Источник

IV. Речь пред панихидой по М. Н. Каткове 5. Воспоминания о почившем христианине-патриоте

Публицисты в периодических изданиях уже начали делать оценку почившему о Господе Михаилу Никифоровичу Каткову. Несомненно, историки и литераторы оценят его по достоинству; покажут значение его для русского государства, для русского народа, для русской мысли и русского слова; дадут почитателям его (а их так много, почти вся православная Русь) памятник в своих произведениях, достойный его имени; представят в лице М. Н. Каткова назидательный для всех сынов России пример истинного патриотизма, основывающегося на глубокой преданности господствующей православной христианской религии, престолу царскому и отечеству.

В эти минуты, предназначенные нами для молитвы об упокоении души усопшего Михаила Никифоровича, и с этого священного места я нахожу неудобным делать ему ту или другую характеристику, или говорить о его заслугах для России. Для этого потребовалось бы много времени. Но я укажу на одно обстоятельство, совершившееся в последние дни жизни его.

Когда постигла последняя смертная болезнь Михаила Никифоровича, он велел пригласить к себе священника для принятия св. тайн. Когда священник читал молитвы, положенные при совершении таинств исповеди и причастия, он левой – здоровой рукой поддерживал больную правую и этой последней изображал на себе крестное знамение. Затем, с глубокой верой и благоговением принял св. тайны – тело и кровь Спасителя. Через три дня после сего, по желанию его, над ним совершено было и последнее напутствование в загробную жизнь – таинство елеосвящения. Вот пример для великих и малых сынов России! Глубокий мыслитель, всегда склонявший свой ум в послушание веры и всегда послушный сын Церкви, на смертном одре готовит себя в загробную жизнь чрез принятие святейших таинств. Вот где ключ к уразумению всей его жизни и деятельности, всех его мыслей и слов, его взглядов на могущество и крепость России, на значение религии для государства, на православие и русскую народность, – вот почему понятия его о том и другом иногда отождествлялись!..

Но лежит человеку единою умрети, потом же суд (Евр.9:27). Это значит: неизбежный жребий для каждого человека – смерть; а после смерти душа человека является пред Богом на суд частный, определяющий положение её в загробной жизни, смотря по её земным делам, до окончательного решения оного в день общего страшного суда Христова. Сегодня, и быть может в эти минуты, дорогие телесные останки Михаила Никифоровича предаются земле, а душа его предстоит пред Богом и даёт отчёт Господу Богу о деяниях. Мы веруем, что путь Михаила Никифоровича в загробную жизнь, как доброго христианина и напутствованного святыми таинствами, путь блаженный, ведущий в место упокоения и предстательство его пред Богом непостыдное. Но, с другой стороны, мы знаем и то, что несть человека, иже поживёт и не согрешит. Теперь Михаил Никифорович нуждается не в мирской славе и почестях, не в восхвалениях и превозношениях, а в молитве о прощении ему согрешений и о причислении его к лику святых.

Помолимся же, братья, о прощении согрешений рабу Божьему Михаилу и об упокоении его в селении праведных.

* * *

5

Произнесена 23 июля 1887 г. в Рижском Кафедральном соборе.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - [2], 217, VII с.

Комментарии для сайта Cackle