Источник

XXV. Слово в день Трёх Святителей 38

О достойном прохождении пастырского служения

Вы соль земли; вы свет мира (Мф. 5:13–14).

Эти слова Господь наш Иисус Христос сказал своим ученикам во время нагорной проповеди. Он назвал их солью земли и светом мира и тем самым указал на высоту, цель и значение апостольского служения, т. к. Иисус Христос призвал Своих учеников для того, чтобы они, следуя Его примеру, следили за жизнью людей и исправляли их нравственность и просвещали их светом Евангельского учения; а для этого важного дела нужно, чтобы они сами владели сим светом и сияли святостью своей жизни. Такими, действительно, и были апостолы – ученики Иисуса Христа.

Но слова Спасителя: вы соль земли; вы свет мира – относится и к преемникам апостольского служения; а преемники апостолов – пастыри церкви.

Обязанности, возложенные на апостолов, по смерти их перешли на пастырей церкви. Сии последние обязаны продолжать дело, совершенное Иисусом Христом и апостолами по отношению к людям: просвещать их светом евангельского учения, исправлять их нравственность и, посредством установленных в церкви Христовой таинств и обрядов, созидать их спасение, а для этого великого дела сами пастыри должны владеть сим светом учения, через познание оного и веру, и отличаться высокой нравственной жизнью, словом, быть солью земли и светом мира.

Высоко это служение! Совершитель оного поставляется между Богом и людьми; он – строитель тайн Божьих, блюститель догматов Христовых и законов церковных, учитель веры и нравственности. Ему вверяется попечение о спасений людей, ему дана власть вязать и разрешать грехи, на его обязанности лежит просвещение светом веры Христовой людей неверующих и укреплять веру слабоверующих. Вся религиозно-нравственная жизнь человека поручена пастырю церкви: с первого дня рождения человека в мир – до перехода его в жизнь загробную, и даже после этого перехода – до страшного суда Божия. Таковы обязанности пастыря церкви! Тот только может понять высоту сего служения, кто знает значение церкви Божьей на земле и назначение человека.

Каков же должен быть пастырь, чтобы достойно проходить это высокое служение! Он должен быть образцом для своих пасомых во всех отношениях: по слову Апостола, он должен быть учителем, благочестив и непорочен; не корыстолюбив и не сварлив, но кроток и миролюбив, не превозносящийся, хорошо правящий своим домом и воспитывающий детей своих в послушании воле Божьей; но, особенно, должен быть заботящийся о церкви Божьей и хранящий тайны веры в чистой совести. Он должен учить своих пасомых во всякое время – обличать, запрещать и увещевать со всяким долготерпением и назиданием. Как воин Христов, он не должен чрезмерно связывать себя житейскими заботами, но, ради имени Иисуса Христа, должен быть готов на все лишения, поношения и скорби, помня, если мы с Господом умираем, с Ним и оживём; если за Него терпим, с Ним и царствовать будем 39. Без этих свойств нельзя быть истинным пастырем, а волком, разгоняющим стадо, – не солью земли, а гнилью и заразой для живущих на ней, – не светом мира, а тьмой и влекущим во тьму. Но избави Бог от этого. Горе миру от соблазнов; горе человеку тому, им же соблазн приходит; уне бо есть ему да обесится жёрнов осельский на выи его, и потонет в пучине морской. Но гораздо большее горе пастырю церкви, когда через него соблазн приходит в мир; когда он по вере, благочестию не служит добрым примером для своих пасомых; а ещё хуже, если он своим неверием или холодностью к вере и своей порочной жизнью подаёт дурной пример своим духовным чадам: сугубо тяжкий ответ даст он Господу Богу на страшном суде Его не только за себя, но и за тех, которые вверены были его попечению и причиной погибели которых был он.

Слово о высоком пастырском служении и о том, каким должен быть пастырь, особенно прилично в сем храме: здесь оно прямо относится к тем лицам, которые готовятся к пастырскому служению. Если пастыри суть преемники Апостолов, если – они посредники между Богом и людьми, наставники, руководители и просветители людей, словом, если они соль земли и свет мира: то каково же должно быть приготовление к сему высокому служению?. . Будущие служители церкви Божией на земле, первее всего должны быть проникнуты, вместе с глубоким смирением, мыслью о высоте своего служения, глубокой верой в Бога и во всё домостроительство Божье, и духом благочестия; под влиянием этой веры и благочестия изучать те богословские науки, которые здесь преподаются, дабы с развитым умом, и с запасом сведений и задатками веры и благочестия, вступить на поприще пастырского служения. Так, питомцы сего училища, имейте постоянно в мыслях и сердце то, к какому высокому служению вы готовитесь, вместе с приобретением здесь познаний, возгревайте в себе те дары благочестия и нравственности, какие требуются от пастыря церкви. Ныне ваш храмовый праздник. Ваш храм устроен во имя св. трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Вы знаете, что эти святители по своему воспитанию, жизни и деятельности, были действительно солью земли и светом мира. Да будут же они вам примером Аминь.

* * *

38

Произнесено в Трёхсвятительской Семинарской церкви в 1881 году, 30 января.

39

Из Послан. ап. Павла к Тимофею.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle