Источник

Слово по случаю выбора судей

Судии и книгочии поставиши себе во всех градех твоих, яже Господь Бог твой дает тебе no племенам, и да судят людем суд праведный. (Вт. 16, 18).

Истинные пути к устроению общественного благосостояния в самой глубокой древности были те же, которые к достижению сей цели и в наши времена признаются благонадежнейшими. В сем отношении, опыты тысячелетий и все человеческие мудрования ни на одну черту не придумали ничего лучше того, что указано Богом еще во времена законоположения, данного Израильскому народу через Моисея. Во всех городах твоих завещал сему народу его законодатель, поставь себе судей и законоведцев пo коленам твоим, чтобы судили они народ судом праведным. И подлинно: кому лучше, безопаснее вверить частную судьбу свою, у кого с большим доверием искать суда, совета, сострадания, как не у того, кто, с одной стороны, приобрел между своими соотечественниками славу бескорыстного, мудрого, справедливого мужа; с другой стороны, ближайшим образом знает обстоятельства, существенные нужды и потребности своих собратий. В сем предположении высочайшая воля Отца отечества нашего, потребность устройства родной вам страны созвали вас, достопочтеннейшее сословие, в сей град: да изберете из среды своей мужей достойных понести бремя общественного служения. Итак утешительно, отрадно думать, что вы, руководствуемые чувством благочестия, возносите теперь из глубины души молитвы к Богу, да осенит вас своим благословением, да содействует вам благодать Его в ваших совещаниях и совевших ваше предприятие к общему благу ваших сограждан. В сем предположении мы уповаем, что благочестие будет руководствовать вас и в предлежащем вам подвиге, так что вы достигнете спасительных целей; уповаем, что избирающие и избираемые будут иметь в виду ту истину, что служение, возлагаемое доверием сограждан на избираемых – есть служение не только человечеству, но и Богу, что восприявшие на себя обязанности сего служения будут совершать суд человеческий и суд Божий.

Всякий блюститель правды, общественного порядка и безопасности, избираемый для служения человечеству, совершает суд человеческий. Одно истинное понятие о том, что значит совершать суд человеческий определяет уже отчасти высокую важность сего служения. Совершать же должным образом это служение – значит быть верным слугой Царя, быть усердным исполнителем Государственных естественных законов.

Царь-отец народов, врученных ему Промыслом, сверх неусыпных попечений своих о нашем благоденствии, предоставляет еще своим подданным самим заботиться о своем благополучии. Он желает, чтобы сыны России сами стремились к своему счастью. Его отеческому сердцу непротивно никакое действие его подданых, кроме своеволия и буйства, которые довели бы их до бедствий. Из сего явно, что всякий служитель общественного благоустройства есть вместе исполнитель воли Царевой, перед лицом коего все граждане богатые и убогие, высокородные и худородные, вельможи и рабы суть члены одного семейства. Посему всякий общественный служитель должен помнить, что никакое земное величие не в состоянии превратить весов Царского правосудия; потому что Он есть источник всякой Государственной власти. Следовательно, самое верное средство к приобретению благоволения Царева состоит в усердном служении обществу: потому что Царь есть Отец своих народов, а неусыпная бдительность Его об их благоденствии заставляет Его преследовать всякое нарушение закона; и всякая неправда, сделавшись известной Царю, не спасается от заслуженного наказания ни сокровищами, ни покровительством сильных, ни ухищрениями.

Столь же усердного человечеству служения требуют Государственные законы. Они покровительствуют невинность, защищают правоту, поощряют усердие, награждают заслуги; но судят порок, преследуют самоуправие и буйство, невзирая ни на достоинство, ни на богатство, ни на силу. Законы, данные нам Высочайшей властью, запрещают и наказывают только своевольное безумие, нарушающее частное или общественное спокойствие, Так Государственные законы внушают всякому быть благородным не столько именем, сколько сердцем и делами, повелевают: да управляют опытность и бескорыстие, да судить правда и истина, да награждается добродетель, да бесчестится только беззаконие, да покрывается стыдом насилие и мздоимство; да царствует повсюду тишина и безопасность, да процветают науки и промышленность; да возрастают искусства и трудолюбие; да водворится в самых хижинах довольство и благоденствие.

Впрочем, самый естественный закон, начертанный Богом на скрижалях сердца человеческого, с такой ясностью изложенный в Евангелии, закон, повелевающий всем: «как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 12) – этот один закон должен бы побудить всякого любить истину, верно служить правде, покровительствовать беспомощных, защищать гонимых; хотя бы потому только, что наша будущая участь неизвестна. Так сегодня я облечен властью, а завтра может быть буду лишен всякого значения; сегодня я украшен почестями, отличен уважением, а завтра может быть сделаюсь предметом всеобщего унижения; сегодня ты отказал в покровительстве вдовиц твоего соседа, a завтра может быть твоя супруга, лишившись тебя внезапно, тщетно будет просить у других покровительства; теперь ты оставляешь сирот твоего клеврета без призрения, а о том не думаешь, что, статься может, и твои дети будут влачить жизнь без пристанища; потому что кто затыкает ухо от воплей бедного, тот сам будет взывать и ему не ответят, и какой мерой меришь, такой и тебе отмерять (Мф. 7:2)!

Но удача, иногда сопровождающая порок, обаяние сокровищ и благ мирских даже при добром расположении сердца могут быть сильными искушениями к помрачению истины.

К отражению всяких в сем отношении искушении, Евангельское учение может доставить непобедимое оружие. По духу Евангелия служение истине и правде есть служение самому Богу самое приятное и угодное Ему, когда оно совершается с полным самоотвержением, с беспристрастием и бескорыстием, до самопожертвования собой истине. Но если Евангелие от каждого Христианина требует взирать на всякого страждущего и немощного, на всякого беззащитного и гонимого, на алчущего и жаждущего, как на самого Христа Спасителя: то какое сострадание, какое человеколюбие, какая правота требуется от служителя правды, блюстителя общественной безопасности, избранного своими братьями, уполномоченного земной властью быть покровителем слабых, защитником обижаемых. Если всякому Христианину известно, что Бог верен и нет неправды в Нем (Втор. 32:4), что Бог ненавидит всякое беззаконие (Пс. 5:5): то Христианин-служитель общественного благосостояния ни на одну минуту не должен забывать, что у Бога нет лицеприятия (Рим. 2:11), что Он равно каждого судить по делам его; что все мы предстанем судищу Христову, чтобы каждому из нас получит, смотря потому, что кто делал, живя в теле, доброе или худое (2Кор. 5:10). Посему Христианин, поставленный на служение обществу, должен быть совершенно уверен, что в лице страждущих, беспомощных сам Иисус-Судья неба и земли требует от него защиты и покровительства. He суди же превратно нищего... He делай неправды из корысти или из уважения лицу сильного. Выслушивай братьев твоих и суди справедливо. He различай лиц на суде, выслушивай малого и великого, не бойся лица человеческого: ибо это суд Божий! Такие непреложные истины внушает слово Божие всякому служителю общественного благосостояния, и не сильны ли он отразить от его сердца всякое искушение?

Но нет сомнения, что жребий избрания вашего, высокопочтеннейшие мужи, падает на братьев ваших, проникнутых истинами Евангелия, что в предлежащем вам подвиге вас будет руководствовать страх суда Божия, священная воля Благочестивейшего Государя, закон и правда: потому что от ваших совещаний будет зависеть благоустройство вашей родины, а в залог сего благие намерения свои вы запечатлеете великим и страшным именем Божиим! Так, ваше благородство, ваша опытность, ваша мудрость ручаются, что вы оправдаете ожидания Всемилостивейшего Царя нашего, оправдаете надежды ваших сограждан. А Бог истины и правды благословит, утвердит, совершит ваши добрые намерения, так что вы обрыщете у Heгo мзду верных строителей и удостоитесь Царских милостей и благоволения. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle