XIX. Слово к прихожанам м. Кокенгузена 20. Об истинно-христианской жизни.
«Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех».
Эти слова Господь наш Иисус Христос сказал Своим ученикам, чтобы они, проповедуя во всём мире Его небесное учение, учили людей не словом только, а и делом; чтобы своей жизнью доказывали, что они действительно проповедуют учение небесного Учителя. Но имея отношение, прежде всего, к апостолам, слова эти относятся и к преемникам апостолов – пастырям Церкви. Этими словами Господь Иисус Христос говорит пастырям церкви, чтобы они поучали людей не только ревностным проповедованием слова Божья, благоговейным совершением Богослужения и святых Таинств, а и своей жизнью: чтобы отличались твёрдостью в вере и надежде христианской и крепкой любовью к своему делу – совершенствованию вверенных им людей. Наконец, эти слова Спасителя относятся и ко всем христианам, и к вам, братья, чтобы и вы свою твёрдость в вере православной обнаруживали постоянно преданностью святой православной Церкви, посещеньем храма Божья, заботою о его благолепии, почитанием своих пастырей, молитвой за них, молитвой за живых и умерших и другими добрыми делами, которым вас учит св. Церковь наша.
Назад тому два года, скоро после вступления моего в новую, мне Богом вручённую, Рижскую паству, я проезжал тут недалеко мимо вас, по железной дороге, и тогда уже имел случай, ещё не зная вас, увидеть вашу любовь к своему Архипастырю, пришлось увидеть вашу преданность пастырям Церкви православной, питаемую вами из любви к православной вере. Тогда, когда я проезжал здесь по железной дороге, вы – православные жители Кокенгузена, прихожане этого храма, со своим пастырем явились на железную дорогу и приветствовали меня духовными песнями и своими благожеланиями. Я видел любовь вашу и, преподав вам благословение Божье, обещался, как только смогу, посетить вас.
Уже тогда, два года тому назад, услышал я, а после ещё более узнал и о красоте местности вашей, в которой Господь судил вам жить, о прекрасном вашем храме, в котором вы молитесь за живых и за умерших и который стараетесь благоукрашать своим усердием, а главное – уже тогда, а после ещё более узнал и от пастыря вашего, который мне хвалил вас, и от других знающих людей – о доброй вашей жизни: вашем усердии к храму Божьему, вашей крепкой вере и любви и привязанности к своей родной святой, православной вере, о вашем прекрасном пении и многом другом. Всё слышанное о здешней местности меня радовало, а слышанное о прекрасном храме вашем и доброй вашей жизни меня утешало, а все это вместе влекло меня к вам, чтобы, воочию увидев всё это, духовно порадоваться с вами, вознести в вашем храме вместе с вами молитву о себе и о вас, о живых и умерших ваших Отцу Небесному.
Вот моё желание, благодарение Богу, теперь исполнилось: Господь Бог исполнил желание сердца моего, привёл меня посетить вас, и не только посетить вас, а и помолиться с вами в вашем святом храме, и не только помолиться, но и отслужить Божественную литургию, эту святейшую службу Богу. Вы знаете, что на Божественной литургии приносится Отцу Небесному бескровная жертва, что Сам Сын Божий Единородный, присутствуя здесь, питает верных Своим пречистым Телом и Своей животворящей Кровью. Господь Бог привёл меня помолиться здесь с вами о Благочестивейшем Государе и Отце нашем, Его Супруге, Наследнике Престола и о всём Царствующем Доме, о всём православном мире и о вас, братья, о вас живых и о ваших умерших братьях и сёстрах: да сподобит их Господь вечной жизни! Господь Бог привёл меня несколько раз преподать вам благословение Божье от самого Престола Божья, благословение Божье на вас и детей ваших и на все ваше достоянье.
Да услышит же Господь мою и ваши – общие наши молитвы, да примет их, как чистую нашу жертву, в пренебесный и мысленный Свой жертвенник, а вам да ниспошлёт Своё пренебесное благословение больше и больше укрепляться в святой православной вере, да пошлёт Своё благословение на вас и детей ваших, на ваши дома и поля, на ваши житницы и на скот ваш, и да подаст вам вся благая и полезная, яже к животу и благочестью.
Вступая вчера вечером в вашу местность, я был встречен вашими певцами, которые приветствовали меня прекрасным пением. Я знал, что все они пришли издалека приветствовать меня и тем более утешился их любовью ко мне. И, идя сегодня в храм Божий для совершения Божественной службы, я слышал пение ваших певчих и видел, как девицы ваши устилали цветами путь мой от дому до храма. При входе во храм досточтимый пастырь ваш встретил меня прекрасной, прочувствованной и сердечной речью, которая меня тронула до глубины души. В ней он говорил от своего и от вашего лица и выразил вашу любовь ко мне, как своему Архипастырю, говорил о вашей безграничной преданности святой православной Церкви и ему – своему пастырю за его заботы о вашем благе – спасении. И в самом храме, совершая здесь Богослужение, я видел ваше благочестие, видел ваше благоговейное стояние в храме и молитвенное ваше настроение; видел, как вы все, как один человек, становясь на колена в более важные минуты совершения Богослужения, как-то: при пении молитвы «Тебе поём», «Отче наш», во время Херувимской, усердно молитесь – понимаете Богослужение; слышал прекрасное пение ваших певчих службы архиерейской и ваше общее пение некоторых песнопений, как-то: «Символа веры», «Достойно есть», «Отче наш и «Помилуй мя, Боже». И утешилось сердце мой, утешилось при виде всего этого, и особенно при виде пониманья вами Богослужения. Вот почему, видя все это, я и начал слово своё к вам словами Спасителя нашего: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех».
Да, братья, весьма утешительно, когда видишь в сем крае среди всевозможного иноверного населения такой хороший храм, воздвигнутый усердием православного Царя, храм достойный величия веры православной и православной России. Ещё более утешительно, когда видишь, среди чуждого нам лютеранства, крепкую веру православную в вас – чадах православной Церкви Христовой, когда слышишь пение хорошее в храме, общее умильное пение, и когда знаешь о вашем благоговении к храму и доброй вашей жизни. А всё это я нашёл у вас; радуется дух мой.
Я не знаю, таковы ли вы и у себя в своей жизни, в своих домах и своих отношениях друг к другу, какими вижу я вас здесь, но, видя ваше благочестие в храме и утешаясь им, мне остаётся только желать, чтобы добрые ваши свойства не только не прекращались, но крепли, росли и умножались, чтобы не прекращалась, но крепла вера святая православная, единая спасительная вера, чтобы не прекращалось, а более и более умножалось здесь число православных чад и истинно русских людей, чтобы росла ваша ревность по вере и усердие ко храму Божью и его благолепию, чтобы не охладевала, а боле и боле умножалась ваша любовь между собой, – чтобы вообще ваше благочестие проникло всю вашу жизнь, чтобы вы были и по жизни добрыми христианами. Верьте, православные, что ваши добрые качества привлекают и привлекут вам благословие Божие, и не только будут награждены здесь, но и откроют вам двери царства небесного.
Но этого ещё мало: я желал бы, чтобы пример ваш повлиял на других, чтобы чрез вас светилось православие в здешнем крае, чтобы православные чада нашей паствы умножались, чтобы соседи ваши – лютеране, видя вас, вашу добрую жизнь, полюбили вас, и из-за вас – православие и вошли со временем всё в нашу единую и спасительную Церковь. Я молюсь и буду молиться об этом. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех!».
Таково, братья, моё молитвенное и сердечное вам благожелание. Благословение Господне на вас Того благодатью и человеколюбием. Аминь.
* * *
Произнесено 10 июля 1889 г. в Кокенгузенской Петропавловской церкви.