Народы средней и северной Азии. Их движение

Азия в самой средине своей была потрясена волнениями, которых отзыв на запад изменил историческую судьбу Европы. Области Халхи и Джунгарий от амурской системы до границ Джагатая были населены ветвями финно-турецкого племени. Их разрозненные семьи, угнетённые другими сильнейшими соседями, стали мало-помалу смыкаться в воинственный союз Уйгуров (или Уир, так же как позднейшие Ойрат, т. е. союзники). Этот союз сначала является в истории китайской под именем Тчессе или Тчешу (вероятно по главной семье) и, кажется, известен был западным писателям под именем Зизигов. В самом начале I века до P.X. уже Тчессе-Уйгуры233, в союзе с другими семьями турецкого племени Гионг-ну, одержали победу над войском китайским; потом они снова успокоились и исчезли на время с поприща истории. Но средней Азии не суждено было уже возвращаться к своей прежней дремотной жизни. Усилившийся Китай, беспрестанно врываясь в её дикие пустыни и поочерёдно покоряя её кочевых дикарей или уступая перед их вольнолюбивыми возмущениями, пробуждал в ней невольную деятельность и вызывал наружу её сокровенные силы. Вместе с войсками Китая проникали в пустыню начала искусственного просвещения, точно так же, как с юга пробивались учения религиозные Шакия-муни, а с запада учения магов (как видно из Хормузды, буддического). Вся бесконечная область с её бесконечно дробными семьями финно-турецкого племени волновалась в нестройных борьбах вещественной и духовной жизни.

Средне-азийское племя вообще составляет одно целое, которое называем финно-турецким, по двум важнейшим семьям. Все языки его относятся друг к другу как наречия (так же как наречия иранские), общий же коренной язык сам относится без сомнения как наречие к обще-иранскому. Критике ещё угодно в этом сомневаться, но просвещённый разум сомневаться не должен. Родство ясно; например, имя для озёр и рек у разных семей нор, гиол (су, явно связывается с санск. нир вода, слав. гирло устье реки, слав. сыр и т. д.). Бесконечное множество дробных наречий происходит от разъединяющей силы пустынь, точно так же, как у Русских в Камчатке составилось в самое короткое время наречие, созданное произволом. Массы наречий происходят от врождённой общительности племени.

Жуанские Татары, северные Сяньбийцы, западные Гионг-ну сталкивались, враждовали между собой, напирали друг на друга, то побеждая, то опять уступая победу; союзы составлялись, рушились и снова возникали, закаляясь в боях и готовя грозу всему просвещённому миру. Так в начале II века до P.X. Гионг-ну нашли на своих западных соседей, бактрийских Ванов, Саков, Гетов и Гунов и принудили их удалиться в восточный Иран, в котором они заменили своею властью временную власть Эллинов; так в продолжение следующих веков те же Гионг-ну принудили большую часть бактрийских семей, живущих в прикаспийской пустыне, передвинуться ещё далее на запад, к берегам Волги. Тут беглецы с востока явились под именем Гунов и Приволжцев (Болгар), основали сильные торговые города, сделались скоро племенем, первенствующим между своих братьев Славян и укоренили индостанскую стихию, принятую ими во время порабощения северного Индостана и восточного Ирана. Так напор Гионг-ну, Китайцев, Сяньбийцев и Жужаней на западные уйгурские семьи заставил их мало-помалу подаваться всё далее и далее на восток, где они смешались с воинственным славянским казачеством Приволжья и стали известны под именами Сари-Уйгуров (жёлтых), Кутригуров, Онигуров и др.

К этому без сомнения относится свидетельство Китайцев о том, что Каотче или Каочам взяли великую силу в земле Ван и Иeфa; к этому же вероятно и рассказ о временном владычестве Чешу или Тче-ссе в Заволжье, т. е. в теперешней Руси.

Так, наконец, когда за-байкальские Сяньбийцы (или Сиан-пи), завоевав северный Китай, воцарились в нём под именем династии Вей и уничтожили царство Лианг, беглецы дома Лианг напали на Уйгурию и завладели ею. Вскоре на них нахлынули силы могучего Тоба-дао из династии Вей, и наконец Чуло-Хан из жужанского дома, опустошив Уйгурию, положил конец отдельному существованию Тчессо-Уйгуров. Большая часть побеждённого и исстрадавшегося народа переселилась опять на запад, смешалась с другими воинственными семьями Приволжья и, наконец, под именем Гунно-Уйгуров (Гуннигур, Унгар, Венгр) или Мадьяр ворвалась в сердце Европы и, опустошив её огнём и мечом, осела на берегах Дуная в искони славянской Паннонии.

Очевидно, что, хотя имя Мадьяр одно хранится у Венгров, как имя их воинственной семьи, имя Унгар не могло быть случайно дано ей всеми соседями, а имело корень исторический и законное основание.

* * *

233

«Уйгуры». Некоторые считают их отдельным племенем (Klapproth: Fundgruben d. Or. 2:167), другие (Schmidt; там же, 6:321) названием общим у Монголов для инородцев вообще. Об отношении ф.-турецких наречий к и.-европ. и последних к семитическим, ср. Cuno: Skythen.

Комментарии для сайта Cackle