Источник

XVII. Слово в день введения в храм Пресвятой Богородицы 26

Жизнь Пресвятой Девы в доме Её родителей и при храме иерусалимском, как образец для христиан в деле воспитания детей

Введение в храм Пресвятой Богородицы празднуем, братья. Событие это весьма важное: в храме Божием Пресвятая Дева воспиталась и приготовилась к высокому своему назначению – быть Матерью Господа. Вот как это было:

Пресвятая Дева была плодом усердных молитв престарелых и праведных родителей Её – Иоакима и Анны. Они, дожив до старости, не имели детей и горячо просили Господа Бога снять с них поношение бесчадия, обещая, если Бог даст им дитя, посвятить его Богу. По молитве их дал им Господь Бог Дщерь – Марию. Три первых года она жила с родителями в Назарете; затем, согласно обещанию, они отвели Её в храм Иерусалимский на воспитание и в служение Богу.

День введения в храм Девы Марии для Её праведных родителей был великим семейным праздником. Для этого торжества они пригласили к себе своих родных и знакомых; собрали подруг – сверстниц своей богодарованной Дщери, и все вместе проводили Её из Назарета в храм Иерусалимский. Церковное предание так описывает это шествие: впереди шли, одетые по праздничному, подруги – сверстницы Девы Марии, попарно, с зажжёнными свечами; за ними – праведные Иоаким и Анна вели Дщерь свою – трёхлетнюю Отроковицу, одетую великолепно, по-царски; позади их шли родные и знакомые. Шествие сопровождалось пением духовных песней – псалмов. Вместе с голосами человеческими слышны были в воздухе голоса ангельские, прославлявшее трёхлетнюю Отроковицу, шедшую во храм. Перед самыми храмом Она оставила всех, сопровождавших Её, и Сама, без видимой сторонней помощи, взошла на верхнюю ступень лестницы, ведущей во храм. Здесь вышел к Ней на встречу сам первосвященник и ввёл Её в главную часть храма – во Святая Святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника, который только однажды в год входил в эту часть храма.

Пресвятая Дева поселилась при храме в одном из притворов храма. Здесь Она жила более десяти лети. Под руководством других благочестивых жен и дев, проживавших при храме на служении Богу, Она обучилась здесь чтению священных книг и рукоделию. Для молитвы ежедневно Она ходила во Святая Святых. Живя при храме, Пресвятая Дева, вместе и возрастом преуспевала в благочестии. Все время Она проводила в труде, чтении Слова Божья и молитве. Так Она провела время до 14 года, на каковом году Она оставила храм, и, по закону Иудейскому, обручена была праведному Иосифу – 80-тилетнему старцу и переселилась в Назарет.

Так празднуемое ныне событие Введение в храм Пресвятой Богородицы!.... В храме Божьем, как мы уже сказали, Пресвятая Дева воспиталась и приготовилась к Своему высокому назначению быть Матерью Господа. Кому из нас, братья, не желательно иметь добрых детей. Кому не желательно, для этой цели, дать своим детям хорошее воспитание и возрастить их так, чтобы впоследствии из них вышли хорошие люди: добрые христиане и полезные члены семи и общества. А в этом отношении нынешний праздник представляет нам много назидательного.

Известно, братья, что от благочестивых и добродетельных родителей всего естественнее ожидать добрых детей. А родители Пресвятой Девы – Иоаким и Анна представляют собой прекрасный образец благочестивых родителей. Святая церковь наша величает их святыми и праведными за их высокие добродетели. Живя в страхе Божьем, неимение детей они считали за лишение их благословения Божия, сильно об этом скорбели и просили у Господа Бога снять с них поношение безчадия – даровать им дитя. В своих горячих молитвах к Богу они не руководились никакими мирскими расчётами: не желали ни продолжения своего рода в детях своих, ни славы в своём потомстве, ни, даже, подпоры на старость в своих детях; напротив, в предупреждение всех земных расчётов, они обещали своё дитя, если Бог даст его, посвятить на служение Богу. Им нужна была только уверенность в том, что они не лишены благословения Божия. От таких родителей с уверенностью можно было ожидать добрых детей. И наградил их Господь Бог Дочерью, какой никто не имел в мире, которая сделалась выше херувимов и серафимов, которая прославила не только своих родителей, но и весь род человеческий, которая удостоилось быть матерью Господа. Так угодили Господу Богу праведные Иоаким и Анна своими добродетелями и так услышал Господь Бог их чистую и святую молитву о разрешении неплодства! От родителей Божьей Матери возьмём пример, братья, для себя. Будем помнить, что за добродетели родителей – Господь часто посылает им своё благословение через награждение их добрыми детьми, а за грехи родителей – весьма часто Он наказывает их худыми детьми. Употребим же все наше старание на то, чтобы своей жизнью заслужить Божье благословение в награждении нас добрыми детьми, и постараемся, во всех отношениях, служить добрым примером для наших детей.

Далее, для того, чтобы наши дети были хорошии, мы должны воспитывать их, как воспитывали свой единородную Дщерь праведные Иоаким и Анна. С младенческих лет они начали воспитывать в Ней любовь к Богу и ко храму Божьему и чрез то подготовили её к посвящению Богу и к разлуке с собой так, что Она не только без слез рассталась с родителями, но и радостно вошла в храм Господень. А как поучительно то обстоятельство, с какими приготовлениями праведные Иоаким и Анна собирали Её для отведения в храм, и с каким торжеством они вели Её!... Пение духовных песней и молитва к Господу Богу о ниспослании всех благ на трёхлетнюю Отроковицу служили существенной принадлежности этого торжества: видно, что они смотрели на выполнение своего обета и на воспитание своей Дочери, как на предмет самой первой важности; видно, также, что они хотели в основание Её воспитания положить развитие религиозного чувства, любовь и преданность воле Божией. Как хорошо было бы, если бы и мы такими мыслями и чувствами приступали к воспитанию своих детей, и так смотрели на само воспитание, как смотрели на оное родители Пресвятой Девы Марии. Возьмём, братья, для себя пример от праведных родителей Пресвятой Девы – Иоакима и Анны в деле первоначального воспитания наших детей. Будем с ранних лет развивать в наших детях религиозное чувство; любовь к Богу и ко Храму Божьему; будем чаще водить их в храм Божий и дома ставить их с собой рядом на молитву. Это прекрасно действует на юное сердце детей. Будем смотреть на воспитание детей, как на самый важный предмет, и приступать к оному с молитвой, испросивши на оное благословение Божие, полагая в основание оного религию. Будем уверены, братья, что с развитием религиозного чувства у наших детей разовьются и другие добрые свойства: любовь к ближним, почтение к старшим, сострадание к несчастным, кротость, послушание, незлобие, правдивость и др. А все эти свойства служат истинным украшением детей.

Но в деле воспитания детей более всего поучительна жизнь Пресвятой Богородицы при храме Иерусалимском, где Она воспитывалась. Пресвятая Дева, живя при храме, ежедневно ходила на молитву во внутреннюю часть храма – во Святая Святых; научившись чтению книг, Она усердно занималась чтением священного писания, и все остальное время проводила в трудах – в рукоделии. Молитва приближала Её к Богу, утверждала Её веру в Бога, наполняла Её сердце любовью к Нему, укрепляла Её волю в добре, и оживляла Её светлой надеждой на единение с Богом. Чтение священных книг умудряло Её ум, открывая Ей пути Промысла Божия и о людях, и о всем мире. Занятие рукоделием избавило Её от суетного препровождения времени и сохраняло Её не только от худых дел, но и от худых пожеланий, так что к концу воспитания Её при храме Она настолько возвысилась в добродетели, что явилась чистейшим сосудом, достойным для восприятия в себе Бога – Спасителя нашего. Так благоплодно и душеспасительно было воспитание Пресвятой Девы при храме Иерусалимском!... От воспитания Девы Марии при храме возьмём, братья, пример для дел юного воспитания наших детей. Как хорошо было бы, если бы во весь период воспитания наших детей молитва составляла самую первую и необходимую принадлежность их воспитания, чтобы в сердцах детей неизгладимо вкоренилась та истина, что во всех своих нуждах, во всех радостных и печальных обстоятельствах своей жизни должно в молитвах обращаться к Господу Богу и изливать перед Ним все свои чувства. Как хорошо было бы, если бы наши дети, при других науках, изучаемых ими, и при других полезных книгах, читаемых ими, более учились закону Божию и часто читали священные книги ветхого и нового завета, жития святых и другие духовно-нравственные книги. Это проливало бы свет на все другие науки, не позволяло бы зарождаться в них сомнениям в вере, холодности в религии и неверию, и возвышало бы их нравственность. В свободное же время от учебных занятий, как хорошо было бы, чтобы наши дети проводили время не в суетных и пустых занятиях, и не в праздности, которая есть мать пороков, а в трудах и занятиях, приличных их званию и приносящих несомненную пользу. Будем, братья, внимательно следить за развитием наших детей, замечать с изменением их возраста – не изменяется ли к худшему их направление, будем смотреть, как они проводят время, чем занимаются, какие книги более любят читать; в установленное время дня молятся ли Богу и по праздникам ходят ли в храм Божий. Все это в деле воспитания весьма необходимо. После такого только воспитания мы с уверенностью можем ожидать, что дети наши вступят в жизнь с твёрдыми задатками добра, что они будут хорошие люди, добрые христиане и полезные члены семьи и общества.

Ныне, братья, часто приходится слышать недовольство и жалобы на нехорошее направление нашего молодого поколения. Подумаем, не сами ли мы причиной тому?... Служим ли мы для наших детей во всех отношениях добрым примером, даём ли им какое следует воспитание?... Жизнь Пресвятой Девы Марии в доме Её родителей и при храме Иерусалимском – да будет образцом для нас в деле воспитания наших детей. Аминь.

* * *

26

Произнесено в Симферопольской Введенской церкви в 1879 году.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle