LXV. Речь при вручении жезла игуменьи Пюхтицкого женского монастыря Варваре 67. О значении Пюхтицкой обители и о желательных свойствах игуменьи
Приветствую тебя, преподобная мать Варвара, с возведением в сан игуменьи. Призвал уже я благословение Божие на тебя при возведении в почётное звание и ещё призываю. Да управит Господь тебя, а чрез тебя и вручённую твоему управлению св. обитель, во благо Церкви Христовой, в назидание притекающих во св. обитель и во спасение твоё, духовных чад твоих и всех живущих в обители.
Радостно возведение тебя в сан игуменьи для тех лиц, которые заботились об учреждении и благоустроении вручённой твоему управлению обители; но, несомненно, трепетно твоё сердце в настоящие священные для тебя минуты. То и другое естественно.
Св. гора (Пюхтицкая), на которой основан Успенский женский монастырь, вручённый твоему – мать Варвара – управлению, имеет важное историческое и местное значение: как гласит предание народное, на ней погребены русские воины, положившие жизнь свою за веру и отечество в борьбе с врагами, в давнее время; а главное, на ней явилась икона Успения Божьей Матери, почитаемая за чудотворную и, действительно, подающая притекающим к ней помощь и исцеление. Вот почему она издавна пользуется уважением не только православного народа, но и иноверцев, и называется святой горой (Пюхтица). В продолжение многих веков и особенно в настоящее время на эту гору притекают верующие не только православные, но и инославные, изливая свои чувства в молитвах пред иконою Божьей Матери. По такой важности Пюхтицкой горы надлежало её сделать достоянием Божьим, неприкосновенным для обыкновенных житейских надобностей, отличить богоугодным учреждением, устроить иноческую обитель.
Но нелегко было основать обитель на том месте, которое, хотя важно по историческому своему значение и дорого по явленной на ней святыне, нам, однако, не принадлежало. Те богомольные и благочестивые люди, которые старались о приобретении святой горы под монастырь, содействовали сему святому делу, помогли основанию монастыря и благоустроению его, – хорошо знают все те трудности, при которых всё это совершалось. Посвящение тебя, мать Варвара, в сан игуменьи свидетельствует о том, что не только все трудности препобеждены, но и сам монастырь настолько возрос, что для управления его потребовалась игуменья. Твоё посвящение в сан игуменьи есть явное свидетельство не только основания и утверждения женской обители на св. Пюхтицкой горе, но и благоустройства её в некоторой степени. А потому и радостно для нас твоё посвящение: оно есть торжество не только самой обители, но и всех тех лиц, которые прилагали старание в устройстве этой обители.
Но насколько радостно твоё посвящение в сан игуменьи для нас, настолько оно, несомненно, трепетно для тебя.
Вообще нелегко человеку чувствуется, когда на него возлагается нелёгкое бремя, когда на него возлагаются надежды, что он с пользой понесёт это бремя для себя и для других. При этом у него является недоверие к своим силам, сомнение – оправдает ли он возложенные на него надежды. И чем бремя это тяжелее, чем призвание выше, тем менее является уверенности в себе и тем тяжелее человек чувствует себя. Не такое ли чувство овладевает твоей душой в настоящие минуты?.. Несомненно, так. Тебе известны те труды и старания по основанию и устроению вверенного твоему управлению монастыря, ты знаешь о тех препятствиях, которые встречались на пути к достижению св. цели, – построения оного; ты сама уже испытала немало трудов, скорбей и болезней, заботясь о своей обители, при этом ты, несомненно сознаешь, какова должна быть иноческая обитель среди иноверного населения, каким она должна быть ярким светильником православия и образцом благочестивой жизни в той местности, где она находится. Теперь же, когда ты возведена в почётное звание игуменьи, твоя обитель ещё ближе делается для тебя, как бы твоей собственностью, за которую ты должна будешь отвечать во всём. Конечно, при мысли обо всём этом, в настоящее время нелегко у тебя на душе.
Но успокойся: как до настоящего времени было, и дальше Господь будет твоим помойником и Его Пресвятая Матерь, под покровом Которой находится вверенная твоему управлению обитель. Отныне ты ещё больше будешь находиться под водительством благодати Божьей, только с верой и покорностью отдавайся этому водительству: над тобой прочитана молитва Церкви; испрошено благословение Божье на твоё звание и мы веруем, что тебя – посвящённую Господу Богу для особенных трудов – Господь не оставить, если только ты достойно будешь ходить своего звания. Внимай сему!..
Прими сей жезл, как знак дарованной тебе власти для управления иноческой обителью; опирайся на него, восходя на крутизны и ниспускаясь по отлогостям святой горы, посещая храмы своей обители, надзирая, как правится служба Божья и всё ли в них благообразно и по чину, обходя кельи, чтобы видеть, благочинно ли живут сестры и как трудятся они для спасения душ своих и на пользу своей обители, посещая больных в монастырской лечебнице, помогая им и утешая евангельским словом и наблюдая, как идёт воспитание и обучение в монастырской школе тех, о которых Спаситель сказал: «таковых есть царство небесное». Но не употребляй его в дело, побуждаемая гневом. Собственный пример, любовь с кротостью, но и со властью, да будет твоим орудием в управлении твоими подчинёнными. Любовь всё побеждает; ею ты и действуй. А при трудностях вооружайся терпением и покорностью воле Божьей. Вот эти то свойства и есть истинный жезл правления.
* * *
Сказана 31 января 1893 г.