Источник

Слово по случаю выбора судей

Весте, яко князи людей господствуют ими, и велицыи обладают ими. He тако же будет в вас: но иже аще хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга. (Мф. 20:25 – 26).

Можно ли проще, короче и вместе с тем яснее определить обязанности, требуемые самим человечеством от поставляемых на высшей степени достоинств, как определяет их это краткое изречение Спасителя? Чего не придумывал разум человеческий с начала мира доселе, сколько люди мудрствовали, толковали, спорили, мудрствуют, толкуют и спорят о лучшем устроении блага общественного, сколько пролили крови человеческой, сколько написали уставов, постановлений, учреждений, а опыты показали, что вся человеческая мудрость ничего не придумала для человечества благодетельнее того, что заповедал Господь наш: «кто из вас хочет быть большим; тот будь вам слуга!» При уклонении от этого правила все человеческие учреждения нисколько не улучшать блага общественного. Посему, высокопочтеннейшие мужи, поставляемые общим доверием ваших сограждан на высшей степени почестей! мне, недостойному служителю Евангелия, на этом священном месте, перед лицом Бога истины и правды, ничего нельзя сказать приличнее того, что сказал Спаситель: «кто из вас хочет быть большим, тот будь вам слуга!» А чтобы не затрудняться в выборе образца для такового служения, Евангелие представляет в пример служение человечеству самого Господа нашего Иисуса Христа, который не для того пришел с небес, чтобы Ему служили, но чтобы служить, и дать душу свою для искупления многих (Мф. 20:28).

Совершая служение свое человечеству, Господь наш не искал своей воли, не угождал прихотям и страстям человеческим; но искал единственно воли Отца своего небесного (Ин. 5, 30)! С этой целью Он прошел всю страну земного своего отечества, благотворя всем и каждому, требующему Его помощи (Деян. 10:38). Подобным образом действия поставляемого на устроение общего блага определяются волей Царя-Отца отечества и указаниями Государственных законов. А как общее благо устроятся преимущественно строгим соблюдением правоты по отношению ко всем членам общества, не исключая никакого состояния: то служитель общего блага, стремясь к достижению столь великой цели, не имеет уже права угождать воли того или другого лица, в частности, сколько бы оно ни было именито; если требование его противно общему благу. Частный человек может помышлять о своих выгодах; а облеченный силой власти должен желать и действовать только для общего блага. Частные люди не должны осуждать ближних своих; а поставленным на служение общему благу вменяется в преступление, когда они не стараются вникнуть в малейшие подробности дела, представленного на суд их. Обыкновенный гражданин может покоится, когда только захочет; от облеченного общим доверием сограждан требуется неусыпное бодрствование, неутомимые труды, постоянные беспокойства. частный человек чем уединение, тем безопаснее от пересудов клеветы человеческой, а вознесенные на высшие степени в обществе нередко как будто составляют цель, в которую направлены стрелы злословя, так что часто им остается искать утешения в одном Боге и свидетельстве своей совести.

Так поэтому, скажет кто-либо, от облеченного силой власти требуется решительное самоотвержение! Точно так, и нельзя не прийти в трепет при мысли о том, чего от тебя, избранный для служения общему благу, требует долг твой. Требует пожертвования собой (Ин. 10, 15), по примеру Спасителя. Твое служение требует, чтобы ты, покровительствуя несчастных и защищая гонимых, не предпочел истине ни сокровищ земных, ни дружбы, ни честей, ни славы, ни спокойствия своего; требует, чтобы ты, защищая общее благо, не совращался с пути указанного законом ни угрозами сильных, ни лестью, ни клятвой, ни озлоблениями, ни даже неблагодарностью тобой облагодетельствованных, требует, чтобы ты не предпочел своему долгу ни отца, ни матери, ни братьев, ни сестер, ни сына, ни дочери, ни самой жизни своей (Лк. 14:26)! Словом, служение твое требует, чтобы ты оградил себя страхом Божиим и любовью Спасителя от всех душевных движений, могущих препятствовать точному исполнению твоих обязанностей; чтобы сердце твое было равнодушно к драгоценнейшим для тебя связям, и в тоже время было согрето любовью к призрению нищих, к заступлению притесняемых, к облегчению судьбы страждущих!

Подвиг, воистину, неудобоносимый! Но благодать Божия в немощи совершается (2Кор. 12:9)! а ты, избранный общим доверием, говоря языком Писания, на сие родился, и на сие пришел в мире (Ин. 18:37), чтобы служить общей пользе и устроять благо человечества. Это бремя сроднилось с кровью твоего происхождения, так что ты в пеленах еще обречен на подвиги человеколюбия. Души высокие, проникнутые любовью к Богу и человечеству находят высочайшее блаженство в устроении народного счастья, в созидании общего блага, в защите слабого от руки насилия, в покровительстве гонимой невинности, в благопризрении сирот и вдовиц бесприютных, в облегчении жребия нищеты, удрученной бедствиями. Что же как не высокие свойства душ наших, как не личные добродетели поставляют вас ныне на чреду служения общему благу? И вот на вас обращаются уже взоры целой – здешней – области, взоры меньшей братии вашей, взоры сирот и вдовиц бездомных, взоры страждущих под бременем горести и злоупотребления силы! Их надежды, стоны и воздыхания говорят сильнее всякого слова. Они вопиют к вам, подобно тому, как некогда взывали Египтяне к Иосифу патриарху: теперь жизнь наша в руках ваших (Быт. 47:25)! Вы отцы и покровители наши: мы братья и дети ваши! Мы вас выплакали у неба: не допустите, чтобы мы плакали на вас перед небом. Бог уподобил вас возвышенным горам, из коих исходят реки и источники: мы – поля и долины, засохшие от бедствий, жаждущие животворных вод, коими должно напоить нас ваше сострадание и человеколюбие. О, да восприимут горы мир людем и холми правду нищим людским (Пс. 71:3)! Промысл возносит вас на высокие достоинства, не с тем, что бы вы искали своих выгод; но для нас, меньшей братии вашей! дайте же нам мир и правду; воззрите оком сострадания на наши нужды, не охватите вашего слуха от воплей нищеты и безпомощности нашей, усладите своим участием горести наши!

И ваши, высокопочтеннейшие мужи, любвеобильные сердца горят желанием оправдать надежды и ожидания ваших сограждан; а в залог ваших благих намерений вы представляете вечные надежды души своей, – призывая во свидетели правоты предстоящих вам действий Бога истины и правды! Он видит ваше сердце, знает ваши помышления и ниспошлет вам вседействующую благодать свою к исполнению ваших обязанностей. Аминь.


Источник: Слова и беседы Анатолия, архиепископа Могилевского и Мстиславского : в 2-х част. / Ч. 2. Слова и беседы на воскресные дни и по особым случаям. - Санкт-Петербург : Тип. Я. Йонсона, 1854. - 552, III с.

Комментарии для сайта Cackle