Слово перед приведением судей к присяге
Человецы болъшим кленутся, всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть. (Евр. 6:16).
Из приведенного изречения божественного Апостола видно, что клятва, особенно с призыванием имени Божия, есть окончательное средство к возведению правоты обещаний и свидетельств человеческих на высшую степень достоверности! Почему же так? Потому что как сердце каждого человека проникнуто ядом греха: то к извлечению из сердца человеческого наружу решительной правоты в преднамеренных действиях, нет сильнейшего побуждения, как торжественное призывание Бога, всесвятого, правосуднейшего, во свидетельство истины наших действий! И вы, высокопочтеннейшие мужи! по мановению Царя-Отца отечества, по гласу ваших сограждан, предавших в руки ваши свой жребий – временную свою участь, на основании отечественных законов, собрались в храм сей – запечатлеть именем Божиим, залогом святейшей веры нашей, свое беспристрастие в избрании мужей, достойных понести бремя общественного служения! Воистину, доброе и спасительное дело вы предприемлете! Оно открыто свидетельствует наследованное вами от отцов благочестие, ручается, что вы пребудете верными своему долгу, и в предлежащем вам поприще не уклонитесь, ни на десную, ни на левую сторону; но употребите все силы ума и сердца вашего к оправданию ожиданий и надежд ваших сограждан! Но тверды ли такие надежды? Тверды; потому что вам, высокопочтеннейшие мужи, известно: сколь великое дело совершает человек-Христианин, клянущийся именем Божиим! Следовательно мне, недостойному служителю Евангелия, в настоящем случае остается быть только истолкователем, –или, так сказать, отголоском вашей совести, внушающей всю важность предстоящего вам священнодействия!
Что же в настоящую минуту говорит тебе, слушатель, или, по крайней мере, должна говорить совесть? Она, во-первых, напоминает, что когда Бог изрекал на Синае заповедь: не приемли имене Господа Бога твоего всуе (Исх. 20:7): тогда земля дрожала в основании своем (–19, 18); тогда трубные гласы Ангелов, молнии и громы, огонь и дым дали страшное свидетельство величия Божия (– 19), и запечатлеть правоту предстоящих тебе действий! He приемли же имени Господа Бога твоего всуе, не приемли всуе имени Господа, коим ты живешь, движешься и существуешь (Деян. 17:28)! Он отнимет от тебя дух свой, и ты превратишься в прах (Пс. 105:29)! He возлагай нового бремени на душу свою, и без того может быть обремененную тяжестью грехов! В противном случае: какой выкуп дашь за свою душу (Маф. 16:26), которую ты ныне отдаешь в залог правоты твоей, ручаясь в истине предстоящего тебе действия вечными своими надеждами! Помысли о вечной участи твоей, пощади душу свою, сжалься над собой! Бог, которого именем ты клянешься, есть Бог великий и страшный (Втор. 10:17) в правде своей! He играй огнем жгущим совести! He злоупотребляй именем Бога, ревнителя по славе своей! Он разожжет огонь свой, и кто постоит противу лица гнева Его (Наум. 1:6)?
Подобным образом совесть может вопиять в сердца и неозаренного истинами Евангелия, например, Иудея, если он имеет довольно чистые понятия о величии Божием: а ты – Христианин! тебе, по заповеди Спасителя, надлежало бы жить столь свято, руководствоваться во всех поступках такой правотой, чтобы все несомненно могли верить одному слову твоему: ей, ей! и ни, ни! (Мф. 6:37). Но как вообще все мы далеки от такого совершенства, то в удостоверение правоты твоих действий в предстоящем тебе избрании, Благочестивый Государь, Церковь и сограждане твои требуют, чтобы истину своих обещаний ты запечатлел лобзанием слов и крестного знамения Спасителя твоего! He ужели дерзнешь приступить к сему легкомысленно, неужели осмелишься помыслить, что не узрит Господь, ниже уразумеет Бог Иаковль (Пс. 93:7) твоего сердца; что ты безнаказанно можешь показать пример неверия во всеведение Распятого; что длани Спасителя немощны для поражения столь страшного нечестия? Нет! Если Евангельское слово, к которому прикоснутся уста твои и теперь живо и действенно, и проходящее до разделения души же и духа, членов же и мозгов (Евр. 4:12); то это должно удостоверить, что тоже слово будет судить тебя в последний день мира (Ин. 12:48), когда ты должен будешь дать отчет не только в делах, но и во всяком слове твоем! Каков же ожидает тебя отчет за слово клятвы? Если тебя осуждает собственное сердце твое (1Ин. 3:21); то, как предстанешь судилищу того, который знает малейшие движения мыслей твоих, – видит еще не содеянное тобою (Пс. 138:16)? И Спаситель твой, Бог твой, по свидетельству Духа Святого, грядет скоро, и мзда Его с Ним – воздать каждому по делам (Апок. 22:12), – грядет поразить духом уст своих всякую неправду (2Сол. 2:8), – погубить уста, глаголющие лжу (Пс. 5:7)! Тогда язвы Спасителя возблистают молниями, поедающими грешников; длани Его низвергнут громы вечного лишения на всякое нечестие и неправду! Явится знамение Креста Его на небеси, и народы земли возопиют к горам, да падут на них и покроют их от лица Господа, сидящего на престоле славы (Апок. 6:17); взыщут смерти; но смерть убежит от них (– 9:6)!..
Но, ваше, высокопочтеннейшие мужи, благочестие, ваше знаменитое происхождение, ваши личные добродетели ручаются Царю, Церкви и соотечественникам вашим, что вы во истине и правоте облобызаете слова и крестное знамение Спасителя, – и сие тем достовернее, чем более вам, нежели ком-либо другому, известно, что в руке вашей жребий ваших братьев, судьба сирот и вдовиц, надежда слабых и беспомощных, чаяние нищеты, неимущей крова; что от предстоящего вам действия зависит временное благосостояние, или бедствие страны, драгоценнейшей вашему сердцу, – зависит сила законов, торжество правды, порядок, спокойствие ближних ваших.
И Бог истины и правды, Бог, у коего нет лицеприятия, ниже дивления лицу (Втор. 10:17), благословиьть, утвердить и совершить добрые ваши намерения. Аминь.