Источник

XXII. Слово в неделю Baий 34

О значений входа Господня во Иерусалим для евреев и христиан

Радуйся, дщерь Сиона, торжествуй,

дщерь Иерусалима: се Царь

твой грядёт к тебе праведный

и спасающий, кроткий, сидящий на

ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9:9).

Этими словами пророк Зaxapия, за 500 лет до Рождества Христова, предсказал торжественный вход в Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа, ныне нами празднуемый.

Точно исполнились слова боговдохновенного мужа. Иисус Христос, Бог праведный и спасающий, кроткий и милостивый, за пять дней до своей смерти вступил в Иерусалим на молодом осле, ещё не ходившим под ярмом, и на ослице – матери его, носившей ярмо, выражая, тем самым, что Он пришёл на землю для спасения – как подзаконного народа Еврейского, так и язычников – народов, не знавших богооткровенной религии. Народ еврейский с великой радостью и торжеством встретил Спасителя и проводил Его в Иерусалим до самого храма. Его сопровождали с древесными ветвями в руках, постилали для Него одежды по дороге и восклицали: осанна сыну Давидову, то есть, спаси, Господи! Благословляли его шествие: Благословен грядый во имя Господне; называли Его Царём Израильским: Благословен грядый .... Царь Израилсв. А когда Спаситель вступил в Иерусалим, весь город пришёл в движение и великое множество народа вышло Ему на встречу. Торжество сделалось необычайное; никогда так царей не встречали и не сопровождали. Даже грудные дети, увлечённые общим торжеством, кричали Ему «Осанна», так что их с трудом могли унять в храме, где все смолкли. Так исполнилось слово Пророка Захарии: радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се царь твой грядёт к тебе – праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.

Но о какой радости говорит ветхозаветный пророк, какая причина его радости, и теми ли мыслями и чувствами наполнены были умы и сердца народа еврейского, так торжественно встречавшего и сопровождавшего Спасителя в Иерусалим, какими исполнен был боговдохновенный муж?....

Пророк Захария в торжественном входе Спасителя в Иерусалим предвидел наступление времени искупления рода человеческого от греха, проклятия и смерти – провидел шествие Спасителя в Иерусалим для совершения сего искупления через Его страдание и смерть, провидел, что приближается конец всем надеждам и ожиданиям народа еврейского, что пришло время исполнения всех данных ему обетований, провидел все это, а потому и восклицал: радуйся, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима, т. е. радуйся, богоизбранный народ еврейский, торжествуйте, дети Израиля: обещанный нам Мессия вступает в царственный город ваш, дабы восстановить духовное царство, потерянное в раю прародителями через падение, и избавить вас от плена греховного, плена дьявола. Вот он, кроткий, праведный и спасающий, грядёт теперь для совершения нашего спасения и всех людей, сидящий на молодом осле и ослице подъярёмной. При таком взгляде торжественный вход Господень в Иерусалим есть событие, братья, действительно радостное не только для народа еврейского, но и для всего мира и достойное самых высоких почестей.

Но не такой радостью радовались евреи; не такими мыслями и чувствами были наполнены их умы и сердца. Когда Спаситель пришёл на землю, когда Он учил и когда, наконец, Он входил в Иерусалим, действительное понятие их о Мессии было совершенно иное; они мечтали видеть в Нём земного Царя, имеющего восстановить еврейское царство и возвратить ему славу Соломонову. И когда Спаситель входил в Иерусалим на страдания и крестную смерть, дабы совершить искупление рода человеческого, евреи думали, что Он теперь взойдёт на царский престол и объявит себя царём еврейским, а потому встретили и проводили Его в Иерусалим и ветвями и криками радости, и восторга, и воздали Ему царскую честь.

Но как смотрел Спаситель на оказанные Ему почести во время шествия в Иерусалим?... Во время земной своей жизни много раз ходил Спаситель в Иерусалим, но никогда Он не входил в оный так торжественно, как перед своей смертью: это шествие Его было последнее, необычайное – шествие на страдания и смерть, для совершения величайшего дела – искупления рода человеческого, и явления Божественной славы в Его воскресении, а потому теперь Он пожелал торжественно войти в Иерусалим. Но не радовали Спасителя крики радости и восторга народа еврейского, и не утешали его торжественная встреча и сопровождение в Иерусалим, основанный на ложном понимании Его пришествия. Сердцеведец знал жалкое заблуждение народа еврейского; знал, что этот же самый народ через пять дней вместо осанна будет кричать: распни, распни Его, и потому, когда Он спускался с вершины горы Елеонской и увидел Иерусалим, т. е. когда торжество, сопровождавшего его народа, достигло высшей степени, Он заплакал и, обратившись к Иерусалиму, сказал: о если бы и ты, хотя в этот день тебе благоприятствующий, понял, что служит к благосостоянию твоему! Но это скрыто от очей твоих! Придут на тебя дни, когда враги твои побьют детей твоих среди тебя и не оставят в тебе камня на камне, за то, что не уразумел времени, в которое так чудно посетил тебя Бог! Эти слова Спасителя означают то, что народ еврейский и город Иерусалим, главный центр деятельности Спасителя, во время земной жизни Его, несмотря на Его высокий образ жизни, Божественное учение и бесчисленные чудеса, не признал Его за обетованного Мессию, не уразумел этого и в день торжественного входа Его в Иерусалим; за все это Спаситель предрёк великое бедствие Иерусалиму, а с ним вместе и всему народу еврейскому. И при виде глубокого заблуждения и нераскаянности некогда Богом избранного народа еврейского и предстоящих ему бедствий, среди криков радости и восторга, Спаситель сильно плакал... То были слезы спасающей любви Божьей и скорбящей о заблудших грешниках. Но во второе пришествие на землю Сына Божия и в день страшного суда Его эта любовь обратится в праведный гнев Божий, проклятие и осуждение на вечные муки нераскаянных грешников....

Весь христианский мир и наша православная церковь радостно празднует, братья, торжественный вход Господень в Иерусалим. В нём она видит великое событие в жизни Спасителя, имеющее великое значение в деле спасения рода человеческого в том отношении, что Спаситель торжественно вошёл в Иерусалим для совершения великого дела установления Нового завета и новой религии, и для принесения Себя Самого в жертву Богу Отцу за грехи всего мира для избавления его от вечной смерти. Словом, за этим входом, непосредственно, началась и совершилась тайна искупления рода человеческого, посредством страдания и смерти Спасителя, и Его славного воскресения. А потому, та радость, к которой призывал ветхозаветный пророк народ еврейский, ещё более идёт к детям Нового Иерусалима, к церкви христианской, к нам, братья.

Повинуясь гласу матери нашей церкви, мы, подобно евреям, вчера на вечернем, а ныне – на утреннем Богослужении, воспоминая торжественное шествие Спасителя в Иерусалим, держали ветви в руках с возожжёнными свечами и ныне светло празднуем это событие. Да будет же наша радость исполнена глубокой веры в таинство искупления, для совершения которого Спаситель торжественно вошёл в Иерусалим, и добродетельной жизни; пусть она служит приготовлением к всемирной христианской радости в день Светлого Воскресения Христова. А для того, чтобы радость наша в этот день была полной христианской радостью, приготовимся к сему величайшему празднику достойным провождением наступающей великой седмицы страстей Христовых и, особенно, великих дней страдания и смерти Спасителя. Такое приготовление для спасения души нашей нам необходимо и, особенно, оно необходимо, если мы легкомысленно провели окончившийся святой пост, служащий приготовлением к светлому празднику Воскресения Христова. Аминь.

* * *

34

Произнесено в Симферопольском Кафедральном Соборе 13 Апреля 1880 г.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle