Слово во время губительной язвы в г. Могилев в 1848 г., 1-ое
Рече Иисус Ахару: сыне мой, даждь славу днесь Господу Богу Исраилеву и даждь Ему исповедание, и исповеждь ми, что сотворил ecu: и не утай от Мене. (Нав. 7:19).
Город наш снова посетила губительная болезнь!.. He благовременно ли, братья, воздать славу Богу искренним сознанием, что Он праведно, по делам нашим карает нас, а вместе с сим принесет истинное покаяние во грехах наших: да помилует и пощадит нас еще милосердие Божие!
Тогда как мудрость мира сего ищет причины бедствий в природе вещей, слово Божие внушает, что в мире нет зла, кроме греха. Таким же образом грех есть источник всех горестей, злоключений, несчастий, общественных и частных бедствий. Грехи наводят землетрясения, пожары, наводнения, засухи, глады, опустошения, мятежи, кровопролитные войны, болезни, моровые язвы. И сколь ни гибок ум человеческий в изыскании мнимых причин таких бедствий (хотя придуманные им доселе причины не заслуживают вероятия, потому что если разум знает действительные причины бедствий, то должен бы придумать и действительные средства к их отвращению), по крайней мере, благодарение Богу, разум наконец сознался, что в природе вещей не усматривает причины губительной язвы, постигающей в наше время целые области: ни в воздухе, ни в воде, ни даже, как большей частью утверждают, в обращении с пораженными силой этой язвы.
Стало быть, если разум, при всей напряженности своего взора, не усматривает в видимой природе источник настоящего всеобщего бедствия, не знает, кем оно ниспослано: то должен отнеси его к правосудию Того, в деснице коего жизнь и дыхание наше, и поверить Христианскому учению, что, по суду правды Божией, каждый грех достоин вечного осуждения, достоин геенны огненной; что если милосердие Божие щадит грешников; то единственно ради умилостивляющей вечное правосудие Голгофской жертвы Спасителя; что, к отвращению постигающих человека бедствии, прежде всего, необходимо произвольное, свободное сознание нашей виновности перед Богом, и прославление тем судеб Божиих, всегда праведно нас карающих.
Первое условие к умилостивлению правды Божией есть сокрушенное сознание в своей виновности, или исповедание перед Богом своихъ грехов. Оно состоит в решительном осуждении самих себя, в искреннем чувстве, что мы, по делам нашим, достойны смерти, достойны геенны огненной; в ревностной готовности для очищения себя от грехов перенести всякие злоключения и бедствия. А при свете заповедей Божиих, совесть каждого из нас едва ли отречется от сознания, что мы перед Богом безответные грешники! Посему не оскверним святыни храма Божия исчислением грехопадений, которые, по выражению Апостола, не должны бы даже именоваться (Еф. 5:3) в обществах Христианских, тогда как в наше время потоком разливаются по городам и селам.
Но для Христианского чувства всего прискорбнее, что между нами не видно плодов покаяния; что нас не побуждают, не приводят к нему никакие бедствия; что хотя Господь, не желая смерти грешников, многократно наказывал уже нас, а мы все живем, будто не ощущая его наказаний; хотя Господь угрожал уже нам истреблением, а мы не обратились к Его оправданиям, не подвизались против греха до крови, не противостояли ему всеми силами, не решились быть верными заповедям Божиим, хотя бы эту верность довелось запечатлеть своей жизнью. Таким образом, бесполезны были для нас и наказания Божии; потому что мы не раскаялись во грехах наших, не сделались лучшими. Так, если бы в наше время жил между нами пророк Исаия; хо, взирая на нашу страну, истощенную продолжавшимся несколько лет бесплодием, видя, что в эти годы прозябания земли – сию надежду земледельцев истребляли до корня то знойные засухи, то продолжительные дожди, то целые полчища каких-то неизвестных насекомых; что сверх того в нашей стран господствовали многие злокачественные болезни, что еще недавно свирепствовала между нами снова посетившая нас губительная язва, – Пророк воскликнул бы: как еще вас наказывать, чтобы вы перестали грешить? Как еще поражать вас правде Божией за новые ваши беззакония? Мало ли и без того вы претерпели? Мало ли сердца ваши перенесли горестей? Что еще уязвляетеся, приумножающе безнаконие? всякая глава в болезнь и всякое сердце в печаль? Но, с другой стороны, если, бы привелось какому-либо иностранцу проезжать наши города и села; то он подумал бы, что в целом мире нет страны более цветущей благоденствием, чем наша; что у нас во всем полное обилие, и богатство течет реками; что нигде нет людей, подобно нам благоденствующих. А если бы кто-либо стал уверять заключающего таким-образом, что у нас четыре года был сряду голод, что наше состояние очень незавидно, что у каждого из нас много горя: то он отвечал бы: быть не может! разве ты не видишь, с какой суетливостью у вас во всякое время стремятся к забавам? с какой заботливостью изыскивают различные увеселения? с какой жадностью стремятся смотреть на зрелища? разве ты не замечал, что в ваши праздничные даже дни корчемницы Baши наполнены пьянствующим народом, а люди высших сословий в собственных домах кружатся до изнеможения в вихре суеты и легкомыслия? Разве ты не видишь, что даже теперь, посреди всеобщего бедствия, когда Бог и Церковь ваша приглашает вас к покаянию, иные нарочно заводят игрища, как будто бы опасаясь, чтобы вы в самом деле не покаялись?
И точно, братья, мы или столько благополучны, то нет людей благополучнее нас, или такой достигли мудрости, что ничем считаем и смерть внезапную, и гнев Божий, и суд Его, и вечную нашу участь; ибо где у нас плоды покаяния? кхо размышляет о весьма вероятной внезапной кончине своей? кто оплакивает грехи свои?. . Похоже ли хотя чем-нибудь наше поведение на покаяние жителей древней Ниневии, которые, едва услышав об угрожающей им каре небесной, немедленно провозгласили такой строгий пост, по которому воспрещено было не только людям вкушать какую-либо пищу, но даже выводить на пастбища и поить водой домашних животных. Но жители Ниневии не имели Христианских понятий о будущей жизни и только угрожаемые прещением Божиим принесли такие плоды покаяния; а мы, имея понятие о суде Божием, о страшной участи нераскаянных грешников за гробом, и поражаемые карою небесной – пребываем на счет вечной нашей участи в каком-то страшном равнодушии, не показывая никаких признаков покаяния. Какие же могут быть последствия такой беспечности?
О, Господи, пощади и помилуй нас Твоим милосердием! He входи в суд с нами безответными перед Тобой грешниками, не наказывай нас в ярости Твоей; но даруй нам благодать покаяния, обрати нас, повергни в пучину вечного забвения грехи наши, и спаси нас щедротами Твоими. Аминь.