Слово, произнесенное в церкви тюремного замка
Петра стрежаху в темнице: молитва же бе прилежна от Церкви к Богу о нем. (Деян. 12, 5).
В храме, посвященном имени Божию при сем узилище, празднуя веригам первоверховного апостола Петра, узника по Христе, о чем приличнее беседовать, как не об участии в судьбе узников? Что же было случаем к установлению настоящего праздника? По свидетельству писателя Апостольских Деянии, когда Ирод, потомок нечестивца того же имени, поверг Апостола Петра за благовестие Христово в темницу: то вся Иерусалимская Церковь столь живое приняла в нем участие, что верующие неусыпно молились Богу об Апостоле, как будто всех их постигло бедствие, как будто бы все они вместе с Апостолом были низвержены в темницу. С течением времени, от прикосновения к железным узам Петровым, как от прикосновения к платкам и полотенцам, бывшим на теле апостола Павла, верные получали столь многочисленные исцеления болезней всякого рода, что по прошествии четырех веков патриарх Иерусалимский Ювеналий, для поднесения в дар Евдокии супруге царя Феодосия Меньшего, не нашел большей драгоценности, как Петровы вериги (Чет.-Минеи, января 16). Это событие послужило к учреждению настоящего праздника, и нам подает урок, что в узах могут томиться и люди неповинные, подобно Апостолам. Вместе с этим сие событие, с одной стороны, должно ободрять невинно страждущих надеждой, что промысл Божий рано или поздно изведет правду их, яко свет полудня, и сторицей наградит за терпение; с другой стороны, празднуемое событие должно побуждать нас к деятельному состраданию заключенным в темницах, в том предположении, что, может быть, в числе действительных есть только мнимые преступники, невинно страждущие. Конечно, такие люди достойны сострадания; но за чем, спросите вы, оказывать оное явным нарушителям закона? Вопрос стоит ответа: потому особенно, что преступники закона не терпимы во всех человеческих обществах, а беззакония бесконечно ненавистны правосудию Божию. В целом мире искони не было, и нет народа, в котором бы не употреблялись более или менее жестоки казни к искоренению обманов, хищения, убийств, крамол, мятежей, насилия и других беззаконий; не было и нет народа, в котором бы творящие таковые, по свидетельству Апостола, не были признаваемы достойными смерти (Рим. 1:32). И естественно, потому что для всякого дорога собственность, каждый любит жизнь свою, никому не приятно быть жертвой обид или хищения и обманов, всякий рад наслаждаться миром и спокойствием. Даже ожесточенные в беззакониях злодеи неравнодушны к отнятию у них собственности, к лишению жизни и своей безопасности, ненавидят неправду, хотя не в себе, а в других; и были примеры, что шайки разбойников учреждали между собой род правосудия, по которому защищали свою безопасность, соблюдали некоторую у себя подчиненность и наказывали своих изменников.
Чувство правоты, столь глубоко насажденное в душе человеческой, должно бы убедить самого закоренелого в преступлениях, что Создатель сердца нашего, как научает нас слово Божие, есть высочайшая святость и нет неправды в Нем (Втор. 32:4. Пс. 5:5); что в очах Божиих ничего нет ненавистнее беззакония; что Бог, объемлющий своей любовью все твари, ненавидит одно зло и отвращается от всякого порока; что Бог преступникам своего закона, кроме временных казней, предопределил вечные наказания в геенне огненной. Истину сию Евангелие представляет в самом ощутительном свете, свидетельствуя: что когда Святых Святейший Господь наш Иисус Христос принял на себя ходатайство о помиловании рода человеческого за противление Божественным законам: то понес на Себе весь гнев правосудия Божия, так что Он, не сотворивший ни единого греха, претерпел оплевание, заушения, биение, увенчание тернием, лютейшие мучения и крестную смерть за грехи наши! Но хотя грех до той степени гнусен в очах Божиих, при всем том милосердие Божие не хочет гибели ни одного грешника, но желает обращения его на путь добродетели. С сей целью, чтобы призвать грешников к покаянию – Господь наш низошел с небес на землю, принял на Себя образ раба, уничижил Себя до того, что сам вменен был со беззаконьями; а чтобы побудить нас к состраданию над содержимыми в узах, решительно объявил, что Он в страшный день второго своего пришествия осудит тех, которые не принимали деятельного участия в судьбе узников; а тех, которые оказывали им искреннее сострадание, соделает наследниками царствия небесного: одним возвестить: в темнице бых, и не посеmuсme Мене... отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его; другим скажет: в темнице бых, и приидосте ко Мне: приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира (Мф. 25:41, 43. 34. 36).
В чем же должно состоять требуемое Евангелием участие в судьбе узников? Во всемерном усилии нашем обратить их на путь покаяния, соделать из людей вредных обществу полезных, в составе человечества и для достижения сей цели оказывать им всякое благотворное сострадание. Евангелие, силой благодати, мытарей соделало праведниками, блудниц целомудренными девами, гонителей Св. Церкви претворило в ревнителей славы Божией, закоренелых злодеев извело путем покаяния из области сатаны в царство небесное. Способствовать всеми силами достижению сей великой цели благодати Христовой есть долг каждого Христианина и одна из самых приятных жертв Господу, умилостивляющих Его к прощению наших грехов: яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет душу свою от вечной смерти и покрыет множество грехов своих (Иак. 5:20), удостоверяет слово Божие.
А кто не имеет нужды в прощении грехов, в милосердии Творца своего? И такие люди, как Апостолы, говорили вообще, что много согрешаем вcu (Иак. 3:2). И венчанный Пророк взывал: аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит (Пс. 129:3)? взывал и молился: не вниди в суд с рабом твоим, Господи: яко не оправдится пред Тобой всяк живый (Пс. 142:2)! Можно бы присовокупить еще, что часто между людьми пользующимися и не пользующимися честным именем бывает так, что преступления одних делаются явными, а других покрыты еще мраком неизвестности. Положим, однако, что все мы чисты от грубых пороков; но ежедневным образом жизни не становимся ли мы достойными вечного осуждения? не обременены ли мы таким множеством повсечасных, по нашему мнению, малых грехов, которые в совокупности увлекают душу в адскую пропасть? Положим, что беззакония узников, по своей важности, уподобляются тяжести огромных камней, а наши грехи, по своей мелочи, похожи на песок: но не равно ли погрязнет человек в пучине, когда к шее его привязать большой камень, или мешок мелкого песку?
Следовательно, все мы имеем нужду в покаянии: и те, которых явные беззакония лишили свободы мирных граждан, и живущие на свободе; и те, которые от праздности и порабощения страстям сделались нетерпимы в человеческих обществах, и мы, наслаждающиеся плодами общежития! Посему станем оказывать, братья, деятельное сострадание узникам, чтобы нам самим заслужить помилование на суде Божием. Употребим все усилия к убеждению нарушителей закона Божия, что временные узы для нераскаянных беззаконников могут сделаться как бы залогом вечных адовых уз; что если Евангелие заставляет нас облегчать участь преступников, то от них требует решительного покаяния в том, что они хотели жить с обидой других. Они должны дать Богу непреложный обет не красть, но трудами рук своих снискивать пропитание себе и другим. Кто из них покушался даже на жизнь что-либо: того наставим, что по воле Божией каждый человек должен прилагать попечение о сохранении жизни своей и всякого ближнего. Кого недостаток воспитания, праздность, и страсти превратили в дикого зверя: того глас Евангелия при нашем усилии да соделает снова человеком!
И блаженны милостивые, потому что они сами помилованы будут (Mф. 5:7); блаженны и те, которые истинным покаянием загладили грехи свои, так что Бог простил содеянные ими беззакония. Аминь.