Источник

42. 1416 г. сентября 23. Его же грамота Псковичам против стригольников

Из рукописи Румянц. Музея № 204, л. 406 об.–412; сверена со списком, находящимся в Синод. Сборнике № 562, л. 319–324, по которому издана была в I томе «Актов Исторических» под № 21.

А си грамота о стриголничех

Благословение Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Псков, о Святом Духе детям моим, посаднику и тысяцкому 1839 , и старым посадником и тысяцким, и всему священническому и иноческому чину, и всему христоименитому Господню исполненью, святому людству, обретающимся всем в богоспасаемой державе псковской. О чада о Господе возлюбленные нашего смирения! Много уверенье и пользу душевную имею 1840 , слыша ваше 1841 благочестие; но еже 1842 слышах от писанья ваших священников о 1843 отлучающихся Божьего закона и православия, зовомых стригольниками, и смути мя, чада мои, скорбь о сем не мала, и не усыпающ о сих ум имею и поисках в божественных правилах, и 1844 пишу вам и ради тех 1845 уверения, еже среде вашей православной веры суть тии 1846 зовомые стриголники 1847 , помраченные прелестью дьявольской и ослепленные злобой 1848 лукавства своего, и не видят 1849 света истинного Христа, ни разумеют праведных судеб его, и не сведят 1850 истинных путей его. Ино 1851 , сынове, и сами ведаете по божественному писанию, колико шатание и неистовство и укор и мятеж, бывший преже нa истинную и на православную христианскую веру и на Божью церковь от несмысленного и суетословного и бесстыдного Apия, и Hecтория, и Македония, и Севгира, и Манента, и Оригена и прочих проклятых; и тии окаянные пагубу 1852 токмо себе исходатаивше и огнь вечный себе приобретше 1853 , уготованный диаволу и аггелом его; а церкви Божья, утвержденная Богом и данным нам законом новым, и огражена повелениями апостольскими, и укрепляема божественными 1854 святых Отцов правилами семи соборов, и светится паче солнца, яко сущее небо земное украшена, и красящеся 1855 непобедимым благолепием православия. И глаголет убо о сих правило 31 [святых Апостолов] 1856 : «Аще, рече, кто от пресвитер, ничтоже сведый зазорство своему епископу, ничтоже о благочестивой вере погрешившу благочестиву ему бывшу убо 1857 к Богу, к человекам же праву сущу, восхочет же любоначальства ради низринуться, и особь водрузит 1858 жертвенник, и собор творя и службу, таже в первых и в других и в третьих крат воззван будет от своего епископа от таковой прелести, и не послушает, но пребывает в том же злочестии, сам убо, яко любоначальник и мучительное дело являя пребывает, да извержен будет: и иже с ним единомысленники, аще убо клирики суть, и тии да 1859 извержены будут; аще ли миряне суть, да отлучены будут». Явленне убо есть от сего, да аще священническому чину возбраняют правила святых Апостолов и вселенские святые соборы и проклятью предают, колми же паче мирского человека возбранять повелеваем, не смеять таковая дерзнуть замышления, понеже мирянин не имеет никакового сана священнического, но пребывает под послушанием 1860 церковных правил, овца 1861 сущи словесна, того ради и высшему мучению достоин есть. 1862 Не достоит бо от своего епископа отметаться или отскакать клириком, и зазор держать, яко нечестиву ему сущу названу, или обидливу, аще ина 1863 и хулнейша кто имать 1864 глаголати на епископа, или на священника, не подобает отлучиться кому от приобщения 1865 их, дóндеже убо будет испытный суд, и сего извержение 1866 : не человеческий бо дар, но Святого Духа, еже 1867 ради недостойных подаваться обыче тем, иже с теплой верой просящим 1868 : всех 1869 бо, рече, Бог не поставлять, во всех же действует». Таяжде и еже в Антиохии 5-е правило рече, приложив 1870 , глаголя: «Иже по извержению в возмущении 1871 пребываяй, церковь Божью раскаляя, от мирской власти да уцеломудрен будет; согрешающих бо, рече, а не покорившихся престать от такового зла, властелем повелеваем предать 1872 , смирить их казнью». 13-е же правило первого и второго собора рече: «яко еретического плевела прόрасти, рече, от меча духовного корение их отсечено бысть, такоже и раздрушников 1873 шатания, иже Христово тело разделять начинающих, мы повелеваем отсечь и отринуть. Иже аще кто от благочестивых о 1874 сих реченных вещах зазор имеет от своего епископа, яко всякого зла и неправедного деяния имущу ему житие от явления 1875 , якоже и апостольское, правило обдержит, и начнет отлучаться приобщения своего епископа, преже даже не явлене бывши его вине на соборе, сих отнюдь заточить повелеваем 1876 , дóндеже своего злодейства поправше, и к своему епископу обратятся. Аще ли же отнюдь в своем злонравии пребывают, проклятию предаем». А иже в Гагре собора 6-е правило 1877 глаголет: «Иже в малом положении церковь Божью смущая и особь себе службу замышляя, без повеления своего епископа, последнему и лютейшему сих проклятию достойны творим 1878 ; понеже бо 1879 речено бысть: «церковь глаголем не храма того созиданного, но исполнение сущее верных; ибо храм, якоже глаголет святой Пилусийский Исидор, собрание верных мужей поистине глаголется». 1880 Но и десятое правило иже в Карфагени глаголет: «Иже безумно особь водрузить храм и служить начнет, проклятию предается, понеже церковную веру и устав вредящу, и к хулению ее стваряет. Мы же преже взываем таковые на обращение к соединению тех, иже раздор творящих церкви Божьи; аще ли не обратятся, но пребывают бесстыдно в своем развращении, сих проклятию предаем, и яко гнилые уды от здравого тела церкви Христовой отсекаем». Многоустная же труба церковная, блаженный воистину Златоуст, еже к Ефесеям указуя послание, таковых пиша, иже расколение церковное творящих, «беседова муж некоторый от святых, рече, глаголя, яко иже таковая творящим, ниже аще мученической крови 1881 сподобится, не может потребить такового греха». В 65-й же главизне того же послания 1882 глаголет сице: «яко иже в ересь впадших и иже расколение творящих Божьи церкви, тавовые же вины повинные творит». 1883

О правиле и о поставлении священническом речено бысть сице 1884 : «Аще в котором граде или в власти, идеже аще случится к которой церкви потребно есть поставить священники, по рассуду и по повелению своего епископа да поставлены бывают, н на свою главизну взирают, рекше на своего святителя». 1885 Сего ради правила, еже о поставлении священническом пошлину давать обычно 1886 , повелительным своим писанием присноблаженного царя Исаакия Комнина, якоже к иным вещам, сия пишет: «Воображает, рече, царство мое, поставление священническое и о правительных древних образ действо творить 1887 , ничтоже лишнее от ставления да не емлемо будет, разве семи златниц: едину убо златницу, егда поставят кого в четци, а три, егда на диаконство, три же, егда на поповство». 1888 Сего устава царева подтверждает сборный суд, бывший от патриарха Михаила, и другое сборное знамение, бывшее от патриарха Николая, такоже повелевающее 1889 , якоже царево писание, толико уставивше даять от поставления. 1890

И вы, сынове, просвещенные благочестием и правдой и наставляемы благодатью всемогущего Бога, поучающеся божественным его заповедям и велениям, а тех помраченных очесы и ушесы уверяйте и наказайте их к истинному пути, да сбудется на них Спасово слово, глаголющее в святом евангелии: «да будет едино стадо и един пастырь». Суетословие же их и прелесть ни в чтоже вменяйте; на истину и на православную христианскую веру возлагают ложное, и на великое Божье священство, вышше ангельского ликостояния; понеже помраченные от помрачения своего глаголюь помраченное, забыша Апостола Павла глаголюща, еже глаголет: «кто воинствует [своими оброками] коли? кто насажает виноград, и от плода его не яст, или кто пасет стадо, и от млека его не яст? Еда к человеку сия глаголет? Ибо сия и закон глаголет; в Моисееве бо законе пишет: не оборотишь вола веръхуща 1891 , ибо достоин делатель мзды своей». И: «еже на пресвитера хулы не приемли, прилежащие же добре попы сугубой чести достойны да бывают, паче же тружающеся в слове и учении. Еда 1892 о волех радит Бог? но нас ради сия глаголет, и нас ради сия вписашася». 1893

И аще ли же, чада моя, тии окаянные, зовомые стригальники, ходяще в суете ума своего, и не обратятся и не уверятся к истинному пути, но уклоняющиеся к своей пагубе, якоже иудеи окаяннные и помраченные и окамененные своими сердцами, ихже и расточи Господь и не даст им отечествия и страны наследия язык, но и мука без конца им есть: и вы бы, сынове, на тех окаянных п нечувственных также сотворили, уклоняющиеся злочестия: отженете их от своей православной веры, да не будет посреди вас, яко у пшеницы плевел. 1894 Прочее 1895 же по лукавствию их сотворит Господь, якоже сам весть, имже и уготовано есть место по лукавствию их, по Спасову слову, глаголющему: «огнь их не угаснет, и червь их не умрет». Праведно убо о сих известуя Апостол Павел глаголет: «се убо глаголю и свидетельствую пред Богом, не ктому вам ходить, якоже и прочие языци ходят в суете смышления их, помраченные умом, вы же не тако: познасте Христа, и не смешайтесь иже таковая деющим; понеже лукавные человеци и волховные предспевают на горшая, прельщающеся и прельщаеми, развратишася в след сатаны». И сего ради, чада мои, пишу вам, да уклонитесь всеми чувствами сих окаянства 1896 ; не ведят бо ся окаянные, что творят, яко же убо о таких Пророк глаголет: «ослепи бо их злоба их, и забыша Бога, створшего их, и возлюбиша, рече, паче тьму, неже свет». И молюсь человеколюбцу Богу о сих, яко да обратятся благочестием и правдой; аще ли же не обратятся, и молюся Господу Богу, да не ради сих окаянствия попустит Господь Бо праведного своего гнева на языки, но знающая его, и да не приткнется 1897 неисцельно что и к вашей православной державе, понеже огражена суть тех злочестия вашим православием; ожидая 1898 бо долготерпеливно человеколюбец Бог обращения их от зол, не хочет напрасно создание свое погубить. Господь же Бог да соблюдет державу вашего всего 1899 жительства о всем добре, и молитва моя и благословенье мое да будет с вами. А дана грамота си нашего смирения на Москве, месяца сентября в 23 день, индикта 10.

* * *

1839

посадником и тысячкым Синод. спис.

1840

и мое С.

1841

слышавше С.

1842

В обоих списках иже.

1843

В подлиннике нет о; в С: от.

1844

и нет в С, и оно лишнее.

1845

тех ради С.

1846

теи суть С.

1847

стригольници С.

1848

прелестью С.

1849

не ведят С.

1850

не видят С.

1851

но С.

1852

на пагубе.

1853

себе приобретше зачеркнуто в С.

1854

В подлиннике стоит тут и – лишнее.

1855

красящися С.

1856

Это и дальнейшие церковные правила Фотий приводит по Синтагме Властыря, лит. Σ, гл. 12 (Σύντ. VI, 450–454).

1857

убо нет в С.

1858

водружить С.

1859

да нет в С.

1860

В обоих списках под слушанию.

1861

овча С.

1862

все С.

1863

ина нет в С.

1864

имает С.

1865

причащения С.

1866

будут испытные, буди и сего извержения С. У Властаря (Σύντ. VI, 451): πρὶν ἄν ἡ δἰ ἀκριβοῦς ἐξετάσεως κρίσις τοῦτον καθέλῃ.

1867

егоже С.

1868

У Властаря: ὄ (ἄγιον Πνεῦμα) καὶ διὰ τῶν ἀναξίων πορίζειν ταὺτην (τὴν χάριν) εἰώθει τοίς θερμότητι πίστεως προσιοῦσι.

1869

В подлиннике всем; исправ. по С.

1870

В подлин. приложи; исправ. по греческому тексту: Τὰ αὐτά καὶ ὁ τῆς ἐν ‘Άντ. ἐ διέξεισι, προσθείς.

1871

В подлин. возмущение; в С: в смущении; У Властаря: θορυβῶν ἐπιμένει.

1872

продать С.

1873

В подлин. раздрушникох; в С: разрушники их; у Властаря: τῶν σχισματικῶν μανίαν.

1874

В обоих списках от.

1875

По-гречески: πάσης δυσσεβείας καὶ ἀδίκου πράξεως ἔχοντος (ἐπισκόπου) τὸν βίον ἐκ διαμέτρου.

1876

Перевод не совсем точен: в подлиннике: τοῦτον ὑποκείσθαι καθαιρέσει κελεύομεν.

1877

В обоих списках: А иже в Гагре 6-й собор.

1878

У Властаря: τῷ περὶ ἐλαχίστου τιθεμένῳ τὴν ἐκκλησίαν, καὶ ἰδίᾳ ἐχχλησιάζοντι, καὶ παρὰ γνώμην ἰερουργοῦντί τοῦ ἐπισκόπου, τῶν ἐσχάτων τιμᾂν ἀξιοῖ.

1879

бο нет в С.

1880

В обоих списках глаголются; исправлено согласно с греческим подлинником: ἐκκλησίαν δὲ, ού τὸν νεών, αλλὰ τὸ τῶν πιστῶν φησί πλήρωμα ό γὰρ νεώς, κατά τὸν Πηλουσιώτην ἄγιon 'Ισίδωρον, ἐκκλησιαστήριον ἄν κυρίως λέγοιτο.

1881

В подлин. мученической крови; в С: мученической кровью; у Властаря: οὺδέ μαρτυρίου αἶμα ἐξαλείφειν δύνατι τὴν ἀμαρτίαν ταύτην.

1882

В подлиннике послание; исправ. по С; но следовало бы сказать толкования.

1883

У Властаря: «τοῦ εἰς αῖρεσιν ἐμπεσεΐν, τὸ τὴν ἐκκλησίαν σχίσαι, οὐδέν ἔλαττον κακὸν δείκνυσιν.

1884

Опять дословная выписка целой главы из Властаря: περὶ κανονικοῦ καὶ τῶν ὐπὲρ χειροτονίας διδόμενων, лит. X, гл. 28. (Σύντ. VI, 514–515).

1885

У Властаря: ‘Еξ αύτῆς τῆς κώμης, ἐν ἢ ἐστιν ή ἐκκλησία, κατὰ ἀναλογίαν τῶν τόπων, κρίσει τοῦ ἐπισκόπου οί κληρικοί χειροτονείσθωσαν, καὶ τὴν οἰκείαν ἐπιγινωσκέτωσαν κεφαλιτιώνα.

1886

У Властаря: χάριν δὲ τοῦ τοιούτου κανονικοῦ, καὶ τῶν ὐπέρ χειροτονίας διδομένων συνήθως.

1887

У Властаря: Τυποῖ γἁρ, φησιν, ή βασιλεία μου, ἐπί τῇ χειροτονίᾳ τῶν ἰερέων, καὶ ἐπί τῷ κανονικῷ τόν παλαιόν ἐνεργείν τύπον.

1888

Срав. № 6 (стр. 92).

1889

В обоих списках следует далее такоже – лишнее.

1890

Отрывок из настоящей грамоты, содержащий в себе узаконение Исаака Комнина, приводится в 89 гл. Стоглава (казан. изд стр. 378–379).

1891

В С: не завяжеши рта волу верхущу.

1892

В подлиннике еже да; С егда же.

1893

В подлиннике вписася; исправ. по С.

1894

В подлиннике пшеница плевел; исправ. по С.

1895

В подлиннике прочие; исправ. по С.

1896

окаянствия С.

1897

В подлиннике преткнется; исправ. по С.

1898

и дая С.

1899

своего.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle