180. Как найти духовного лекаря? Как определить, для тебя ли иноческий образ жизни?
Вот, благодаренье Господу Богу, приближается к Вам и то благоприятное лето, в которое, по подобию древнего Израиля, должно и Вам, оставя Фараонову работу, т. е. суеты мирские, бежать из Египта и стремиться в землю обетованную, кипящую медом и млеком духовных утешений, которые, не столько ныне, сколько за пределами гроба, приготовлены от Бога усердно работающим Ему. Посему, как из Египта исшедшие имели себе путеводителем Моисея, а из Содома избегшие имели себе наставником ангела: так и Вам, по слову святого Иоанна Лествичника, нужно иметь некоего Моисея, ходатая о Вас к Богу и наставника. Если же кто, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, таковый вскоре заблудит от пути правого. Почему и должны со слезами молить Господа Бога, чтобы даровал Вам наставника или наставницу незаблудную; ибо по гнилости недугов нужен и врач или лекарка опытная и благоискусная. Потому и должно хворому искать не столько обильную и покойную больницу, сколько врача искусного.
Вы мне говорили, что нужно бы Вам поговорить и о прошедшем, или бывшем некогда. Ей, нужно; ибо все являемое свет есть, который свет прогонит тьму, т. е. диавола с его гнусными внушениями и напоминаниями. Посему, как бы человек осторожно себя ни соблюдал, но весьма редко проходит, чтоб юности своей чем не запятнал. Пятна же оные ничем столь скоро не изглаживаются, как устным исповеданием. И хотя Господь Бог все ведает слабости наши, и даже несоделанная предвидит, и не имеет нужды, чтобы пересказывать Ему о том, что известно Ему; однако за нашу пользу, чрез пророка Своего говорит, или приказывает: «Глаголи ты первые беззакония твоя, да оправдишися». Итак видите, сколь необходимо нужно для очищения грехов устное исповедание, без коего невозможно ни начала благого положить, ни спастись, ни спокойну в духе своем быть; почему и должно рассмотреть бывшее и раскрыть. Об этом я говорю не для того, чтоб мне́ было о том сказано, но сказать кому должно, или тому, к кому более душа Ваша имеет доверия, что самое советую Вам на пользу Вашу душевную. Впрочем, все сие в полной Вашей воле: как лучше, или как для Вас полезнее, так и поступайте.
Святой Иоанн Лествичник советует всякому хотящему вступить на поприще иноческого звания, взойти в монастырь, как бы мимоходом, и присмотреться к порядку монастырскому, и, сколько можно, испытать (если есть в нас разум) самого настоятеля, да не како вместо кормчего, попадем на простого корабельника, или вместо лекаря на больного, или вместо непорочного на сластолюбца.
Согласно сему и преподобная мать ... просила меня передать Вам, чтоб Вы пожаловали к ним на первый раз погостить бессрочно, хотя бы и до смерти, и посмотреть образ жительства их, купно и свои немощные силы испытать, а потом уже решительно отдать себя без возврата в служение Господу Богу. Таким точно образом и я поступил в начале моего удаления от мира; прежде прибыл я к батюшке отцу Моисею не с тем, чтоб жить у него навсегда, но только повидаться и посоветоваться с ним, как с мужем богомудрым; а он предложил мне вначале погостить у него недельки две, или сколько мне будет угодно; и таким образом гостил у него 24 года; а потом отпустил меня в Малоярославец, где тоже я гощу пятый год, а когда возвращусь в отечество мое (горнее), Бог весть. Подобным образом и Вы себя самих расположите. Если бы кто из Ваших родных, или близких к сердцу, стал любопытствовать, куда Вы от нас собираетесь ехать? Ответствуйте: еду я для поправления своего расстроенного здоровья на теплые воды.– Как думаете оттуда возвратиться? – Коль скоро поправится здоровье. Посему, хотя бы, чего помилуй Бог, и не понравилась Вам пустынная жизнь, то Вы без всякого зазрения можете возвратиться в дом свой по-прежнему барышней, и со стороны неблагомыслящих людей не будете выслушивать о себе ни малейшей критики.
Простите меня за многословие и приимите уверение в том, что я о спасении Вашей души всегда молю Господа Бога, и прошу Его, чтобы послал к Вам, якоже к юному Товии, Ангела Хранителя, чтобы незаблудным путем довел Вас в тихому пристанищу равноангельного, иноческого жития.
13 апреля 1844 г.