Источник

Распространение христианства в Германии

Успех римских проповедников и особенно Бонифация, умершего мучеником, распространил христианство по всем берегам Рейна и Везера, по всей южной и большей части средней Германии. Римский престол воспользовался обстоятельствами. Проповедников своих и через них всех их преемников на епископстве привязал он к себе особенной присягой, которая до тех пор обозначала только отношения римского престола к епископам подгородным; переменил даже имена их, как будто даруя им новую жизнь (например, Вильброд получил имя Клемента, а Вильфрид – Бонифация); основал епископства и связал их (отчасти по требованию Бонифация) узами митрополитов, освобождая их вполне от всякой власти и влияния со стороны франко-галльского духовенства; наконец, утвердил новую провинцию церковную или новую церковь, независимую от всех других властей и совершенно подчинённую Риму. Это дело было великое и сильно противодействующее завладениям и неограниченным требованиям дружины и её короля-мера.

Многие историки обвиняли пап, требовавших присяги подданства, и новых епископов, принёсших её. Обвинение это нелепо. Смысл присяги был совершенно согласен с законным или обычным отношением юных Церквей к Церквам-родительницам (пример такому отношению находим в донесении Церквей галльских к мало-азийским о своих мучениках): следовательно, и папы, и Бонифаций были правы. Ложна и законопротивна только форма присяги, но этого не понимали ни современники, создания римского духа, ни историки, его бессознательные наследники.

Духовным завоеванием Германии было восстановлено равенство между папой и мером (религиозно-государственным началом и дружиной); но этого равенства не понимали меры. Смелый удар папы Захарии открыл им глаза186. Он поднял против Франков всю южную Германию и прислал своего легата с благословением Петра в народное ополчение. Дети Карла Мартелла, Пипин и Карломан, одержали блистательную победу, но поняли всю опасность борьбы. Они искали мира. Папа согласился. Посредником был Бонифаций, сохранявший всегда свою нравственную чистоту и отчуждение от политических смут и козней мирских. Вражда кончилась перемирием. Новая Церковь сохранила свою независимость, короли – своё право, меры – свою силу, и кельтская Церковь принесена была в жертву примирению. Но этим не мог кончиться тайный спор двух враждебных властей. Дружинный Германский король хотел и должен был стать на место короля народного и римского. Лонгобарды теснили Рим. Папы прибегли к мечу Франков. Мэры продали свою помощь на том условии, чтобы папы предали своих духовных чад Меровингов. Престол папский был спасён, и новая династия села на престол франкский; но, приняв благословение от пап, она вступила в ту же стезю, по которой шли первоначальные Меровинги, и приняла в себя их двойственное значение. Начатое Пипином было кончено сыном его, Карлом Великим.

* * *

186

«Смелый удар папы Захария». Папа поднял Германцев против Пипина и Карломана. Его легат был в их лагере. Об этом обстоятельстве упоминается, кажется, только в мецких анналах под 743 г. Но оно очень важно и, конечно, может послужить объяснением той резкой перемены в политике Франков относительно папы, которая привела к освобождению их от Лонгобардов. Влияние Рима на Германию было так велико в эту пору, что по закону Рахиса всякий, сносившийся с Римом, Францией, Баварией и Алеманией sine jussione regis animæ suæ incurrat periculum et res ejus infiscentur, ср. Кудрявцева – Судьбы Ит. 493 пр.


Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. - В 8-и томах. - Москва : Унив. тип., 1886-1900. : Т. 7: Записки о всемирной истории. Ч. 3. –503, 17 с.

Комментарии для сайта Cackle