Азбука веры Православная библиотека архиепископ Аполлос (Беляев) Описание Астраханского Иоанно-Предтеченского мужеского заштатного монастыря

Описание Астраханского Иоанно-Предтеченского мужского заштатного монастыря

Источник

Содержание

Местоположение монастыря Основание монастыря и последующая судьба его Церковные здания и иконостасы Кельи и прочие внутренние монастырские здания Церковная утварь Евангелия Число братии по штату Крестные ходы Список Настоятелей  

 

Местоположение монастыря

Астраханский мужской заштатный Иоанно-Предтеченский монастырь находится на восточной стороне Астрахани, вне белого города, за рекою Кутумом. Он расположен на ровной долине, отделенной от города речкою; огражден со всех сторон каменными стенами и образует квадрат, каждая сторона которого имеет по 4б сажень.

Основание монастыря и последующая судьба его

Основание сей обители положено было при четвертом Астраханском Митрополите Савватии, главным образом на иждивение сего истинно благочестивого Иерарха и при помощи доброхотных дателей1. Первый храм в обители был, вероятно, деревянный. В 1688 году в октябре месяце строитель новой обители старец с братиею просили Митрополита Савватия о дозволении выстроить каменную церковь во имя Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, по имени Коего и монастырь наименован Иоанно-Предтеченским. Восемь лет продолжалось строение каменной церкви, которая освящена была уже при Митрополите Сампсоне в 1697 г. октября 19 числа2. 

Едва основанная обитель Предтеченская вскоре получила историческое значение. Здесь в 1705 году некоторое время скрывался от взбунтовавшихся стрельцов Преосвященный Митрополит Сампсон. Около сей обители, по совету и благословению сего доблестного Архипастыря, собралось и утвердилось верное Царю войско, оттеснило мятежников в белый город и тем положило прочное начало к усмирению мятежа3.

В 1723 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был обращен в лазарет. В нем не осталось ни одного монаха, так что и требы в лазарете совершал белый священник, к которому присылали на помощь двух иеромонахов из Спасского монастыря. Потом, в замене иеромонахов, придан был другой 6е-лый священник. Но в 1727 г. Апреля 13-го, вследствие представления Преосвященного Варлаама, опять была восстановлена Иоанно-Предтеченская обитель.

При своем основании обитель Иоанно-Предтеченская не имела никакой недвижимой собственности, а содержалась единственно временными доходами от доброхотных дателей. Посему первый же строитель обители сей старец Александр с 6ратиею били челом Великим Государями Царям и Великим Князьям Иоанну и Петру Алексеевичам и Великой Государыне Софии Алексеевне о назначении им жалованья для пропитания и поддержания монастырских зданий, «кормятся де они» (писали о себе строитель с братией) «Христовым именем, а Великих Государей жалованьем, противу иных Астраханских монастырей, ничем не пожалованы, нуждны и бедны»4.

Вследствие прошения строителя Александра с 6ратией Государи приказали, бывшему тогда, боярину и воеводе Алексею Петровичу Салтыкову, за неимением вотчин и рыбных ловель, выдавать повсегодно денежное и хлебное жалованье; однако оного получаемо не было; а во 1-х, вместо жалованья, даны во владение оного монастыря, по Высочайшим грамотам, в 7197 году на Кутуме реке перевоз и лодочный караул и на рыбных исадах плоты. 2. В 7200 г. Августа 16 дня на Кутумове реке пожалованы Великими Царями пристань, плоты и от Митрополичья загородного двора вниз по реке Кутумове до загородного Спасского двора земли, вследствие челобитной строителя старца Мартирия; по его же челобитной подтверждены грамотою Царей права на преждедарованвые монастырю владения для ограждения от притеснений, 3. В 7201 году Сентября 8 дня Великие Государи Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич приказали грамотою князю Петру Ивановичу Хованскому с товарищами отдать в Предтеченский монастырь старцу Мартирию с братией и кто, по них, будут строители и братия, Астраханский таможенный сбор с садов и земляных овощей в вечное владение неотъемлемо на монастырские строения и пропитание братии. 4. К 7204 г. Марта 30 дня Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич пожаловал того же монастыря строителю Герасиму с братией или кто, по них, иные строители и братия 6удут в том монастыре, во владение порожнее место, данное им под кузницы и позволил сгребать соль до 10 тыс. пудов против Спасского и Вознесенского монастырей, беспошлинно и держать лодочный караул и перевоз и рыбные исады и плоты, данные им на реке Кутуме и таможенный пошлинный сбор, по прежним жалованным в 7197 и 7201 годах грамотам Государей5. 5.Сколь ни велики были Монаршие щедроты и милости сей обители; но вследствие разных притеснений и злоупотреблений, она не могла прочно и неизменно пользоваться сборами и землями, дарованными ей Царями Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем и Софьею Алексеевной. В 1757 году нужда заставила опять обратиться с челобитною к щедротам Монаршим Казначея оного монастыря Тихона с братией; в челобитной старец изображает следующее: 1. с рыбного плота сбирается оброку самое малое число, а с состоящих, по урочищу, садов и огородов, с имеющихся там о жителей как то с Татар и прочих, за усилением тех жителей, платежа и пошлин не состоит никаких, 2. на пристани, значащейся за монастырем по грамотам, люди всякого звания жительство и торги имеют, а лодочный караул, и перевоз, и сгребание соли с озер, предоставленные грамотами монастырю, состоят под ведением Астраханской Губернской Канцелярии, 3. порожнее место под кузницу от митрополичьего до загородного двора Спасского монастыря было отведено в пользу Иоанно-Предтеченского монастыря; но по освидетельствовании. оказались на том месте построенными от Губернской Канцелярии казенная пивоварня и медоварня, а от Астраханской инженерной команды казенная кузница с анбары; сверх того возле казенного построения до самого Спасского загородного двора стоят анбары Астраханского Магистрата Ратмана Ивана Чепракова; а по какому указу, как оное казенное, так и партикулярное Ратманом Чепраковым строения на оном жалованном, по грамотам, обители месте построены, о том в Астраханской Предтечевой обители неизвестно. 4. в заключении старец просит оказать вновь обители монаршую милость восстановлением прав на прежние ее владения6.

6. В 1760 году Иоанно-Предтеченского монастыря Архимандрит Иоасаф с братией челобитьем, поданным в Астраханскую Губернскую канцелярию, просил: поскольку в оном монастыре ему Архимандриту с 6ратией жалованья денежного и хлебного не производится и сенных покосов монастырю: то отвесть монастырю сенные покосы, никому не отдаваемые во владение и состоящие втуне на островку, подле большого острова, меж Малыя Болды и Басурманки в Ямавцугу у близь пожни Спасо-Преображенского монастыря. По указу Ее Императорского Величества из упомянутой канцелярии монастырю дано право на владение сим островком Марта 21 дня1760 года.

7. В 1765 году по указу Ее Императорского Величества и по определению Астраханской Губернской Канцелярии из провиантских сенных покосов, бывших в отдаче Астраханской аптеке, велено тридцать десятин отдать Иоанно-Предтеченскому монастырю вследствие прошения Архимандрита Иоасафа с братией, вместо требуемых ими караваинских в урочище сенных покосов, впредь до генеральского всем покосам размежевания.

8. В 1770 году дан указ Ее Императорского Величества Ивановскому Архимандриту Иоасафу с братией на владение местом около монастыря для построения монастырским служителям шестнадцати дворов; для означенного построения, по сочиненному плану, дарованы за рекою Кутумом две куртины, в коих мерою в каждой длиннику по 40, поперечнику по 16 сажень под каждый дом в длину 10, а поперек 8 сажень. При сем предписано принятые места не оставлять впусте, но поселить на оных всех монастырских служителей: никому сих мест не уступать и не продавать, (в противном случае будут оные взяты обратно в казну), также к поселению на местах сих ни под каким видом не допускать прочих обывателей

9. В 1818 году блаженной памяти Его Императорским Величеством Александром I-вым Июля 10 дня дарован указ и план монастырю на владение дровяною пристанью в 1250 квадратных сажень при реке Волге в Казанском приходе на сенной площади, в замене, отошедшей к городу от монастыря, а прежде принадлежавшей ему владеемой при реке Кутуме, пристани, именуемой красноярскою. Местом сим монастырь от дня выдачи из Губернского Правления плана и указа пользовался в течение 12 лет; –

впоследствии же времени, именно в 1830 году, когда Губернское Правление распорядилось обмежевать и снять городские пристани на план, открылось, что в продолжение некоторого времени от изменения течения реки Волги к градским пристаням прибавилось наносной земли значительное количество, – равным образом и к пристани, принадлежащей Иоанно-Предтеченскому монастырю прибавилось 1000 квадратных сажень. О присоединении сей, вновь прибывшей, земли к монастырской пристани Губернское Правление, по представлению Астраханского Епархиального начальства, от 26 Февраля 1834года предоставило Военному Астраханскому Губернатору Тимирязеву войти с представлением к Г. Министру Внутренних Дел; Правительствуюший Сенат, по донесении о сем Министра, указом от 28 Февраля 1835 года предписал Губернскому Правлению наносную от изменения течения реки Волги землю, в количестве 1000 квадратных сажень, присоединить к монастырской, пристани.

В настоящее время во владении монастыря: а. означенная при Волге пристань дровяная. б. пожня яманчугская на небольшом острове с таловым дровяным лесом и в. пожня караваинская; а прочими, Высочайше дарованными, как значится в актах монастырских, монастырю землями и угодьями, монастырь не пользуется. Жалованье для братии, наемных служителей и расходы по экономии монастыря производятся из сумм милостынной дачи, также и из получаемых по Высочайше утвержденному положению Комитета Гг. Министров 16 Февраля 1826 года, в замене рыбных ловель 371 рубля 40 коп. Гг. Куракиных 17 руб. 14 коп. и из Спасского монастыря 142 р. 85,5 коп. Сверх того при сем монастыре находится с давнего времени заведенный виноградный сад между реками Кутумом и Луковкою расстоянием от города в двух верстах, в длину 70, а в ширину 96 сажень, огороженный плетнем и камышом; при нем ветряная мельница об одном поставе ветхая, конный на 4-х саженях чигирь; деревянная изба для рабочих на 6 саженях; погребок; посреди сада довольно красивая беседка; двор, огороженный деревянным забором. Сад сей, по весьма значительным на него издержкам, не приносит никакой существенной пользы монастырю7.

Церковные здания и иконостасы

В обители сей в разные времена воздвигнуты четыре храма каменные, из которых три старинной, архитектуры: 1-й соборный, о котором сказано в начале, во имя усекновения честные главы Иоанна Предтечи, одноэтажный, в Византийском, вкусе, стройный, с различными, снаружи орнаментами и небольшими каменными колоннами, покрытый железом, с разными под ним выходами, и кладовыми, сооружен среди монастырской площади; наружная, лицевая длила его с папертью 21-на, ширина 6-ть, а вышина, 16-ть сажень; внутренность сего храма заключает в себе три отделения: а) довольно пространную, прилично расписанную трапезу, б) настоящую церковь и в) алтарь, выкрашенный большей частью дикой краской и украшенный по стенам иконами. Иконостас пятиярусный с резьбой, вызолоченный на полимент с 53-мя иконами Греческой средственной живописи.

2. Каменная церковь в южной стороне монастыря устроена в память Сретения Господня,– иконостас в ней древний о трех ярусах с резьбой, вызолоченной на полимент, заключающий 19 икон Греческой средств. Живописи; длина храма с алтарем 11-ть, ширина 3-ри сажени. Время сооружения сей церкви, по недостатку в монастыре актов, с точностью определить трудно; но, судя по ближайшему сходству архитектуры ее с настоятельскими кельями, непосредственно соединяющимися с западной ее стеной, можно, с вероятностью, полагать построение ее вместе с настоятельским домом при Архимандрите Иларионе. Одна из палаток под кельями настоятельскими в 1850 году обращена в церковный притвор.

3. Каменная, теплая церковь, пристроенная к южной стене Сретенской, во имя Рождества Иоанна Предтечи освящена в 1780 году при Преосвящ. Антонии Румовском8, одинакового пространства внутри со смежною Сретенской, с тем только различием, что в ней нет трапезы, которую в Сретенской отделяет от настоящей толстая, каменная стена. Иконостас двух ярусный, вызолоченный на полимент с 19 иконами; вверху над ним изображение распятия Господня и стоящих при кресте Матери Божьей и Иоанна Богослова,. составляют особенное благообразие храма. В 1850 году алтарь сей церкви искусно расписан усердием доброхотных жертвователей; тогда же при западной стене, со значительным возвышением потолка в церкви, вверху устроены хоры, на кои ход прямо из настоятельских келий. Обе зимние, т. е. Сретенская и Рождество-Иоанно-Предтеченская церкви в 1850 году, по благословению, Преосвященнейшего Архиепископа Астрах. Евгения при Настоятеле Игумене Аполлосе, получили совершенно иной, благолепный вид и устройство значительным возвышением чрез надстроение кругом над ними каменных стен больше сажени. Сии храмы, по снятии с них старой, деревянной и ветхой кровли, вновь покрыты железом для большей прочности и 6дагоо6разия; узкие и низкие в них окна расширены и возвышены в четыре аршина; от чего сообщился обильный. свет внутренности храмов. Прежде, вместо Рождество-Иоанно-Предтеченской церкви, сооружена была каменная церковь во имя всех скорбящих радости, по благословению Преосвящ. Астр. Илариона, рачением Надворного Советника Федора, сына Львов, Черкесова, и, по его челобитью, указанным предписанием в 1756-м году освящена Архимандритом Ивановского монастыря Аароном9. Случай к упразднению ее был следующий: в 1780 году исправлявший должность строителя Ивановского монастыря Протоиерей Василий Осипов, донося Преосвящ. Антонию, Епископу Астраханскому и Ставропольскому, что в зимней церкви во имя Сретения Господня богомольцы во время богослужения помещаются, просил и получил дозволение, стоявшую без нужды каменную, келейную церковь во имя Богородицы всех скорбящих радости, в коей едва могло поместиться и 20-ть человек, перенести и присоединить к Сретенской в виде придела во имя Рождества Иоанна Крестителя, – на каковую перестройку получил и указ из Консистории того же года 5 Мая10.

4. Каменная церковь над святыми воротами устроена в колокольне во 2-м ярусе во имя Святого мученика Иоанна воина; в окружности имеет 15 сажень; в ней иконостас деревянный, вызолоченный о трех ярусах с 24-мя иконами; сия церковь устроена по прошению Архимандрита Аркадия в 1737 году11.

5. Каменная, старинной Архитектуры с разными колоннами и другими украшениями, благовидная, пирамидальная колокольня находится в средине западной стены ограды над святыми вратами и над церковью; вышина ее 16-ть сажень. Колоколов на ней 8-м; большой/перелитый в 1839 год у во 127-м пудов 21-нфун.полиелейный в 36-ть пудов 15-ть фун. весу во всех 8-ми 195-ть пудов. Вид с колокольни на город, представляющейся взору во всей его обширности, на зеленеющиеся сады и на Волгу прекрасный и едва ли не единственный в целой Астрахани.

Кельи и прочие внутренние монастырские здания

Настоятельский дом каменный, двухэтажный, прочный, построен квадратом, по 6-ти сажень в каждую сторону, старинной архитектуры с деревянною крышей. Под ним сводообразно выведены каменные палатки, из коих одна составляет ныне притвор Сретенской церкви.

Братские кельи деревянные одноэтажные, в числе 8-ми, близ северной стороны монастырской ограды, – выстроены в непрерывной связи; длины в них 11,5 саж. в смежности и связи с деревянными четыре кельи одноэтажные каменные и каменная же довольно поместительная, по обители трапеза с кухней длинною также в 11,5 саж.; а во всем братском корпусе 23 саж. длины, ширины 4 сажени. Все оные деревянные и каменные здания покрыты тесом. Далее от сих зданий за площадкой подле северо-восточного угла ограды находится деревянная, монастырская баня; за нею, в небольшом расстоянии, близ восточной стены ограды, деревянный, смазанный съвне глиною, погреб; за ним в самой ограде каменное здание в виде кладовых, разделяемое посредине галерей, из коей чрез калитку устроен выход на восточную улицу; в юго-восточном углу ограды следующие здания: 1. деревянный домик для монастырской прислуги, и при нем площадка, обнесенная деревянным забором, 2. сарай с конюшнями, 3. каретник деревянные же.

Все братские деревянные кельи и прочие здания построены при бывшем Астраханском, потом Екатеринославском Архиепископе Платоне Любарском12, при строителе Иеромонахе Евгении, который в конце 1850 года скончался Архимандритом Чуркиаского, на возморее Каспийском, Николаевского монастыря.

Замечательные иконы 1. по древности, 2. живописи, 3. по ценности и 4. по усердию к ним притекающих.

а. В соборной церкви усекновения главы Иоанна Крестителя всех икон до 100, в том числе 4-ре писаны на полотне – одна довольно искусной живописи на западной стене главного храма, на значительном возвышении, представляет во весь рост Спасителя, который в Святительском облачении, возносить пред трапезою святые дары в храме со сводом, поддерживаемом семью столпами. Сим олицетворена высокая мысль, заключающаяся в книге притчей Соломоновых о премудрости, создавшей себе дом и утвердившей столпов семь13. Две хоругви на голубом атласе с золотыми по краям фигурами и бахромой с изображением на 1-й воскресения Христова и Св. мученика Иоанна Воина, на 2-й Киевобратская Божия Матерь и усекновения главы Иоанна Крестителя. Особенно замечательна резная, утвержденная вверху над иконостасом икона распятого на кресте Спасителя. При внимательном воззрении на величественный около 3-харш. вид страждущего Господа, представленный отлично, искусно, живо и. естественно, невольно поражаешься сим зрелищем и исполняешься глубоким чувством благоговения. Икон в серебряных ризах 9-ть и с сребропозлащеными вводами 31-на. В алтаре на правой стороне горнего места довольно древний образ воскресения Христова в позлащенном киоте с двунадесятыми праздниками – в сребр. ризе весом 3-ри фун. 18-ть золот. 2. над царскими вратами в малом виде образ Казанской Божьей Матери в сребропозлащеной с четырьмя простыми камнями ризе, в коей весу 54 зол. 3. на правой стороне алтаря над окном образ Иоанна Предтечи в среб. ризе, весу в ней 87-мь золот. 4, на левой – образ Святителя Николая в сребрян. ризе с позлащенным венцом 90 зол. сер. 5. в иконостасе 1. над царскими вратами в 2-м ярусе образ Знамения Божьей Матери также в ризе с позлащенным венцом вес. в 4 ф . 80 зол. 2. В 3-м ярусе в образе на Спасателе, Божьей Матери и Иоанне Предтече венцы среброзолоченые вес. 57 зол. 3. По правую сторону царских врат местная икона Спасителя в серебряной с позлащенным венцом ризе серебр. 84-й пробы 13 ф. 90 зол. 4.Одна из самых древних икон храмового праздника; на ней Креститель Христов представлен с крыльями, благословляющей десницею, поднятою к верху, а в шуйце держащей сосуд с отсеченною своею пречистою главою; риза на иконе сребропозлащеная, устроена в 1790 году купцом Сергием Андреевым, весу в ней 13 ф. 24 зол. К сей иконе с живою верою и 6лагоговением притекают православные сыны церкви во всякой нужде и обстоянии; многие граждане приемлют ее в домы свои. Даже христиане Армянского исповедания благоговейно чтут сию икону. Особенно жены Армянская, притекающие в обитель Предтечи Господня в летнее время на вечернее Богослужение, в чувстве глубокого смирения. еще во вратах обители становятся на колена, и в этом положении с земными поклонами доходят до самого храма и в храме до иконы, пред которой снова повергаются, не отторгая от нее взора не редко полного слез в продолжении Богослужения. 5. За храмовою иконою к югу, икона Св. великомученика Георгия в чеканной, серебряной ризе и венце 84-й пробы вес. 8 ф. 29 золотн. устроена въ1845 году Настоятелем сего монастыря Игуменом Виктором. 6. По левую сторону царских врат местная, икона Смоленской Божьей Матери с первого взгляда обращает на себя внимание не столько ценностью риз, сколько живостью и выразительностью ликов Богоматери и превечного Младенца. Убрус на Богоматери низан жемчугом, но большею частою бусом с разноцветными простыми камнями; риза серебряная, венец среброзолоченый сделаны 1798 года вес. 14 ф. 30 зол. усердием купца Шишилова. 7. Образ: Не рыдай мне мати, древний, четыре венца и оклад серебряные, убрус и ризы низаны мелким жемчугом и китайским половинчатым с разноцветными крупными и мелкими простыми камнями весу в сер. 68 зол. 8. В южной стене трапезной церкви обращает на себя особенное внимание благоговейного поклонника, своею древностью Греческой хорошей живописи икона Тольской Божьей Матери в серебряном, вызолоченном окладе с большим, старинным, искусно вычеканенным венцом в виде короны и убрусом серебряными (7 вер, в длину и почти столько же в ширину); она вставлена в квадратную дек у двух аршин длины и не много менее в ширину; на ней изображены двадцать четыре чуда Богоматери. Тщанием Игумена Виктора в 1847 году сия икона, со всевозможною осторожностью и близостью к первоначальному изображению, была поновлена. Еще замечательны по усердию к ним молящихся две иконы. 1. Преподобного Марона и 2. Священномученика Антипия. С живою верой и любовью притекающие к покровительству Преподобного ищут в его предстательстве пред Богом врачевства против обыкновенной и всеобщей в Астрахани болезни лихорадки; а с упованием и умилением взирающие на образ Священномученика врачуются от тяжкой болезни зубной.

В зимней церкви Сретения Господня живопись 36-ти икон старинная, средственная. Из них три иконы в серебряных ризах и семь с таковыми же венцами.

Над царскими дверями икона изображающего Спасителя, Божью Матерь и Иоанна Крестителя в среброзлащеных венцах; в венце Спасителя весу 56 зол. а в прочих 61 зол. С южной стороны царских врат на местной, храмовой, древней иконе Сретения Господня изображающей: Матерь Господа, Богоприимца Симеона с превечным Младенцем, праведных Богоотец Иоакима и Анну; ризы и венцы сребропозлащенные; а ризы Божьей Матери и превечного Младенца унизаны самым мелким жемчугом с разноцветными: мелкими камнями, весу в серебре 14 фунт . 65 зол. На образе Иоанна Предтечи венец и цата сребропозлащеные, весу в серебре 61 зол. С северной: стороны царских врат местный образ Тихвинской Божьей Матери; риза и венец серебряные, весу 12 ф. 53 зол. 3а левым клиросом образ Великомученицы Варвары с двумя предстоящими Киевопечерскими угодниками – венцы серебряные 47 зол. В трапезе над красными дверьми образ Свенской Божьей Матери; на Ней и на предвечном Младенце венцы сереб. весу 1 ф. 10 зол.

В теплой церкви во имя Рождества Иоанна Крестителя 41 икона, в том числе 6 в серебряных ризах и четыре с серебряными венцами.

В алтаре над горним местом икона изображающая: Воскресение Христово, Успение Божьей Матери, лик и преподобных Отец и сорок Мучеников; риза на ней сребропозлащеная весу 1 ф. 30 зол. пожертвована в 1847 году Астраханским мещанином Иаковом Лебедевым. Над царскими вратами образ Владимирской Божьей Матери, с венцом и окладом на ней серебряными весом в 8'4 зол. риза, шитая по малиновому бархату мелким жемчугом. На правой стороне над окном образ Скорбящей Божьей Матери; риза и 6-ть венчиков серебряные весом 40 зол. На левой стороне образ Николая Чудотворца, на нем риза и венец сребропозолоченые, весом в 1 ф. 20 зол. пожертвована Астраханскою мещанкой Анной Чернецковой 25 Августа 1838 года. В иконостасе над царскими дверьми образ тайной вечери в серебряной ризе весом в 1 ф. 43 зол. 1847 года устроен солдатскою дочерью Екатериной Лазаревой. По правую сторону царских врат останавливает на себе благоговейное внимание местная икона Спасителя в терновом венце, с связанными дланями, сидящего в темнице. Поля иконы в 1802 году лицом неизвестным обложены вызолоченным серебром (весу 10 ф. 77 зол. в сер).

По левую сторону царских врат местная икона Божьей Матери – Всех скорбящих радости, в серебряной и вызолоченной ризе; в ней весу 10 ф. 54 зол. Икона сия старинная, письма благолепного греческого. В честь ее ежегодно совершается празднество 24 Октября в воспоминание того, что прежде храм освящен был во имя радости всех скорбящих. Образ Рождества Иоанна Предтечи в серебряной ризе весом 6 ф. 79 зол. Образ Святителя Николая в серебряном венце и окладе, весу 84 зол. За правым клиросом древняя икона: собор явлений (числом 135) Богоматери, в средине их преславное Ее успение; риза шитая серебром и золотом. Мерою сия икона 1,5арш. За левым клиросом образ Знамения Божьей Матери, в ризе шитой золотом и серебром, с 4 серебряными, запястьями, на превечном Младенце риза, низана мелким жемчугом; поручи у Владычицы низаны бусом, венцы среброзолоченые 22 зол. Серебряный оклад дванадесятых праздничных икон весу 91 зол. Плащаница из гладкого малинового бархата с серебряною бахромой. Изображение Спасителя, обложено мелким жемчугом, на главе Его венец шитый золотом и канителью; на венце лучи обнизаны мелким жемчугом и слова СЭ, О, Н на фольге из мелкого жемчуга, по углам. Ч Херувима, по сторонам 6. Ангелов, и слова: «благообразный Иосиф и пр.». по краям, вокруг плащаницы, вышиты серебром; устроена сия плащаница в 1786 году.

Во всех ризах и венцах на иконах в 3-х церквах серебра 3 пуда 27,5 фун. жемчуг в некоторых иконах местами осыпался.

В церкви, устроенной в колокольне во имя Св. Мученика Иоанна Воина 35 икон средственного Греческого письма; риз и венцов на них не имеется.

Церковная утварь

Из церковной утвари замечательна серебряная, древняя дарохранительница на четырех продолговатых ножках; низ со всех сторон закрыт искусно вычеканенными из серебра занавесами; в нижнем этаже, где хранятся Св. дары, посреди дарохранительницы, обложенной со вне чеканною искусно сеткой, на каждой стороне вызолоченные под чернь изображения: 1. положение во гроб Господа. 2. тайная вечеря, 3. Спаситель, молящийся в саду Гефсиманском и 4. совершитель спасения, несущий крест. По углам 4 литых Апостола; на втором этаже между четырех серебряных колонн, в средине серебряный гроб; на нем вылит почивающий плотью Господь с предстоящими пред ним серебряными же изображениями Св. Мироносиц; по углам 4-ре Ангела, держащее рипиды; у колонн 4-ре звезды; вверху ковчега над гробом изображение Св. Духа из серебра литое, в виде голубя; над самым ковчегом, вместо креста, литое Воскресение Христово с сиянием вокруг и хоругвией. Вообще отделка сей дарохранительницы весьма замечательна по искусству. Серебра в ней более 8-ми фунтов.

Евангелия

Всех Евангелий 8-м, 3 в листе, два полулистовых, прочие осьмушные.

1-е в лист на полуалександрийской бумаге обложено во круги на корне среброзолочеными деками с изображениями в средине Воскресения Христова, а по углам четырех Евангелистов на финифти, обложенных белыми стразами; застежки среброзолоченые, весу с бумагой и деками 27 ф. 45 зол.

2 ,Листовое, обложенное малиновым бархатом, печатано в Москве по велением Благочестивейшего Великого Государя Царя Петра Алексеевича, 6лагословением преосвященных Архиереев между Патриаршеством в 1703 году Августа 11 ч. На верхней деке в средине Воскресение Христово в сиянии, а по углам Евангелисты среброзолоченые, на нижней же, по средине, распятие, а по углам угольники также среброзолоченые весу в серебре 2,5 ф.

3. Листовое же, обложенное малиновым бархатом, напечатано в Москве повелением Благочестивейшей Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, благословением Святейшего Синода в 1766 году, на верхней деке Спаситель во славе, по углам 4 Евангелиста, на нижней в средине изображена живоначальная Троица. Сребра в нем 2 ф. 34 зол. на первых листах на нем следующая надпись: отдано вкладу на Ивановский Предтеченский монастырь, при бытности Архимандритом Иоасафа 1769 года месяца Февраля; но кем не известно. Не излишне заметить, что в Астрахани сохраняется доселе благочестивое обыкновение приносить пожертвования в обитель Предтечи Господня тайно.

4. Полулистовое печатано повелением Благочестивейшей Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, в Москве 1754 года, на нем сребро-позлащенный оклад в 1 ф. 7,5 зол.

5. Печатано в Москве в царствование Великого Государя Петра I-го в 1701 году, на нем серебра в окладе 1 ф. 7,5 зол.

Последнее 3 Евангелие позднейшего времени – печатаны в 1829 и 1834 годах, осьмушные, о6ложенные также серебром, весу в них бумагой и деками 8 ф. 60 зол.

Св. потиров серебряных 5, из них два сребропозлащеные, весу во всех 10 ф. 10 зол. в пяти дискосах серебра 4 ф. в звездницах около двух фунтов, в

4– х лжицах 50 зол. серебра, в тарелочках 1 ф. 75 зол. всего 18 ф. 25 зол.

Крестов 5 среброзолоченых и 1-н серебряный, весу во всех 6 ф. 40 зол. Два из них сребропозлащеные; особенно драгоценны по своей святыне. 1-й с чеканным распятием и прочими Св. ликами, по краям обнизан средним жемчугом, кроме рукоятия, с простыми мелкими камнями; на нижней деке надписи, многих Св. мощей, кои хранятся в деревянном, вложенном в него кресте в задней его стороне; самое устройство креста показывает его древность.

Во втором кресте, устроенном в виде наперсного, мощи Алексея Митрополита, Ионы Митрополита Св. Исидора, Св. Иосифа, Св. Мефодия, ризы от разных Святых, камень от Гроба Господня, срачица Феодосия Тотемского. На задней деке креста имеются надписи мощей; но нет никаких признаков. когда и от кого поступил сей крест в обитель.

Два сребропозлащеных кадила и одно. сере6ряное.

Два ковша серебряных и таковое же блюдо для благословенья хлебов. Серебра весу во всех 6 ф. 70 зол.

Монастырская ризница очень ограниченная и почти скудная священными облачениями; из числа 17-ти фелоней нет ни одной замечательной ни богатством, ни искусством шитья; все устроены просто и половина из них ветхие, подрясников всего 7, стихарей итого меньше, только 4-ре. Марта 22-го 1851 года одна из жен Астрах. Тайно пожертвовала в обитель золотую старинную парчу, из коей устроены праздничные ризы.

В монастырской библиотеке древних рукописей не имеется. Богослужебных книг 61, сверх сего нотных церковных 8; библии две в листе. Первая отпечатана в 1751 году, а другая в 1810 году. Новый Завет в русском переводе 1-н, Псалтирь в русском переводе 1; на калмыцком языке 3 завета, Четии-Миней 4 книги, Добротолюбие в 7 частях две книги, Прологов 3 книги за Декабрь, Январь и Февраль месяцы, Печерских Патериков 2 книги.

Отеческие книги в славянском переводе: Златоустого избранные слова 1 книга, бесед на книгу Бытия 2 кн.. на Евангелие от Иоанна 1 книга, на 14 посланий Ап. Павла 2 книги, поучительных слов и бесед 2 книги, о священстве 1-на книга, о покаянии 2 книги, к Феодору падшему одна. Василия Великого беседы в двух книгах, его же поучительных слов 1 книга, Григория Навианзина, 1 книга, Иоанна Лествичника 1 книга, поучительных слов Амвросия медиоланского две книги и его же поучительных слов 1 книга, Иоанна Дамаскина две книги, Ефрема Сирина 1 книга, Кирилла Архиепископа Иерусалимского 1 книга, Игнатия Богоносца Епископа Антиохийского 12 посланий 1 книга, Максима Исповедника о любви 1 книга, Священномученика Киприана Епископа Карфагенского 1 книга, Феодорита Епископа Кипрского толкование на песнь песней 1 книга, Макария Египетского 1 книга, Розыск Св. Димитрия Ростовского 2 книги. Его же Духовный Алфавит 1 кн. Симф. 1 кн. на 14 посланий Ап. Тихона Задонского 8 кн. Жезл Правления 1 книга, благовест. 2 книги, соборн. 1 книга, кормчих 2 книги. Толкование на воскресные Евангелия 1 кн. Синодальных проповедей 1 кн. Слова: Гедеона 1 кн. Полад. Архиеп. Рязанского 1 кн. Евгения Митрополита Киевского 4 книги, Кирилла Епископа Вятского 1. Прокоповича Протоиерея Харьковского 1. Свящ. Авер. <...>14 1 кн. Беседы Михаила Митрополита 9 кн. Филарета Архиепископа Рязанс. 1 кн. Беседы к глаголемому старообрядцу 2 кн. Разговор между испытующим и уверен. 1 кн. Ответы Преосв. Никифора на вопросы старообрядцев 1. Наставление состязаться с раскольниками 1 кн. О должностях Пресв. 1 кн. и пр. Всех книг в библиотеке, полагая в том числе и 72 книги Императорского Вольного Общества, 335 <...>.

Число братии по штату

Всей братии в сей обители по штату положено 7 человек: 1-н Строитель, два Иеромонаха, 2-ва Иеродиакона и 2-ва послушника.

Крестные ходы

В храмовый праздник Усекновения Главы Иоанна Крестителя из Кафедрального собора, по обыкновению, совершается самими Астраханскими Святителями, в сопровождении всего духовенства Астраханского, крестный торжественный ход в обитель, при многочисленном стечении народа. В самой обители совершается ход во вторник на Пасхе пред поздней Литургией вокруг монастырской ограды.

Список Настоятелей15

1. Первым строителем обители Иоанно-Предтеченской был старец Александр, правивший обителью до 1692 г.

2. Мартирий с 1692 по 1696 год.

3. Герасим. В Царских жалованных грамотах и монастырских актах три первые настоятеля Иоанно-Предтеченского монастыря именуются только старцами, но в 1705 г. настоятель обители был.

4. Архимандрит Зосима. И впоследствии настоятелями Иоанно-Предтеченского монастыря давали Архимандрита; но это Титло было только личным отличием некоторых настоятелей.

Нет возможности представить список настоятелей Иоанно-Предтеченского монастыря в непрерывной последовательности. Посему мы обозначим только имена настоятелей, упоминаемых в сохранившихся актах. В 1715 г. упоминается еще Архимандрит Зосима.

В 1719 Иеромонах Иоасаф, который потом в 1723 возведен был в сан Архимандрита.

При восстановлении монастыря в 1727 г. настоятельствовал Архимандрит Иларион. Братия, при обращении монастыря в 1723 г. в госпиталь, переведенная в Спасский монастырь, опять была возвращена. В 1730 г. Архимандрит Андроник.

В 1732 г. Архимандрит Никодим.

В 1735 г. Архимандрит Аркадий.

В 1739 г. Иеромонах Никон.

В 1742 г. Архимандрит Герман.

В 1744 г. Архимандрит Исаакий.

В 1747 г. Архимандрит Антипий.

В 1750 г. Иеромонах Иона.

В 1752 г. Архимандрит Антипий.

В 1755 г. Казначей иеромонах Афиноген.

В 1756-го по 1760 год Архимандрит Аарон. При сем настоятеле вновь устроена каменная малая, домовая церковь, во имя Божьей Матери, радости всех скорбящих и освящена им по указу из Астраханской Д. Консистории.

С 1760 года по 1774 год Архимандрит Иосаф, при нем указы 1. в 1760 году Марта 21 на дачу при Болде, 2. на Караваинскую дачу в 1763 году Июля 23 дня при реке Балчуге. в 1770 г. Сентября 29 дня на место для 16 дворов монастырских служителей.

С 1774 по 1780 год строитель Иеромонах Евоимий, который в 1777 года в указах к нему их Астраханской Д. Консистории титулован постоянно Протоиеромонахом.

С 1780 управлял монастырем в должности строителя Протоиерей Василий Иосифов, составивший краткое, состоящее почти в одних указаниях на некоторые Высочайшие указы монастырю, описание обители при Преосвящ. Антонии.

С 1784 по 1787 год строитель Префект Астраханской Д. Семинарии Иеромонах Павел.

С 1787 по 1791 в должности строителя Иеромонах Алексий.

С 1791 года по 1793 год настоятелями были: Астраханской Семинарии Ректор, Иеромонах Парфений, и строитель, Иеромонах Иосиф.

С 1793 по 1794 год строитель Иеромонах Алексий.

С 1794 по 1795 год строитель Иеромонах Евгений.

С 1795 по 1805 управлял монастырем строитель Иосиф в сане Иеромонаха до 1801 года, а с сего времени в сан Игумена и скончался в монастыре в 1806 году.

С 1806 года по 1814 год строитель Иеромонах Антоний – эконом Архиерейского дома; при его настоятельстве в 1806 году Ноября 1 числа скончался в сем монастыре, проживавший на собственном от пенсии содержании на покое. За преклонностью лет, Грузинский Митрополит Николай. Сей святитель погребен в Святых под колокольнею монастырских врат.

С 1814 года Ноября 20 проходил должность настоятеля Архимандрит Парфений и кавалер до 1823 г. Августа 3 д. за болезнью его исправлял должность настоятеля Казначей Гедеон.

С 1823 по 1828 Иеромонах, потом в 1826 году Игумен и член Астраханской Д. Консистории Серафим.

С 1820 по 1830 год был строителем монастыря Иеромонах Евгений.

С 1830 по 1838-й строитель Иеромонах Арсений и вместе эконом Архиерейского дома и Благочинный монастырей и член Астр. Д. Консистории, возведенный в 1835 году в сан Игумена.

С 1838 по Июль 1840 года был управляющим монастырем Инспектор Астраханской Семинарии Магистр Иеромонах Иоасаф Тапонов – родом Курской губернии, из духовного звания. Окончил курс учения в Курской Семинарии, рукоположен во Священника, в 1825 году определен учителем в приходское Д. Училище; по вдовстве в 1833 г. поступил в Киевскую Д. Академию пострижен в монашество 1834 Апреля 7 дня, по окончании курса в Академии Комиссией Д. Училищ определен в Астраханскую Семинарию Инспектором и наставником Церковной Истории 1837 года, возведен в степень Магистра, в 1838 г. определен управляющим заштатным Иоанно-Предтеченским монастырем; от Астраханского Епархиального начальства изъявлена ему благодарность за произведенные постройки и починки во вверенном ему монастыре на пожертвованную. По его приглашению, сумму в числе 5750 р. ассигн. Ноября 18 ч. 1839 года.

С 1840 по 16 Июня 1841 года управлял монастырем Иеромонах Осия сдавший потом оный по распоряжению Епархиального Начальства, в управление Игумену Пафнутию, который Сентября 25 числа в том же 1841 году был определен строителем сего монастыря. а в 1842-м в Июне определен на жительство и в число братства в Астраханский Покрово-Болдинский монастырь.

В 1842, 3 и 4 годах управлял монастырем Архиерейского дома эконом Иеромонах Иерофей, твердо помятуя, что отшельников вне св. ограды есть тоже, что рыба вне воды, он особенно заботился о том, чтобы живущие в обители, без крайней нужды, не выходили из монастыря, писал о сем, умолял, запрещал со смиренномудрием.

С 1845 по 1849 г. Августа 6 числа Игумен Виктор, – родом Тульской губернии – в монашество пострижен из причетников Тульской Епархии в Белевск. Спасо-Преображеском монастыре 1801 Января 12 ч. рукоположен в Иеродьякона Апреля 24 ч. во Иеромонаха 28; перемещен в Московский Спасо-Андрониев монастырь (в 1808), где проходил должность казначея; 1818 году удостоен бронзового креста, в 1834 награжден набедренником, по прощению его перемещен в Белевский Спасо-Преображенский монастырь Тульской Епархии. 1942 года. По его желанию, был принят в число братства Сергиевой Лавры, в 1844 г. определен в число братства Астраханского Иоанно-Предтеченского монастыря, в 1845 году Июля 4 дня утвержден здесь настоятелем. Августа 20 членом Строительного Комитета. По возобновлению Астраханского Архиерейского дома, – за ревностное исполнение сего поручения удостоен наперстного креста Сентября 15, того же Сентября 23 произведен во Игумена. В 1846 году старанием сего настоятеля в летнем соборном храме Усекновения Честные главы Иоанна Крестителя все иконы, исключая местные Спасителя и Богоматери, возобновлены живописцем Жуковым в прежнем стиле. Его же иждивением устроена серебряная риза на великомученике Георгии; его же попечением, вместо бывшей ветхой черепицы для прочности и благолепия настоящая соборная церковь покрыта железом. За что, и от Св. Синода преподано ему благословение, и от местного Архипастыря изъявлена благодарность. Но вечный памятник своей ревности о благолепии святых божьих церквей сей настоятель оставил по смерти своей; по сим его завещания капитал, в числе 16-ти слишком тысяч серебром, оставшийся по его смерти, в вечные роды должен принадлежать той обители, при которой погребено его тело, с тем впрочем условием, чтобы самый капитал. Внесенный им в Московскую сохранную казну, оставался вечно неприкосновенным, а проценты, получаемые с билетов были употребляемы монастырем единственно на благолепие церквей обители. Скончался сей Игумен в Иоанно-Предтеческом монастыре Августа 6 числа 1849 года. А 9 числа предано тело его земле в Зимней Сретенской церкви. При самом входе в оную, подле северной стороны.

С 1849 года Настоятель Игумен Аполлос, магистр, Инспектор и Профессор Астраханской Духовной Семинарии, родом Владимирской губернии, Александровского уезда, села Волохова, Священнический сын; обучался в Уездном Училище в Переяславль-Залесском, потом во Владимирской Семинарии. С 1835 года в Киевской Академии, пострижен в монашество 1838 года Сентября 25, произведен в Иеромонаха Августа 1 дня 1839 года. По окончании в Академии курса определен в Орловскую Духовную Семинарию Наставником Церковной Истории; переведен в Тверскую Семинарию на класс Библейской Истории и чтения Св. Писания; возведен на степень старшего Кандидата с правом получить степень Магистра без нового испытания при одобрении местного училищного Начальства; предлагал воскресные Катихизические беседы ученикам высшего отделения той же Семинарии с 1839 по 1841 год августа 27 числа. Сего же числа переведен во Владимирскую Семинарию на класс Богословских наук; возложен на него магистерский крест в том же году Июля 6 дня; исправлял временно должность Инспектора той же Семинарии с 1845 года Февраля 13 дня по 1846 год Марта 6 дня; причислен к Соборным Иеромонахам Киево-Печерской Лавры 1845 года мая 22 дня, переведен в Астраханскую Духовную Семинарию на вакансию Инспектора и Профессора по классу Св. Писания 1847 года Октября 31 числа; назначен визитатором по Закону Божию при годичных испытаниях учеников в Астраханских народных уездных и приходских училищах 1848 года; определен настоятелем Иоанно-Предтеченского Монастыря 1849 года августа 10, произведен во Игумена Августа 29-го числа.

* * *

1

Чтен. Имп. Общ. Ист. и древп. Росс .1848 г. Иерархия Астр. Платона Любар. стр. 28. Ист .Росс .Иерар. ч. 4. Стр.309, Арх. дел Консист, Астр, под № 61. 1781 г.

2

Кратк. сказание о Предт. монастыре, приложенное к актам сего монастыря стр. 42. В Астрах. Иерархии Любарского ошибочно пятый Митрополит Астраханский назван Самуилом; его имя Сампсон.

3

Опис. Астр. РыбушкинаМоск. 1841 г. стр. 107–111. Платона Любар. Астр, Иерар. стр. 29.

4

Копии с жалованных царских грамот хранятся в монастыре, переплетенные в особую книгу и из них заимствуются приводимые в сем описании сведения.

5

См. Арх. дел Астр. Консис. Под№ 61 за 1Т81 год, репорт. Иоанно-Пр. Мон . в должн. строителя Протоиер. Василия Иосифова в Аст. Дух. Консист. Изложение Преосв. Антония при репор. Свят. Синоду, в след. Высочайшей воли, краткого сведения о монастырях. См. копии с Высочайш. грамот, сверенные в Консист. и хранящиеся в Иоанно-Предт. монастыре.

6

См. акт монастыря.

7

Все сии сведения заимствованы из актов и копий с указов, хранящихся при монастыре , сверенных в Астр . Консистории с подлинниками.

8

Запис.Рыб. 34 стр.

9

См. указ из Астр. Консист. Ноября 17 1756 г. № 636.

10

См. арх. дел Консист.

11

См. арх. Консист. 1737 г. под № 60-м.

12

См. Истор. Росс. Иерархия стр. 309 част. 4.

13

См. Истор. Росс. Иерархии стр. 309, част. 4.

14

Текст неразборчив – примечание электронной редакции.

15

Сведения о Настоятелях заимствованы из актов монастыр. из арх. дел Астр. Д. Консистории из указов монастырю и пр.


Источник: Описание Астраханского Иоанно-Предтеченского мужского заштатного монастыря, составленное в 1851 году настоятелем сего монастыря игуменом Аполлосом. - Астрахань: Губ. тип. 1851. - [2], 39 с.

Комментарии для сайта Cackle