Источник

Слово во время губительной язвы. 2-ое.

Печаль, яже no Бозе, покаяние нераскаянно во спасете соделовает (2Кор. 7:10).

Вот какой плод рождает печаль ради Бога. Она не повергает людей, как некоторые думают, в безотрадное уныние или отчаяние, но производит только решительное, неизменное покаяние, заставляет грешника проливать слезы о греховном образе жизни своей, побуждает к ее исправлению; но в то же время ободряет человека упованием на милосердие Божие, так что кающийся не только не раскаивается в принесении покаяния, а даже ощущает в сердце своем небесную отраду, одушевляется верой, что он, осененный благодатью Божией, безвредно пройдет даже посреди мрака смертного и удостоится вечного спасения! Так, по учению Христианскому, не в рассеянности и забавах мирских спасение от уныния во время общественных бедствий, и от угрожающей каждому кары небесной, но единственно в искреннем покаянии.

Поэтому, внимая в настоящее время покаянным молитвам и воплям, возносимым в храмах Божиих, мы можем убедиться, что нет матери, попечительнее Святой Церкви о временном нашем счастье и вечной участи нашей; что никто сколько, как Церковь, не печется о том, чтобы мы еще в сей жизни наслаждались истинной радостью и утешением во всякой скорби; а если Церковь призывает нас к покаянию, особенно во время общественных бедствий: то единствен-но для истинного нашего блага временного и вечного.

Ничего нет суетнее радостей мирских: потому что в мире нет наслаждения, которое было бы недоступно печали: все в нем ничтожнее тени, все обманчивее сновидений! Часто, посреди самого разгара мирских увеселений, предающихся им сопровождает скука, досада и туга неизъяснимая. А какое расстройство производят сии забавы в душе и сердце? Сколько приносит истощения здоровью одно превращение ночей на дни? Чего стоят одни наряды и приуготовления к так называемым увеселениям? Если несмотря на все это, люди жаждут забав, стремятся на игры: то потому только, что мирские увеселения, подобно некоторым цветам и травам, имеют свойство приводить нашу чувственность в какое-то страстное опьянение. Известно, что приуготовляемые из некоторых трав и цветов составы, помрачая в употребляющем их умственное сознание, доставляют человеку какое-то чувственное удовольствие, возбуждая в нем беспорядочное брожение мыслей, и производя в воображении какие-то мечты наслаждений. Но также известно, что употребление одуряющих составов, расстраивая силы и здоровье употребляющего их, всякий раз снова влечет его к опьянению ими, доводит человека до совершенного расслабления, наконец, преждевременно умерщвляет. Такие же последствия, только менее приметные, мирских радостей, забав и увеселений.

В противоположность сему Святая Церковь желает, чтобы чада ее вкушали чистые, не помрачаемые ни пороком, ни скорбью, удовольствия, наслаждались прочной радостью и беспечальными увеселениями. С сей целью Церковь молится, проповедует вечные Евангельские истины, употребляет всевозможные с своей стороны усилия, чтобы родители всегда вкушали радость беспрекословного послушания, покорности и благоугождения им детей своих, a дети ничем столько не дорожили, как любовью и благословением своих родителей; чтобы супруги находили постоянную отраду во взаимной любви, верности и согласии между собой; чтобы начальник, видя точное исполнение своих распоряжений, с радостью исполняли обязанности своего звания, a не воздыхали от нерадения и строптивости подчиненных; чтобы подчиненные в своем горе и нуждах, всегда встречали отрадный взор своих начальников, как отцов и покровителей своих; чтобы обижаемые находили верное утешение в святилищах правосудия, а занимающиеся торговлей радовались только праведным прибыткам; чтобы господа утешались верностью и усердием своихъ слуг и работников, а сии имели в господах своих защитников и попечителей; чтобы обладающие земными благами наслаждались высочайшим удовольствием благотворения нищим, увечным и сирым, а сии почерпали услаждение своих горестей в человеколюбии богатых; чтобы повсюду в семействах и обителях, в городах и селах чада Церкви наслаждались плодами мира, искренней любви и взаимного доверия; чтобы все верующие всегда радовались чистою радостью о Господе, а в определенное судьбами Божиими время вошли в вечную радость Господа! Какие наслаждения, забавы, радости мирские могут сравниться только с возвышенными, прочными, чистыми удовольствиями, которых всем чадам своим желает Христова Церковь?

Все усердно желая чадам своим постоянно наслаждаться плодами чистой, ни чем не преогорчеваемой радости, Святая Церковь принимает всеискреннее участие во всякой скорби чад своих и со всей материнской попечительностью спешит утешать их, доставить им самые верные средства к избавлению от всякого злоключения, особенно же к умилостивлению Бога во время общественных бедствий, ниспосылаемых на нас праведным судом Божиим за наши беззакония!

Вот почему Церковь и в настоящее время призывает нас к покаянию, требует, чтобы мы сетовали не столько о постигшем нас бедствии, сколько о том, что мы грехами своими низвели на себя это бедствие; требует сокрушения и печали о том, что мы преогорчили благость Божию; но требует с тем, чтобы печаль наша превратилась в радость избавления от всеобщего сетования! Следовательно, не внимать в такие времена призыву Святой Церкви к покаянию, оставаться нераскаянным грешником, и, посреди всеобщего бедствия, предаваться еще играм, забавам, не значит ли идти наперекор гневу небесному, упорно раздражать благость Божию, и не только по делом привлекать на себя временную смерть, но даже быть предметом вечного осуждения?

Ах, пощади себя, возлюбленный, удержи ногу твою, которую спеша на игрища, может быть, занес ты уже в могилу твою. Думаешь ли ты, что, суетные увеселения рассеют твое уныние, освободят тебя от страха смерти? Нет; этот страх повсюду будет преследовать, томить тебя: потому что, человек, обремененный грехами, куда бы ни обратился, по определению правды Божией, повсюду носит в самом себе осуждение на смерть! И кто в состоянии укрыться от руки Божией? Камо пойду, взывает Пророк к Богу, камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо ecu; аще сниду во ад, тамо ecu: аще возму крыле мои рано, и вселюся в последних моря, и тамо рука Твоя (Пс. 138:8, 9)!

Ho если нигде не возможно укрыться от руки Божией: то самое верное средство к умилостивлению гнева небесного, карающего нас, есть покаяние. Оно одно сильно ободрить и одушевить нас надеждой на милость Божию! А всеобщее бедствие показывает, что все мы прогневали Бога своими поступками, что от всех нас требуется покаяние! Нужно ли в этом удостоверение? Что, если бы посреди нас, в этом самом собрании, предстал открыто какой-либо светоносный Ангел и со всей торжественностью объявил, что он пришел поразить скоропостижною смертью одного только из нас, но самого нераскаянного между нами грешника, что этот несчастный немедленно, внезапно падает мертвым, что час его настал?.. He пришли ль бы все мы в ужас? He помыслил ли бы каждый из нас, что он хоть самый грешник, которого Ангел пришел поразить? Следовательно, все мы согрешили, все прогневали благоутробие Божие, все достойны смерти!

Но Ангел истребитель еще держит смертоносный меч, простертый над нами: как же нам не прийти в чувство покаяния? Покаемся, братья, покаемся! Соединим горькие слезы сердечного сокрушения нашего с покаянными молитвами и воздыханиями о нас св. Церкви. Обратимся всем сердцем к Богу, карающему и милующему нас, с твердым предположением впредь вести жизнь сообразную с Его святой волей; а Он помилует и спасет нас!

Господи! да не превозможет злоба беззаконий наших Твоего милосердия! помилуй нас ради святого Твоего имени и дай нам еще время на покаяние! Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle