святитель Гавриил (Городков)

(29.04.1785–19.04.1862)

Слова и речи

святитель Гавриил (Городков)
святитель Гавриил (Городков)

Архиепископ Рязанский и Зарайский, много потрудившийся для благоукрашения монастырей и храмов рязанской епархии, собиратель древних рукописей.

Биография

Родился в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Иоанна Иаковлевича Городкова и жены его Евдокии Филипповны. В святом крещении его нарекли Георгием. Родители мальчика жили в бедности и известны были кротостью, простотой и богобоязненностью. По воспоминаниям святителя, его отец «не учился в школах семинарских, но учился в школе Христовой – благоверию и благочестию». В 1795 году Иоанн Иаковлевич был рукоположен во священники к Успенскому храму своего села.

С детства Георгий не отличался крепким здоровьем, часто прихварывал, но, по слову апостола, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1Кор.1:27). И действительно, в его слабом теле обитал могучий дух, и неугасимым пламенем горела любовь христианская. Кротость и милосердие соединялось в нем с твердым характером, волей, необыкновенным трудолюбием и тонкой наблюдательностью.

Отроку Георгию пришлось очень рано познакомиться с тяжелым трудом. Он не только помогал отцу в храме, но и в полевых и других работах. Такое воспитание было присуще всем крестьянским детям и детям церковнослужителей. Такой труд закалил здоровье слабого от рождения мальчика. Впоследствии, когда он был уже студентом семинарии, приезжая на каникулы в родительский дом, с удовольствием помогал своим родным на усадьбе, вспоминая свое детство.

Огромное влияние на юного Георгия оказала семья и непосредственно жизнь его отца. В биографии, которую святитель написал собственноручно, он очень трогательно, с большой теплотой и любовью повествовал о своей большой семье и, в частности, о своем отце, у которого была трудная жизнь, полная забот и даже опасностей.

В 1808 году Георгий окончил Рязанскую духовную семинарию. Впереди была жизнь, к которой стремился молодой человек, – священническое служение в приходе какого-нибудь села, духовная помощь ближним, забота о семье, которую он очень любил. Перед окончанием курса в Рязанской духовной семинарии Георгий получил священническое место при Касимовском Вознесенском соборе. Будущий архипастырь земли Рязанской прибыл в этот древний город. Из всех уездных городов Рязанской губернии Касимов был в то время, наверно, самым привлекательным.

Можно предположить, что молодой человек по приезде в Касимов познакомился с тамошним протоиереем Поликарпом Поликарповым Киструсским, его женой Стефанидой Косминичной и всем семейством. Возможно, что семейства отца Поликарпа и Городковых были уже знакомы. Известно, что отец Поликарп предложил Георгию в супруги одну из своих дочерей, скорее всего, старшую – Анну. «Обстоятельства, казалось, благоприятствовали этому делу, и между ними все уже положено было на слове, – чему радовался и отец Городкова, бывший в то время священником.

Но судьбы Божии устроили иначе», – писал об этом протоиерей Стефан Родосский, хорошо знавший святителя. Одно – человеческие желания, другое – Промысл Божий. В 1809 году была открыта Санкт-Петербургская духовная академия, и Георгий в числе лучших был избран к поступлению в число студентов первого академического курса. Протоиерей Стефан Родосский писал, что никакие усилия со стороны самого Георгия, никакие попытки ходатайства некоторых лиц, близких архиепископу Амвросию, не могли отменить этого назначения.

В фонде Государственного архива Рязанской области на Указе Святейшего Синода от 26 ноября 1808 года о посылке от Рязанской семинарии пяти студентов в Санкт-Петербургскую духовную академию стоит резолюция преосвященного Амвросия: «К действительному же по всем изъясненным в нем правилам о избрании, испытании, приготовлении к отправке и о протчем... самых лучших из семинарии нашей студентов поступлению предписать немедля в семинарию...».

В декабре месяце 1808 года Георгий отправился в Санкт-Петербург, дав слово нареченной невесте возвратиться из академии и жениться на ней. Протоиерей Стефан Родосский в биографии святителя отмечает, что Господь готовил Георгия к другим, более высоким целям. Он пишет, что не прошло еще и половины срока, как его невеста по воле его отца была выдана за другого. А Георгий «с того времени почувствовал в себе иное расположение».

Вместе с тем, нельзя со всей очевидностью сказать, что будущий святитель стал задумываться о монашестве из-за того, что его невеста вышла замуж за другого. Выбор жениха и невесты в то время зависел в основном только от родителей, и дети во всем их слушались, тем более дети лиц духовного звания: обычно юноши из «церковников», женившись на дочерях «церковников», занимали потом их места. Скорее всего, Георгий давно задумался о монашеской жизни и происшедшие события, замужество невесты, не дождавшейся его, еще раз уверили его в правильности выбранного им аскетического пути.

Божиим Промыслом Георгию суждено было обучаться при ректоре академии архимандрите Филарете (Дроздове) и инспекторе – архимандрите Филарете (Амфитеатрове), будущем святителе, имя которого также входит в Собор Липецких святых.

Общность духовных идеалов всех трех святителей связала их крепкой и нежной дружбой. До конца своей жизни они обменивались теплыми письмами. Причем Московский митрополит называл Рязанского влaдыку не иначе как «любезнейший брат». Через шесть лет состоялся первый академический выпуск. Георгий окончил академию по первому разряду и по результатам «устного испытания» был представлен к званию магистра. 24 августа 1814 года он был назначен профессором в Рязанскую духовную семинарию. Смиренный и религиозно настроенный, с детства стремящийся к чистоте сердца и помыслов, он жил совершенным отшельником и, не будучи монахом, проводил строгое подвижническое житие.

Желая послужить Господу в иноческом чине, он подал прошение о постриге в монашество. Владыка Феофилакт, зная искренние и серьезные намерения молодого профессора богословия, уже через неделю отправил в Святейший Синод «Доношение» с просьбой о постриге Георгия Городкова и производстве его в архимандрита в рязанский Свято-Троицкий монастырь. 13 октября 1815 года года будущий святитель был облечен в чин ангельский. Наречение Георгия Городкова Гавриилом в честь Архангела-Благовестника было воистину пророческим, ибо всю свою жизнь он посвятил благовествованию Слова Божия, возвещая Евангельские истины не только словом, но и всем житием своим. 16 октября того же года будущий святитель был хиротонисан во иеродиакона, а 22 октября, на праздник «Казанской» иконы Божией Матери, – во иеромонаха. С 27 декабря 1815 года святитель Гавриил, согласно документам Рязанской духовной консистории, приступил к управлению Рязанским Свято-Троицким монастырем.

Освященная стопами преподобного Сергия Радонежского, Троицкая обитель была благодатным местом для жаждущего уединения подвижника. В монастыре святитель постоянно пребывал в трудах, продолжая усердно заниматься науками. Усилил он и иноческие подвиги, стараясь по примеру древних наставников монашеского жития в Русской земле Антония, Феодосия, Сергия Радонежского, быть всегда слугой для братии.

В 1816 году игумен Гавриил был возведен в сан архимандрита. В 1817 году его назначили на должность ректора Орловской семинарии с управлением Орловским Успенским монастырем. Жизненный пример святителя помог многим воспитанникам этой семинарии избрать свою дорогу. Некоторые из них приняли монашество и впоследствии стали ректорами академий и даже архиереями. Из них особое место занимал студент Иоанн Алексеевич Борисов – знаменитый по уму, обширной учености и дару проповедничества святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Их отношения продлятся и в последующей жизни.

В 1818 году архимандрита Гавриила перевели на должность ректора Нижегородской семинарии. При этом сначала ему была дана в управление Макарьевская Желтоводская обитель. К моменту назначения святителя Гавриила на эти должности дела Нижегородской семинарии и Желтоводского монастыря находились в самом плачевном состоянии, но, благодаря неутомимым трудам, вскоре значительно улучшились. Потом он получил в управление первоклассный Нижегородский Печерский монастырь.

20 мая 1828 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга архимандрит Гавриил был хиротонисан во епископа Калужскогои Боровского. По рукоположении святитель Гавриил был «высочайше пожалован полным архиерейским облачением». Просвещенный и деятельный, кроткий и простой архипастырь, своими трудами и молитвами заслужил искреннее уважение верующих. Божие благоволение и заступничество Божией Матери особо проявилось в жизни святого именно в Калуге. В один из Великих постов он страдал изнурительной лихорадкой, и, по его словам, врачи были не в силах помочь ему.

К мукам физическим присоединилась болезнь душевная – скорбь, что он в течение всей Четыредесятницы не совершал богослужений, не мог служить и в наступавшую Страстную седмицу. Сердце его особенно страдало от того, что паства будет лишена умилительного обряда умовения ног в Великий Четверг. В этих благочестивых думах он задремал и в тонком сне увидел старца, который приказал ему отслужить молебен с акафистом пред иконой Владычицы «Милостивой». Это было во Вторник перед вечерней. После молебна владыка уже мог встать и пройти по комнате. Ночью спокойно спал. На другой день, в Среду, дома прослушал все богослужения. А в Великий Четверг сам возглавил службу в соборе и, к великой радости паствы, совершил чин умовения ног. Это исцеление святитель всегда считал чудесным и относил к помощи Божией Матери через Ее икону «Милостивая», которой благословил его Рязанский преосвященный Феофилакт при постриге в иночество. В келье святителя Гавриила перед этим образом теплилась неугасимая лампада.

Зная о высокой духовной жизни Калужского владыки, Святейший Синод решил, что только такой архипастырь, «отличающийся просвещенностью, деятельностью и кротостью», может справиться с великой задачей – возвращением униатов Могилевской губернии в лоно Православия – и сообщил ему о переводе на Могилевскую кафедру. Узнав о столь трудном назначении, владыка заскорбел. Однако Господь через святителя Филарета вновь укрепил его. Московский митрополит написал ему: «...кратко сказать, советую Вам о себе, как можно, следовать указанию Провидения Божия, и не избирать себе своего пути без крайней нужды. Возьмите на путь в Могилев терпение, осторожность, намерение, ищущее не своих си, но яже Господа, и Господь поможет Вам. Не без основания могу сказать Вам, что внимание Государя Императора по особенным причинам обращено на Могилев более, нежели на Калугу, и Ваше действование благоразумное с терпением, твердое с кротостию обратит на Вас взор Его благоволения. Впрочем, молю Бога, чтоб Он Вас и наставлял, и сохранял, поручая и себя взаимно молитвам Вашим».

Последовав совету старшего друга,святитель Гавриил принял послушание, словно из рук Господа. За время пребывания святителя Гавриила на Могилевской земле православие приняли около 60 тысяч католиков. Сама внешность святителя Гавриила: благообразное лицо с большими голубыми глазами, худощавость, тихая походка – располагала к нему. В общении с людьми, особенно инославного исповедания, он избегал укорения, ибо, как говорил сам: «Укорять – значит раздражать, а раздражать – значит уменьшать способность к принятию истины».

После пятилетнего служения в Могилеве святитель был переведен на Рязанскую кафедру. Часть территории нынешней Елецкой епархии входила тогда в состав Рязанской епархии. 21 июля 1837 года преосвященный Гавриил вновь ступил на Рязанскую землю. Городское духовенство с крестом, хоругвями и святыми иконами, при небывалом стечении народа, встречало его на Соборной площади перед Ильинским храмом. Кафедральный протоиерей здесь же вручил ему архипастырский жезл митрополита Стефана (Яворского). Сразу по приезде отеческое сердце владыки было опечалено недавно постигшим город бедствием: он видел дымящиеся развалины домов и лавок, сгоревших при пожаре, истребившем большую часть города. Архипастырь укреплял дух несчастных погорельцев упованием на милость Божию, вливал в сердца утешение и ободрение словами любви и сердечного участия. «Подобные причины посещения Божия, – говорил он, – бывают или за грехи наши, или для того, чтобы в испытуемых явились дела Божии, как и в слепорожденном, упоминаемом в Евангелии. В последнем случае, от вас зависит, любезные мои сограждане, чтобы в постигшем вас бедствии явилось преславное дело Божие. Имейте только веру Божию, молящеся просите, и даст Господь! Бывают скорби, допускаемые Промыслом Божиим, чтобы наша вера и упование на Бога были в нас действенны. Господь умеет удивить милостию своею боящихся Его; имейте же веру Божию, держитесь крепко упования, и – потерянное возвратится с лихвою, и испепеленное воздвигнется еще в лучшем виде. Будьте только благочестивы и богобоязненны, а у Господа Бога много средств, и у Него не изнеможет всяк глагол!».

И действительно, не прошло и пяти лет, как все было восстановлено, раны совершенно зажили, и страшный, опустошительный пожар остался только в памяти. В этот период строились новые здания, обновились почти все рязанские храмы. Начавшееся благочестивое движение продолжалось во все время, пока преосвященный Гавриил управлял рязанскою паствою.

Сие движение было видимо равным образом по городам уездным и по селам Рязанской области, так что постройка новых церквей, распространение их, улучшение и благоукрашение, приобретение во многих городских церквах г. Рязани новых колоколов, от 100 до 500 пудов в каждом, – все это стоило таких капиталов, каких не было употреблено во все в совокупности взятое время предшествующих ему рязанских архиереев, не смотря на то, что многократные неурожаи, даже голод, военные действия, особенно в последние годы правления его, несравненно более тягостны были для народа, нежели при его предшественниках.

Биографы святителя пишут о том, что при возобновлении храмов не было ни одного чертежа, ни одного рисунка, которые бы не просмотрел сам святитель. Об этом свидетельствуют и документы Государственного архива Рязанской области. Например, строительство храма в с. Зимарове Раненбургского уезда, где издревле была чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Своими чудотворениями Зимаровская икона прославилась в холерные 1848, 1861 гг. Она приносилась во многие города и села Рязанской епархии. Существовавший храм сгорел в 1848 г., но чудотворная икона по промыслу Божию и заступничеству Богоматери избежала огня, так как в момент пожара находилась в Скопинском уезде. К строительству нового храма в с. Зимарове Владыка отнесся очень сочувственно. Он предписал учредить особый комитет для сооружения храма, членами которого были священнослужители и местные дворяне.

Особое внимание преосвященного привлек самый величественный храм города – Успенский кафедральный собор, к тому времени совершенно обветшавший. Еще более печальный вид представляла собой недостроенная колокольня перед ним. Владыка обратился к рязанцам с просьбой о пожертвованиях на необходимые работы, и святительская просьба нашла отклик в их сердцах. Уже через три года святитель торжественно освятил колокольню, а в 1857 году, на престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы, преосвященный Гавриил совершил первую службу в благолепном соборе.

Кротость, любовь к людям соединялись в рязанском освященном с твердым характером, необыкновенной работоспособностью, знанием нужд духовенства. Служил владыка всегда благоговейно. На рязанской земле он построил и украсил множество храмов. За время его пребывания в Рязани было завершено строительство соборной колокольни в кремле, перекрыта крыша Успенского собора, главы которого были усеяны звездами по голубому полю и увенчаны крестами.

С именем епископа Гавриила связано еще одно важное событие в жизни верующих – перенесение чудотворной иконы «Знамение» – Корчемной из закрытой к тому времени корчмы. Достойна упоминания история чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Икона та находилась в божнице некой вдовы, одержимой недугом пьянства. Когда же расточила она все свои средства, принесла пресвятой образ в корчму, чтобы обменять на вино. Спустя несколько дней, раскаявшись в своем поступке, она поспешила отдать корчемнику деньги, а икону вернуть. Поставив образ в божницу, на следующий день женщина его там не обнаружила. Она поспешила в корчму. Икона была там. Склонясь пред образом Пречистой, с великим сокрушением умоляла вдова Царицу Небесную не лишать ее Своего покрова. И Господь Бог наш, ищущий обращения заблудших, не отверг ее покаяния и обратил сей случай во спасение ее души, ибо с того дня вдова более уже не вкушала вина.

Прослышав о случившемся чуде, рязанцы стали приходить в корчму, чтобы поклониться святому образу. Корчемник затеплил пред иконой неугасимую лампаду, и пред ней стали совершать молебное пение. Через некоторое время икону перенесли в приходскую церковь, но и оттуда невидимой силой она вновь была перенесена в корчму. В 1850 году корчма закрылась, и чудотворный образ крестным ходом был перенесен в церковь преподобного Симеона Столпника.

Летописи повествуют, что в 1848 году она спасала рязанцев от холеры, от страшного лесного пожара, была всегдашней Заступницей молящимся. В скорбях утешением, в болезнях облегчением. В те годы Рязанский край постигли страшные бедствия: неурожай 1838 года, засуха 1840-го, вспышка холеры в 1848 году – унесли много жизней. Умерло 155 священнослужителей. И все эти годы святитель Гавриил старался облегчить жизнь рязанцев, щедро жертвуя на помощь бедствующим свои средства. Во время голода при архиерейском доме постоянно пекли хлеб, который раздавали нуждающимся.

В трудное время святитель лично явился к губернатору и показал ему кусок черного, как торф, «голодного хлеба», тем самым открыв ему глаза на страшные народные бедствия. По настоятельным просьбам преосвященного Гавриила губернатор Рязани ходатайствовал о помощи перед министром внутренних дел, и совместными усилиями владыки, губернатора и благотворителя Рюмина удалось снизить цену на хлеб в семь раз.

Чтобы избавить от голодной смерти вдов и детей умерших священно– и церковослужителей, владыка распорядился, чтобы Попечительский совет удвоил им пособия и сверх того выдавал единовременные суммы для пропитания. Преосвященный также создал для них училище с полным обеспечением. Призывая благотворителей жертвовать на доброе дело, владыка сам подавал пример многочисленными пожертвованиями как деньгами, так и книгами для библиотек училища. Святитель Гавриил постоянно заботился об ученицах. Ежегодно на Пасху отправлял он свою карету за детьми, чтобы привезти их в Крестовую церковь, а на второй день Пасхи принимал воспитанниц в своих покоях: благословлял, беседовал, угощал, поддерживал добрым советом. Все, что приносили ему попечители – варенье, мед, яблоки, – отсылал «своим сироткам», как нежно называл он воспитанниц.

В 1848 году, во время эпидемии холеры преосвященный благословил совершать особый молебен и крестный ход, в которых сам принимал участие. Преосвященный Гавриил любил поэзию и сам писал псалмы и духовные канты, которые пользовались популярностью среди жителей Рязани.

Интересовался владыка и наукой. Его ученик, святитель Иннокентий Херсонский, регулярно снабжал его новинками богословской литературы. И к современным вопросам Церкви святитель подходил путем историческим, «с осторожностью и осведомленностью ученого».

Архиепископ Гавриил был также замечательным «археологом» и любителем рязанской старины. Именно он обнаружил среди документов Духовной Консистории в 1837 году древние записи, свидетельствующие об основании Переяславля Рязанского (современной Рязани) в 1095 году (в лето 6603). Благоговейное отношение владыки к святыням зримо выразилось в почитании им чудотворного образа Феодоровской Божией Матери. Он сделал все возможное для прославления этой иконы, благословив устроить в честь нее придел в Сергиевском храме Свято-Троицкого монастыря, и на своих руках во главе торжественного крестного хода 24 октября 1852 года перенес чудотворный образ из Борисо-Глебского храма в обитель в освященный в тот же день придел.

В 1856 году святитель Гавриил был вызван в Москву для участия в миропомазании на царство императора Александра II, который за долговременное и усердное пастырское служение» наградил преосвященного Гавриила алмазными знаками ордена святого благоверного князя Александра Невского. В 1858 году владыка ушел на покой и поселился в Рязанском Ольговом монастыре, где проводил время в делах благотворительности. За время пребывания святителя Гавриила в монастыре были выстроены настоятельские деревянные келии, каменная ограда вокруг обители, к алтарю Троицкой церкви пристроили каменную ризницу.

Вскоре он избрал место погребения, повелев рабочим вырыть могилу и выложить кирпичом своды склепа возле правого клироса южного придела Троицкого храма. Во время работ владыка пришел осмотреть место своего упокоения и долго стоял над ним в задумчивости. Затем сказал работникам: «Вы видели, православные, какую честь отдают архиерею в храме Божием? – и, указав на могилу, продолжил: – Вот чем оканчивается всякая почесть земная! Помните, любезные мои, что за гробом, там, – указывая на небо, – встречены будут с почестью одни только добрые дела наши, и уже никогда не будут зарыты в землю!».

С начала 1862 года 77-летний владыка настолько изнемог, что не мог уже подняться с постели. В Неделю Ваий он исповедался и причастился Святых Христовых Тайн, соборовался. С этого времени келейники непрерывно читали возле него то акафист Сладчайшему Иисусу, то канон на исход души, то поклонение Страстям Господним.

7 апреля 1862 года, накануне Светлого Христова Воскресения, святитель Гавриил отошел ко Господу. По распоряжению его преемника, архиепископа Смарагда, погребение святителя Гавриила было совершено в пяток Светлой седмицы в Архангельском соборе Рязанского кремля. Семь дней пребывало тело святого в душном помещении, но никто не заметил ни запаха тления, ни какого- либо изменения в лице. Местные жители рассказывали, что по молитвам покойного святителя прекратились обвалы берега, и монастырю, где он провел последние годы своего земного странствия, больше не угрожала опасность.

16 июля 1999 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Гавриил был прославлен в лике местночтимых святых. 26 октября 1999 года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери были обретены мощи святого Гавриила и впоследствии перенесены в Свято-Троицкий монастырь г. Рязани, где положены в специально устроенную для них раку.

«Собор святых Липецкой земли». Сборник житий Липецких и Елецких святых
Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова.– Липецк, 2013.