Источник

Слово в неделю седмую по Пятьдесятнице

Елика преднаписана быша, в наше наказание преднаписашася: да терпением и утешением писаний, упование имамы (Рим. 15:4).

Вот истина, которую в наше несчастное для благочестия христианского время не только просто, по неосторожности, или легкомыслию, забывают, или оставляют в стороне, но напротив намеренно стараются забыть и отвергнуть, и не молодые только люди, увлекаемые неистовством страстей, но и люди в зрелом уже возрасте и в летах преклонных, и даже отцы и матери, не заботясь о будущей судьбе своих детей.

А между тем от знания и усвоения себе этой истины зависит наше упование, равно как от отрицания и пренебрежения к ней зависит наше безотрадное и безнадежное положение в настоящей и в будущей жизни.

Эта истина, по уверению Апостола, состоит в том, что все написанное в наших священных книгах, написано в наше научение, дабы мы, занимаясь тщательно и непрерывно изучением его, и утешаясь заключенными в нем обетованиями Божиими, во всех случаях и обстоятельствах жизни временной, и в разных скорбях и болезнях, среди многих искушений и соблазнов, ободрялись и укреплялись упованием на милость Божию, как в сей жизни, так и в будущей, – за которое ухватившись, как за твердый и надежный якорь, глубоко водруженный в самое дно морское, мирно и безмятежно преплывали житейское море, воздвизаемое всякого рода напастей бурею.

После сего неудивительно, что род человеческий, как утлая ладия без кормила и корабль без кормчия среди бурного моря, волнами житейских попечений, козней и хитростей врага исконного, страстей и соблазнов мира прелюбодейного и грешного, туда и сюда влается и близ есть потопления.

Следствия пренебрежения и невнимания к божественному Писанию крайне жалкия и печальные. Растление нравов с каждым днем растет и множится; бесстыдный разврат повсеместно усиливается, беззакония и неправды всех родов и видов, подобно мутному потоку по наклонной плоскости, с быстротою неудержимою, повсюду разливаются. Здесь грабежи, там убийства; в одном месте поджоги и подкопы, а в другом насилия и обманы; еще в ином злоба неукротимая, мщение кровавое, корыстолюбие и честолюбие ненасытимые, зависть и ненависть неистощимые, любодеяния и прелюбодеяния необузданные, – вот горькие плоды пренебрежения и невнимания к слову Божию, в Писании нам преданному.

Человеческие законы не сильны остановить сего смрадного потока, оскверняющего всю землю. Наказания преступников ни жесткия, ни мягкия не оказывают своего благотворного влияния: первые только ожесточают и их утверждают в злобе нераскаянной, а последния самою своею слабостию возбуждают и поощряют к новым здодеяниям. Законы и наказания только те имеют силу спасительную, которые произносятся и производятся от имени Божия и по воле Божией, изреченной во святом Его Писании.

Но, к сожалению, исконный враг Бога и человеков диавол в течении веков ухитрился и успел уверить многих человеков, и, что всего страннее, так называемых высокообразованных, что Писание это не есть откровение Божие, а простое сказание простых человеков, – что Моисей, Пророки и Апостолы писали свои писания, не по вдохновению Духа Святого, а по своему рассуждению, или, что мы будто не так понимаем их, как бы следовало, – что у Моисея, например, под днями творения должно разуметь многовековые неопределенные периоды времени, а под годами долголетних патриархов надобно понимать месяцы. И все это для того только, чтобы повествование священных книг представить какбы неверным и ошибочным, и чрез то поколебать достодолжное уважение и доверие к ним; поколебавши же божественный авторитет их, – потрясти и разрушить веру и Церковь Христову в самых основаниях ея. Ибо если повествование Моисеево неверно, то и сказание о начале и происхождении мира и человека, о первых наших прародителях Адаме и Еве, об их грехопадении и дальнейшей судьбе потомства их, об обетованном Семени жены и относящихся к Нему многочисленных и разновременных откровениях, прообразованиях и пророчествах, о Ное и потопе всемирном, со всеми его последствиями, об Аврааме и Лоте, об Исааке и Иакове, о Давиде и Соломоне, словом: обо всем, что дошло до нас наилучшего й достовернейшего из преданий человеческих, должно обратиться в рассказ баснословный. Хитрость и коварство подлинно сатанинския! Ложь и обман очевидные, но так искусно прикрытые мнимым стремлением к отысканию будто истины, что и самые проницательные умы увлекались видами мудрости заоблачной и глубины подземные, нередко настоящей цели духа лукавого не усматривали и мало по малу в сетях его запутывались. И сколько в этом роде, под тайным влиянием врага Бога и человеков, явилось в свет темных книг, мужами многоучеными написанных!

Православные христиане! Не всякому из вас достанет знания и времени разоблачать подобные козни и хитрости. Итак, помня наставление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть (1Иоан. 4:1), – совершайте испытание лжемудрствущих духов под руководством святой Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1Тим. 3:15), и вы будете свободны от заблуждений, и ваша христианская надежда на спасение не поколеблется, но терпением и утешением писаний святое упование пребудет у вас неотъемлемым. Аминь.


Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

Комментарии для сайта Cackle