Источник

Слово в неделю двадцать первую по Пятьдесятнице

Изыде сеяй сеяти семене своего (Лук. 8:5).

Небесный Учитель Иисус Христос в ныне чтенной евангельской притче уподобил Себя рачительному земледельцу, нещадящему трудов своих для предуготовления обильной жатвы: изыде, говорит Он, сеяй сеяти семене своего.

И с кем другим небесный Сеятель слова Божия мог лучше сравнить Себя, как не с трудолюбивым земледельцем? Будучи Богом, Он, по безпредельной любви своей к роду человеческому, принимает на Себя обязанность истинного проповедника Божественного учения, ходит по городам и селам, и оглашает оные благовестием слова Божия, показывает грешникам путь ко спасению, убеждает и праведников не совращаться с пути благочестия, возвещая им, что их благия дела, соединенные с правою верою, не будут забвенны у Бога, но уготовят им блаженство вечное.

И ныне, слушатели христиане, семя небесного Сеятеля не престает сеяться на нивах сердец наших; и ныне проповедуется Божественное учение устами пастырей Церкви, или лучше сказать, сам небесный Учитель во гласе своего Евангелия, устами церковного глашатая, оглашает оным слух каждого из нас, приходящего во храм. Но, как всякое семя, так и семя слова Божия, возрастает и возращает плоды обильные только на ниве удобренной и хорошо подготовленной. Каким же образом и чем должны мы удобрять и приуготовлять нивы сердец наших для приятия слова присноживотного? О сем в настоящем слове размыслим.

Дабы семя Божественного учения произращало обильные плоды в сердце человека, для сего необходимо иметь чистое сердце: только человек с чистым сердцем может принимать слово Божие с полною внимательностию и произращать: ибо человек таких только качеств во время слушания слова Божия нимало не рассеевается мыслями, все свое внимание устремляет на предмет, спасительный для души его, бывает чужд житейских попечений, не позволяет чувствам своим блуждать по распутиям мира и развлекаться его прелестями. И если исконный враг человечества и к нему приступает с своими кознями и хитростями и старается нарушить его душевное спокойствие, представляя к тому предлоги благовидные, то он или мало или совсем не успевает расстроит его: ибо сердце, устремленное к Богу и погруженное в смысл Божественного учения, не только не трогается посторонними предметами, но и не примечает их. Таким образом человек, находясь в сем состоянии, слушает слово Божие охотно, и приемлет оное с живым и твердым сознанием, стараясь тщательно каждую мысль и каждое речение его насадить и углубить в свое сердце, а потом возращая и напаяя оное ежедневным размышлением и соответственною деятельностию.

Посему зная, что словом Божиим запрещается иметь пристрастие к благам мира сего, – он не прилепляет к ним сердца своего; запрещается гордость и надмение, – и он всячески старается избегать той и другого; осуждается гнев и ярость, – и он все побеждает кротостию, хотя бы всюду встречались ему обиды и досаждения; обличается зависть и ненависть, – и он чужд бывает их, хотя и видит ближних своих, осыпанных дарами счастия, и не только это, но и вместе с ними радуется от сердца их благополучию. Кратко сказать: слыша, что слово Божие обличает и угрожает всякий порок и всякое беззаконие, а одобряет и награждает одну добродетель и благочестие, он всемерно удаляется от первых, и всею душою прилепляется к последним.

О! если бы все и каждый с подобным расположением сердца слушали и принимали слово Божие, – сколь бы оно тогда было благоплодно в душах наших и в жизни нашей. Но признаемся, братия, многие ли из нас имеют и приносят такое расположение сердца, приходя к слушанию слова Божия? А если некоторые имеют и приносят оное, то многие ли сохраняют его во все продолжение времени, когда возвещается сие спасительное слово?

К сожалению, нет! Большая часть из нас, пришедши в церковь или по одному обыкновению, или по другим каким либо не совсем чистым побуждениям, или мало слушают проповедуемые в ней глаголы живота вечного, или слушают, но не с должным вниманием: хищный враг человеческого рода, развлекая наши мысли, отторгает и похищает у нас сие неоцененное сокровище; расстроивая дух наш, он препятствует нашему слуху внимать небесному учению, занимая наши мысли предметами ненужными и вовсе для души безполезными. О сих-то слушателях сказал небесный Сеятель нетленного семени: ово паде при пути, и попрано бысть, и птицы небесные позобаша е (Лук. 8:5).

Другие, хотя и слушают и даже охотно принимают слово Божие, но вскоре по выходе из церкви, подавляют оное заботами житейскими и суетами мирскими, быв непрестанно заняты то планами о приобретении богатства, то мечтаниями о снискании почестей, то пирами и зрелищами и всякого рода забавами, а потому слово Божие, вначале усердно ими принятое, бывает в сердцах мертво и бездейственно. Об них Божественным Сеятелем сказано: ово паде посреде терния, и возрасте терние и подави е (ст. 6).

Иные наконец, имея развращенную волю и ожесточенное сердце, не дают слову Божию укорениться в себе, и оно, не имея питательной влаги, вскоре пропадает. Об них тот же небесный Сеятель отозвался так: ово же паде на камени, и прозяб, усше, зане не имеяше влаги (ст. 7). Безпечность и нерадение удивительные! Неблагодарность ужасная! Безценный дар с неба ниспослан нам от Царя царствующих, а мы не хотим быть к нему даже столько внимательными, сколько внимательны бываем, по своему корыстолюбию, к дарам обыкновенным, или малоценным, от людей нам подобных! Ах, братия! каких упреков и каких наказаний не заслуживаем мы за сию нашу неблагодарность и невнимательность? Не к нам ли больше, нежели к безпечным и неблагодарным иудеям должно отнести ту поразительную и вместе трогательную жалобу, которую изрекает Бог устами пророка Исаии против народа, некогда Ему любезного, но впоследствии так худо заплатившего Ему за Его любовь и попечения? Виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучнем, жалобным гласом вопиет Он, и ограждением оградих, и окопах, и насадих лозу избранну, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние (Ис. 5:1).

Таким образом из всего огромного и повсеместного посева слова Божия на нивах сердец наших, по свидетельству небесной Истины, сберегается, возрастает и приносит плод желанный только четвертая часть, а три остальные части оного пропадают невозвратно и безплодно. И несмотря на то, небесный Сеятель не престает до ныне сеять свое семя присноживотное! Не предает проклятию эту землю неблагодарную, не оставляет конечному запустению, не осуждает на сожжение вечное! Еще терпит, еще ожидает, да окаменелое в нас сокрушим нашим покаянием, ожестевшее увлажним и умягчим слезами умиления, заглохшее и подавленное, силою твердой воли и решительного намерения – всегда и во всем благоугождать Господу, при содействии благодати Божией, отребим и очистим, возрастим и укрепим. Имеяй уши слышати, да слышит, и тщательно слагает глаголы сия в сердце своем, и всеусильно озаботится проявить оные в жизни и деяниях своих.

Остережемся, возлюбленные братия, пропустить время благоприятное, день спасения нашего, продолжающееся время посева слова Божия, да во время жатвы не обрящемся безплодными, и да не обречет нас правосудие небесное в день оный страшный, в онь же кийждо свою мзду приимет по своему труду (1Кор. 3:8), яже с телом содела, или блага или зла (2Кор. 5:10), умереть навеки смертию голодною. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle