Слово по случаю переведения в новоустроенный дом и в начале учения девиц духовного звания, воспитывающихся в девичьем Свято-Духовском Буйничском монастыре, близ губернии г. Могилева
Аще страждет един уд, с ним страждут вcu уди. (1Кор. 12:26).
Св. апостол Павел, сравнивая благоустроенное общество верующих с человеческим телом, поучает, что как в теле нашем нет ненужного, бесполезного члена, так и в теле общественном: не может око рещи руце: не требе ми ecu, uли паки глава ногам: не требе ми есте (1Кор. 12:21); что как члены тела нашего, по-видимому, слабейшие, не менее других нужны, и кажущиеся менее благородными требуют большей об них заботливости (ст. 23): так для благосостояния общества необходимо, чтобы оно прилагало попечение о всех членах своих – без исключения: да не будет, говорит, распри в телеси; но да тожде в себе пекутся уди (ст. 25): потому что как в плотском, так и в общественном теле, когда страдает один член, страдают с ним все члены (1Кор. 12:26). Кому же неизвестно, что не члены одни, а целая половина человеческих обществ, именуемая женской, по многим отношениям слабосильнее мужской, что жены, по выражению другого Апостола, суть немощнейшие сосуды (1Пет. 3:7)? А необразованность, незнание своихъ обязанностей не суть ли болезни, стократ для обществ пагубнее болезней телесных, заразительнее всякой язвы? Имея в виду сии истины, вообразим женское существо в каком угодно состоянии: пусть это будет старица или отроковица, супруга или дева, мать или дочь, сестра или прислужница, близкая по крови или чужая, – во всяком случае, она составляет частицу общественного тела! Что же, если эта частица заражена неисцелимым нравственным недугом, сгорает огнем греховным? Чем угрожает она, если не целому обществу, то окружающим ее? Приняв еще в соображение, что первые наставники самых отроков суть матери и лица, окружающие младенца от колыбели, не встретимся ли мы с мыслью, что источник общественных неустройств и пороков, с одной стороны, немало заключается в недостатке образования отроковиц, соответственного их назначению, с другой стороны в превратном их образовании, похожем на тот образ лечения, которое хотя, по-видимому, искусственно, но не соответствует болезни, посему только усиливает ее и ускоряет кончину страждущего? Размышляя о сем, благодарение Богу, служитель Евангелия торжественно может утверждать, что дух веры Евангельской, возродив женский пол для жизни сообразной с волей Божией, украсил многих жен и дев добродетелями самыми возвышенными и благотворными для человечества; что только истинно Христианское воспитание девиц спасительно для них и благотворно для человеческих обществ!
У народов, неозаренных светом Божественного Откровения, в глубокой древности, как и теперь, девы и жены большей частью содержались в строжайшем заключении; а если мир некоторые жены обоготворял в виде идолов, то это превознесение, по суду самого разума, было позорнее для женского пода всякого уничижения. Только в избранном народе Божием отраднее была участь женщины и являлись доблестные Девворы, неустрашимые Юдифи, целомудренные Сусанны, мужественные Соломонии. Наконец, в лице избранной Богом из всех родов, Благословенной в женах Марии, воссиял для всех веков и высочайший образец девственной чистоты, и высочайший пример Матери.
Спаситель, призвав в благодатное царство свое Апостолов, приблизил к Себе и многих жен, принимал их услуги, не пренебрегал их угощением, благосклонно взирал на их приношения, высоко ценил их усердие, не отвергал от Себя даже таких, которые казались погибшими для добродетели. Некоторые из сих жен, получив от Господа прощение грехов своихъ, другие быв исцелены от неисцеленных болезней, или освобождены от злых духов, в чувстве благодарности обратились к Иисусу Христу всем сердцем; сопровождая Спасителя во время проповеди Его по городам и селам, они бесстрашно последовали за Ним и на самую Голгофу, были свидетельницами крестных страданий Его и соделались первыми благовестниками Его воскресения.
По вознесении Господа, вместе с учениками принимали участие в проповеди Евангелия и некоторые благочестивые жены. Кроме сего Апостолы поставляли в Христианских общинах служительниц под именем Диаконисс и вдовиц, которые ходили за больными, посещали в темницах св. мучениц, омывали их раны; исправляли некоторые услуги в храмах (Пост. Апост. кн. 3. гл. 15); учили закону Божию жен и девиц, готовящихся к крещению (1 Карф. Собор. Прав. 12); прислуживали Священнослужителям при совершении ими над лицами женского пола Св. Таинств, особенно Св. Крещения. Во времена гонений многие жены и девы, будучи истязуемыми за имя Христово, как, например, Св. Фекла (празднуется сентября 24), Афанасия (января 31), Екатерина (ноября 24), Анастасия (апр. 14), Евфимия (сентября 16), Кириакия (июня 7), Варвара (декабря 4), – мудрыми ответами, непоколебимой твердостью и величием духа своего приводили в изумление самых мучителей, тогда как претерпеваемые ими страдания были столь болезненны, – что всякое слово изнемогло бы в их описании. Ибо мученицам исторгали языки, отрезывали сосцы, вырывали зубы, строгали железными когтями и опаляли огнем тела их, погружали их в кипящую смолу, или масло, сжигали в медных сосудах, сокрушали млатами и другими орудиями члены их. Некоторые, как Фелицаха (янв. 25), Васса (авг. 21), Иулитта (июля 15), прежде своихъ страданий, будучи очевидными свидетельницами мучения и смерти своих детей, даже целого семейства, ни на одно мгновение не поколебались в исповедании имени Христова.
Столь высокие подвиги мужества в исповедании Св. мученицами имени Христова, не говоря уже о подвигах дев и жен, просиявших целомудрием, постом и умерщвлением страстей своих, само собой ведут к заключению, что первенствующие Христианки не менее сияли и семейными добродетелями: потому что такое величие духа несвойственно строптивому, растлённому пороками сердцу. И, действительно, Христианки первых веков, следуя учению Св. Апостолов, не полагали своего украшения в плетении волос и в разнообразных драгоценных нарядах (1Пет. 3:3); но старались в неистлении кроткого и молчаливого духа об одной душевной красоте (ст. 4), обогащались добрыми делами (1Тим. 2:9, 10), и созидая себя в живой храм Богу, всемерно удалялись от растленных забав и обычаев мира сего (1Пет. 4:4). От сего происходило, что целые дома первенствующих Христиан были святыми, так что Апостолы именовали их семейства домашними церквами (Рим. 16:4. Фил. 2). В последствии даже некоторые из великих Святителей, именуемых Отцами Церкви, одолжены были своим благоверием, как сами сознавались, настроению духа и воспитанию, полученному ими от матерей своих, или в домашнем быту. Так, например, благочестивая Анфуса, овдовев с двадцати лет, не захотела уже вступить во второй брак с тем единственно, чтобы дать наилучшее в духе благочестия воспитание сыну своему, Св. Иоанну Златоустому (Христ. чтен. 1821 г. Ч. 4, стр. 120). Христолюбивая Макрина, бабка Василия Великого, еще в детском его сердце напечатлела своими внушениями учение веры православной (Приб. к творениям Святых Отцов. Житие Св. Василия Великого. Т. 5, с. 4). Набожная Моника самыми горькими слезами выплакала у Бога благодать обращения в недра Св. Церкви сына своего, блаженного Августина, когда сей, по опрометчивой любознательности, уклонился было в злейшую Манихейскую ересь (Христианские чтения.1845 г. Ч. 4, с. 21).
К прискорбию, краткость времени не позволяет упомянуть: сколько содействовали св. жены и девы озарению светом Евангелия целых народов, как, например, Св. равноапостольная царица Елена (мая 21), просветительница Грузии Св. Нина, равноапостольная княгиня Ольга (июля 21), примером и внушениями своими нашим Великим Князьям первая подавшая мысль о просвещении всей России Св. Крещением. Впрочем, из приведенных примеров достаточно усматривается, сколь благопоспешны были подвиги святых дев и жен в деле Евангельской проповеди, тогда как всеобщее растление нравов в языческих народах угрожало миру всеобщим запустением. Следовательно, и в ваше время надлежало бы ожидать самых благотворных для семейств и целых обществ последствий, если бы супруги и матери, подражая первенствующим Христианкам, свято соблюдали преданное им завещание Св. Апостолов; если бы отроковицы, воспитываясь с самого детства в страхе Божием, учились заботиться о том, как благоугодить Господу, – быть святыми и телом и духом (1Кор. 7:24), предпочитать всякой красоте белизну лица, происходящую от поста и воздержания, украшаться скромностью и целомудрием (1Тим. 2:9), быть верными своему долгу и обязанностям, пребывать постоянно в благочестии (ст. 10) и трудолюбии, не увлекаться суетностью, гнушаться всякой лестью, не следовать своим прихотям, не обольщаться превратными обычаями мира сего; упражняться в искусствах и знаниях, необходимых в домашнем быту и общежитии, предпочитать семейное уединение позорищным выставкам и мирскому кружению. Такой образ воспитания не мог ли бы скрепить родственных связей, которые так ослабели в наше время? He водворил ли бы умеренности в домах, а вместе с сим сладкого мира и довольства своим бытом: тогда как теперь едва ли кто доволен своим состоянием, потому что у всех почти желания стали до той степени непомерно, что во всяком звании не достает средств к их удовлетворению!
Но сделаем частнейшее применение сказанного к какому-нибудь состоянию. Каких, например, можно было бы ожидать плодов, если бы наши приходские священники имели супруг, вполне соответствующих своему званию? Конечно блажен человек свободный от сетей, опутывающих дух наш земными попечениями, кому дано свыше всецело посвятить себя Богу и Церкви Христовой. Правда и то, что сан Пресвитера требует чистоты высшей: но если уже благоснисхождению Божию угодно было достоинством Священства почтить перстного человека; если, по и изречению Духа Святого: честна женитва во всех (Евр. 13:4); если никто по совести не может утверждать, что одно таинство уничтожается другим, совершаемым благодатью одного и того же Духа Святого, – как, например, таинство брака священством или браком – священство: то Церковь Богомудренно судила не возбранять сожительства с законными супругами восходящим на степень священства (Гангрский Собор. Правило 4., 6 Вселенский Собор. Правило 13). А если Апостолы, по свидетельству древности, не отвергали услуг благочестивых Христианок (Clem. Alex. Strom. 8, pag. 736): тο в подобных случаях могут иметь нужду и приходские священники. Если сопровождавшие Апостолов Христианки споспешествовали им в проповеди Евангелия: то почему благовоспитанная супруга священника не могла бы отчасти содействовать ему в сем отношении под его руководством? Почему, например, не могла бы она, разумеется, не в церкви, а на дому, учить девочек начаткам веры, молитвам, женским рукоделиям, домашнему устройству и порядку, посещать больных жен и утешать их в скорби? Апостол Павел требует, между прочим, от пастыря Церкви – подавать собой пример домостроительства (1Тим. 3:4, 5). Именно завещает ему содержать детей в послушании со всякой честностью (ст. 2, 4). И Христианская древность представляла в священном сане целые семейства, прославившиеся святостью жизни. Так Св. Григорий Назианзен, по возвышенности учения его, прозванный Св. Церковью Богословом, родился от отца того же имени, когда сей был уже служителем алтаря (Приб. к творениям святых отцов. Т.1. Житие Св. Григория Богослова. Стр. 1). Матерь святого Назианзена, Нонна и брат его Кесарий причтены Церковью к лику Святых (празднуются: августа 5, и марта 9); добродетели Горгонии, сестры своей сам Григорий прославил красноречивым словом своим (Слово 8. Де). В житии Св. Василия Великого, читаем сказание о чудной жизни Св. пресвитера Анастасия и супруги его Феогнии (Чет.-Мин. января 1, 2); Святому Иринею, епископу Сирмийскому ни родные, ни дети его не помешали засвидетельствовать любовь свою ко Христу мученическою кончиной (Чет.-Мин. марта 26); 10 дня января месяца Церковь празднует память иже во Святых Отца нашего Григория Нисского и супруги его Феозвы, бывшей, по возведении его в сан Епископа, Диакониссой (Чет.-Мин. Января 10 дня); 22 дня сентября месяца память Св. пресвитера Ионы и сыновей его Феофана творца канонов и Феодора начертанного. Если же такие примеры были в древности: то почему бы они не могли повторяться в наши времена?
Так, слушатели, Христианское благочестие на все полезно: с ним соединены непреложные обетования Божии о ниспослании нам временного довольства и вечного блаженства. В сем убеждении учрежден в здешней обители приют для воспитания девиц в духе Христианского благочестия. Но, зная, что только благодать Божия увенчивает успехом намерения и дела человеческие, вознесите с нами, братья, молитвы ко Господу: да окропит сих отроковиц росой благодати своей; да благословит с высоты небес; да насадит в сердцах их спасительный страх свой; да озарит их ум светом своим, да будет чистое и Богобоязненное житие их, да славится и ими пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.