74. 1455 г. Повинная Феодосия, apxиепископa ростовского, по случаю неправильного разрешения им поста в навечерие праздника Богоявления
Из сборника синодальной библиотеки № 562, л. 116 об.–118; издана была, по тому же списку , в Ι-м томе Актов Исторических под № 57.
Прощальная грамота Феодосию, apxиепископу Ростовскому, о мясном искушении: понеже прилучися habeчерию Богоявления Господня быти в день недельный, сам разрешил на сыр и млеко и рыбу, и мирским человекам на мясо
Аз смиреный Феодосий, apxиепископ ростовский и ярославский, по диаволю искушению, а по своему скудоумству, или истинно рещи, по невнимательству, паче же и по мнетельству, дерзнух сотворить новоначальственно в церкви Божьей и бесчинство, сопротивно божественным и священным правилам, преданным 2736 Божьим церквам святыми Апостолами и богоносными святыми Отцами, и чрез уставленное узаконоположениe, в святых уставах, Иерусалимском же и в Святой Горы, и в Студитове, и в прочих иных уставах писанное и сице реченное 2737 : «яко аще прилучится, рече, навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня в субботу или в неделю, то не повеленно вам инокам разрешить на сыр и рыбу, а мирским на мясо, но повеленно, по отпущении литургия, нечто мало причаститься скудно от пищи; по вечернем же отпущении, ясти совершенно, но постное ядение, якоже тамо пишет, а не сыр, ни рыбу, ни мирские человеки – мясо». По прилучаю же, якоже ныне прилучися, семи тысяч последнего ста 63-го лета, индикта третьего, навечерию Богоявления Господня быть в день недельный, аз же смиренный и худой, грешный, повеленное по уставу церковному о пениях литургийных и вечерних свершив, и седох за трапезой, и не вем как, по искушению диаволю, или по своему греху, вмени ми ся тако, яко да и сам ямы сыр и млеко и рыбу, и прочим инокам повелел таж ядения 2738 ясть, и мирским человекам мясо. Мнози же прилучишася тогда ту от священников и иноков, и от мирских благоразумных человеков, много возбраняху ми таковых не творить; аз же, обьят дьявольским искушением, а своим грехом, не послушах их, ни внимах глаголам их, и отвещах им токмо единой речью, недельным днем, не ставя себе греxa. И тако сотворися мной грешным таковое новоначальственное в церкви Божьей злое бесчинство. Господин же наш и господарь, и общий отец и пастырь и учитель наш Иона, митрополит киевский и всея Руси, по своему святительскому долгу, попечение имея о многогрешной моей душе, что бых в века душой не погибл, ни в бесконечных бы вечных муках во адовой пропасти не был, да собрав о себе божественный и священный собор, о Святом Духе своих сынов и сослужебников, руссской митрополии епископов 2739 , суздальского епископа Филиппа, рязанского Ефросима, коломенского Геронтия, и архимандритов и прочее священство (собеседоваше же тогда с ними на том священном соборе и великий государь земской, великий князь Василий Васильевич всея Руси с своим синклитом), да и по меня по грешного и по грубого послали. И воззря в божественные и священные правила и во уставленно, от закона положенные писания, да меня смиренного от святых своих учений духовне много наказали. Аз же грешный Феодосие, пришед в чувство и поуразумев свой злой грех и свое преступление, и от усердства всей душой со многими слезами покаяхся, и каюся, и до конечного издыхания имею каяться о том о своем сотворенном злом новоначальстве, и проклях его, и проклинаю, и имам проклинать его и до своего исхода: а верую в Троицу, в Отца и Сына и Святого Духа, в неже и крещение приях, потом же и иноческий образ и 2740 священнический чин и святительский великий сан приях, и о том преданными 2741 церкви Божьей божественными и священными правилами и святыми узаконоположенными писаниями укрепляюсь, и почитаю о всем и облобызаю их, и в том пребываю и до скончания своего живота. А через то преступлю ли что, или словом, или учениями, или делом, или в смущение кому буду чем от сего времени в вере, через божественные и священные правила и чрез уставное узаконоположение: и те святые правила меня грешного и осудят, по моим делам, в страшный и грозный и судный день второго Христова пришествия. A cию грамоту аз смиренный Феодосие, архиепископ ростовский и ярославский, сам на себя написах.
* * *
В подлиннике преданного.
В подлиннике писанного, реченного.
В подлиннике ядение.
Так поправлено в подлиннике из владык.
В подлиннике стоит тут в – лишнее.
В подлиннике преданная.