Источник

Слово в первую неделю Великого Поста

Дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша. (1Ин. 2:18).

Последней годиною, или временем, в приведенном изречении ученик любви Божественной именует все время от первого до страшного пришествия Спасителя на землю. Именем антихриста означается вообще противник Иисуса Христа и Его учения. Противники Иисуса Христа и Его учения, с первых веков Христианства начали и не престанут являться до второго пришествия Христова. Предостерегая нас о сем, чтобы мы не увлеклись каким-либо духом, противным учению Христову, не перешли на сторону врагов Его, и не подверглись вечной гибели, святые Апостолы благовременно указали, что самое противление Евангелию, есть признак вечной гибели для противящихся ему, и завещали нам твердо пребывать в вере Христовой, не колеблющеся ни о едином же от сопротивных: еже тем убо есть явление гибели, нам же спасения, и сие от Бога (Флп. 1:28).

Подобным образом и Св. Церковь, умоляя ежедневно Господа о соединении Церквей, о совокуплении во едино стадо расточенных овец Христовых, о просвещении помраченных неверием, в настоящий день, в собраниях более торжественных нежели наше, внушает чадам своим, что пребывающие в единомыслии с ее учением, свидетельствующие веру свою добрыми делами, несомненно приобретают вечное спасение; что противные толки и мнения ненавидящих Св. Церковь, противящихся Ей с злобным упорством суть духа антихристова. И уместно ли в этом сомнение? Если наша Церковь, несомненно, истинная Церковь Христова, то питать к ней злостную ненависть и с упорством отвергать Ея учение не тоже ли, что противиться учению самого Евангелия? Следовательно, злостная ненависть, питаемая некоторыми к нашей Церкви, есть признак верного спасения для сыновей Ее, и вместе с тем явный признак антихристова духа врагов Ее!

Участь истинного учения Христова соединена с судьбой истинных Его последователей – с судьбой Церкви. При самом основании Ее, по откровению Божию, было известно, что учение Иисуса Христа и Его последователи будут предметом всеобщей ненависти мира. Следовательно, один этот признак, не говоря о других, столь ясно указывает на истинную Церковь Христову, что найти ее удобнее, нежели город, построенный на вершине горы.

Возьмите книги Нового Завета, сличите предсказания Духа Святого о судьбе Св. Церкви с самими событиями, и вы удостоверитесь, что не было в мире ни одного учения, ни одного общества, коих участь была бы предсказана с такою точностью, как участь Церкви Христовой. Так, с одной стороны, было предсказано, что восстанут лживые учители с превратными своими толками, иже внесут ереси погибели (2Пет. 2:1); что восстанут нечестивцы, обращающие благодать Божию в случай к распутству (Иуд. 1:4); что будут ругатели истины, отвергающиеся искупившаго их Господа (2Пет. 2:1); что особенно в последние времена многие Христиане отступят от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своей совестью (Тим. 4:1, 2). С другой стороны, в самом начале Христианства были известно, что истинные последователи Христовы будут ненавидимы всеми народами ради имени Христова (Ин. 15:19. Мф. 10:21; 24:9); что за одно исповедание сего имени они будут умерщвляемы, убиваемы и презираемы (Мф. 10:18. Map. 13:9. Мф. 23:55); что их будут поноситъ и всячески злословить; что даже желающие благочестно жити о Христе гоними будут (2Тим. 3:12); но что при всех усилиях мира и врата адова не одолеют Церкви Христовой (Мф. 16:18).

По таковому предречению Божию, с самого того времени, в которое возникла Церковь Христова, тотчас восстали против нее гонения во всех видах, и не было ни одного века, ни одного промежутка времени, в которое, если по-видимому не самая Церковь, то учение ее не имело бы противников. Так будет и до скончания века. Но хотя лились потоки мученической крови, хотя серпом мучительства пожинаемы были Христиане подобно колосьям на ниве земледельца, хотя Церковь как будто колебалась от устремленных на нее ветров лжеучения, хотя ад потрясал целым миром, чтобы потрясти Церковь: здание ее не рушилось. Иисус Христос, обещавший пребывать в Церкви своей до скончания мира, не только сохранял ее всегда невредимой, поставлял в нее пастырей и учителей к совершению Святых; но даже во всяком столетии прославлял ее подвижников силой чудотворений. Так в прошедшем столетии Иисус Христос прославил у нас Святителей – Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, а в наши времена – Митрофана Воронежского.

Где ныне царства и народы, при коих насаждена Церковь Христова? Нравы их изменились, законы забыты, сила их истлела, их деяния сделались притчей, даже имя многих народов исчезло с лица земли. В развалинах градов и твердынь едва приметны теперь следы, потрясавшей некогда вселенную, Римской империи, a Церковь Христова всегда одна и та же. Где хелпер Нероны, Диоклитианы, Северы? Где Савеллии, Манихеи, Арии, Нестории и подобные им? Где ныне общество, которое вменяло бы себе в честь называться именем какого-либо древнего ересеначальника? Где общество, о котором можно было бы сказать, что оно следует хотя одному учению из тех, коим следовали древние общества, восстававшие на Церковь? Время извело их на позорище мира, и время поглотило. Такая же участь и новейших лжеучителей. Почему? Потому что всякий сад, егоже не насади Отец небесный, изкоренится (Мф. 15:13). Вследствие такого определения Божия, хотя были времена, в которые различные толки, противные учению истинной Церкви Христовой, озарялись необыкновенным блеском силы и славы, но то были воздушные явления, блуждающие огни, на миг вспыхивавшие и на всегда потухавшие. Одна истинная Церковь и ее учение, во всех обстоятельствах и переворотах мира, страдая под крестом, как и теперь страждет на востоке, но покровительствуемая православным самодержавием, как в нашем отечестве, постоянно сияет одним и тем же светом истины. И хотя иногда собираются окрест Церкви чреватые адской яростью тучи, и врагам Церкви кажется, будто померк уже свет ее: но на самом деле мрак покрывает врагов Церкви, а для сынов ее всегда сияет свет истины, подобно тому, как при выходе Израильтян из Египта мрак лежал на целом Египте, а для народа Божия солнце сияло во всей силе своей. Посему, если истинная Церковь Христова охраняется особенным промыслом Божиим, то очевидно, что пребывающие в недрах ее с полной надеждой на спасение могут предаться ее руководству, не колеблясь никакими толками, противными ее вероучению.

Но волны тлетворных мнений, воздвигаемых врагом нашего спасения посредством своих служителей, особенно в наши времена восстают на Церковь Христову. Где же найти безопасное пристанище от бесчисленных толков, направленных к потрясению Церкви и увлечению сынов ее в бездну гибели? В самой Церкви, или в молитвенных собраниях ее, и в согласном свидетельстве протекших веков, что наша Святая Церковь чужда всяких нововведений, постепенно ведущих к растлению веры.

Молитвенные храмы нашей Церкви по справедливости можно почесть безопасным убежищем от всех лжемудрований человеческих, потому что в наших храмах ежедневное Богослужение, совершаемое на языке удобовразумительном для сынов Церкви сопровождается такими чтениями слова Божия, молитвословиями и песнопениями, в которых с такой полнотой излагается учение веры и деятельности христианской, что прилежно посещающий храмы нашей Церкви и внимательно слушающий ее чтения, молитвословия и песнопения удобно может приобрести ясные понятия о всех неизбежно необходимых для душевного спасения предметах веры и деятельности христианской. Посему, если ум твой волнуется каким-нибудь тлетворным ветром учения, то, следуя завещанию Св. Апостола, не оставляй церковнаго нашего собрания, как у некоторых бывает (Евр. 10:25), но старайся чаще участвовать в общественной молитве Св. Церкви, внимай ее молитвословию всем сердцем и всем помышлением, и возноси совокупно с ней из глубины души молитву: утверждение надеющихся на Тя, Господи! утверди меня на камени веры Твоей, и заповедей Твоих! Ты бо ecu просвещение сущих во тьме, Ты спасение отчаянных, Христе Спасе мой, веселится о Тебе сердце мое и поет Тя дух мой (Ирмос, глас 6, п. 3)!

Но обращающемуся в мире невольно иногда случается слышать хитросплетенные мнения, коими враги истины думают затмить истину вероучения нашей Церкви. От приражения таких толков легко может защитить тебя свидетельство протекших от начала Христианства веков, что наша Церковь ни в чем не изменила первобытного учения веры, не допустила в недра свои никаких нововведении. Ибо если сначала Христианства в продолжение целых веков так, а не иначе, учила вся вселенская Церковь, как исповедует и учит наша Святая Церковь, то истина учения ее не может подлежать никакому сомнению; напротив, малейшее уклонение от первобытного учения вселенской Церкви, сколько бы оно ни было благовидно, ведет к заблуждению, и никогда не сойдется с истиной: как не могут сойтись две черты, проведенные в противоположном одна от другой направлении. Например, скажем, не для пререкания кому-либо, а для утверждения нашего в истине, есть Христианские общества, в которых считается излишним приобщать всех Христиан от Чаши Господней. Слушая их умозаключения, иной, не зная дела, может увлечься ими. Но кому известно, что сначала Христианства в тех самых Христианских обществах, в которых теперь отнята от мирян чаша крови Господней – слишком тысяча четыреста лет все Христиане приобщались Тела и Крови Господней, под видами хлеба и вина, и нет еще пяти веков, как последовало в тех обществах новое о сем высочайшем таинстве учение: то для всякого становится очевидным, что дух такого учения противен ясным словам Спасителя, который в слух окружавшего Его народа изрек: аще не снете плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Ин. 6:53). Есть общества, отвергающие установленную Спасителем иерархию, Апостольские предания, даже таинство покаяния, и сами сознаются, что их вероучение и толки начались не более, как за три века до нашего времени, других еще позже, и достоверно известно, что никогда во всей Христианской древности не было ни одного Христианского общества похожего на их общины. Чего же более нужно для убеждения нашего в истинной вере Христовой? И не опасно ли увлекаться неосновательными, зыбкими мнениями таких обществ, которые в наше время сами по себе разрушаются!

Так, братья, не может быть и нет благонадежнее к душевному спасению тех путей, которыми руководствует нас Св. Церковь. Будем же внимательны к ее материнским внушениям. Она умоляет нас словами Св. Апостолов: блюдитеся от творящих распри, и раздоры, кроме учения, емуже вы от нее научистеся. Пребывайте (Рим. 16:17), твердыми в отеческой вере в том же разумении и в той же мысли (1Kop. 1:10), не колеблющеся ни о едином же от сопротивных, еже тем убо есть явление погибели, вам же спасения, и сие от Бога (Филип. 1:28). Аминь


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle