Источник

Псалом 22. Пастырское попечение Господа об уповающем на Него праведнике

Псалом 22 представляет собою поучительное изображение испытанного псалмопевцем во время преследования его врагами милостивого попечения о нём Господа, который тогда являлся для него истинно добрым пастырем, питателем и охранителем, заботливо предупреждая все его нужды и своим покровительством успокаивая и ободряя его. Дух и характер псалма и свойственный Давидовым псалмам язык его не оставляют сомнения в том, что писателем его был именно Давид, которому он приписывается в надписании; а особенное сходство его с псалмами 3, 4 и 62, относящимися ко времени возмущения Авессалома, заставляет предполагать, что он относится к одному с ними времени. Судя по тому, что псалмопевец, по изображению псалма, находится вдали от святилища (ст. 6) и ему грозит смертная опасность (ст. 4) от преследующих его врагов (ст. 5), но он успокаивается при этом видимым покровительством Господа (ст. 1–3:5), – надобно полагать, что псалом воспет был Давидом во время его бегства от Авессалома, по переходе чрез Иордан, в Маханаиме, где псалмопевец успокоен был известием о разрушении совета Ахитофела (2Цар.17:21–22:24), а вся внешняя обстановка положения его с людьми в пустыне у вод Иордана, напоминая знакомые с детства пастушеские образы, живо возбуждала его к представлению себя и своей свиты под образом пасомого Господом стада, которое добрый Пастырь из знойной пустыни привёл как бы на злачное пастбище в спокойное и безопасное убежище и там в виду войск мятежников (2Цар.17:26) чрез Верзеллия и других преданных людей приготовил ему в изобилии все необходимое ( – 17:27:29)125. Так как образ пастыря, под которым Давид изображает в Пс.покровительствующего ему Господа, в писаниях последующих пророков по преимуществу усвояется обетованному Мессии (Ис.40:11; Иез.34:23–31; Мих.7:14; Зах.13:7) и был любимым образом И. Христа, под которым Он всего чаще представлял Свое отношение к верующим, именуя их овцами, а Себя добрым Пастырем (Ин.10:11–16, 26–28; 11:16–17; Мф.15:24; 25:32–33; 26:31; Лк.15:4–6); то церковь Христова с древнейших времен, в лице своих оо. и учителей (Евсевия Кес., Афанасия Алекс., Феодорита, Кирилла Алекс., Григория Нисского, Исидора Пелусиота, блаж. Августина, Евф. Зигабена и др.) изъясняла 22 Пс.в смысле пророчества о Христе Спасителе, как Пастыре и руководителе верующих ко спасению, которых Он пасёт в Святой Своей Церкви и, питая и напояя дарами благодати Своей, ведёт к вечному упокоению в обителях Отца Небесного, где они не будут уже ни алкать, ни жаждать и где Бог отрет всякую слезу от очей их (Ап. 7:16–17). Как напоминающий о трапезе и чаше Господней (ст. 5) и располагающий верующих к живейшему общению с Господом, псалом этот в Православной Церкви с древних времён состоит в числе молитв для готовящихся к св. причащению.

Надпис. См. выше стр. 15 а) и 23, 3.


Ѱало́мъ Дв҃дꙋ,
а҃. Гдⷭ҇ь пасе́тъ мѧ̀, и҆ ничто́же мѧ̀ лиши́тъ. 1. Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

1. Как народ еврейский во время странствования по пустыне Аравийской в речах пророков и псалмопевцев представляется стадом, пасомым и ведомым Самим Господом (Исх.15:13; Втор.32:10 и сл. 2Цар. 7:7; Пс.76:21; 77:2): так и Давид, спасаясь из Иерусалима от приближавшихся войск Авессалома бегством чрез Иорданскую пустыню, где там и сям, на орошаемых потоками оазисах, мирно паслись многочисленные стада, представляет себя с своими спутниками под образом стада, пасомого Господом и, хотя не имеет при себе много, необходимого для защиты и продовольствия, но, в твёрдом уповании на своего доброго и всесильного Пастыря, высказывает уверенность, что, находясь под Его водительством, он ни в чем не будет иметь недостатка.


в҃. На мѣ́стѣ ѕла́чнѣ, та́мѡ всели́ мѧ, на водѣ̀ поко́йнѣ воспита́ мѧ. 2. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,
г҃. Дꙋ́шꙋ мою̀ ѡ҆братѝ, наста́ви мѧ̀ на стєзѝ пра́вды, и҆́мене ра́ди своегѡ̀. 3. подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.
д҃. А҆́ще бо и҆ пойдꙋ̀ посредѣ̀ сѣ́ни сме́ртныѧ, не ᲂу҆бою́сѧ ѕла̀, ꙗ҆́кѡ ты̀ со мно́ю є҆сѝ: же́злъ тво́й и҆ па́лица твоѧ̀, та̑ мѧ̀ ᲂу҆тѣ́шиста. 4. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня.

2–4. Псалмопевец уже видит в своем положении ясные признаки пастырского попечения Божия о нем. Как заботливый пастырь отыскивает для своего стада хорошее, покрытое свежее и мягкою травою (злаком, отсюда на мѣ́стѣ ѕла́чнѣ) пастбище, где бы овцы находили себе и обильный корм, и удобное место покоя, а в полдень пригоняет стадо к тихому, ровно текущему ручью, где бы овцы, не подвергаясь опасности быть увлеченными потоком, спокойно могли утолить свою жажду (ст. 2) и восстановить свои силы (слав.-гр. лат. букв. с еврейского: душу обратить или возвратить ср. Пс.18:8) отдыхом в тени деревьев (ср. П. Песн.1:6), большею частью растущих у ручьёв (ср. Исх.15:27 ср. Пс.1:3; Иер.17:8), и обыкновенно старается направлять его по ровной, прямой и безопасной дороге (А҆́ще бо и҆ пойдꙋ̀ посредѣ̀ сѣ́ни сме́ртныѧ, не ᲂу҆бою́сѧ ѕла̀, ꙗ҆́кѡ ты̀ со мно́ю є҆сѝ: же́злъ тво́й и҆ па́лица твоѧ̀, та̑ мѧ̀ ᲂу҆тѣ́шиста, ст. 3) и своим пастырским жезлом охраняет его в целости и защищает от нападения диких зверей (ст. 4): так Господь печется о псалмопевце, доставляя ему я необходимое продовольствие, и успокоение, и наставление, и защиту. Такое попечение Божие, как сказано выше, Давид испытал на себе в Маханаиме. Он смиренно сознавал, что не заслужил этого попечения, и потому исповедует, что Господь совершил все это только ради имени Своего, т. е. чтобы все знали и прославляли Его бесконечное милосердие к уповающим на Него (ст. 3, ср. Пс.7:18). – Правда, и в Маханаиме опасность для Давида еще не могла считаться миновавшею, ему и тогда грозило преследование многочисленного войска мятежника, поставившего себе целью во что бы то ни стало добиться его гибели (2Цар.17:11–13); но, ободренный ясными знаками пастырского попечения Божия, теперь Он безбоязненно пойдёт и долиною смертной тени, т. е. ужасной опасности смерти, не опасаясь вреда, потому что Господь оберегает его от всех опасностей (ср. Пс.15:8) и Его-то пастырский жезл и посох, т. е. промыслительная, наставляющая и охраняющая сила Божия, вливают в него спокойствие и мужество (ст. 4). Речь о Пастыре может относиться и ко Христу Спасителю, который есть истинный добрый Пастырь верующих в Него, полагающий душу свою за овец своих (Ин.10:11). Он пасёт их на злачных пажитях св. Церкви Своей (пр. Максим испов. у Зигабена), питая их словом Божественного учения (Евсевий, Феодорит) и напояя водами благодати Духа Святого (Ин.4:10; 7:38–39 ср. Евсевий), обращает души от заблуждения и порока, наставляет на правый путь истины и добродетели, вразумляет и укрепляет своею божественною силою (бл. Феодорит, Максим Исп., Исидор Пелус., Зигабен), так что истинно верующие в Него не боятся и самой смерти, говоря с Апостолом: мне еже жита, Христос, и еже умрети, приобретение есть (Филип. 1:21).

На мѣ́стѣ ѕла́чнѣ, та́мѡ всели́ мѧ. Слово та́мѡ – прибавка слав.-грек.-лат. переводов и в евр. т., равно как в пер. Халд. и Сирск. и у бл. Иеронима не находится.


є҃. Оу҆гото́валъ є҆сѝ предо мно́ю трапе́зꙋ сопроти́въ стꙋжа́ющымъ мнѣ̀: ᲂу҆ма́стилъ є҆сѝ є҆ле́омъ главꙋ̀ мою̀, и҆ ча́ша твоѧ̀ ᲂу҆поѧва́ющи мѧ̀, ꙗ҆́кѡ держа́вна. 5. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

5. Псалмопевец представляет, далее, Господа как бн добрым, гостеприимным хозяином, который, укрывая его от врагов, вопреки их злобным намерениям, приготовляет ему трапезу с полною чашею вина, – т. е. вообще обильное угощение (ср. Притч.9:2, 3:5), и при этом умащает голову его елеем, т. е. оказывает ему все принятые на востоке знаки особенного внимания (ср. Лк.7:46; Мф.26:7), стараясь возбудить в нём приятные чувства радости и удовольствия (ср. Пс.44:8; Еккл.9:7–8; Ам.6:6). Такое милостивое попечение Божие Давид испытал на себе в Маханаиме (см. выше). В мессианском смысле, это изображение попечения Христа Спасителя о верующих в Него, которых Он, защищая и ограждая от врагов спасения, питает от святой трапезы пречистого своего Тела и честные Крови своей (1Кор.10:16–21) и укрепляет помазанием благодати Духа Святого (2Кор.1:21–22; ср. св. Кирилл Иерусалимский тайнов. сл. 4; св. Афанасий, бл. Феодорит, Евф. Зигабен и др.), исполняя сердца их радостию, преизбыточествующую при всякой печали (2Кор.7:4; 8:2) и даже в самих страданиях (Кол.1:24, ср. бл. Августина и толк. припис. Иерониму).

ча́ша твоѧ̀ ᲂу҆поѧва́ющи мѧ̀, ꙗ҆́кѡ держа́вна. Сопоставление слова ᲂу҆поѧва́ющи с словом держа́вна, т. е. сильна, крепка, даёт всему выражению следующий смысл: «чаша твоя опьяняет меня, поточу что крепка», т. е. наполнена цельным, крепким вином: но с греч. точнее было бы перевести: «чаша твоя, обильно напыляющая меня, есть наилучшая» (ср. еп. Порфирия). Слову держа́вна соответствует κράτιστον (ср. Пс.15:6), значащее здесь лучше добра̀ зѣлѡ̀, а μεθύσκον = ᲂу҆поѧва́ющи, точнее: обильно напояющи (ср. Пс.64:10–11; Быт. 47:34 по сл.-русск.). В евр. т. вместо ча́ша твоѧ̀ читается моя = (русск. и бл. Иерон.), что впрочем также значит: предложенная мне также Господом; слова же ꙗ҆́кѡ держа́вна («наилучшая») = טוֹב אַךְ по евр. т. составляют начало след. стиха, – русск.: так благость.


ѕ҃. И҆ млⷭ҇ть твоѧ̀ пожене́тъ мѧ̀ всѧ̑ дни̑ живота̀ моегѡ̀, и҆ є҆́же всели́тимисѧ въ до́мъ гдⷭ҇ень въ долготꙋ̀ дні́й. 6. Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

6. Успокоенный и обрадованный видимыми знаками заступления Божия, псалмопевец молит Господа, чтобы Его благость и малость и всегда сопровождали его (пожене́тъ мѧ̀ всѧ̑ дни̑ живота̀ моегѡ̀), и так, обр. он мог бы возвратиться в Иерусалим, видимое жилище Божие (ср. Пс.2:6; 131:13), и пребывать там еще долгое время (въ долготꙋ̀ дні́й), т.е. (по 1-му полустишию) во все последующее время его жизни (ср. Пс.26:4), которая, – надеялся он, – будет еще продолжательна (Пс.20:5). Это молитвенное обращение соответствует выраженному Давидом упованию на милость Божию при удалении его из Иерусалима, когда он, возвращая назад вынесенный было за ним ковчег завета, сказал первосвященнику Садоку: «если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня, т. е. в Иерусалим, и даст мне видеть Его и жилище Его» (2Цар.15:25). Может быть, признательно к этому, слав.-греч. т. и содержит в себе здесь выражение упования на Господа, а не прошение.

При словах благость и милость прибавлено русскими переводчиками «Твоя» для большей точности.

* * *

125

Ср. наше исследование «О прожсхожд. Псалтири» стр. 202–203.


Источник: Толкование на Псалтирь / Сост. свящ. Н. Вишняков. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1880-. (Толкования на Ветхий Завет, изд. при Санкт-Петербургской духовной академии; Вып. 3, 4, 8, [11]. Вып. 8 напеч. в тип. А. Катанского и К°) / Вып. 3. - 1880. - С. 1-173; Вып. 4. - 1882. - С. 175-335; Вып. 8. - 1891. – С. 337–522.

Комментарии для сайта Cackle