Источник

196. «Святые старцы говорят, что полезнее переменить себя, а не обитель»

Во-первых, чрез сие скудное писание долгом поставляю принесть Вам мою чувствительную благодарность за оказанную мне страннику благоприязнь и упокоение.

После сего позвольте Вам сообщить и о том, что я заметил у Вас, а именно: немирствие Вашего духа происходит совсем не от сырой келейки, а от накопившихся грехов, как и св. Давид говорит: несть мира в костех моих от лица грех моих. А второе самое главное, когда бы мы, по слову Христову, были кротки и смиренны сердцем, тогда б обрели и покой душам нашим; не правда ли? Слава Богу, келейка Ваша такая, какой и праведный Лазарь, лежащий за вратами, у себя не имел. Посему должно Вам от души благодарить Бога, что Он Вам не по грехам Вашим воздает. Еще заметил я в Вас и в других немирствие к госпоже игумении своей. И сие немирствие также неправильное; ибо несть власть, аще не от Бога, т. е. как благих, так и строптивых начальников Бог определяет к нам, первых ко утешению, а вторых – к сокрушению и смирению нашему. Почему св. апостол Петр и советует повиноваться владыкам, не точию благим и кротким, но и строптивым, сие бо, говорит, есть угодно пред Богом. С нашей стороны потребно искусство, чтоб, сошедшись где вкупе, не иметь предосудительной беседы о недостатках начальствующих; ибо дурное сердце обыкновенно дурное и мечтает, дурное и вещает, как и св. Лествичник говорит: «Бог очи искусных послушников при недостатках начальствующих потемняет, а при добродетелях просвещает». А диавол напротив сего поступает: он глаза неискусных послушников при добродетелях начальниковых ослепляет, так что они ничего доброго в них не видят, а при недостатках и погрешностях их светлыми делает, так что никакая порошинка не укроется. Посему, о добрая мати, блюди сердце твое от немирствия и осуждения, да не удалится от тебя благодать Божия. Что нам до чужих грехов, когда сами по уши в бездне греховной. Будем отселе молиться и просить Бога: положи Господи, хранение устом моим. Не уклони, Господи, сердце мое в словеса лукавствия. Господи, отврати очи мои, еже не видети погрешностей в начальнице моей! Господи, даруй мне зрети моя прегрешения!

31 августа 1841 г.

Дражайшей благодетельнице М. Н. прошу засвидетельствовать высокопочитание мое и доложить ей, что одна странница земная сказывала об ней, что она намеревается переместиться в другую обитель; но не знаю, правда ли это? Святые старцы говорят, что полезнее переменить себя, а не обитель; ибо и Н. Ваш монастырь стоит на Господней земле и под покровом Божией Матери. Чего же еще больше искать?


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle