Источник

Слово в день пренесения образа Христа Спасителя

Бывайте подражатели Богу, якоже чада возлюбленная (Еф. 5:1).

Богомерзкое и крайне нечестивое дело творить и боготворить идолов: потому что идолы суть изображения и подобия ложных богов, то есть, богов несуществующих на самом деле, а вымышленных человеком, по его ослеплению. Посему-то апостол Павел, говоря об идолах, сказал: вемы, яко идол ничтоже есть (1Кор. 8:4); ничтоже, впрочем, как изъясняет св. Златоуст, не вещию, но знаменованием: ибо знаменует Богом того, который не есть Бог; по веществу же идолы и кумиры не суть ничто, но суть злато или сребро, древо или камение, или, лучше сказать, суть демоны.

Напротив благочестивое и богоугодное дело есть писать честные иконы и воздавать им должное почтение: потому что оне суть изображения того, что действительно существует и в таком именно виде, в каком представляется на иконах, изображения Бога истинного и святых угодников Его, и потому воздаваемое им почтение естественно переходит на первообразное, изображаемое на них, как богословствует св. Василий великий.

Вот причина, почему Бог премудрый в тоже самое время, как изрек свою заповедь: не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, елика в водах и под землею, да не поклонишися им, и да не послужиши им (Исх. 20:4), дал Моисею следующее повеление: виждь, да устроиши по образу, показанному ти на горе (Исх. 25:49), и Моисей, повинуясь гласу Божию, устроил на земле образную вещей небесных скинию. Вот также причина почему законодатель Израиля, тот, которой вещал к сонму левитов: не сотворите себе образов рукотворенных, ниже изваянных (Лев. 26:1), одною рукою сокрушает тельца златого – кумир, созданный буйством народа, и без пощады поражает безумных служителей его, а другою воздвигает в самом святилище новосозданной скинии златых херувимов – рукотворенные образы служебных духов Вышнего, и повелевает первосвященнику воскурять пред лицем их фимиам.

Вот причина, почему в новой благодати сам Господь Иисус, сый сияние славы Отчия и образ ипостаси Его (Евр. 1:3), благоволил напечатлеть свой пречестный образ на убрусе и передать оный, в лице едеского князя Авгаря, всем верующим в Него для их пользы душевной, да видяй Его в вещественном изображении видит и Бога Отца (Иоан. 14:9), которого Он есть образ ипостасный, и которого никтоже виде нигдеже, точию Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той Его исповеда (Иоан. 1:18). Вот, наконец, причина, почему христианская Церковь с самых первых дней бытия своего всегда имела святые иконы и свято чтила оные.

Так несомненная история свидетельствует, что св. Евангелист Лука сам написал две иконы Божией Матери; жена кровоточивая, исцеленная от прикосновения к ризе Христовой, имела икону Спасителя и благоговейно чтила оную; а апостол Павел, упрекая галатян за уклонение их от преданной им истины, с особенною силою припоминает им о бывшем пред очами их изображении Христа распятого. О несмысленнии галате, писал он к ним, кто вы прельстил есть не покоритися истине, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть, в вас распят (Гал. 3:1). Евсевий, писатель отчасти третьего и отчасти четвертого века, повествует, что он сам видел в Панегде в соборном храме весьма древния дски с изображениями Спасителя и апостолов Петра и Павла; следовательно сии изображения должны принадлежать по крайней мере началу 3-го века. Еще ранее его Ориген и Тертуллиан, писатели 2-го и 3-го веков, говорят первый о внешнем украшении храмов с жалобою на христиан своего времени, что они вместе с сим не заботятся совлечься своего внутреннего безобразия, а последний – о обыкновении того времени изображать на потирах Христа, несущего на раменах своих овцу.

Таким образом, употребление и достодолжное почитание св. икон не есть человеческое изобретение, ни нововведение поздних времен, ни даже постановление вселенских соборов, как невежественно баснословят некоторые отступники от веры православной, но учреждение древнейшее и прямо Божественное, получившее свое начало от самого Бога, при устроении скинии и храма Соломонова, потом распространенное и усиленное примером Иисуса Христа и Апостолов и всего безчисленного сонма мужей праведных, благоугодивших Богови, наконец, торжественно защищенное от неистовства еретиков и подтвержденное на седьмом вселенском соборе св. отцами всей вселенской Церкви.

Учреждение сие, быв важно по своему Божественному происхождению, не менее важно и по той многоразличной пользе, которую оно во все времена приносило и приносит верующим. И во первых св. иконы, служа приличным украшением для храмов Божиих и поражая взоры приходящих в оные и своим небесным великолепием, и своим таинственным значением и высокою святостию лиц и вещей, на них изображаемых, производят невольно благоговейный трепет, сотрясающий душу от греховного усыпления и пробуждающий ее к молитве и славословию Божию.

Во-вторых, изображая для зрения тоже, что говорится в св. Писании для слуха, оне составляют важное в деле спасения пособие для неученых, которые в противном случае, по недостатку опытных наставников, а еще более, по недостатку времени и места, способных для преподавания наставлений, должны бы были остаться или во тьме совершенного неведения о вере, или с понятиями весьма слабыми и неосновательными, открывающими свободный путь к их сердцу заблуждениям всякого рода. Заменяя же собою для неученых и ученых Писание, оне имеют, то великое пред ним преимущество, что подобно ему не могут быть перетолкованы в противную сторону: язык их яснее и определеннее языка Писания; он понятен для всякого.

В третьих, предстоя взору нашему во храмах, в которые мы приходим, как на источники водные, для утоления нашей жажды духовной, оне оказывают на нас тоже благотворное действие, какое оказывали некогда пестровидные или одноличные жезлы Иакова на овец Лавановых, приводимых им для напоения в сосудах, вмещавших жезлы сии. Как сии овцы, смотря на жезлы сии зачинали и раждали овчат пестровидных или одноперстных, так и мы взирая на иконы, изображающие разные подвиги св. мужей, одушевляемся их духом и возбуждаемся к подражанию их благочестию. С сею именно целию и ныне представляется пред очи наши нерукотворенный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, дабы мы, взирая на оный, потщились быть подобными Ему по нашему внутреннему человеку (Еф. 3:16), к чему убеждает нас и апостол Павел вышеприведенными словами: бывайте подражателие Богу (Еф. 5:1). Но как вернее достигнуть сего уподобления Христу Богу чрез созерцание Его пречистого образа, о сем способе подражания я намерен предложить вам в честь настоящего торжества краткую беседу.

Взирая на сей Божественный образ, вы прежде всего усматриваете главу Спасителя, исполненную всей небесной премудрости: ибо вся суть в ней сокровища премудрости и разума сокровенна (Колос. 2:3). Но не позабудьте, слушатели, что сия глава есть вместе и наша глава: ибо Христос по Апостолу, есть глава Церкви (Еф. 1:22), а мы Его уды (1Кор. 12:27), или члены. Если же всякая глава, по назначению природы, должна управлять своими членами, давая им такое или другое движение, направляя их к той или другой цели и вообще располагая ими, как послушными орудиями для исполнения своих желаний, намерений и действий, для чего она и утверждена в теле выше всех членов, так чтобы она, и по самому месту, занимаемому ею в телесном организме, казалась и была правительницею оного: то тем более должна это сделать сия глава, столь премудрая и столь благолепная.

И кто не знает, с какою неутомимою бдительностию и с каким неусыпным попечением она исполняет сию обязанность свою? Се не воздремлет, ниже уснет, храня и управляя нами сия верховная глава (Псал. 120:4)! Остается и нам, ея членам, с покорностию внимать ея велениям, безпрекословно следовать ея внушениям и не уклоняться ни на десно, ни на шуее от путей, ею указуемых; ибо пути ея суть пути жизни вечные. Приклоните же ныне, возлюбленные братия, умственный слух ваш к таинственным вещаниям сей Богомудрой главы, и прилежно внемлите, чему она поучает. Она сим нерукотворенным образом лица своего поучает нас не земная мудрствовати, но небесная (Кол. 3:2), да якоже Христос есть вторый человек Господь с небеси, тако и мы будем небеснии; и якоже облекохомся во Адаме первом, во образ перстного, да облецемся во образ небесного (1Кор. 15:40), образ же сей составляется не из вещества и красок, но из небосиятельных добродетелей, начертываясь на скрижалях сердца нашего.

Во-первых, сия преблагословенная глава, претерпевшая некогда венец терновый за грехи главы рода нашего Адама и за наши беззакония, наставляет нас, чтобы и мы учащали возлагать на главы наши острое терние покаяния о грехах наших, – да источают оне если не кровь, то по крайней мере обильные слезы на омовение скверн греховных. Адам, глава наша, вознес главу свою до гордости сатанины, возжелав быть равным Богу, но Господь смирил его, изгнав из рая сладости на землю проклятия, из места веселия – в юдоль плача. Христос же, глава Церкви, смирил главу свою даже до смерти, смерти же крестные (Фил. 2:8), когда, преклонив сию главу, предал дух свой Богу Отцу (Иоан. 19:30), темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Фил. 2:3), дабы и мы по образу Его смирения, смиряя себя, вознеслись от нечестия в славу, от изгнания в отечество, от земли на небо, и от смерти в живот. Тесно и болезненно было в тернии Главе нашей Христу, дабы мы знали, что тесным и болезненным путем подобает внити в царствие небесное; тесным, потому что узкия врата и тесный путь есть вводяй в живот (Матф. 7:14), а болезненным потому, что многими скорбми подобает внити в царствие Божие (Деян. 14:22).

Глава наша Христос, говоря о крестной Своей смерти, сравнил себя с змиею, вознесенною на знамя. Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, сказал Он Никодиму, тако подобает вознестися Сыну человеческому (Иоан. 3:14). Но и нам, Его членам, завещано быть мудрыми, как змия (Матф. 10:16), да не како истлеют разумы наши от простоты, яже о Христе Иисусе (2Кор. 11:3). Мудрость змии между прочим состоит в том, что, желая совлечь с себя ветхую кожу, она входит в среду терния и при пособии его совлекает оную. Таким же образом и мы, взирая на главу нашу, увенчанную тернием и подражая мудрости змии, должны проходить сквозь терние скорбей и озлоблений, дабы в сем прехождении совлечься ветхого человека (Кол. 3:9), тлеющего в похотех прелестных, и облечься в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины (Еф. 4:22).

Далее, возводя омраченные суетою и оскверненные пороком зеницы наши на пречистые и пресветлые очи Христовы, мы находим, что очи сии суть, яко очи голубине. Очи Его, говорится в книге Песни песней, написанной Духом Святым, яко голубине (Песн. 1:14). Сии очи поучают нас, чтобы мы были, по наставлению Апостола, не только мудри, яко змия, но и цели, яко голубие (Матф. 10:16). Голуби любят чистоту гнезд своих: должны и мы тщательно соблюдать чистоту сердец наших, дабы оне могли быть достойными жилищами снизшедшему некогда во образе голубине Духу Пресвятому. Естествоиспытатели уверяют, что голуби не имеют желчи, не язвят носом, а обороняются крылами, гнездятся в каменных расселинах, большею частию над водными потоками, вместо пения стонут, в пищу себе обыкновенно избирают лучшия зерна, и нежно охраняют и питают не только своих птенцов, но и чужих, и всегда летают дружно целыми стадами. Так и нам верным христианам прилично восседать над водами спасительных учений слова Божия, избирать лучшия толкования оного, а худшия отметать, охранять и созидать в вере не только своих чад и собратий, но и чужих приводить в недра матери нашей Церкви, удаляться гнева и мщения и от злобы врагов укрываться в язвах Христовых, стенать о грехах своих, а не веселиться о суетных радостях мира сего; не уязвлять ближних не только делом, но и словом обидным, с верными единомудрствовать о Божественных предметах, и на крилах истинные веры и благих дел, отражать оными нападения диавола, воспарять горе к Богу.

Сверх того, очи Христовы украшены были тою евангельскою простотою, о которой Сам небесный Учитель сказал: аще будет око твое просто, все тело твое светло будет (Матф. 6:22). Посему и мы, как Его ученики и последователи, должны неусыпно стараться и стяжать сию простоту и вооружить ею свои очи противу всех соблазнов и обольщений мира. Простоту же сию имеет тот, кто очи свои выну устремляет ко Господу Богу, обращая их на щедродательную десницу Его, также как рабы обращают свои очи на руки господ своих, доколе не получат от них милости и помощи, и чьи очи призирают на нищего, дабы одеть нагого, напитать алчущего, и странного и безкровного ввести в дом свой. Напротив, косвенны и непросты очи у тех, кто, отвративши их от предметов небесных, к которым самою природою устремлены оне, быв водружены в горней части нашего тела, с преступною похотию взирает на блага земные.

И сколь много таких было и есть, которые погубили и погубляют себя таковым зрением! Худо смотрели Адам и Ева на запрещенные плоды древа познания добра и зла, имея в душе своей преступное желание, чрез вкушение их уподобиться Богу, и от того жестоко пострадали. Худо смотрели сыны Божии на дщерей человеческих, растлевая свои души вожделением красоты их, и за то безжалостно погублены потопом. Худо непотребные содомляне смотрели на юных отроков и даже на Ангелов, разжизаемые скверною похотию, и за то пожжены были огнем и жупелом. Худо смотрел Сихем на Дину, дщерь патриарха Иакова, восхитив и растлив ее, и за то сам предан от Бога всевидящего и правосудного вечному растлению. Худо смотрели и два любострастные старца израильские на целомудренную Сусанну, вызывя ее, под страхом смерти, на безчестный поступок, и за то вместе с жизнию лишены чести временной и славы вечной. Не хорошо взглянул некогда и Давид на Вирсавию, осквернив чистоту брака и допустив даже убийство, и за то навлек на себя и на народ свой гнев Божий и страшное наказание. Словом: худо смотрит всякий, кто смотрит на жену, ко еже вожделети ю: ибо, по слову Христову, таковый уже прелюбодействова с нею в сердце своем (Матф. 5:28).

Все таковые зрители справедливо могут сказать о себе тоже, что сказал некогда пророк Иеремия о всех вообще грешниках: взыде смерть сквозе окна наша, и вниде в землю нашу, погубити отрочата отвне и юноши от стогн (Иерем. 9:21). Ибо очи суть окна души во храмине телес наших; ими вошла смерть во внутренние домы наши погубити духовных отрочат наших, то есть, благия мысли, желания и намерения. И потому весьма полезно затворять сии окна, по примеру Пророка, который молил Господа: отврати очи мои, во еже не видети суеты (Пс. 118:37), или заграждать и, так сказать, уничтожать оные вовсе, по заповеди Христа Спасителя, Который сказал: аще око твое соблазняет тя, изми е, и верзи от себе (Матф. 18:9), или, по крайней мере, никогда не отверзать их на суетные предметы мира, как поступал праведный Иов, который свидетельствует о себе: завет положих очима моима, да не помыслю на девицу (Иов. 31:1). Такия только очи, так заключенные или огражденные, или столь бдительно охраняемые, суть действительно просты и подобны очам Христовым.

За сим, обращая студное лице наше к благословенным ланитам Христовым, мы усматриваем, что оне за наши преступления терпели тяжкие удары и заплевания, – усматриваем, и вместе в страхе и трепете удивляемся с одной стороны безпредельному долготерпению Господа, а с другой – неимоверному ослеплению беззаконых иудеев. Как непотребные рабы дерзнули бить скверными руками Того, Который пречистыми руками Своими создал человека, – Который в руце Своей содержит вся концы земли, и егда отверзает ю, исполняются всяческая Его благости (Псал. 103:22), и насыщается всяко животно благоволения (Псал. 144:16), а егда заключает ю, вся истаявают гладом и жаждою, и вся в персть возвращаются (Псал. 103:29). Неблагодарные слуги отважились возложить нечистые руки на своего Господа и Благодетеля, не устыдились и не ужаснулись плевать в лице Тому, пред лицем Коего трепещут Ангелы и сотрясаются бездны, Который дождил с неба манну, и брением от плюновения исцелял очи слепых. И земля не разверзлась под стопами нечестивцев и не поглотила их живых среди самого нечестия! И небо не послало своих громов и молний, и не поразило беззаконных на самом месте преступления! О! это непременно случилось бы, но страждущий Господь неба и земли не благоизволил совершиться сей достойной казни над недостойными сынами Авраама. Он не отвратил лица Своего от оплевания и ланит от ударения, дабы показать нам на самом деле то, чему учил Он словом: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Матф. 5:99), говорил Он и совершил самым делом. Будем убо и мы не учить только добру, но и творить оное, да соделаемся велики пред лицем Бога великого, и не лишимся Его царствия: ибо, по слову Христову, тот только великий наречется в цартвии небесном, кто сотворит и научит, а иже разорит едину заповедей малых и научит тако человеки, мний наречется в царствии небесном (Матф. 5:19).

После сего со страхом и трепетом простираю грешные мои уши к Божественным устам Христовым и слышу изходящий из них отрадный глас: Аз есмь истина (Иоан. 14:6). Будем, слушатели, внимательны к сему гласу небесного Учителя: Он поучает нас, чтобы мы, подражая Начальнику нашея веры и совершителю спасения Иисусу (Евр. 12:2), никогда не говорили лжи, но всегда глаголали истину: ибо глаголяй истину сын есть Бога истинного, а глаголяй лжу сын есть диавола, который ложь есть и отец лжи (Иоан. 8:44). Истину любит Господь и благоволит к человекам, соблюдающим истину; напротив, не терпит Он лжи и гнушается лживых. И потому, когда Пророк вопросил Господа: Господи, кто обитает в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? То Дух Святый ответствовал ему: ходяй без порока и делаяй правду, глаголяй истину в сердце своем, иже не ульсти языком своим, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему (Псал. 14, 1–3; 23:4). А о лживых человеках сам Пророк вещает ко Господу: погубиши вся глаголющые лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь (Псал. 5:7). Блюдитеся убо, братия, от лжи и лукавства, да не погибнете в неправде вашей от правды Божией, правде же научитеся от всеправедных уст Христовых, да живи будете.

Сверх того Иисус Христос учил устами Своими всех людей закону Божию: делайте и вы тоже, научая друг друга на дела благая, и отвращая кийждо ближнего своего от злых деяний, и будут уста ваша яко уста Божия, по слову Господню. Аще отлучиши, говорит Господь чрез Пророка Своего, честное от недостойного, яко уста Моя будеши (Иер. 15:19). Иисус Христос во всю жизнь Свою не произнес ни одного слова суетного. Научитеся отсюда и вы, не износить от уст ваших глаголов суетных, наипаче же скверных и нечестивых, да не обратите сосудов ваших, иже в честь, в сосуды безчестные.

Никогда смех не всходил на уста Христовы, но за то Его очи нередко орошались слезами: ибо кроме младенчества своего, трижды Он плакал, плакал над Иерусалимом, представляя в будущем злополучную судьбу его; плакал над Лазарем, скорбя не о смерти друга Своего, которого имел вскоре воскресить, но о маловерии самых избранных своих и об окаменении сердец народа предстоящего; плакал, наконец, на кресте, вознося предсмертную молитву свою к Богу. Иже во днех плоти Своея, свидетельствует апостол Павел, моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти с воплем крепким и со слезами принес (Евр. 5:7). Научитеся убо и вы, братие, от уст Христовых, не предаваться не только безчинному, но и никакому смеху: ибо горе вам, глаголет Господь, смеющимся ныне, яко взрыдаете и восплачете (Лук. 6:25), а от очей Его научитесь плакать о грехах своих; ибо блажени, по слову Его же, плачущии ныне, яко воссмеются и возрадуются (Лук. 6:21).

Наконец, в умилении сердца и сокрушении духа возвожу я окаянные вежди мои на блаженые ушеса Христовы, и, к утешению моему, вижу, что оне выну отверсты на усердную молитву нашу: ибо так говорит Он у пророка Исаии: и будет прежде, нежели воззвати им, Аз послушаю их, еще глаголющим им, реку: что есть (65:24)? – и в другом месте: егда воззовеши ко Мне, и Аз услышу тя, и еще глаголющу ти, реку: се приидох (58:9).

Но в тоже время вижу сии ушеса отвсюду заключенными для клевет и поношений, для злословия и поругания неблагодарных человеков: ибо так изображает Он Себя чрез другого Пророка: Друзи Мои приближишася и сташа, и ближнии Мои отдалече Мене сташа: и нуждахуся ищущии душу Мою, и ищущии злая Мне глаголаху суетная и лстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах, и яко нем, не отверзаяй уст своих: и бых яко человек неслышай, и не имый во устех своих обличения (Псал. 37, 13–15). Так клеветники говорили об Нем: се человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником (Матф. 11:19), а Он был яко человек неслышай и неимый в устах своих обличения. Фарисеи продолжали хулить Его: сей о князе бесовстем изгонит бесы (Матф. 9:34), а Он долготерпеливый и милосердый не прещаше и не укоряше их. Потому и апостол Петр сказал об нем: укоряемь противу не укоряше, стражда не прещаше (1Петр. 2:23). Все же сие претерпел Он для того, чтобы преподать нам образ терпения, как тот же говорит Апостол: Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1Петр. 2:21).

Итак, взирайте, братия, с достодолжным почтением и благоговейною любовию на пречистый образ лица Христа Бога нашего, и подражайте указанным нами добродетелям Его. Равным образом, когда вы умными очами, вашими взираете на все пребожественное тело Его, то представляйте себе, что каждый член Его, освященный тою или другою добродетелию, а все вместе подвизавшиеся в исполнении правды Божией и совершении нашего спасения, убеждают вас к стяжанию веры и благочестия, правды и святости о Христе Иисусе Господе нашем. Почитайте сей святый образ, благоговейно воздавая сию честь на Самого Христа Бога. Почитайте поклонением, употребляя оное, как лествицу, для восхождения на высоту достопокланяемых добродетелей Христовых.

Но, почитая главу – Христа Господа в Его образе, почитайте и членов Его в их честных образах, то есть, всех святых угодников Господних; почитайте их также не хвалами только и песнопениями, но вместе и подражанием их разнообразным добродетелям. Уподобляйтесь Авелю невинностию и простою, твердою верою и безкорыстною любовию, приносящею в жертву Богу все, что было у него наилучшего и драгоценнейшего в приобретениях Его; уподобляйтесь Еноху богоугождением, Ною – правдою, Аврааму – верою, Моисею – самоотвержением, Иисусу Навину – чистотою, Давиду – кротостию, Илии – ревностию, Иову – терпением, Даниилу – святостию, Иосифу – целомудрием, трем отрокам – благочестивым воздержанием.

Паче же всего уподобляйтесь любовию Самому Христу Богу: потому что без любви все прочия добродетели, по свидетельству Апостола, суть ничто (1Кор. 13:2), хотя любовь без сих добродетелей быть не может, как солнце без света и теплоты, как тело без вида и тени. Если же, подражая Богу, вам кажется неудобным и выше сил ваших, то последуйте в сем случае наставлению апостола Павла, который говорил ученикам своим: подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу (1Кор. 11:1), и перейдите подражанием от Господа к Его рабам, дабы уподобиться Господу. Подражайте в сей любви Иосифу, который, не смотря на то, что продан был своими братьями в рабство, не только не мстил им, но при первом случае благодетельствовал их. Подражайте Моисею, который и после многократных обид и оскорблений от народа, им облагодетельствованного, молил об нем Бога и с таким самоотвержением, что хотел лучше сам быть изглаженным из книги живота, нежели видеть его погибель. Подражайте апостолу Павлу, который, несмотря на то, что ежедневно терпел тысячи озлоблений всякого рода от братий и сродников своих по плоти иудеев, столь усердно молился о спасении их, что обрекал себя за них на отлучение от Христа (Рим. 9:3). Подражайте первомученику Стефану, который и побиваемый камнями просил у Бога прощения убийцам своим.

Вот, братия, различные образы подражания, которые Церковь для большего удобства в подражании представляет в вещественных изображениях. Заимствуйте от них благолепные черты духовного совершенства и печатлейте их на скрижалях вашего сердца; продолжайте сие делать дотоле, доколе составится из них полный и световидный образ внутреннего человека, коего главное украшение состоит в неистлении кроткого и молчаливого духа (1Петр. 3:4).

Поступая таким образом, мало-по-малу исполните то, о чем апостол Павел напоминает галатийским ученикам своим, говоря: чадца мои, имиже таки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас (Гал. 11:19): ибо сей образ есть образ Христов, потому что все добродетели и совершенства, которыми все угодники Божии достигли в меру возраста и исполнения Христова (Еф. 4:13), соединены во Христе и заимствованы от Христа. Тецыте убо на сем поприще благодеяния, дондеже постигнете якоже, и они (1Кор. 9:24). Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle