Источник

Слово по освящении соборного храма во имя Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в г. Старой Русе (21 января 1834 г.)

Отвеща им Иисус: рех вам, и не веруете; дела яже Аз творю о имени Отца моего, та свидетелъствуют о Мне. (Ин. 10:25).

Жестокосердое лицемерие Фарисеев хотело некогда оправдаться перед всевидящей Истиной! Когда Спаситель, по случаю праздника обновления храма Иерусалимского, проповедовал свое учение, посредством коего Он имел собрать все народы мира во двор своей Церкви, и истину своего учения подтверждал готовностью запечатлеть оное своей жизнью: Фарисеи, не убеждаемые ни Его учением, ни знамениями, доказывавшими Его Божественное посольство, желая показать перед народом, будто бы они готовы признать Спасителя Христом, предсказанным Пророками; но в подтверждение сего не имеют еще очевидных доказательств, приступают к Спасителю и говорят: доколе вземлеши души наша: аще ты ecu Христос, рцы нам необинуяся. Что же ответствует им Божественная Истина? Вместо многословных доказательств, коими услаждаются недугующие словопрением (1Тим. 6:4), указывает им на дела свои: рех вам, говорит Спаситель, и не веруете: дела, яже Аз творю о имени Отца моего, та свидетельствуют о Мне. He пререкают ли подобным образом и нашей святой Церкви отлучившиеся от нее по своему мудрованию, а за сие отлученные судом Церкви от общения с ней, заблудшие сыны ее, коих немалое число наполняет и град сей? He требуют ли и сии совопросники доказательств на то, что наша Церковь есть единая, святая, соборная и Апостольская: не смотря на то, что служители Церкви представляют им неоспоримые доказательства ее истины? Ныне на сие требование совопросников Церковь отвечает торжественным священнодействием. Совершив освящение сего храма, воздвигнутого и приукрашенного содействие Благочестивейшего Царя-Отца нашего Отечества и усердием покланяющихся Богу в духе и истине, святая Церковь громче трубы возвещает противникам своим: дела, лже аз творю о имени Отца моего небеснаго, та свидетельствуют о мне. Но вы не веруете мне; несте бо от овец моих; овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и no мне грядут (Ин. 10:25, 26, 27). Так, к числу бесчисленных доказательств истинности нашей Церкви, можно по справедливости отнести и ревность сынов ее к созиданию и украшению храмов во славу Бога Триединого; ибо посредством устроения храмов наша Церковь собирает во единый двор овец Христова стада, желающих спасения, просвещает их словом Евангелия и Апостольского учения, и освящает Божественными таинствами, дабы соделать их достойными наследниками царствия небесного. Для сей цели устроен и освящен храм сей, и мы уповаем на милосердие Божие: что Он благодатью Христовой будет содействовать во граде сем к соединению со Христом и Его Церковью нелицемерно ищущих спасения, к просвещению их светом истины, к освящению желающих наследовать царствие небесное.

Цель всего домостроительства Божия, пришествия в мир Христа Спасителя и основания Церкви есть соединение людей узами любви с Богом и между собой. Отче Святый! взывал Спаситель в молитве перед страданием о учениках своих, соблюди их во имя Твое; да ecu едино будут якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе; да и тии в Нас едино будут… да будут едино, якоже и Мы едино есмы (Ин. 17, 11.21. 22). С сею целью Апостолы внушали Христианам соблюдать единение духа в союзе мира; чтобы они были как бы едино тело и един дух, как и призваны во едином уповании, как един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех (Еф. 4:2 6), да единодушно как бы едиными усты прославляется Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15:8). С сею целью Иисус Христос дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых. На сколько времени? На тысячу ли, или на две тысячи лет? Дондеже достигнем ecu соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 11. 13), то есть, на все то время, доколе соединимся с Ним на веки в блаженной вечности. С сей целью Спаситель установил таинство божественной Евхаристии, заповедав в истиной Церкви совершать оное до второго своего пришествия: дабы таинство сие, соединяя нас со Христом, постоянно внушало нам, по слову Апостола: что мы, яко един хлеб, едино тело есмы мнози, вси бо от единаго хлеба причащаемся (1Кор. 10:17). С сей целью Апостолы внушали Христианам, да не будет между ними разделений, но да будут они утверждени в том же разумении и в той же мысли (–1, 10), да остерегаются вводящих разделения и раздоры кроме учения, коему они научились от Апостолов; да уклоняются от скрытных лжеучителей, проповедующих во мраке тайны свое учение: потому что такие люди не работают Господеви нашему Иисусу Христу, но своему чреву, иже благами словесы и благословением прельщают сердца (Рим. 16:17, 18) простодушных!

Для споспешествования сей великой цели соединения людей с Богом и между собой, Святая Церковь со времени основания своего созидала и строила храмы во славу Бога Триединого. С сей целью воздвигнуть, преукрашен и освящен настоящий храм, да будет как бы одной из бесчисленных стогн небесного Иерусалима, соединяющего людей союзом любви о имени Христовом! Отныне и в сем храме, как во всех бесчисленных храмах нашей Церкви, будут приноситься теплые молитвы и воздыхания к Богу: о мире всего мира, о соединении Церквей, о озарении светом истины даже помраченных неверием, о призвании во единый двор Христова стада, да будет некогда едино стадо и един Пастырь (Ин. 10:16). А сии прошения, сии молитвы, сии воздыхания, сии священнодействия не свидетельствуют ли, что Церковь, совершающая их, есть едина и таже, которую основал Иисус Христос, присносущий в Церкви своей вчера, и днесь, и вовеки (Евр. 13:8). И кто, не подавляя в себе гласа совести, дерзнет пререкать, что сии молитвы, сии воздыхания, сии священнодействия, совершаемые в духе и по заповеди Христовой, не доказывают, что наша Церковь есть истинная Христова Церковь? He вы ли, именующие свои соборища согласиями? Но если ваши общества принадлежат к Церкви Христовой, то почему между вами господствует такое разделение? Все вы хвалитесь, что следуете одним и тем же старым книгам и старым уставам, но если подлинно следуете одним и тем же неизменным, вечным истинам, то почему между вами столько разделений? Ты следуешь, по твоим словам, Феодосиевскому согласию; тот следует Ветковскому согласию; иные следуют Титловскому, другие безтитловскому; иные другим каким-то согласиям: научи же меня, возлюбленный! что это за согласия, между коими столько разногласий? Еда разделися Христос? Еда Феодосий распятся no вас, или во имя его креститеся? (1Kop. 1:12). Еда в Помории, или на Ветке основал Христос Церковь свою, ниимущую скверны и порока и ничесоже от таковых? Егда бо глаголет кто из вас, аз убо есмь Феодосиевского согласия, аз титловского, аз же безтитловского; тот Ветковского, а тот какого-то другого: не плотстии ли есте и no человеку ходите (1Кор. 3:4. 3)? Соберитесь, расточенные заблудшие овцы, соберитесь в недра единой, Святой, соборной и Апостольской Церкви! Соединитесь под сенью сей чадолюбивой Матери, желающей вашего спасения, дабы единым сердцем и едиными устами славить Бога, Отца небесного, и тогда, только в соединении с Церковью, ваша вера и упование будет стоять на незыблемом и твердом основании!

Так, только в соединении с истинной Христовой Церковью вера может иметь твердое и непоколебимое основание: потому что только в ней желающее спасения могут быть наздани на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу: о Нем же всяко создание составляемо растет в Церковь Святую о Господь (Еф. 2:20). «Каким образом?», спросишь. Тем самым, коим Христос основал, a Апостолы насадили по всей вселенной Церковь Его; то есть, проповеданием чистого, без малейшей лжесловесной примеси, учения Иисуса Христа и Апостолов, – посредством живого слова Божия, которое доселе в непрерывном преемстве от времен Апостольских проповедуется Пастырями Церкви, проповедуется теми, коим в лиц Апостолов Спаситель сказал:       слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается (Лк. 10:16). Почему? Потому что отметающийся учения Христова, проповедуемого Пастырями истинной Церкви, не человека отлетается, но Бога, давшаго им Духа Святаго (1Сол. 4:8). А что учение Иисуса Христа неизменно сохраняется в истинной Церкви во всей чистоте, от времен Апостольских доселе, сие несомненно из того, что как Апостолы, так и Пастыри Церкви, не иначе поставляли преемников своего звания, как преподавать им истинное Христианское учение. Так Апостол Павел, повелевая ученику своему Тимофею, Ефесскому Епископу, рукоположить вместо себя преемников, вместе с сим заповедал ему: яже слышал ecu от Мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольны будут и иных научити (2Тим. 2:2). Таким образом, всегда сохранялось в Церкви и теперь сохраняется истинное Апостольское учение. Посему, не противореча самой истине, ты не можешь сказать, что сие учение пресеклось когда-либо. Ибо если скажешь, что в то или другое время проповедовалось Пастырями Церкви истинное учение, а все их преемники уклонились от чистоты их учения: то ты укоришь сим не настоящих Пастырей Церкви, но тех, коих одних признаешь истинными Пастырями. Ибо какие они были истинные Пастыри, если не соблюли заповеди Апостольской и поставили себе преемников, не испытав их и не уверившись, что поставляют Пастырей, следующих исинному Апостольскому учению? Притом, можешь ли ты утверждать, не противореча явным свидетельствам слова Божия, будто в одно время, в одно, так сказать, мгновение, внезапно, повсюду оскудели истинные Пастыри Церкви? Что же будет значить непреложное обетование Христа Спасителя, изрекшего, что Его Церкви и врата адова не одолеют (Мф. 16:18). Посему, если Пастыри наши не суть истинные Пастыри Христовой Церкви: то покажи мне их в своихъ согласиях, покажи мне высокий сан Епископства, Священства и Диаконства в своих соборищах, как было изначально. Но если твои соборища и твои согласия составляют хотя частицу истиной Церкви: то почему Бог, хранящий промыслом своим и малые гнезда птиц небесных, без воли коего и волос главы нашей не погибнет, не сохранил для твоего согласия, ни Епископства, ни Священства? Ты, однако же, в ослеплении своем утверждаешь, что в твоем согласии проповедуется чистое учение. Кто же его проповедует? He ты ли сам, или подобные тебе? Но кто тебе, или твоему клеврету дал власть проповедовать слово Христово? Вопрошу тебя словами божественного Павла: eдa вcu Апостоли, еда вcu Пророцы, еда вcu учители (1Кор. 12:29)? Если не вси, если Бог разделил между людьми сии высокие дарования: то твой учитель принимается за святыню неумовенными руками, проповедует нечистыми устами, тем паче, что по слову Св. Игнатия Богоносца, лживый дух себе проповедует, своя глаголет, самоугоден бо есть; себе прославляет, гордыни бо есть полн, лжесловесет, прелестен, ласкосерден, хитр... несогласен, велеречив, ползок, боязлив (Еф.). Если же твой руководитель подлинно учитель истины; то зачем он кроется во мраке, подобно татю? Почему он не приидет во двор Христова стада открыто, яко Пастырь, а прелазит инуде (Ин. 10:1). Зачем он не проповедует своего учения явно? Истинное учение не боится свидетелей: оно проповедуется посреди света полуденного; ибо Спаситель заповедал проповедать оное на кровех (Мф. 10:27), а твой руководитель нашептывает тебе свои толки в углу, посреди тьмы ночной. He таково ли шептание убийц, согласующихся на погибель ближнего? И что тебя заставляет следовать за твоим руководителем? He обманчивая ли наружность, и притворный вид святости? А разве ты не слышал Павла предостерегающего, что и дух злобы часто представляется светлым Ангелом (1Кор. 11:14)? He хитросплетенные ли слова твоего наставника? Но ты знаешь, что сатана умеет искушать даже словами Св. Писания. Так он искушал Начальника и Совершителя веры (Евр. 12:2), Господа нашего Иисуса Христа; посему не дивно, что и служители сатаны развращают Св. Писание к своей и других погибели (2Пет. 3:16). Если подлинно ты хочешь следовать истине: то прииди во объятия истинно Христовой Церкви: в ее храмах, как отныне и в настоящем, ты ежедневно можешь внимать словам Апостолов и самого Господа нашего Иисуса Христа: а что всего более, ты будешь внимать здесь не одной мертвой букве, но животворной силе и духу слова Божия, от времен Апостольских до ныне неизменно сохраняющимся в истинной Церкви Христовой, и, таким образом, соделаешься сыном Божественного света и правды его!

Но поскольку наследником царствия Божия никто не может быть без совершенного освящения: потому что ничтоже скверно внидет в царствие небесное (Апок. 21:27), то для сей цели человеколюбие Божие даровало Церкви таинства освящения, коими она, при посредстве Пастырей своихъ, воспитывает граждан для царствия небесного. С сей целью Церковь, возродив человека посредством таинства Крещения, укрепляет силы его для жизни по Богу действием Миропомазания; питает душу Телом и Кровью Христа Спасителя, очищает от скверн души и тела таинством покаяния; руководствует и наставляет посредством своего Чиноначалия и Священства, благословляет естественное рождение ей освящением супружеского союза; наконец напутствует его в жизнь вечную посредством таинства Елеосвящения!

Отныне и в сем храме будут преподаваться сии благодатные дарования; отныне верные будут притекать к алтарю сему, да приобщатся святыне во освящение душ и телес своих; будут притекать для собеседования здесь с Богом; будут припадать к святому сему жертвеннику, испрашивая свыше помощи в трудных обстоятельствах жизни, и укрепляться благодатной силой на пути к вечности. Отныне Христолюбивое воинство будет осеняться здесь непреоборимым мужеством свыше, готовясь на защиту Церкви, престола Царева и Отечества. He престанут прибегать в храм сей и матери для подкрепления сил своих, слабеющих в матерних попечениях, и изливать перед Богом души свои, да благословит Бог плод чрева их. Отныне отцы будут приводить в храм сей детей с молитвою, да проникнет младые сердца их и руководствует страх Божий. Сюда будут приносить и телеса почивших братьев наших, да молитва Церкви осенить их надеждой воскресения в жизнь вечную. Здесь, наконец, будут стекаться верные посреди всеобщих бедствий, и воссылать теплые воздыхания, да помилует их милосердие Божие!

И кхо дерзнет утверждать, что сии священнодействия Церкви суть обряды, не имеющие благодатной силы и значения; что бескровная жертва, имеющая совершаться отныне на сем алтаре, не в состоянии преклонить на милость правосудие Божие? Кхо осмелится сказать, что молитвы Церкви, возносимые о великом и страшном имени Христа Спасителя, не проникают неба и не низводя оттуда благословения Божия? Поведайте, благочестивые души, не ужели ваши моления, воссылаемые в храмах наших, никогда не были услышаны? Неужели ваши слезы, проливаемые в скорби перед алтарем Церкви, навсегда оставались неотертыми? Воздайте убо славу Господеви, и засвидетельствуйте перед противниками Церкви, что сия Матерь наша имеет непререкаемая свидетельства благодатного присутствия Божия в ее храмах! Но кроме тайных благодеяний Божиих, известных вам одним, Боголюбивые души, Церковь имеет свидетельство сей истины в бесчисленных чудесах, коими сияют прославленные благодатию Христовой святые иконы и нетленные мощи угодников Божиих. Наконец, не засвидетельствовал ли Бог святости нашей Церкви, прославив в новейшие времена нетлением мощей Святителей своих, Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского и Митрофана Воронежского чудотворца? Посему, жестоко ти есть противу рожна прати (Деян. 9:5), хулитель святой Церкви, произвольно лишающий себя ходатайства ее перед Богом и освящения, сообщаемого Божественными таинствами! а паче, не подвергаешь ли ты себя страшному суду Божию, если, будучи простолюдином, дерзаешь святотатственно совершать в сонмищах своихъ некоторые действия под видом таинств, ни от кого не получив на сие разрешения и власти? В Ветхом Завете Бог запретил под угрозой смерти прикасаться ко всему тому, что находилось в скинии Завета, а ты, не имея дара священства, дерзаешь приступать к великим священнодействиям, коих ветхозаветные обряды были только слабой тенью. Ах, не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Исх. 20:7); не прельщайся: Бог noругаем не бывает (Гал. 6:6), – страшно есть, еже впасти в руце Бога живого (Евр. 10:30)!

Но зачем омрачать настоящее светлое торжество Церкви обращением слова к расточенным овцам, блуждающим по дебрям и распутьям раскола? Возрадуемся, братья, о Господе, благопоспешившем начать и совершить устроение сего храма. Возвеселимся, сыновья Церкви, о Благочестивейшем Царе нашем, зиждущем благоденствие народов на истинном благочестии, – предшествующем нам в делах веры и добродетели, являющем в лице Своем не только истинные свойства Отца Отечества, но и все Христианские доблести! Притекая же в храм сей, да памятуем, что Бог, живый во свете неприступнем (1Тим. 6:16), наполняя вездеприсутствием и славой своей небо и землю, для того дозволил нам, слабым смертным, строить храмы имени своему, чтобы мы сами старались быть живыми храмами Духа Святого! Да прославляем убо Бога и в душах в телесех наших (1Кор. 6:19, 20), и, притекая в храм сей, притекая ко Исусу Христу, камени живу ... от Бога избранну, честну, и сами да созидаемся в храм духовен, – возносити жертвы благоприятны Богови Иисус Христом (1Пет. 2:4, 5). О, если бы храм сей был истинным собором! Если бы он до скончания века совмещал в себе собрание не только людей, но и Ангелов; если бы в нем соединились союзом любви о имени Христа Спасителя не только верные, но и расточенные овцы стада Христова!

Отче щедрот и всякого человеколюбия! взыщи сам взыскующих Тебе и осени их Твоим освящением! Огради престол Благочестивейшего Царя нашего, положившего краеугольный камень во устроение храма сего, приложи дни ко дням Его, да царствует Он беспечально над наследием Твоим! Прослави силой Твоей, Господи ! и всех споспешествовавших благоустроению и украшению храма сего; обрати на путь правый и противящихся истине; совокупи их Святой Твоей, Соборной и Апостольской Церкви, и спаси всех, ищущих спасения Твоего. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle