Источник

Слово, произнесенное в 1830 году по случаю появления губительной болезни в городе Белгороде

Теща Симонова бе одержима огнем велиим: и молиша Его о ней. И став над нею, запрети огню: и остави ю (Лк. 4:38, 39.

Сколь блаженное было время, когда сам небесный Врач исцелял людей от недугов! Врачевание совершалось одним всесильным словом и посему надежда на исцеление была несомненна! О Спасителю наш! Где Ты ныне, да спасеши ны от угрожающих нам лютых, да избавиши от уныния, да удалиши от нас страх преждевременные смерти, и отвратиши меч правосудия небесного, поражающий людей достояния Твоего? – Но изречения Спасителя, обещавшего пребывать в Церкви своей – пребывать с нами до скончания века, неужели относились только ко временам первых веков Христианства? Отринем, Христиане, малодушие! Небо и земля прейдут, обетованные же Спасителя не прейдут. Христос вчера и днесь, тойже и во веки (Мф. 24:35. Евр. 13:8)!

Но если Он, по непреложному своему обетованию, и ныне пребывает в Церкви своей: то       среди настоящего бедствия мы должны возложить твердое упование на Его промысл. Если Он все устрояет для нашего блага: хо мы должны с благодарностью пользоваться средствами, ниспосылаемыми промыслом Его, для спасения нас от настоящего бедствия.

Мы должны питать в сердце своем несомненное упование на промысл Спасителя, и следовательно, должны не токмо отложить всякое уныние; но даже благодушествовать несмотря на опасности, окружившие нас!

Кого из сетующих спасло уныние? Полезно сетование о грехах, ради коих грядет гнев Божий на сынов непокорных: но уныние снедает сердце, лишает всякого спокойствия, делает бесполезными все средства к избежанию зла и преждевременно приближает человека ко гробу. Оно есть признак неверия. А вы знаете, слушатели, что сам Спаситель не хотел исцелять людей во время земной жизни своей, по причине их неверия. И не можаше my, замечают Евангелисты ни единыя силы сотворити, за неверство их (Мф. 13:38. Мк. 4:6). Блюдите убо себе, братья, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия. Но утешайте с ебе на всяк день, Дóндеже, днесь, нарицается (Евр. 3:12,13)! Утешайте себе великим и всемощным именем Христа Спасителя, который смертью своей упразднил имущаго державу смерти, да избавит сих, елицы страхом смерти повинни быша греховной работе (Евр. 2:15). Утешайте себя твердой надеждой на Того, который вся содержит глаголом силы своей, коему покорена всяческая: – небесная, земная и преисподняя, который доселе спасал нас святым промыслом своим!

И в самом деле, братья, если помыслим о том, что мы безвредно прожили столько, сколько прожили: то сердце наше не может не принесть живейшей благодарности промыслу Божию, спасавшему нас доселе, не может не одушевиться верой на спасение в будущем! Сколько смятений и переворотов претерпели в прошедшем чужие страны: мы пребыли безвредны. Смерть у других народов с пламенником в руках истребляла грады и веси: наши села и грады сохранял Промысл. Вне пределов отечества меч брани пожинал целые тысячи: мы наслаждались миром и спокойствием! И только ли? Кто из нас не подвергался бедствиям и злоключениям, кои, по-видимому, низводили нас до ада; и, однако же, десница Вышнего сохранила нас. Многократно, не один из нас не думал уже встать от одра болезни, не одному угрожала смерть, но по милости Божией мы доселе пребываем целы и невредимы. Таковых благодеяний Промысла какое сердце не признает? А сколько еще таких, коих мы не примечаем! He о Господе ли мы живем, движемся и есмы (Деян. 17:28)? Без милосердия Божия, без Его святого промысла мы не могли бы существовать ни одного мгновения! И, однако же живем еще, милосердие Божие хранит нас, подает нам хлеб в наслаждение и в пищу нашу, и даже ныне несмотря на общее несчастье, исполняет весельем сердце наше, подвигая к Отеческому соболезнованию о нас Благочестивейшего Государя Императора, столь бодрственно и деятельно пекущегося о нашем спасении! Утвердим себя, слушатели, в уповании на промысл Божий! В Его руках мы безопаснее младенца, покоящегося у груди материнской! Без воли Его и волос главы нашей не погибнет!

