Источник

Слово 31. О том, чтобы не порицать

Порицать не вовремя и без проверки запрещено Божественным Писанием, разве что если это совершается для исправления согрешившего, и ради любви ты желаешь применить это порицание, для пользы ближнего. Потому что [непорицающий], конечно, чтит заповедь Господа, говорящую: Не судите, и не будете судимы (Лк. 6:37), и свои согрешения видит, а те, что у ближнего, не замечает. Итак, вредно для человека оставлять свои собственные вины, а внимать чужим прегрешениям.

И ясно, что порицание других показывает собственную небезупречность. Посему от такового Бог совершенно отвращается. Если же и скорбь приключится тебе от ближнего, прими ее как свою, а не как чужую. Если же ты претерпеваешь мрачные невзгоды и других за них порицаешь, то как же не знаешь, что ты борешься против повеления Божия? Если же приемлешь [невзгоды], то ясно, что терпишь Господа. И этому научает нас Приточник, говоря: Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай. Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай (Сир. 11:7–8), потому что смерть и живот в руце языка (Притч. 18:21). И: в уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои (Притч. 23:9). И в другом месте:Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется (Притч. 10:8). Говорит же и Екклесиаст: И во вся словеса, яже возглаголют нечестивии, не вложи сердца твоего (Еккл. 7:22) и в спальной комнате твоей не злословь [Col. 1537] богатого; потому что птица небесная может перенести слово твое (Еккл. 10:20). Павел же пишет, говоря: братия, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3:13–14). Посему станем послушными Павлу, наставляющему65 нас, чтобы не услышать нам от Иуды, брата Иакова: Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям; уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти (Иуд. 16). Порицание же никому не подходит, кроме как одним лишь фарисеям, как оправдывающим самих себя. Потому что когда ученики Господа взалкали и начали срывать колосья и есть, то фарисеи сказали Господу: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу (Мф. 12:2).

Они, осужденные, порицали непорочных. Долготерпеливый же Господь говорит им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? (Мф. 12:3–4). И научая их не бранить невиновных без нужды, добавляя, сказал: Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы (Мф. 12:7–8). Ему же слава во веки веков. Аминь.

* * *

65

Букв.: натирающему маслом.


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle