преподобный Аммон, епископ Антинойский
Нравственно-аскетические труды
Христианский подвижник, автор уникального памятника древнемонашеской письменности «Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора».
Биография
Предварительные сведения
Преподобный Аммон Антинойский почитается Церковью как один из виднейших христианских подвижников, живших в период с тридцатых годов четвертого по начало пятого столетия.
Несмотря на значительность его аскетических подвигов, на его очевидную святость в очах Вседержителя память верующих донесла до нас лишь немногие сведения о его жизни и деятельности. Нам неведомы ни обстоятельства его плотского происхождения (рождения), ни история опыта его общения с Богом. Даже о руководстве им Антинойской епископской кафедрой говорится не иначе как в предположительном ключе.
Прежде всего он известен христианам как автор памятника о монашеской жизни святых Пахомия и Феодора. Стиль этого литературного произведения, метод изложения материала, дают повод видеть в нём человека внимательного, начитанного и образованного. Кроме того послание свидетельствует об Аммоне как о ревностном христианине, послушном Церкви, смиренном, кротком, зрелом в духовном и нравственном отношении.
Наряду с личностной характеристикой памятник предоставляет нам ряд ценных сведений о биографических фактах Аммона Антинойского.
На пути к монашеству
Малой родиной Аммона была Александрия. Здесь он родился, рос и воспитывался в языческой семье.
В семнадцатилетнем возрасте он принял Святое Крещение. Посещая храм Божий, стал свидетелем проповеди святителя Афанасия Александрийского, пламенного христианина, ортодоксального мыслителя, стойкого и ревностного архиерея.
Возвышенная речь Афанасия о блаженной жизни монахов и девственниц, отстранившихся от мирских благ, оставивших всё и последовавших за Небесным Учителем, о Вышнем Граде, ожидающем праведников, так вдохновила его, что вскоре, не без помощи Божьей, он уже не представлял для себя иной жизни, кроме монашеской.
Однажды, на одной из городских улиц, Аммон познакомился с фиваидским монахом, увлекся его разговорами и едва не склонил себя к мысли пойти вслед за ним. Между тем, проявив должное благоразумие, он поведал об этом желании священнику Павлу, служившему в церкви «Пиерия». Однако священник вместо благословения выразил предостережение: раскрыл Аммону глаза, поведав, что уловивший его монах — еретик.
Убедив Аммона не доверяться еретику, отец Павел благословил его отправиться в один из расположенных в Фиваиде Пахомиевских монастырей — Вау (Пабау, Певоу), к блаженному Феодору. При этом он поручил его двум сопровождающим, Феофилу и Копру, прибывшим от святого Феодора с посланиями к святителю Афанасию и возвращавшимися назад.
Когда они прибыли на место, к обители, где подвизался святой Феодор, тот удостоил Аммона личной беседы, предложил переодеться в надлежащую одежду и ввел его в монастырь. Это событие датируется 351-м годом.
Попав в обитель, Аммон стал свидетелем душеполезного диалога блаженного с монахами. Из этого краткого эпизода Аммон понял, насколько мудрым подвижником является Феодор.
Братия приняли Аммона с радушием. Святой Феодор отдал его под наставничество двум подвижникам, Феодору Александрийцу и Авсонию. Под их руководством Аммон совершал в монастыре свои первые шаги, изучал Священное Писание, учился азам аскетического делания.
Он не раз становился свидетелем чудес, совершаемых по молитве блаженного Феодора. Это способствовало укреплению его веры. Постепенно, в трудах и молитвах, Аммон набирался мудрости и духовного опыта.
Дальнейшая жизнь
В приютившей его обители Аммон подвизался на протяжении трех лет (впоследствии он отзывался о ней в самых тёплых, сердечных выражениях). Но Промыслом Божьим ему суждено было оставить этот монастырь.
После того как Аммон покинул обитель, чтобы отправиться в Александрию с визитом к родителям, он, с благословения Феодора, отправился в Нитрию. Что послужило первопричиной этого шага, неизвестно.
Ясно, что выбор на Нитрию пал неслучайно: в те времена среди нитрийских монахов было немало святых, духоносных отцов; жизнь нитрийских подвижников отличалась строгой аскезой. Предаваясь там суровым аскетическим подвигам, Аммон украсился добродетелями, удостоился звания епископа и достиг преподобия.
К сожалению, этот период его деятельности скрыт покрывалом времени. Какой именно епископской кафедрой он руководил, сказать трудно. Есть основания считать, что он служил епископом Антинои Египетской.
Творческое наследие
В последние годы четвертого века преподобный Аммон Антинойский, руководствуясь желанием Александрийского Патриарха Феофила ознакомиться с образом жизни святого Феодора, блаженного Пахомия и руководимых им иноков, составил по этому поводу специальное сочинение: Послание об образе жития и отчасти о жизни Пахомия и Феодора. С тех пор это сочинение почитается как одно из лучших произведений аскетической литературы.