Но, предавая себя в волю Божию, мы должны с благодарностью пользоваться средствами, ниспосылаемыми промыслом Божиим для спасения нас от угрожающей нам смерти! Правосудие Божие наказывает нас, и Его же милосердие посылает нам спасение! Удалим от себя грехи – причину настоящего бедствия, и не отвергнем средств, предохраняющих от окруживших нас сетей адовых. Отцы наши справедливо говорили: береженаго Бог бережет. Но быть неосторожным посреди всеобщего бедствия, значит прилагать беззаконие к беззаконию. Ибо кроме того, что неосторожный умирает в нераскаянии, а через сие подвергается вечной смерти, – он бывает причиной преждевременной смерти ближнего. И так мудрая осторожность не только необходима в настоящем случае: но даже есть непременный долг истинного Христианина.

He говори, что невозможно избежать наказания небесного! Так, наказание Божие во всякое время постигнет тебя, если ты останется в греховном ожесточении. Но принеси покаяние и ищи средств к сохранению жизни! И буря ниспосылается с неба, и дождь падает с высоты небесной; однако же ты, застигнутый бурей, не останешься на открытом воздух, когда можешь найти спокойное убежище от ненастья. He ожидай, пока бедствие не прекратится само собой, и не искушай Бога ожиданием чудесного избавления! Ибо чудеса бывают только по особенным, самым важным причинам. И если есть естественные средства ко спасению, то всегда ли нужны чудеса для избавления нас от бедствий? Для Бога все равно – спасти нас от несчастья сверхъестественным или естественным образом. Если же Он спасает естественными средствами; то менее ли это значит, нежели, когда бы ты получил спасение чудесное? Видишь ли, птицы улетают в теплые страны от наступающих морозов; и бессловесные животные обонянием ищут врачевства в своих недугах. Они, руководствуясь одними чувствами, ищут спасения от предстоящей им погибели: почему же тебе, одаренному разумом, отвергать средства, оправданные опытом, и пренебрегать помощью врачебного искусства?

Не радеть о спасении жизни, когда есть средства к ее сохранению, значит оскорблять промысл Божий. Ибо не Господь ли посылает врачей на потребу нашу? Конечно, от Вышнего исцеление: но Писание говорит: почитай врача противу потреб честию его; ибо Господь созда ею, Господь созда от земли врачевания, ιι муж мудрый не возгнушается ими (Сир. 38:1 – 2). И так не оскорбляй Промысла, наказующего и милующего тебя; не оскорбляй Промысла, пекущегося о тебе, но паче прослави Бога, приемля с благодарностью помощь, подаваемую тебе! Прославь Промысл безропотным повиновением Правительству, старающемуся обезопасить жизнь твою! Старайся сохранить жизнь, дабы в будущем ты мог принесть покаяние за грехи протекшей жизни. Если бы ты был и праведен: то и тогда не должен подвергаться явной опасности, разве для славы имени Божия, или для пользы ближнего. Но все мы грешники; посему будем спасать жизнь для того, чтобы остатком ее пробрести жизнь вечную.

Христиане! Бог карает нас подобно отцу, который, наказывая детей, желает, чтобы они принесли раскаяние в своем проступке и исправились. Принесем убо истинное раскаяние в наших беззакониях, предадим себя в волю небесного Отца, наказующего нас, да причастимся святыни Его; не отвергнем помощи, ниспосылаемой Его святым промыслом, и спасемся.

Ты же, Отче щедрот и милосердия! He помяни прежних беззаконий наших, но поспеши встретить нас милосердием Твоим, ибо мы весьма изнурены. Ослаби нам, да почием, облегчи удары правосудия Твоего, да прославим милосердие Твое. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle