Материалы для истории Русской Церкви

Источник

Содержание

А. I. Письма митрополита новгородского Никанора Клементьевского к епископу-викарию старорусскому Антонию Шокотову (1851–1852) 1 2 3 4 5 6 7 8 II. Письмо Ст. Надвроцкого к преосв. Антонию Шокотову, епископу оренбургскому (1856 г.) Б. Автографы юрьевского архимандрита Фотия  

 

А. I. Письма митрополита новгородского Никанора Клементьевского к епископу-викарию старорусскому Антонию Шокотову (1851–1852)

Сколько нам известно, в нашей церковно-исторической литературе не обнаружено особенного внимания к личности митрополита Никанора Клементьевского, – типические его черты, как иерарха, занимавшего некоторое время наивысший пост в русской церкви, и как человека, – остаются мало известными, чтоб не сказать совсем неизвестными. Роясь в некоторых литературных памятниках нашей старины, мы натолкнулись на человеческий облик Никанора – и он показался нам очень симпатичным. Именно – в бытность свою епископом калужским (1831–1834), Никанор выказал самые хорошие человеческие отношения к одному кишиневскому изгнаннику – игумену Антонию Жужинскому. Этот игумен Антоний был сначала инспектором кишиневской семинарии; но потом по разным наветам, будучи обвинен епархиальным начальством в строптивом и беспокойном характере, – был переведен на должность инспектора же семинарии в Калугу. Никанор обласкал опального игумена, как отец, и этим доставил ему великое утешение среди постигшего его, совершенно незаслуженно, горя от неправды людской. Об этом эпизоде мы узнали из писем игумена Антония на родину – в Кишинев, и расскажем о нем подробнее в другое время и в другом месте. Теперь, как материал для биографии Никанора, предлагаем письма его в бытность митрополитом новгородским и с.-петербургским к своему викарию – епископу старорусскому Антонию Шокотову. В письмах этих есть данные как для характеристики иерархически-правительственной деятельности Никанора, так и для истории новгородской епархии.1

1

Ваше преосвященство,

Скорым прибытием в Новгород вы много утешили и успокоили меня. Теперь не всякое дело, и не всякая просьба будет поступать ко мне. Тяжесть трудов вы разделите со мною.

Мне очень приятно видеть ваше преосвященство, и побеседовать с вами о делах общего служения нашего. Прошу вас прибыть ко мне в С.-Петербург к 10 числу сего месяца, если не встретите препятствия. Помещение приготовлено для вас, и прогонные деньги получите в свое время из конторы архиерейского дома.

С истинным почтением и братскою любовью есть вашего преосвященства усерднейший слуга Никанор м. новгородский и с.-петербургский.

Февр. 5; 1851 года.

2

Усерднейше благодарю ваше преосвященство за поздравление меня с праздниками, и за ваши братские пожелания.

Об увольнении архимандрита Ефрема2 представлено Св. Синоду. До прибытия нового настоятеля я нахожу нужным поручить управление монастырем новоезерскому архимандриту Феофану.

Если моденский архимандрит3 под судом, то должен устранен быть от должности настоятеля впредь до решения дела; но сего сделать нельзя без донесения Св. Синоду. Объявите консистории, чтобы об устранении моденского от должности пошла ко мне с представлением с утверждения вашего. А между тем о поручении монастыря в управление кому-либо из ближайших настоятелей представьте.

Кроме назначения Сосипатры не представляется другой кандидатки, более достойной занять игуменскую вакансию в Духовском монастыре4. Если назначить в игуменьи другую помимо казначеи, то могут произойти интриги и партии. В пользу казначеи здесь много голосов, да и от ваших есть отзывы. Ее представьте в игуменьи с приложением послужного списка.

Слышу, что венчиковая сумма много уменьшилась противну прошлых лет. Ясно, что дело по сему предмету было ведено без должного внимания и попечения. Члены консистории, особенно секретарь, будут ответствовать за опущение своей обязанности.

На священническое место при кафедральном соборе можно бы определить кого-нибудь из профессоров семинарии с некоторым обеспечением вдову Журановскую в содержании. Но до времени определения священника может прикомандирован быть к собору священник Светлицкий с получением половинной части из доходов и выдачею другой осиротевшему семейству.

С истинным почтением и братскою о Христе любовию есмь вашего преосвященства усерднейший слуга Никанор м. новгородский и с.-петербургский.

Спб., генв. 21, 1852 г.

P. S. Прошу изъявить мою признательность за поздравление меня с прошедшими праздниками оо. архимандритам юрьевскому, иверскому и вяжицкому, о. ректору семинарии и гг. наставникам, кафедральному о. протоиерею и прочим членам консистории.

3

Приближается время отдыха от наших занятий. Я и ваше преосвященство можем воспользоваться этим временем для совещаний по делам службы.

После литургии 3 февраля, что будет в воскресенье, можете отправиться ко мне в С.-Петербург, назначив совершить литургию и молебствие 4-го означенного месяца старшему из архимандритов.

Кирилловский архимандрит Ефрем уволен от должности, и на его место назначен нижегородского Жёлтоводского монастыря арх. Варлаам5, бывший ректор иркутской семинарии, а в Желтоводский перемещён старорусский арх. Иннокентий. Остаётся ещё один – моденский, но и он не усидит долго.

В ожидании личного свидания есмь ваш усерднейший слуга Никанор м. новгородский и с.-петербургский.

26 генв. 1852 г.

4

Поздравляю ваше преосвященство с монаршею милостью. В светлый день св.пасхи всемилостивейше сопричислены вы к ордену св. Анны 1-й степени. Душевно радуюсь, что мой усерднейший помощник удостоился получить звезду.

С 28 года по 41-й год носил я эти знаки. Как старый кавалер препровождаю к вашему преосвященству крест, звезду и ленты, и надеюсь, что по получении высочайшей грамоты вы не оставите их без употребления.

Податель письма есть единоверец, Пошехонев, искусный в древнем иконописании. Ему желательно снять с некоторых древних облачений, хранящихся в софийской ризнице, рисунки. Прикажите ключарю удовлетворить его.

С истинным почтением и братскою любовью есть ваш усерднейший слуга Никанор м. новгородский и с.-петербургский.

Апреля 1 дня 1852 г.

5

Предположил я обновить архиерейские комнаты и оклеить их обоями разных цветов, но не доверяя своим соображениям в деле вкуса, я отправил с сим письмом к вашему преосвященству лаврского архитектора Т.С. Брандта с обойными образцами для соображения, какой цвет и узор наиболее приличествуют той или другой комнате, и для измерения, сколько кусков потребуется для каждой комнаты.

Прошу ваше преосвященство приказать эконому принять господина архитектора, и показать ему всё, что требует исправления по архиерейскому дому, равно и возвратить ему все издержки, какие употребил и употребит, возвращаясь в С.-Петербург. О предположениях архитектора как о приличном украшении комнат, так и об исправлениях по дому прошу преосвященство уведомить меня.

Вашего преосвященства усерднейший слуга Никанор митрополит Новгородский и с.-петербургский.

Апреля 17, 1852 г.

6

По благословлению Божию и с благословением Божьим освятите, преосвященнейший, храм в городе Валдай, когда вам будет удобно. Прихожане усердны, любят благолепие храмов, и благолепное священнослужение. Архиерейское освящение будет для них и утешительно и назидательно.

Эконом должен выбраться из занимаемых комнат, очистить, обмеблировать мебелью из архиерейского дома и передать вашему преосвященству для жительства. Не хотелось бы уступить в своего помещения; но делать нечего! Надобно исполнить обет послушания монашеского и христианского. Предписание передайте конторе.

Вашего преосвященства усерднейший слуга Никанор митр. Новгородский.

Май 1 дня 1852 г.

