Источник

Слово 107. О сокрушении

Сокрушение рождает плач и слезы. И с трудом дается некоторым, и не без многих наставлений и напоминаний о страшном дне Суда и воздаяния за то, в чем мы согрешили словом, делом или помышлением, и о том стыде перед страшным тем престолом, перед лицом Ангелов и человеков и всех Небесных Сил, когда будет все обнажено и открыто (Евр. 4:13), когда каждый из нас предстанет перед Ним для ответа за себя, когда никто никому не будет помощником, когда явится сокровенное, о котором до сих пор никто не знал, кроме совести нашей, а скорее всего, большая часть из этого [сокровенного] даже и сердцу неведома, а толькоиспытующему сердца и утробы (Пс. 7:10) Богу. Тогда огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его (Пс. 96:3), когда одни осудятся на тьму внешнюю (Мф. 8:12), уготованную диаволу и ангелам его, другие – в огонь вечный (Мф. 25:41), третьи же в тартар посылаются и предаются неусыпающему червю (Мк. 9:11). Да и зачем все это в деталях рассказывать и наводить тоску на слушателей? Посему, обо всем этом и тому подобном помышляя, придем в сокрушение и оставим наши злые деяния, днем и ночью восплачемся пред Господем, сотворшим нас (Пс. 94:6). Потому что где слезы – там и [действенная] молитва к Богу. Блудница за один час горячих, горьких слез получила оставление многих прегрешений (Лк. 7:38), так как слезы возносят молитву к Богу и делают ее принятой [Им]. Петр за один час горьких слез (Мф. 26:75) не только получил прощение греха отречения, но ему были доверены и ключи Царства Небесного (Мф. 16:19). Царю Езекии за немногие слезы было добавлено пятнадцать лет жизни (Ис. 38:1). Капли слез, словно мед, сладки для сердца и благоуханны для Бога, словно фимиам. Посему следует прежде всякого прошения приобрести дарование слез. Ибо очень радуется Владыка наш, приемля молитву [которую мы обращаем к Нему] со слезами и со смиренным, ни в чем не возносящимся сердцем, [в котором мы лелеем мысли,] что мы, дескать, выше многих152, чтобы нам не прогневать еще больше Давшего нам благодать. Так, «многие плачущие о грехах, забывая цель своих слез, были поражены безумием»153. Если же кто-нибудь приобретает совершенное сокрушение, то чувствует, что приемлет от Хлеба Жизни (Ин. 6:33) духовную пищу – пищу страха Божия154, пищу небесной любви, утешительного воздыхания и сокрушения, пения и глубочайшего ведения некоторых Божественных тайн. Сокрушение готовит сердце к принятию и неких слезных и умягчающих помышлений, отсюда поистине можно видеть, как семена молитвы сеются на земле сердца со слезами в надежде на урожай радости (ср. Пс. 125:5). Поучение вместе с сокрушением и молитвой рождает в нас страх Божий. Посему говорится: [Col. 1764] седяй в дому и идый путем, и лежа и востая… и да будут непоколеблема пред очима твоима (Втор. 6:7–8); еже боятися Господа Бога твоего (Втор. 10:12). Говорит же и Иов: Да приидет моя мольба ко Господу, пред Ним же да каплет око мое (Иов. 16:20). И Анна горевала в Силоаме, плакала и молилась Господу, говоря: аще призриши на смирение рабы Твоея и помянеши мя, и даси рабе Твоей семя мужеско (1Цар. 1:11). И услышал ее Господь и послал ей пророка Самуила. И другая Анна – [жена] Иоакима плакала в саду своем и просила о чаде и получила Святую Деву Марию – Матерь по плоти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. И Давид: Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи (Пс. 38:13). И будучи услышан, говорит: Милостив Господь и Праведен… смирихся, и спасе мя. Яко изъят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения (Пс. 114:5, 6, 8), ибо сеющии слезами, радостию пожнут (Пс. 125:5). Итак, благоугожду пред Господем во стране живых (Пс. 114:9). И словами: Ходящии хождаху и плакахуся (Пс. 125:6), как я думаю, он о нашем пленении говорит, ибо описанное прежде [теперь] относится к нам. Так и мы должны о самих себе, как те [о себе], плакать горько. Прежде всего о пожаре в святом граде Иерусалиме, и о перенесении святого креста Христа Бога нашего в Персию, и о погибших в стольких войнах, потому что они нам сотелесники и единоверцы. Как и пророк Иоиль вопиет: плачитеся жерцы, служащии жертвеннику, внидите, яко опустеша земля, поспите во вретищих, служащии Богу… восплачутся жерцы служащии Господу и рекут: пощади, Господи, люди Твоя и не даждь достояния Твоего на укоризну, да не обладают ими язы́цы, да не рекут во языцех: где есть Бог их?(Иоил. 1:13, 10; 2:17). Потому что в нашей власти – умолять непамятозлобного Господа, как научает пророк Софония, говоря: Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15:17), но кто будет оправдывать согрешающего против души своей (Сир. 10:32), кроме горячих слез с сокрушением? Ибо всегда жаждет спасения нашего Благой и Милосердный Владыка, как и Апостол свидетельствует, говоря:Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1Тим. 2:4). Написано и в Евангелии от Луки: И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, [Col. 1765] принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. И услышала от Спасителя: прощаются тебе грехи (Лк. 7:37–38, 48). Ему же слава во веки. Аминь.

* * *

152

То есть монахи. Вероятнее всего, имеется в виду именно это.

153

Евагрий Понтийский. О молитве. 8.

154

Дословно: «пищу лучшего страха».


Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний / преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2

Комментарии для сайта Cackle