Азбука веры Православная библиотека митрополит Анастасий (Грибановский) Жизнь и деятельность высокопреосвященнейшого митрополита Анастасия

Жизнь и деятельность высокопреосвященнейшого митрополита Анастасия

Источник

(К 50-летию священнослужения и 75-летию жизненного пути)

Митрополит Анастасий – в мире Александр Алексеевич Грибановский – родился 6 августа 1873 г. в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Карамзиной), и потом отец были священниками.

По окончании Тамбовского духовного училища, а потом духовной семинарии, он был на казенный счет послан в Московскую духовную академию, ректором которой был в то время Архимандрит Антоний (Храповицкий – впоследствии Митрополит Киевский), а инспектором сначала Архимандрит Григорий (Борисоглебский), а потом Архимандрит Сергий (Старогородский – впоследствии Митрополит и Патриарх Московский).

Почти через год по окончании академического курса, в апреле 1898 г., он был пострижен Тамбовским Епископом Александром в Тамбовском Казанском монастыре в монашество с именем Анастасия. 23 апреля был посвящен тем же Преосвященным во иеродиакона и вскоре затем во иеромонаха. В августе того же года Ректором Московской Духовной Академии, Архимандритом Арсением (впоследствии Митрополитом Новгородским) был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в каковой оставался 2 года.

В 1900 году был назначен инспектором Вифанской духовной семинарии (близ Троицкой лавры), а в июле 1901 года, по представлению Митрополита Московского Владимира (вопреки проникшим в печать неверным сведениям, он не был родственником последнему, как и Епископу Михаилу (Грибановскому), хотя происходил из одной губернии с ним), был переведен на должность Ректора Московской семинарии после посвящения во епископа его предшественника Архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан Архимандрита. После 5 лет службы в Московской семинарии, был назначен Епископом Серпуховским, викарием Московской епархии, каковым до него был Епископ Никон, переме/с. 16/щенный на вологодскую кафедру (впоследствии бывший Членом Государственного Совета). Хиротония его состоялась 29 июня в Московском Успенском Соборе, а место пребывания ему было указано в Московском Даниловом монастыре, где жил и его предшественник. В круг его обязанностей входило, кроме совершения очередных праздничных богослужений в Большом Успенском Соборе, храме Христа Спасителя и многих других Московских монастырях и храмах и посещение приходов епархии по поручению Митрополита, заведывание духовно-учебными мужскими и женскими заведениями, наблюдение над преподаванием Закона Божия в светских школах Замоскворецкого района, председательство в миссионерском Братстве Митрополита Петра, руководство работами Комиссий по устройству церковных торжеств прославления Святителя Гермогена, празнования 100-летия Бородинской битвы, 300-летия царствования Дома Романовых, в участии в благотворительной работе разных церковных и общественных организаций в заведывании комиссией чтений для рабочих и ея издательством и т. п.

В должности викарного епископа он оставался до мая 1914 года, когда в бытность уже Митрополитом Московским Митрополита Макария, был назначен на кафедру Епископа Холмского и Люблинского, освободившуюся после перевода Архиепископа Евлогия на Волынскую кафедру. Через полтора месяца после его прибытия в Холм началась великая война, и весь этот край оказался в пределах фронта. Вследствие этого, кроме занятия чисто епархиальными делами, он значительную часть своего времени должен был посвящать посещению действующей армии Юго-Западного фронта, за что был награжден орденом Св. Владимира II степени и Св. Александра Невского с мечами. Ход военных событий заставил его в половине 1915 года эвакуироваться вместе с Епархиальным Управлением из Холма внутрь России. Поселившись временно в Москве, в Чудовом монастыре, он оттуда часто выезжал в Петроград по делам своей разсеянной паствы и посещал холмских беженцев в местах их разселения в приволжских губерниях и далее за Уралом. В конце 1915 года он был перемещен на Кишиневскую кафедру, после оставления ея Архиепископом Платоном, назначенным Экзархом Грузии.

Вскоре возник новый Румынский фронт и Архиепископ Анастасий снова оказался в непосредственном со/с. 17/прикосновении с театром военных действий, требовавшим от него частых посещений военных частей для пастырского одушевления их в дни военной страды (в сан Архиепископа епископ Анастасий был возведен в 1916 г.).

В августе 1917 года он выехал из Бессарабии в Москву на созванный тогда Всероссийский Поместный Собор. Участвуя вместе с другими епископами в общей работе Собора, он состоял, кроме того, председателем Хозяйственного Отдела Собора и возглавлял Комиссию по устройству торжества избрания и настолования (интронизации) Патриарха. После реорганизации Высшего Церковного Управления, был избран Членом Священного Синода и одновременно Высшего Церковного Совета. В марте 1918 г. Святейшим Патриархом и Синодом был награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.

В октябре 1918 г. с благословения Патриарха Тихона, выехал из Москвы в Одессу в надежде возстановить прерванные сношения с Бессарабией, занятой Румынией. Возврат в Кишинев оказался, однако, для него невозможным, в виду усиленной румынизации, которую стало проводить там Румынское правительство и особенно вследствие поставленного ему румынскою церковною и гражданскою властью категорического требования выйти из канонического подчинения Русской Церкви и войти вместе с Кишиневской епархией в состав Церкви Румынской, на что отнюдь не соглашался Святейший Патриарх Тихон и что было неприемлемо для самого Архиепископа Анастасия, не желавшего порывать канонической связи с Матерью Церковью.

В виду угрожающего положения Юга России, в 1919 г. Владыка должен был выехать из Одессы в Константинополь. Возвратившись на короткое время в Россию, он посетил Новороссийск, Ростов и Новочеркасск, где вошел в сношение с Высшим Церковным Управлением, возглавляемым Митрополитом Антонием, исполнял некоторые его поручения и в 1920 году снова выехал через Одессу в Константинополь, где ему было поручено управление православными русскими общинами Константинопольского округа. Число последних здесь чрезвычайно возросло после великого исхода армии Врангеля и с нею множества других русских людей, не пожелавших подчиниться Советской власти.

В 1921 году, по поручению Высшего Церковного Управления, посетил Афон и Палестину, с целью ознаком/с. 18/ления с положением афонских монастырей после войны и особенно с состоянием Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, экономические дела которой были совершенно разстроены военными потрясениями, оставившими свой тяжелый след и во внутренней жизни имеющихся в Палестине русских женских монастырей.

В 1923 году Архиепископ Анастасий присутствовал в качестве представителя Русской Церкви на т. наз. «Всеправославном Конгрессе», созванном Патриархом Meлетием в Константинополе. Вследствие последовавшего потом неблагоприятного поворота в отношениях Вселенского Престола к Русской Церкви и Патриарху Тихону, имя которого Константинопольский Патриарх запретил возносить в русских приходах в Константинополе, и запрещения сноситься с Архиерейским Синодом заграницей, он, после Пасхи 1924 г., вынужден был покинуть Царьград и выехать через Францию в Болгарию, где принимал участие в освящении Александро-Невского Собора в Софии, а потом переехал в Югославию, для участия в очередном Архиерейском Соборе. По поручению последнего, он отправился в Иерусалим, в качестве наблюдающего над делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Посетив предварительно Лондон для переговоров с представителями английского правительства, имевшего тогда мандат на управление Палестиной, он прибыл в Св. Землю в декабре 1924 г. и оставался здесь потом в течение 10 лет, выезжая ежегодно в Сремские Карловцы на Архиерейский Собор, а также иногда в Сирию, для посещения Патриарха Григория VII, и его преемника, Патриарха Александра.

Отсюда он ездил также во Францию, для переговоров с Митрополитом Евлогием, после его выхода из юрисдикции Архиерейского Синода. Из Палестины он совершил паломничество на Синай, где настоятельствовал Архиепископ Порфирий.

Во время Собора 1935 г. он принял участие в нарочитом совещании, устроенном Патриархом Варнавой для возстановления единства в Зарубежной Церкви, в состав которого входили также Митрополиты Евлогий и Феофил и Епископ Димитрий (Вознесенский) в качестве представителя Дальне-Восточного округа: на нем было выработано Временное положение об управлении Русской Церковью заграницей.

Тогда же он возведен был в сан Митрополита /с. 19/ и оставлен на постоянное пребывание в Сремских Карловцах, в качестве помощника Блаженнейшего Митрополита Антония.

По кончине последнего, последовавшей 28 июля 1936 г., он был избран Собором Епископов преемником Митрополита Антония по должности Председателя Архиерейского Собора и Синода.

В 1938 г., в Сремских Карловцах, под его председательством, состоялся Всезарубежный Собор Епископов, клира и мирян, деяния которого были напечатаны отдельным изданием.

С перемещением Архиерейского Синода в Белград, сюда переехал и его Председатель, Митрополит Анастасий, управлявший одновременно, на правах епархиального епископа, русскими приходскими общинами в Югославии. Здесь он провел и первые годы войны, повлекшей за собою германскую оккупацию Белграда и всей Югославии.

Приближение советских войск к границам Югославии заставило его в сентябре 1944 г. эвакуироваться вместе со всем составом Архиерейского Синода и его канцелярии в Германию, где он имел пребывание сначала в Вене, потом в Карлсбаде и в Фюссене.

После прекращения войны, он переехал в Мюнхен, где имел свое пребывание и прибывший туда Митрополит Берлинский и Германский Серафим. Здесь ими был хиротонисан во Епископа Архимандрит Александр (Ловчий), назначенный викарием Германской епархии. В сентябре того же года, Митрополит Анастасий выехал в Женеву для непосредственных сношений с представителями других зарубежных епархий и приходами, непосредственно подчиненными Архиерейскому Синоду, что было невозможно осуществить из Мюнхена, по обстоятельствам военного времени отрезанного в то время от всего мира.

В Швейцарии он оставался в течение 7 месяцев. По его приглашению сюда прибыл Епископ Детройтский Иероним, вместе с которым им были совершены две архиерейских хиротонии – Архимандрита Серафима (Иванова), назначенного Епископом Сант-Ягским, и Архимандрнта Нафанаила (Львова) – ныне Епископа Брюссельского и Западно-Европейского.

К Пасхе 1946 г. он возвратился в Мюнхен, где вскоре, 23 апреля, им созван был Собор Зарубежных Епископов, в котором приняли участие и епископы Автономной Украинской и Белорусской церкви, на одина/с. 20/ковых правах с представителями других округов.

С тех пор местом пребывания Архиерейского Синода и вспомогательных учреждений при нем стал Мюнхен, откуда он сносится через своего Председателя со всеми заграничными церквами, находящимися в Европе, Африке, в Сирии и Палестине, в Северной и Южной Америке, в Австралии и на Дальнем Востоке и объединенными под его юрисдикцией.

В настоящее время деятельность Синода и его Председателя направлена по преимуществу на облегчение и урегулирование дела переселения русских православных беженцев в заокеанские страны и на организацию церковной жизни на местах их поселения, для чего созданы три новые самостоятельные епархии в Аргентине, Парагвае и Австралии.


Источник: Жизнь и деятельность высокопреосвященнейшого митрополита Анастасия (К 50-летию священнослужения и 75-летию жизненного пути) // Церковная Жизнь (Мюнхен). 1948. № 6-7. С. 15-20.

Комментарии для сайта Cackle