7

Время, какое избрали ваше преосвященство для обозрения церквей, есть самое удобное и благоприятное. С Богом! Да благословит Он путь ваш благословением мира и спокойствия!

По делу Страхова назначаю вновь преследование, вследствие многих опущений. Депутатом опять назначаю пр. Кострова. Прикажите консистории немедленно выслать к нему билет для проезда ко мне в С.-Петербург по железной дороге. Все издержки по сему случаю будут приняты в своё время насчёт казны. Другим кандидатом не знаю кого назначить. Арх. Игнатий нездоров, и едва ли примет на себя должность депутата.

Не годится ли иверский? Пр. Костров дело знает, и может много помогать ему и облегчать. Поспешите сказать мне мнение ваше.

Препровождаю репорт арх. Варлаама. Рассмотреть его на месте; и сделайте малопослушной и нетрезвой братии строжайшие внушения. О распоряжениях, какие сделаете, донесите мне с возвращением репорта.

Где ныне иеромонах Никон, некогда состоявший под следствием по случаю открытия им якобы мощей Нила сорского? – Слышно, что он большой фанатик. Обратите на него внимание, и прикажите секретарю прислать ко мне справку об означенном Никоне.

С истинным почтением и братскую о Христе любовью есмь вашего преосвященства усерднейший слуга Никанор м. новгородский и с.-петербургский.

Мая 27, 1852 г.

8

Вашему преосвященству предлежит труд самый приятный. Освещая внешний храм вы освятите в то же время несколько внутренних храмов в предстоящих с молитвою и благоговейным вниманием к внешнему освещению. Да споспешествует вам Господь своей благодатью, и устроит вам путь во благо.

В деле о священнике Елпидифорове я не нашёл никакого основания к тому снисхождению, какое делает консистория. Извинить гнусный порог в священнослужителе молодостью и неопытностью, и оставлять на прежнем месте к соблазну и нареканию – значит потворствовать преступлениям. Закон отрешает от места того священника, который дерзнул совершить Богослужение в нетрезвости, и священник Елпидифоров отрешён.

Ваше преосвященство обещали ученику Константинову священническое место в Бельском погосте, а я обещал он ещё в 1849 году студенту Соловьёву в следствие просьбе прихожан, и повторил моё обещание при открытии места, и потому должен назначить в Бельский погост Соловьёва; но чтобы и ваше слово обещания исполнилось, назначаю Константинова на место священника Елпифидорова.

Вопрос о перемещении рек. Никона принят во внимание, и будет разрешён при открытии вакансии, но вопрос о помещении в лавру архим. Вениамина требует предварительных о нём сведений. Клопского игумена рекомендовать можно.

С истинным почтением и братской любовью есмь вашего преосвященства усерднейший слуга Никанор, м. новгородский и с.-петербургский.

Сент. 24 дня 1852 г.

II. Письмо Ст. Надвроцкого к преосв. Антонию Шокотову, епископу оренбургскому (1856 г.)

Степан Надвроцкий был домашним секретарём митрополита Никанора, – и преосв. Антоний свел с ним близкое знакомство, ещё будучи викарием Никанора в Старой Руссе. Приводимое письмо Надвроцкого писано из Москвы, где он находился со своим владыкой во время коронации покойного государя императора Александра Николаевича – в августе 1856 г. Письмо писано непосредственно после коронации и интересно между прочим тем, что сообщает о наградах, полученных некоторыми русскими иерархами по поводу тогдашнего великого праздника русской земли. Впоследствии Ст. Надвроцкий, как видно из другого его письма к пр. Антонию от 28 мая 1861 года, жил в отставке на своей родине – в волынской губернии в доме умершего своего отца – при старшем зяте своем и построил в своей родной деревне кладбищенскую церковь, – на что употребил много хлопот и издержек; потом он перешёл на жительство к меньшему своему зятю священнику Симону Морачевичу – в м. Кульчин, старо-константиновского уезда. Этот взять согласился построить для него небольшой домик и содержать своего родича за небольшую сумму. О дальнейшей судьбе Надвроцкого не знаем. Вот письмо его к пр. Антонию:

Преосвященный владыко, Милостивый архипастырь!

Приношу вашему преосвященству сыновне-искренние поздравления с монаршею милостию6. Радуясь от всей души вашему возвышению, всею душою желаю и молю Господа славы, да не пристает возвышать вас более и более, прилагая силы в подвигах архипастырского служения вашего, знаменитого пользою и ознаменованного ныне честью и славою.

Прошу милостивого прощения, что не писал Долго к вашему преосвященству; не писал от того, что не было ничего утешительного; неприятное же неприятно узнавать, неприятно и сообщать.

Была речь при первом переселении, которого spes pertit, как изволили выразиться ваше преосвященство7. Но иногда и истинно заслуженная похвала не идёт в пользу: нашли нужным оставить, потому де, что очень полезно это для края; а с другой стороны – раскольцы (sic), католики (sic): нужно быть и вашим и нашим. Будет ли так, не знаю. Из рукописи, которую ваше преосвященство получите, последнее частью объяснится8.

Преосв. Христофор перемещён в Вологду9, а на его место – преосв. Платон из Новгорода10; в Новгороде же предназначается чебоксарский11, но последнее ещё не состоялось.

Владыка12 пожаловал орд. св. Владимира I-й ст., митр. Филарету13 – посох, а Иосифу14 орд. св. Андрея; архиеп. Иннокентий15 пожалован членом св. Синода; варшавскому16 – крест на клобуке; рязанскому и полоцкому17 – алмазные знаки св. Александра Невского; симбирский18 – архиепископом; костромскому19 – панагия; казанский20 – митрополитом; самарскому21 – то же, что и вашему преосвященству – св. Владимира 2-й ст.; в Полтаву22 – ничего; более пока не знаю. О.о. архим. Иринею и Мануилу23ордена св. Владимира 3-й ст.; Мельхиседеку24 – крест, украшенный драгоценными камнями; наперстный крест иером. Иннокентию, что в Москве на подворье. Кажется, он известен вашему преосвященству.

О времени выезда владыки в С.-Петербург ещё ничего не известно. Полагаю, выедет после 8 сентября25. Во всяком случае, если позволите ваше преосвященство писать по получении ордена, покорнейшей прошу адресовать в С.-Петербург.

Испрашивая себе святительского благословения и молитв, имею долг быть с глубочайшим почтением и благоговейною преданностью вашего преосвященства всепокорнейший слуга Ст. Надвроцкий.

Сообщ. Лев Мацевич

26 авг., 1856 г.

Новоспасский монастырь.

Б. Автографы юрьевского архимандрита Фотия

В 1869 году, после смерти ординарного профессора Спб. Духовной академии (по кафедре св. Писания) Моисея Александровича Голубева, поступили в академическую библиотеку книги, принадлежавшие покойному профессору. В числе этих книг находится несколько важных тем, что на них сохранилась собственноручная надпись знаменитого архимандрита Фотия. Книги эти составляли дар этого последнего покойному профессору Голубеву, приходившемуся Фотию родным племянником и вместе с тем крестным сыном.

Покойный профессор Голубев родился в Петербурге в несчастный год страшного наводнения. Самое имя его Моисей – тесно связано с этим несчастием. Быстрое и сильное наводнение (1824 года) затопило дом, в котором жили родители покойного Голубева; последние откуда не ждали уже помощи, кроме только от одного Бога; ибо «окна и двери были уже залиты водою и спасения не было». Но вскоре вода начала упадать26. Чудесно спасенному младенцу предназначалось великое поприще – служение науке. Одаренный большими талантами и острым умом, он с малых лет отличался прилежанием, благонравием и особенно любовью к изучению св. Писания. Уже с среднего отделения семинарии (по-прежнему – философского класса), когда ему не было и 16 лет, определилась его научная специальность, именно – изучение св. Писания и отцов-толкователей библейских. В его библиотеке (теперь академической) сохранилась книга, полученная им в этом возрасте в награду за успехи27; на ней рукою бывшего тогда ректором спб. семинарии архим. Афанасия написано следующее: «ученику среднего отделения с.-петербургской семинарии Моисею Голубеву за особенную ревность по классу свящ. Писания. Ректор с.-петербургской семинарии архимандрит Афанасий. 8 июля 1840 г.»28. В богословском (последнем) классе семинарии Голубев писал уже большие сочинения на семы специально по свящ. Писанию; на одном из таких наставником положена была следующая рецензия: «отлично хорошо. Слишком пространно г. сочинитель пишет, – аки река некая разливается, по выражению св. Златоуста. 1843 г. июля 9 дня.». – Нет сомнения, что в развитии, наклонностях и самой специализации умственных способностей этой даровитой личности имел не малое влияние родной его дядя – юрьевский архимандрит. В начале 30-х годов, когда даровитый мальчик был еще 9–10 лет, Фотий уже сделался знаменит своей необычайной ревностью к вере и благочестию. Предугадывая в родственнике своем будущего ученого, он желал дать ему строго богословское направление, внушал ему любовь к изучению слова Божия и дарил ему книги, относящиеся к изучению свящ. Писания29. В одной надписи своей Фотий перечисляет именно эти книги, именно: 1) Славянская Библия; 2) Толкование на Евангелие; 3) Толкование на Деяния апостольские, послания и Апокалипсис; 4) Латинская Библия и 5) Еврейская Библия. На первый 4-х сохранились собственноручные надписи Фотия, которые мы и приведем.

Первая книга с автографом юрьевского архимандрита следующая:

Библия – в лист, напечатанная «третьим по исправлении теснением» в Москве, в 1757 году (7266 г. от Р.Христ. 1757 декабря 29дня)30. На первом чистом листе этой книги сохранилась следующая собственноручная надпись (дарственная) архим. Фотия:

«Во имя Отца и Сына и Св. Духа. благословляю сию Библию рабу Божию отроку Моисею сыну священнодьякона Александра во спасение и в живот вечный: и сие благословление пишу моею рукою священноархимандрическою. Аз достойный раб Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – настоятель обители св. Георгия великомуч. и победоносца и чудотворца священноархимандрит Фотий.

Слыши чадо Моисее, испытуй писания, в их обрящешь живот вечный! Се же есть живот вечный, да знают тебе единого – истинного Бога, и Его же послал еси Иисус Христа. Рече Господь своим ученикам: ищите прежде царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам. Царствие Божие внутрь вас есть. Ищите и обрящете. Аминь. Фотий. 1837 лета, июля 28 дня. Великий Новгород».

Вторая собственноручная надпись архим. Фотия сохранилась на Толковом Евангелии (Феофилакта Болгарского). Книга – в лист, напеч. в Москве, в 1819 г. м. марта 5, 192, 86, 209, 259 и 16 лист.31

В начале на чистом листе находится следующая собственноручная надпись Фотия:

«Священную книгу сию, глаголемую Евангелие толковое, или Благовестник, читаемое в церкви по сея дня, благословляю на пользу и спасение душевное сроднику по плоти, отроку Моисею А. Гол. Священноархимандрит отец Фотий. 1837 года июля 29 дня. Новград. Ю. монастырь».

Третья книга с автографом Фотия есть: Толкование св. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостолов (с Толкованием на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского) – книга в лист, напечатана в Москве второе, в 1768 г. м. марта32. На 1-м чистом листе следует собственноручная надпись архимандрита: «Благословение от отца архимандрита Фотия Моисею Голубеву 1837 года июля 29 дня».

Последняя надпись архим. Фотия сохранилась на латинской библии: Sacra Biblia, sive Testamentum Vetus, et Iniman. Tremellio et Francisco Junio ax Hebraeo latine redditum, et Testamentum Novum: a Theodoro Beza e Graeco in latinum versum. Tiguri. 1764. -в мал. 8, в 2 столбца. На этой-то книге – в начале на чистых листах – собственноручно написано Фотием 7 пунктов (в нумерации ошибка: 5-й пункт повторяется), с разбором разных переводов Библии, а в конце книги, также на чистых листах и собственноручно, написано им Наставление Моисею.

Вот буквальный текст этой замечательной надписи:

«1) Латинская Библия Тремеллия Июния перевод, но неистинная с еврейского в переводе: ибо перевод латинский называемый вулгат, блаженного Иеронима на ветхий завет у латин приемлется за истовый более.

2) Французская же истиннее приемлется де Саси называемая33.

3) Немецких ни одной нет истинной.

4) Еврейской ни единой нет истинной.

5) Греческий перевод истинный с истинного же неповрежденного же еврейского языка, переведенный от семидесяти толковников, в числе коих был и праведный Симеон Богоприимец, во Евангелии упоминаемый.

5) (6) Церковный славянский с греческим 70 толковников и с истинным латинским сходны.

6) (7) Новый перевод библейский не сходен, неистовый».

«Наставление Моисею!

«1) Читай и веруй славянскому переводу Библии при Елисавете и Екатерине и прочих царях, а от библейского общества русского перевода остерегайся. На Псалтирь и Новый Завет, все неистинно и Бытие – с испорченного еврейского, латинского и других еретический переводов».

«2) Читай греческую Библию 70 толковников, и латинскую истинную. Толкований же никаких немецких и других, кроме Златоуста и других святых отец православною церковью принятых не читай, да не заразишися».

«А посему даровал тебе Библию славянскую церковную, и толкование на Евангелие и Деяния и послания к римлянам, коринфянам два, и на Апокалипсис, и латинскую случившуюся для соображения, не истинную Тремеллия, и еврейскую, испорченную же от жидов и лжехристиан».

«А греческую тебе доставлю Библию после. 1837 года. 29 июля. Фотий».

А. Родосский

* * *

1

Нелишним считаем привести вкратце очерк служебной деятельности Никанора Клементьевского и Антония Шокотова. а) Никанор был воспитанник московской славяно-греколатинской академии. Из учителей и проповедников этой академии он в 1814 г., после преобразования ее, назначен был в ней бакалавром церковной истории. В ноябре того же года получил сан архимандрита Вифанского монастыря и должность наместника Троицкой лавры. В 1818 г. определен ректором вифанской семинарии. В 1826 г. он – викарий ревельский. В 1831 г. – епископ калужский. В 1834 г. – епископ минский. В 1840 г. – волынский. В 1843 г. – архиепископ варшавский. В 1848 г. – митрополит новгородский и санкт-петербургский. 17 сентября 1856 г. скончался. б) Антоний Шокотов – магистр первого курса киевской духовной академии – 1823 г. – Сначала был священником в Киеве, а затем, по смерти жены, принял монашество в 1834 г. и был назначен инспектором киевской академии. В 1836 г. – ректор полтавской семинарии. 1841 г. – ректор псковской семинарии. 1850 г. – викарий волгский. 1850 г. дек. 19 – викарий старорусский. 1853 г. – епископ оренбургский. 1858 г. епископ кишиневский. 1861 г. – архиепископ. Умер в Кишиневе в 1871 г. 13 марта. – Письма к нему Никанора списаны с подлинников.

2

Ефрем – с 1842–18452 г. архимандрит Кириллова монастыря, в городе Кириллов.

3

Кесарий – моденский Николаевский монастырь, на реке Моденке, от Устюжны в 30 верстах.

4

Духовской или Духов монастырь в Новгороде. Сначала – мужской; а в 1786 г. женский. – Сосипарта – игумения его с 1853–1856 г.

5

Варлаам Денисов – впоследствии архиепископ черниговский (1866–1871).

6

Пр. Антоний получил орден св. Владимира 2 ст.

7

Пр. Антоний очень тяготился своим пребыванием в Оренбурге и все хлопотал о перемене епархии.

8

Не знаем, какая это рукопись.

9

Еписк. Христофор Еммаусский – был пред этим викарием ревельским.

10

Еписк. Платон Фивейский, впоследствии костромской архиепископ.

11

Никодим Казанцев.

12

То есть митрополит Никанор.

13

Московскому.

14

Иосиф Семашко – арх.литовский.

15

Иннокентий Борисов – арх.херсонский.

16

Арсений Москвин, впосл. Митрополит киевский.

18

Феодотий Озеров.

19

Филофею Успенскому, что впосл. Киевский митрополит.

20

Григорий Постников, – после митрополит с.-петербургский.

21

Евсею Орлинскому – что впосл. архиеп. могилевский, недавно скончавшийся.

22

В Полтаве был тогда епископом пр. Нафанаил Савченко.

23

Мануил – архим. Юрьева монастыря новгор. епарх. 1838–1857. Ириней – архим. Иверского мон.

24

Мельхиседек архим. Вяжицкого м. новг. еп.

25

Недолго жил после коронации митрополит Никанор. Он умер 17 сентября 1856 г. «Христ. Чтен.» №9–10, 1883 г.

26

См. Некролог покойного профессора Голубева в «Христ. Чтении» за 1869 год (т. II, стр. 535).

27

Книга эта следующая: «Слово первое защитительное св.отца вашего Григория Назианзина, по случаю бегства его, по рукоположении во просвитера, в Понте, и возвращения оттуда, – о том, каков есть сан священства, и каков должен быть епископ» (109 стр.) Спб. 1840 г.

28

Дроздов, бывший архиепископ астраханский и енотаевский, скончался 7 дек. 1876 года, на покое: с 1826 года бакалавр Москов. Дух академии, с 1827 по 1836 г. ректор костромской семинарии, с 1836 по 1840 г. ректор рязанской семинарии, с 1840 по 1841 – ректор с.-петербургской дух. Семинарии в «Истории Спб. Д. академии» И.Чистовича – стран. 335, ошибочно показано «из ректоров херсонской семинарии») и наконец – с 21 апреля 1841 г. ректор Спб.дух. академии. Он был первый викарный, носивший титул епископа винницкого. Современники уважали его за большой ум, глубокие и многосторонние познания и за красноречивую импровизацию («Церк. О. Вестник» за 1877 г. №№18–22).

29

Ожидания воспитателя оправдались: даровитый юноша буквально предался изучению слова Божия и сделался по прекрасному выражению его биографа – «светильником науки, всегда горевшим ровно, но пламенем чистым».

30

46 листов, 1744 и 504 столб. И 39 листов («каталога собственных еврейских и проч.имен»). Сопиков (библиография)1, №115. Ундольский (описание староп. Книг) №2262. Это издание совершенно одинаковое с первы изданием 1751 года – с таким же гравированным заглавным листом и другим – портретом импер. Елисаветы. По Сопикову – экземпляр весьма редкий.

31

У Ундольского не упоминается. – Экземпляр полный, напеч. На синей бумаге, страницы в рамке. Переплет книги сафьянный (красного цвета) с золотым образом: на верхней крышке в средине выбиты золотом – изображение четверок, краста и (несколько ниже) литеры: А.Ф.

32

2 листа, 24, 1000 и 32 столб.; затем – 1 лист, 20, 288 и 50 столб. – Ундол. №2517.

33

Sainte Bible contenant l’ancien et le nouveau Testament, traduite en François sur la Vulgate, par Monsieur le Maistre De Saci. Avec de courtes notes pour l’intelligence du sens et prophetique. Изданий этой Библии было несколько, приведенное нами есть парижское издание 1759 ш. in fol.


Источник: Родосский А.С. Материалы для истории Русской Церкви // Христианское чтение. 1883. № 9-10. С. 465-477.

Комментарии для сайта Cackle