обещал дать и в первый час пришедшему на делание в вертограде Его. Окопай твою лозу, обрежь ея непотребные отрасли, наблюдай за нею день и нощь, и напаяй от источника воды живые: авось и она принесет плод свой хотя в грядущее лето, и избежит посечения (Лук. 13, 6–9)».

Кого не поражает и кого не трогает сие умилительное призывание? Но оно относится и к каждому из нас, братия. Все мы именуемся христианами, все называемся чадами света. Апостол Петр ко всем нам обращает свое достославное приветствие: вы же род избран, царское священие, язык свят, люди обновления (1Петр. 2:9); но где в нас качества, таковому состоянию соответствующие? Нет в нас ни дел благодати, ни преспеяния в святости. Ум наш кичлив, преклонен долу и противится истине, воля устремлена на зло; воображение и память служат хранилищем срамных образов мира сего и непотребных сказаний суеты и растления; очи исполнены нечистых вожделений, а сердце деннонощно поучается коварству и лихоимству. Мы чаще посещаем домы пира и мирских зрелищ, нежели храмы Божии – сии единственные убежища в земле чуждой, – сии спасительные ладии, на которых мы должны преплывать бурное море жизни сея, чтобы рано или поздо достигнуть наконец безопасного и родного нам берега вечности; а если и бываем иногда во храмах Господних, то больше телом, нежели душою, и не столько по долгу и усердию, сколько по обыкновению.

Отче небесный! Неужели Ты и нас, детей Своих, как некогда бесстудных мудрецов языческих, предал в неискусен ум, творити неподобная (Рим. 1:28)? Да не будет, да не будет, Господи! Но приими паче с отеческим благоснисхождением наше сыновнее раскаяние к Тебе. Пощади немощь естества нашего, и Сам отстави от нас путь неправды и нечестия (Псал. 118:29); Сам научи нас ходити путем заповедей и оправданий Твоих; ибо мы и своих путей хорошо не ведаем. Ты создал и воссоздал нас Твоею всемогущею силою, Ты же Сам и воздвигни нас снова упадших, и приведи в царство Твое вечное, для которого и мы и все, что окружает нас, создано. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle